Введение 4
1 Состояние вопроса 8
1.1 Обзор конструкций колесных дисков 8
1.2 Возможные неисправности и методы их устранения 14
1.3 Обзор оборудования для правки дисков 15
2 Разработка конструкции стенда для правки дисков 20
2.1 Техническое задание 20
2.2 Техническое предложение 22
2.3 Расчеты основных элементов конструкции 24
2.4 Руководство по эксплуатации стенда для правки дисков 27
3 Технологический процесс правки штампованных колесных дисков 30
4 Безопасность и экологичность стенда для правки штампованных колесных
дисков 32
4.1 Конструктивно-технологическая и организационно техническая
характеристики технологического процесса правки штампованных колесных дисков 32
4.2 Определение профессиональных рисков 33
4.3 Мероприятия по снижению профессиональных рисков 34
4.4 Пожарная безопасность 39
4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого
технологического процесса правки штампованных колесных дисков 43
Заключение 45
Список используемой литературы и используемых источников 46
Приложение А Спецификации 49
В современных рыночных условиях значительное внимание уделяется росту и развитию автотранспортного комплекса и, в частности, ремонту и техническому обслуживанию автомобильного транспорта.
Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которой, экономическая стратегия Правительства Российской Федерации определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие - как мощный стимул инновационного развития страны в целом.
«Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) опубликовала отчет о продажах легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России, за август 2021 года.
Согласно данным отчета, продажи новых автомобилей в августе сократились на 17% по сравнению с августом 2020. Всего, российские дилеры, в последний летний месяц 2021 года, реализовали 114 130 новых автомобилей, что на 23 387 шт. меньше чем годом ранее.
Всего же за 8 месяцев 2021 года, на российском рынке было продано 1 067 890 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 21,3% больше аналогичного периода прошлого года» [1, 2].
«По итогам года, эксперты прогнозируют рост рынка новых автомобилей на уровне 9,3%. При этом, прогнозируемый рост может быть скорректирован как в большую, так и меньшую сторону. Такое положение продиктовано несколькими факторами: спрос на новые автомобили остается стабильно высоким, но мировой кризис на рынке чипов, диктует свои условия, сохраняя дефицит. Если решения проблемы не будет найдено, роста продаж ждать не придется, ибо продавать попросту будет нечего.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в России, по маркам за август 2021/2020 гг. и январь-август 2021/2020 гг. По данным АЕБ» [2].
«Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам» [1].
«Каждому автомобилю требуется техническое обслуживание, связанное, прежде всего с условиями эксплуатации транспортного средства, техническим состоянием автомобильных дорог, ДТП, необходимостью сезонного обслуживания автомобилей» [14].
Выполнение своевременного и качественного техобслуживания, ремонта и правильная эксплуатация автомобиля в совокупности являются факторами, гарантирующими сохранение работоспособного состояния автомобиля в процессе его эксплуатации.
Использование технологического оборудования в процессах технического обслуживания и ремонта повышает качество, производительность выполняемых работ и безопасность труда персонала, уменьшает расходы на поддержание парка автомобилей в технически исправном состоянии.
Разнообразие конструкций узлов и агрегатов отечественных и зарубежных автомобилей требует разнообразное технологическое оборудование, применяемое для технического обслуживания автомобилей. На данный момент рынок технологического оборудования представлен, в основной своей массе моделями зарубежного производства, имеющих значительную стоимость.
Целью ВКР является разработка конструкции стенда для правки штампованных колесных дисков.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- провести обзор конструкций колесных дисков, возможные неисправности и методы их устранения, оборудование для правки дисков;
- разработать техническое задание, техническое предложение на разрабатываемую конструкцию, провести конструкторские расчеты, составить руководство по эксплуатации;
- разработать технологический процесс правки штампованных колесных дисков;
- провести разработку раздела «Безопасность и экологичность стенда правки штампованных колесных дисков».
В соответствии с поставленной целью, в рамках выполнения ВКР была разработана конструкция стенда для правки штампованных колесных дисков.
С учетом текущей нестабильной экономической ситуации, большинство автовладельцев заинтересованы в том, чтобы сэкономить на услугах шиномонтажа.
Именно поэтому они предпочитают ремонтировать диски, а не покупать новые, тем более что деформации легко устранимы.
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
- рассмотрены конструкции колесных дисков;
- определены возможные неисправности колесных дисков и методы их устранения;
- выполнен обзор оборудования для правки дисков;
- составлено техническое задание и техническое предложение на разработку конструкции стенда для правки штампованных колесных дисков;
- представлен технологический процесс правки дисков автомобилей;
- рассмотрена безопасность и экологичность стенда для правки штампованных колесных дисков, определены профессиональные риски и мероприятия по их снижению.
Предлагаемый стенд для правки штампованных колесных дисков восстанавливает геометрические параметры дисков, устраняя тем самым проблемы вибрации и повышая управляемость автомобиля.
Стенд недорог и прост в изготовлении и может быть использован в условиях СТО или таксомоторного парка.
Внедрение данного стенда в шинное отделение предприятия позволит повысить качество ремонта колес автомобилей и как следствие управляемость, комфортабельность, а также положительно отразится на долговечности ходовой части автомобиля.
1. Вахламов, В. К. Автомобили : конструкции и элементы расчета : учеб. для вузов [Текст] / В. К. Вахламов. - Гриф УМО. - Москва : Академия, 2006. - 479 с.
2. Виды колесных дисков [Электронный ресурс].
URL:https://pddmaster.ru/avto/kolesnie-diski.html(дата обращения 16.08.2021).
3. Горина Л. Н. Раздел выпускной квалификационной работы "Безопасность и экологичность технического объекта". Учеб.-метод. пособие / Л. Н. Горина, М. И. Фесина ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; каф. "Управление промышленной и экологической безопасностью". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2018. - 41 с.
4. Детали машин : учеб. для вузов [Текст] / Л. А. Андриенко [и др.] ; под ред. О. А. Ряховского. - 2-е изд., перераб. ; Гриф МО. - Москва : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. - 519 с.
5. Детали машин и основы конструирования/Под ред. М.Н. Ерохина. - М.: КолосС, 2004.-462 с: ил.
6. Дунаев, П. Ф. Конструирование узлов и деталей машин : учеб. пособие для вузов [Текст] / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. - 11-е изд., стер. ; Гриф МО. - Москва : Академия, 2008. - 496 с.
7. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки [Текст] : Motor vehicles and their trailers. Safety requirements for roadworthiness and methods of inspection : межгосударственный стандарт : издание официальное : введен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 июля 2017 г. № 708-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации : введен впервые : дата введения 2018-02-01 / разработан АО "Международная автомобильно-дорожная экспертиза и консалтинг" ; [принят] Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации. - Москва : Стандартинформ, 2017. - V, 67 c.
8. Малкин, В.С. Устройство и эксплуатация технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / В. С. Малкин ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; каф. "Проектирование и эксплуатация автомобилей". - Тольятти : ТГУ, 2016. - 451 с.
9. Маркировка дисков колес автомобиля [Электронный ресурс]. URL: https://etlib.ru/blog/1223-markirovka-diskov-koles-avtomobilya(дата обращения 29.09.2021).
10. Основные повреждения дисков: когда чинить, а когда — уже нет
[Электронный ресурс]. URL: https://www.zr.ru/content/articles/920021-
povrezhdeniya-diskov-remontirov/ (дата обращения 16.08.2021).
11. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта/М-во автомоб. трансп. РСФСР. - М.: Транспорт, 1988. - 78 с.
12. Раймпель Й. Шасси автомобиля: Рулевое управление/Пер. с нем. В.Н. Пальянова; Под ред. А. А. Гальбрейха.- М.: Машиностроение, 1987. - 232 с.
13. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты = Оссирайопа1 safety standards system. Electric safety. General requirements and пошепс1аШге оf kinds оf protects [Текст] : государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 12.1.019¬79 (СТ СЭВ 4830-84) : введен 01.07.80 / Государственный комитет СССР по стандартам. - Москва : Изд-во стандартов, 1987. - 6 с.
14. Сметанин, В. И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления : Учеб. пособие / В. И. Сметанин. - Москва : КолосС, 2003. - 230 с.
15. Справочник автомобилиста. Учебник для студ. учреждений проф. образования. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004. - 480с.
16. Стенд для правки дисков «Фаворит» [Электронный ресурс]. URL: https://sibek.ru/view/36(дата обращения 29.09.2021).
17. Стенд для правки стальных дисков Премьер-М [Электронный ресурс]. URL: https: //www. gartools.ru/stend-dlya-pravki-shtampovannyh-diskov- sibek-premer-m(дата обращения 29.09.2021).
18. Стенд для реставрации дисков автомобильных колес ДПС-3МУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ladato.ru/userfiles/file/Instructions/DPS -3MU.pdf (дата обращения: 29.09.2021).
19. Стенд-приспособление для правки дисков автомобильных колес УПД-3 [Электронный ресурс]. URL: http://inter-pal.narod.ru/page_4r.htm(дата обращения: 29.09.2021).
20. Суворов, Г. А. Гигиеническое нормирование производственных шумов и вибраций [Текст] / Г. А. Суворов, Л. Н. Шкаринов, Э. И. Денисов. - М. : Медицина, 1984. - 240 с.