Нефтепереработка является одним из востребованных производств во всем мире. Нефть - это источник для выработки моторных топлив бензина, керосина, дизельного топлива. Моторные топлива используются в качестве горючего для двигателей различных транспортных средств (автомобили, корабли, самолеты, военная техника и т.д.).
Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Первое время производители автомобилей не задумывались о том, какой вред окружающей среде приносит автомобиль. В процессе работы двигателя транспортного средства выбрасывается в атмосферу огромное количество выхлопных газов, содержащие опасные и вредные для экологии вещества [1]. К таким веществам относят: углекислый газ, оксид азота, оксид серы, углеводород и твердые частицы.
В связи с увеличением массовой эксплуатации автомобилей и, как следствие, повышением показателей загрязнения окружающей среды, перед человечеством встал острый вопрос о необходимости создания единого экологического стандарта, который регулировал бы все транспортные средства. В 1992 году в странах Европы, Японии и США был введён первый экологический стандарт под названием «Евро-1». Европейский экологический стандарт устанавливает строгое ограничение на допустимое количество выбросов различных веществ, загрязняющих атмосферу. Чем выше «Евро» стандарт, тем меньшее количество вредных веществ допускается в топливе. Самый экологичный на сегодняшний день «зеленый» стандарт - Евро-6. В настоящее время Российская Федерация выпускает автомобильное топливо по стандартам «Евро-4» и «Евро-5».
Актуальность проблемы обуславливается ужесточением экологических требований Российских НПЗ, вынужденных инвестировать средства в строительство новых или в реконструкцию действующих установок гидроочистки бензиновых фракций. В большей мере ужесточения требований касаются содержания серы в топливе. Согласно стандарту «Евро- 5» допускается ультранизкое содержание сернистых соединений - 10 ppm. Сернистые соединения в бензиновой фракции представлены меркаптанами, сульфидами, дисульфидами, тиофенами, тиофанами и др. [2].
Целью выпускной квалификационной работы является модернизация блока гидроочистки каталитического риформинга путем добавления модифицирующих добавок в катализатор и замены теплообменного оборудования.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучение технической информации по разрабатываемой проблеме;
2. Анализ каталитических систем;
3. Патентный поиск;
4. Анализ технологической схемы производства;
5. Подбор и расчет основного оборудования;
6. Составление пояснительной записки;
7. Выполнение графического материала.
В теоретической части рассмотрены физико-химические основы процесса гидроочистки, проведен анализ источников технической и патентной информации, рассмотрены каталитические системы, применяемые в процессе гидроочистки нефтяных фракций.
Проведен анализ технологической схемы производства АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод». На основании изученного материала предложена модернизация узла гидроочистки, а именно: рекомендован модифицированный фосфором алюмокобальтмолибденовый катализатор, который имеет высокую механическую прочность, селективность и длительный срок службы.
Для обеспечения эффективного теплообмена предложена замена трех кожухотрубчатых теплообменников блока гидроочистки на более эффективный и менее металлоемкий сварной пластинчатый теплообменник.
В работе проведен расчет материального и теплового баланса, расчеты реактора гидроочистки, поверочные расчеты поверхности теплообмена кожухотрубчатых и пластинчатого теплообменников.
Предлагаемые модернизации обеспечат увеличение степени обессеривания прямогонной бензиновой фракции на установке ЛГ-35-11/300.
1. Сулимов А.Д., Каталитический риформинг бензинов, М: Химия, 2015, - 152 с.
2. Суханов В. П., И. Т. Козлов., Каталитические процессы в нефтепереработке, 3 изд., М., 2016, - 290 с.
3. George J. Antos, Catalytic Naphtha Reforming, 2015, - p.473.
4. Солодова, А. И. Абдулин, Е. А. Емельянычева, Каталитический риформинг, уч. пособие, Казань, 2016, - 83 с.
5. Орочко Д. И., Сулимов А. Д., Осипов Л. Н., Гидрогенизационные процессы в нефтепереработке, М., 2017, - 158 с.
6. Jorge Gamarra, Catalytic Reforming (Training Material), 2016, - р.14.
7. O.S.Kukrina, Y.V.Rzanova English for specific purposes oil-refining, 2013, - p.67.
8. Richard H.Nielsen, Heavy Oil Hydrotreating, California, 2015, p.127.
9. Ахметов С.А., Физико-химическая технология глубокой переработки нефти, ч.1, Уч.пос. - Уфа: УГНТУ, 2016, - 304 с.
10. Hydrotreating of oil fractions, Jorge Ancheyta, Anton Alvarez-Majmutov, Carolina Leyva, 2016, p.231.
11. Havard Devold, Oil and gas production handbook. An introduction to oil and gas production, transport, refining and petrochemical industry, 2006, p 145.
12. Авторский коллектив РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина под руководством к.т.н. Л.Н. Багдасарова, Популярная нефтепереработка, «Газпром нефть», 2017, -17 с.
13. Гуреев А.А., Жоров Ю.М., Смидович Е.В. Производство высокооктановых бензинов, Москва: Химия, 1981. - 224 с.
14. Маслянский Г.Н., Шапиро Р.Н. Каталитический риформинг бензинов. Химия и технология Л.: Химия, 2018.- 213 с.
15. Гуревич И.Л. Технология переработки нефти и газа. - М., 2016. - 455 с.
...