ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические предпосылки разработки проблемы развития профессиональной мотивации 12
1.1 Развитие профессиональной мотивации студентов колледжа как психолого-педагогическая проблема 12
1.2 Внеучебная деятельность студентов колледжа - среда развития профессиональной мотивации 21
1.3 Психолого-педагогические условия формирования профессиональной мотивации студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности 30
Выводы по главе 1 36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональной мотивации студентов колледжа 38
2.1. Изучение уровня развития профессиональной мотивации студентов колледжа 38
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональной мотивации студентов колледжа 50
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной мотивации студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности 65
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность исследования. В современных общественно-экономических условиях развития России возникла необходимость роста кадрового потенциала страны. Современная отечественная экономика при всем своем масштабном потенциале может эффективно развиваться только при наличии специалистов, осознанно выбравших профессию, с учетом реальных потребностей общества.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», миссией профессиональной образовательной организации является решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и подготовка квалифицированных специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [71].
В связи с этим качество профессиональной подготовки будущих специалистов в конкретной области профессиональной деятельности становится очень актуальным, прежде всего для самого специалиста, и определяется степенью его конкурентоспособности на рынке труда. Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности - ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности.
Последние десятилетия наблюдается острый дефицит в отношении рабочих специальностей и снижение уровня развития профессиональных компетенций, что вызвало необходимость повышения общественного статуса рабочих профессий. Демографический кризис, доступность и популярность высшего образования в России привели к значительному снижению числа студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Не секрет, что на сегодняшний день в большинстве случаев в учреждения СПО приходят студенты с низким уровнем обученности, с низкой учебно-профессиональной мотивацией, часто несознательно сделавшие выбор профессии. В то же время продолжающееся усложнение условий производства приводит к повышению требований работодателей к уровню подготовки специалистов среднего звена.
В процессе формирования будущего профессионала главной движущей силой выступает мотивация. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема развития мотивации рассматривается рядом отечественных и зарубежных педагогов, социологов, психологов. Существует различные подходы к изучаемой теме.
Исследованием проблемы развития профессиональной мотивации занимались большое количество отечественных психологов (В.Г. Асеев [5], Н.А. Бакшаева [8], В.К. Вилюнас [19], В.И. Ковалев [41], А.Н. Леонтьев [45], Д.Н. Узнадзе [70] и др.) и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон [6], А. Маслоу [48], Д. Макклелланд [49] и др.).
Исследования по изучению динамики развития мотивации личности проводятся на разных этапах профессиональной подготовки (Н.А. Бакшаева [8] и др.); иерархии профессиональных мотивов, взаимовлияния отдельных мотивационных компонентов, анализа психолого-педагогических условий их формирования (А.А. Вербицкий [18], О.С. Гребенюк [26], Т.Б. Гребенюк [26], Н.В. Кузмина [43] и др.). Изучению профессиональной мотивации в аспекте интересов посвящены работы Е.П. Белозерцева [12], Г.И. Щукиной [78]. В исследованиях Л.А. Головей [23], Е.А. Климова [40] и др. профессиональная мотивация включена в структуру профессиональной направленности студента.
Между тем, при наличии большого количества научных работ по формированию понятия «профессиональная мотивация» и влиянию мотивационных установок молодёжи на образовательные траектории, проблема развития профессиональной мотивации во внеучебной деятельности недостаточно изучена.
В профессиональных образовательных организациях большое внимание уделяется проблеме профессиональной пригодности и адаптации молодого специалиста на рабочем месте, однако это невозможно без развития профессиональной мотивации студентов в период обучения. Решение данной проблемы обеспечивается, в основном, в процессе учебных занятий и учебно-производственных практик, а возможности внеучебной деятельности по развитию профессиональной мотивации используются не в полном объеме. В образовательном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования внеучебная деятельность является дополнением к основной учебной деятельности, и выполняет в большей степени воспитательную функцию.
Актуальность развития профессиональной мотивации усиливается переходом на компетентностный подход в оценке качества профессионального образования, акцентирование внимания на модульном обучении и формировании системы оценки квалификаций выпускников по стандартам Worldskills, что способствует эффективному профессиональному самоопределению выпускников профессиональных образовательных организаций. Таким образом, весьма актуален научный поиск, определение и апробация психолого-педагогических условий, а так же форм и методов организации внеучебной деятельности как среды развития профессиональной мотивации студентов.
Актуальность исследования определяется противоречиями между:
• объективной потребностью общества получить выпускника профессиональной образовательной организации с высоким уровнем мотивации к профессиональной деятельности и отсутствием у него осознания значимости в обществе выбранной профессии в условиях, складывающихся на современном рынке труда;
• возрастающей потребностью студентов в профессиональном самоопределении и традиционной формой организацией учебного процесса в колледже, не позволяющей реализовать широкие возможности профессионально-ориентированной внеучебной деятельности;
• требованием практики в методическом обеспечении процесса развития профессиональной мотивации студентов во внеучебной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью форм, содержания, методов организации внеучебной деятельности для развития профессиональной мотивации в педагогической науке.
На основании выделенных противоречий можно сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия организации внеучебной деятельности по развитию профессиональной мотивации студентов колледжа?
Цель исследования: способствовать развитию профессиональной мотивации студентов колледжа на основе совершенствования внеучебной деятельности.
Объект исследования: процесс развития профессиональной мотивации студентов колледжа.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие развитию профессиональной мотивации студентов колледжа во внеучебной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом была сформулирована гипотеза исследования: формирование профессиональной мотивации студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности будет осуществляться эффективно, если:
• студенты вовлекаются в многофункциональную профессионально-ориентированную внеучебную деятельность;
• программа внеучебной деятельности построена в соответствии с логикой развития всех компонентов профессиональной мотивации;
• осуществляется диагностика, позволяющая оценивать ход и результаты развития профессиональной мотивации.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования.
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональная мотивация».
2. Выявить возможности внеучебной деятельности колледжа в развитии профессиональной мотивации студентов.
3. Провести экспериментальную апробацию комплекса психолого-педагогических условий развития профессиональной мотивации у студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности.
4. Исследовать эффективность экспериментальной работы по развитию профессиональной мотивации студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Теоретические основы исследования:
• основные положения теории деятельности (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) и системного подхода в психологии (Барабанщиков В.А., Ломов Б.Ф. и др.);
• теоретические положения изучения профессиональной деятельности (Иванова Е.М., Климов Е.А., Маркова А.К., Стрелков Ю.К. и др.);
• концепции мотивации (Асеев В.Г., Вилюнас В.К., Ильин Е.П., Леонтьев А.Н., Магомед-Эминов М.Ш., Мерлин В.С., Нюттен Ж., Узнадзе Д.Н., Якобсон П.М. и др.);
• концепции профессиональной мотивации (Бакшаева Н.А., Брагина В.Д., Головей Л.А., Гордеева Т.О., Климов Е.А., Маркова А.К. и др.).
Методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• диагностические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение);
• метод экспериментального исследования (констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент);
• анализ и обобщение опыта работы профессиональных образовательных организаций по развитию профессиональной мотивации студентов;
• анализ и систематизация данных;
• статистические методы обработки эксперимента.
Опытно-экспериментальную базу составили студенты отделения технических профессий и специальностей Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский социально-экономический колледж».
Исследование осуществлялось в три этапа с 2017 по 2019 год.
Поисковый этап проводился в 2017 году. На данном этапе проведен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования, определена теоретико-методологическая основа, обоснованы объект, предмет, цель и задачи, изучен передовой педагогический опыт организации профессионально-ориентированной внеучебной деятельности, направленной на развитие профессиональной мотивации студентов.
На теоретико-экспериментальном этапе (2017-2018 гг.) проводилась экспериментальная работа, целью которой было создание психолого - педагогических условий развития профессиональной мотивации студентов. Была разработана и апробирована программа внеучебной деятельности способствующая развитию профессиональной мотивации студентов.
Завершающий этап проводился в 2019 году. На завершающем этапе проведен анализ и обобщение количественных и качественных результатов экспериментальной работы. Осуществлялось текстовое оформление диссертации, выявление перспектив исследования проблемы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• выявлены возможности внеучебной деятельности профессиональной образовательной организации (колледжа) в развитии профессиональной мотивации студентов;
• выявлены и апробированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития профессиональной мотивации студентов;
• разработана программа внеучебной деятельности в соответствии с логикой развития всех компонентов профессиональной мотивации.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем успешной адаптации выпускников на рабочем месте, их саморазвития в процессе профессионального деятельности, а также проблем внедрения компетентностного подхода и перехода в оценке результатов обучения в профессиональных образовательных организациях на стандарты Worldskills.
Полученные результаты дополняют общую концепцию подготовки специалистов среднего звена и рабочих профессий сведениями о формировании их профессиональной мотивации.
Практическое значимость результатов исследования заключается в том, что выявлены наиболее значимые формы, методы, технологии организации внеучебной деятельности по развитию профессиональной мотивации, представлена программа внеучебной деятельности в соответствии с логикой развития всех компонентов профессиональной мотивации. Программа внеучебной деятельности может использоваться в деятельности преподавателей, кураторов, педагогов-организаторов, педагогов-психологов профессиональных образовательных организаций.
Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций работы; применением комплекса методов, адекватных предмету, задачам, логике исследования; преемственностью и взаимосвязью результатов, полученных на разных этапах исследования; сочетанием количественных и качественных методов анализа результатов опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский социально-экономический колледж». Основные положения работы и её результаты обсуждались на заседаниях педагогического совета ГБПОУ «ТСЭК»; на Первом Поволжском педагогическом форуме «Система непрерывного педагогического образования: инновационные идеи, модели и перспективы», (г. Тольятти, 2017); на Первой Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое мастерство: теория и практика», (г. Тольятти, 2018); на Межрегиональной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность в образовательной организации: проблемы, поиск, решения» (г. Саратов, 2018).
Положения выносимые на защиту:
1. Профессиональная мотивация оказывает влияние на профессиональное самоопределение личности, а так же продуктивность выполнения профессиональных задач. От профессиональной мотивации зависит: успешность профессионального обучения студента; эффективность профессиональной деятельности и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; выбор профессиональной траектории развития; удовлетворенность трудовой деятельностью и результатами профессии.
2. Психолого-педагогическими условиями развития профессиональной мотивации во внеучебной деятельности являются: вовлеченность студентов в многофункциональную профессионально- ориентированную внеучебную деятельность, выполняющую функции самосовершенствования, самопознания, самореализации, самоопределения и рефлексии; наличие программы внеучебной деятельности; наличие диагностического инструментария выявления сформированности ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционально-личностного компонентов, обеспечивающего мониторинг развития профессиональной мотивации.
3. Программа внеучебной деятельности будет способствовать развитию профессиональной мотивации, если она разработана на основе модульно-компетентностного подхода и нацелена на осознание студентами собственных личностных и развитию профессионально значимых качеств; осмысление важности учения для будущей профессиональной деятельности; повышение у студентов ориентации на деловую направленность как одну из важных составляющих профессии.
Структура диссертации определяется ее целевыми установками и внутренней логикой. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Результаты теоретического анализа и проведенной опытно экспериментальной работы позволяют подтвердить верность выдвинутой гипотезы и сделать следующие выводы.
1. Актуальность проблемы развития профессиональной мотивации студентов колледжа обусловлена потребностью общества в квалифицированных специалистах, обладающих профессионально значимыми характеристиками, положительно мотивированных на профессиональную деятельность. Основой решения данной проблемы на этапе профессиональной подготовки студентов в профессиональных образовательных организациях могут служить возможности многофункциональной профессионально-ориентированной внеучебной деятельности.
2. На основе анализа психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по теме исследования сформулировано понятие «профессиональная мотивация». Профессиональная мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
3. В целях создания эффективных условий для развития профессиональной мотивации студентов целесообразно использовать возможности многофункциональной профессионально-ориентированной внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность - это система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов. Это деятельность, в которой стимулируется сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале.
4. Для интенсификации развития профессиональной мотивации студентов колледжа необходимо вносить коррективы в традиционный процесс организации внеучебной деятельности. При этом целесообразно опираться на создание эффективных психолого-педагогических условий развития профессиональной мотивации:
• вовлечение студентов в многофункциональную профессионально-ориентированную внеучебную деятельность, выполняющую роль функции самоопределения, самопознания, самосовершенствования и самореализации. Эффективной формами, способствующими развитию профессиональной мотивации, являются учебно-исследовательская и проектная деятельность, кружковая работа, а так же конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению роли профессиональной подготовки;
• разработанная программа внеучебной деятельности опирается на модульно-компетентностный подход. Это способствует осознанию студентами собственных личностных и развитию профессионально значимых качеств; осмыслению важности учения для будущего профессионального становления; ориентировать студентов на деловую направленность, что составляет основу профессиональной деятельности;
• диагностика уровня развития профессиональной мотивации выявляет затруднения, проблемы, которые в свою очередь, являются отправной точкой в определении необходимых психолого-педагогических условий формирования профессиональной мотивации.
5. На основе анализа результатов экспериментального исследования можно утверждать, что выдвигаемая гипотеза об эффективности комплекса психолого-педагогических условий развития профессиональной мотивации студентов колледжа во внеучебной деятельности нашла свое подтверждение. О результативности данного комплекса условий свидетельствует не только динамика заявленных показателей развития профессиональной мотивации студентов колледжа, но тот факт, что студенты экспериментальной группы в ходе осуществления профессиональной деятельности отличаются навыками адекватного поведения в ситуациях неопределенности, способностью принимать независимые и продуманные решения в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях, умением осуществлять поиск адекватных средств решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности.
Результаты настоящего исследования позволяют осуществить дальнейшую разработку проблемы создания эффективных психолого-педагогических условий для развития профессиональной мотивации во внеучебной деятельности.
1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19-45.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: учебное пособие. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. 368 с.
3. Алексеева Л.В. Мотивация и эмоции: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 428 с.
4. Артемьев М.В. Внеучебная деятельность студентов как фактор, влияющий на выбор будущей профессии // Психологическая наука и образование. 2003. № 3. С. 100-105.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: «София», 1976. 104 с.
6. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Новгород, 2003. 453 с.
7. Бабочкин П.И. Студент как субъект учебно-воспитательного процесса в вузе. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», 2007. № 1.- С. 23-29.
8. Бакшаева Н.А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. М.: Логос, 2006. 184с.
9. Басимов М.М. Психологические особенности личности учащихся педагогического колледжа // Приложение к журналу Среднее профессиональное образование. 2004. № 7. С. 18-22.
10. Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 29-46.
11. Бейлина Н.С. Деятельность куратора студенческой группы в контексте реализации ФГОС ВО: монография / Н.С. Бейлина, И.В. Руденко [под науч. Ред. И.В. Руденко]. Самара: ООО «Офорт». 2016. 168 с.
12. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб: Юридический центр Пресс, 2004. 630 с.
13. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998. 186 с.
14. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: ПИТЕР. 2004. 299 с.
15. Борисов П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация образования // Стандарты и мониторинг. 2003. №1. С. 58-61.
...