Исследование функциональных показателей и физических качеств у детей с умственной отсталостью
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1. Особенности детей школьного возраста с отставанием в умственном развитии 7
1.2. Морфофункциональное развитие и двигательная сфера детей школьного возраста с умственной отсталостью 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Особенности методики занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики для детей 8-10 лет с умственной отсталостью 30
3.2. Изучение эффективности методики, направленной на совершенствование функциональных показателей внешнего дыхания и двигательных качеств у школьников с умственной отсталостью 8-10 лет 39
3.2.1. Изменение функциональных показателей внешнего дыхания в ходе педагогического эксперимента у ЭГ и КГ (на примере мальчиков) 40
3.2.2. Изменение показателей двигательных качеств в ходе педагогического эксперимента у ЭГ и КГ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1. Особенности детей школьного возраста с отставанием в умственном развитии 7
1.2. Морфофункциональное развитие и двигательная сфера детей школьного возраста с умственной отсталостью 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Особенности методики занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики для детей 8-10 лет с умственной отсталостью 30
3.2. Изучение эффективности методики, направленной на совершенствование функциональных показателей внешнего дыхания и двигательных качеств у школьников с умственной отсталостью 8-10 лет 39
3.2.1. Изменение функциональных показателей внешнего дыхания в ходе педагогического эксперимента у ЭГ и КГ (на примере мальчиков) 40
3.2.2. Изменение показателей двигательных качеств в ходе педагогического эксперимента у ЭГ и КГ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Актуальность. Разностороннее воспитание детей с умственной отсталостью является важной целью специального обучения. При этом важна для данной категории детей их социальная адаптация и интеграция в современном обществе [Вайзман Н.П., 1976; Воронкова В.В., 1994; Тихвинский С.Б., Хрущев С.В., 1991 и др.]. Укрепление здоровья, повышение функциональных показателей и уровня развития физических качеств у детей с умственной отсталостью, также являются первостепенными задачами.
Анализ научной литературы показывает, что для коррекции нарушений в двигательной сфере умственно отсталых детей, повышения уровня физической подготовленности и здоровья, положительного влияния на эмоционально-психическую сферу, а также развития их умственной работоспособности большое место занимает оптимальная двигательная активность данной категории детей [Тихвинский С.Б, Хрущев С.В., 1991; Дубилей В.В., Дубилей П.В., Кучкин С.И., 1991 и др.].
Проведенные исследования отечественными авторами говорят о развитии произвольного управления дыханием при взаимодействии с целенаправленной мышечной деятельностью, что является мощным средством биологической стимуляции процессов формирования растущего организма, совершенствования его защитно-приспособительных механизмов. Это в свою очередь определяет состояние здоровья детей и подростков [Агаджанян Н.А., Катков А.Ю., 1990; Антропова М.В., 1982; Воронкова В.В., 1994; Мирский С.Л., 1990].
В настоящее время можно встретить достаточно большое количество исследований, которые раскрывают вопросы, связанные с изучением особенностей физического развития, физической работоспособности, а также психомоторики детей с умственной отсталостью [Бабенкова Р.Д., 1980; Воронкова В.В., 1994; Ланда Б.Х., 2005; Мастюкова Е.М.,2003; Самыличев А.С., 1994 и др.]. Однако не в полной мере можно увидеть исследования, которые бы отражали закономерности и особенности развития дыхательной системы детей с умственной отсталостью в зависимости от возраста. Представленные данные в научно-методической литературе имеют фрагментарный характер с отражением отдельных параметров внешнего дыхания [Воронкова В.В., 1994; Самыличев А.С., 1994].
В связи свыше сказанным, актуальным является разработка методики проведения занятий по лечебной физической культуре с акцентом на использование средств дыхательной гимнастики, способствующей повышению функционального уровня внешнего дыхания с одновременным улучшением двигательных качеств у детей с умственной отсталостью. Так как в научной литературе представлены лишь некоторые методические рекомендации по проведению занятий лечебной физической культуры в коррекционных образовательных учреждениях [Дмитриев А.А., 2004; Мастюкова Е.М., 2003; Мильнер Е.Г., 1991].
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанная методика занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики, позволит повысить функциональные показатели дыхательной системы и физические качества у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования - педагогический процесс, направленный на повышение функциональных показателей дыхательной системы и физических качеств у детей с умственной отсталостью на занятиях лечебной физической культуры.
Предмет исследования - методика занятий лечебной физической культуры с использованием средств дыхательной гимнастики, направленной на повышение функциональных показателей дыхательной системы и физических качеств у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования - исследование эффективности разработанной методики занятий лечебной физической культуры с использованием средств дыхательной гимнастики на повышение функциональных показателей дыхательной системы и физических качеств у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Задачи исследования
1. Изучить развитие функциональных показателей дыхательной системы и двигательных качеств у детей 8-10 лет экспериментальной и контрольной групп на начало педагогического эксперимента.
2. Составить методику занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики для детей 8-10 лет с умственной отсталостью.
3. Определить эффективность методики занятий лечебной физической культуры с использованием средств дыхательной гимнастики на функциональные показатели дыхательной системы и физических качеств у умственно отсталых детей 8-10 лет.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволят использовать в практике физического воспитания (коррекционной и массовой школы) занятий по лечебной физической культуре с использование средств дыхательной гимнастики. Использование данной методики, способствующей повышению функциональных показателей дыхательной системы и физические качеств, возможно как для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, так и детей с различным уровнем здоровья и возраста на занятиях лечебной физической культуры и уроках физической культуры.
Анализ научной литературы показывает, что для коррекции нарушений в двигательной сфере умственно отсталых детей, повышения уровня физической подготовленности и здоровья, положительного влияния на эмоционально-психическую сферу, а также развития их умственной работоспособности большое место занимает оптимальная двигательная активность данной категории детей [Тихвинский С.Б, Хрущев С.В., 1991; Дубилей В.В., Дубилей П.В., Кучкин С.И., 1991 и др.].
Проведенные исследования отечественными авторами говорят о развитии произвольного управления дыханием при взаимодействии с целенаправленной мышечной деятельностью, что является мощным средством биологической стимуляции процессов формирования растущего организма, совершенствования его защитно-приспособительных механизмов. Это в свою очередь определяет состояние здоровья детей и подростков [Агаджанян Н.А., Катков А.Ю., 1990; Антропова М.В., 1982; Воронкова В.В., 1994; Мирский С.Л., 1990].
В настоящее время можно встретить достаточно большое количество исследований, которые раскрывают вопросы, связанные с изучением особенностей физического развития, физической работоспособности, а также психомоторики детей с умственной отсталостью [Бабенкова Р.Д., 1980; Воронкова В.В., 1994; Ланда Б.Х., 2005; Мастюкова Е.М.,2003; Самыличев А.С., 1994 и др.]. Однако не в полной мере можно увидеть исследования, которые бы отражали закономерности и особенности развития дыхательной системы детей с умственной отсталостью в зависимости от возраста. Представленные данные в научно-методической литературе имеют фрагментарный характер с отражением отдельных параметров внешнего дыхания [Воронкова В.В., 1994; Самыличев А.С., 1994].
В связи свыше сказанным, актуальным является разработка методики проведения занятий по лечебной физической культуре с акцентом на использование средств дыхательной гимнастики, способствующей повышению функционального уровня внешнего дыхания с одновременным улучшением двигательных качеств у детей с умственной отсталостью. Так как в научной литературе представлены лишь некоторые методические рекомендации по проведению занятий лечебной физической культуры в коррекционных образовательных учреждениях [Дмитриев А.А., 2004; Мастюкова Е.М., 2003; Мильнер Е.Г., 1991].
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанная методика занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики, позволит повысить функциональные показатели дыхательной системы и физические качества у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования - педагогический процесс, направленный на повышение функциональных показателей дыхательной системы и физических качеств у детей с умственной отсталостью на занятиях лечебной физической культуры.
Предмет исследования - методика занятий лечебной физической культуры с использованием средств дыхательной гимнастики, направленной на повышение функциональных показателей дыхательной системы и физических качеств у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования - исследование эффективности разработанной методики занятий лечебной физической культуры с использованием средств дыхательной гимнастики на повышение функциональных показателей дыхательной системы и физических качеств у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Задачи исследования
1. Изучить развитие функциональных показателей дыхательной системы и двигательных качеств у детей 8-10 лет экспериментальной и контрольной групп на начало педагогического эксперимента.
2. Составить методику занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики для детей 8-10 лет с умственной отсталостью.
3. Определить эффективность методики занятий лечебной физической культуры с использованием средств дыхательной гимнастики на функциональные показатели дыхательной системы и физических качеств у умственно отсталых детей 8-10 лет.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволят использовать в практике физического воспитания (коррекционной и массовой школы) занятий по лечебной физической культуре с использование средств дыхательной гимнастики. Использование данной методики, способствующей повышению функциональных показателей дыхательной системы и физические качеств, возможно как для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, так и детей с различным уровнем здоровья и возраста на занятиях лечебной физической культуры и уроках физической культуры.
В заключение исследовательской работы увидели положительное влияние разработанной методики занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики на повышение функциональных показателей внешнего дыхания и развития двигательных качеств.
Таким образом, результаты проведённого исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Выявлено, что у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста на первом месте стоят заболевания дыхательной системы - 28,2% случаев. Второе место по количеству заболеваний занимают нарушения опорно-двигательного аппарата. Третье место занимают различные поражения нервной системы. Также среди сопутствующих заболеваний встречаются нарушения сердечно-сосудистой системы и зрительного анализатора.
2. Разработали методику занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики, направленную на повышение функциональных показателей дыхательной системы и уровня физической подготовленности у умственно отсталых детей 8-10 лет.
3. Определи эффективность воздействия разработанной методики занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики. У детей экспериментальной группы с умственной отсталостью произошли следующие изменения:
- достоверно (Р < 0,05) повысились функциональные показатели, характеризующие состояние внешнего дыхания: жизненная ёмкость лёгких разница, объёмная скорость вдоха (ПТМ вдох), объёмная скорость выдоха (ПТМ выдох); проба Штанге (произвольная задержка дыхания на вдохе) и проба Генче (произвольная задержка дыхания на выдохе).
- достоверно улучшились показатели (Р < 0,05), характеризующие уровень развития физической подготовленности: бег 30м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, бег на 300м, динамометрия правой и левой кисти, становая динамометрия.
Таким образом, результаты проведённого исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Выявлено, что у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста на первом месте стоят заболевания дыхательной системы - 28,2% случаев. Второе место по количеству заболеваний занимают нарушения опорно-двигательного аппарата. Третье место занимают различные поражения нервной системы. Также среди сопутствующих заболеваний встречаются нарушения сердечно-сосудистой системы и зрительного анализатора.
2. Разработали методику занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики, направленную на повышение функциональных показателей дыхательной системы и уровня физической подготовленности у умственно отсталых детей 8-10 лет.
3. Определи эффективность воздействия разработанной методики занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики. У детей экспериментальной группы с умственной отсталостью произошли следующие изменения:
- достоверно (Р < 0,05) повысились функциональные показатели, характеризующие состояние внешнего дыхания: жизненная ёмкость лёгких разница, объёмная скорость вдоха (ПТМ вдох), объёмная скорость выдоха (ПТМ выдох); проба Штанге (произвольная задержка дыхания на вдохе) и проба Генче (произвольная задержка дыхания на выдохе).
- достоверно улучшились показатели (Р < 0,05), характеризующие уровень развития физической подготовленности: бег 30м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, бег на 300м, динамометрия правой и левой кисти, становая динамометрия.
Подобные работы
- Развитие функциональных показателей у детей с умственной отсталостью фитнес-технологиями
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование координационных способностей обучающихся 9-11 лет
с легкой степенью умственной отсталости средствами подвижных игр
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Комплекс абилитационных мероприятий по развитию координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - Комплекс абилитационных мероприятий по развитию
координационных способностей у обучающихся младшего школьного
возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по
физической культуре
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Управление качеством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Особенности обучения двигательным способностям учащихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Развитие быстроты двигательной реакции у детей 9-11 лет с легкой степенью умственной отсталости средствами настольного тенниса
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ИНТЕРНАТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017





