Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование функциональных показателей и физических качеств у детей с умственной отсталостью

Работа №118087

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1. Особенности детей школьного возраста с отставанием в умственном развитии 7
1.2. Морфофункциональное развитие и двигательная сфера детей школьного возраста с умственной отсталостью 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Особенности методики занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики для детей 8-10 лет с умственной отсталостью 30
3.2. Изучение эффективности методики, направленной на совершенствование функциональных показателей внешнего дыхания и двигательных качеств у школьников с умственной отсталостью 8-10 лет 39
3.2.1. Изменение функциональных показателей внешнего дыхания в ходе педагогического эксперимента у ЭГ и КГ (на примере мальчиков) 40
3.2.2. Изменение показателей двигательных качеств в ходе педагогического эксперимента у ЭГ и КГ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Актуальность. Разностороннее воспитание детей с умственной отста­лостью является важной целью специального обучения. При этом важна для данной категории детей их социальная адаптация и интеграция в совре­менном обществе [Вайзман Н.П., 1976; Воронкова В.В., 1994; Тихвинский С.Б., Хрущев С.В., 1991 и др.]. Укрепление здоровья, повышение функциональных показателей и уровня развития физических качеств у детей с умственной отсталостью, также являются первостепенными задачами.
Анализ научной литературы показывает, что для коррекции нарушений в двигательной сфере умственно отсталых детей, повышения уровня физиче­ской подготовленности и здоровья, положительного влияния на эмоциональ­но-психическую сферу, а также развития их умственной работоспособности большое место занимает оптимальная двигательная активность данной кате­гории детей [Тихвинский С.Б, Хрущев С.В., 1991; Дубилей В.В., Дубилей П.В., Кучкин С.И., 1991 и др.].
Проведенные исследования отечественными авторами говорят о разви­тии произвольного управления дыханием при взаимодействии с целе­направленной мышечной деятельностью, что является мощным средством биологической стимуляции процессов формирования растущего организма, совершенствования его защитно-приспособительных механизмов. Это в свою очередь определяет состояние здоровья детей и подростков [Агаджанян Н.А., Катков А.Ю., 1990; Антропова М.В., 1982; Воронкова В.В., 1994; Мирский С.Л., 1990].
В настоящее время можно встретить достаточно большое количество исследований, которые раскрывают вопросы, связанные с изучением особен­ностей физического развития, физической работоспособности, а также пси­хомоторики детей с умственной отсталостью [Бабенкова Р.Д., 1980; Воронкова В.В., 1994; Ланда Б.Х., 2005; Мастюкова Е.М.,2003; Самыличев А.С., 1994 и др.]. Однако не в полной мере можно увидеть иссле­дования, которые бы отражали закономерности и особенности развития ды­хательной системы детей с умственной отсталостью в зависимости от возрас­та. Представленные данные в научно-методической литературе имеют фраг­ментарный характер с отражением отдельных параметров внешнего дыхания [Воронкова В.В., 1994; Самыличев А.С., 1994].
В связи свыше сказанным, актуальным является разработка методики проведения занятий по лечебной физической культуре с акцентом на исполь­зование средств дыхательной гимнастики, способствующей повышению функционального уровня внешнего дыхания с одновременным улучшением двигательных качеств у детей с умственной отсталостью. Так как в научной литературе представлены лишь некоторые методические рекомендации по проведению занятий лечебной физической культуры в коррекционных обра­зовательных учреждениях [Дмитриев А.А., 2004; Мастюкова Е.М., 2003; Мильнер Е.Г., 1991].
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанная методика занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыха­тельной гимнастики, позволит повысить функциональные показатели дыха­тельной системы и физические качества у детей младшего школьного возрас­та с умственной отсталостью.
Объект исследования - педагогический процесс, направленный на по­вышение функциональных показателей дыхательной системы и физических качеств у детей с умственной отсталостью на занятиях лечебной физической культуры.
Предмет исследования - методика занятий лечебной физической культуры с использованием средств дыхательной гимнастики, направленной на повышение функциональных показателей дыхательной системы и физиче­ских качеств у детей младшего школьного возраста с умственной отста­лостью.
Цель исследования - исследование эффективности разработанной ме­тодики занятий лечебной физической культуры с использованием средств дыхательной гимнастики на повышение функциональных показателей дыха­тельной системы и физических качеств у детей младшего школьного возрас­та с умственной отсталостью.
Задачи исследования
1. Изучить развитие функциональных показателей дыхательной системы и двигательных качеств у детей 8-10 лет экспериментальной и контроль­ной групп на начало педагогического эксперимента.
2. Составить методику занятий по лечебной физической культуре с исполь­зованием средств дыхательной гимнастики для детей 8-10 лет с умствен­ной отсталостью.
3. Определить эффективность методики занятий лечебной физической культуры с использованием средств дыхательной гимнастики на функ­циональные показатели дыхательной системы и физических качеств у умственно отсталых детей 8-10 лет.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволят использовать в практике физического воспитания (коррекционной и массовой школы) занятий по лечебной физической куль­туре с использование средств дыхательной гимнастики. Использование дан­ной методики, способствующей повышению функциональных показателей дыхательной системы и физические качеств, возможно как для детей млад­шего школьного возраста с умственной отсталостью, так и детей с различ­ным уровнем здоровья и возраста на занятиях лечебной физической культу­ры и уроках физической культуры.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение исследовательской работы увидели положительное вли­яние разработанной методики занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики на повышение функцио­нальных показателей внешнего дыхания и развития двигательных качеств.
Таким образом, результаты проведённого исследования позволили сде­лать следующие выводы:
1. Выявлено, что у детей с умственной отсталостью младшего школь­ного возраста на первом месте стоят заболевания дыхательной системы - 28,2% случаев. Второе место по количеству заболеваний занимают наруше­ния опорно-двигательного аппарата. Третье место занимают различные по­ражения нервной системы. Также среди сопутствующих заболеваний встре­чаются нарушения сердечно-сосудистой системы и зрительного анализатора.
2. Разработали методику занятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыхательной гимнастики, направленную на повы­шение функциональных показателей дыхательной системы и уровня физиче­ской подготовленности у умственно отсталых детей 8-10 лет.
3. Определи эффективность воздействия разработанной методики за­нятий по лечебной физической культуре с использованием средств дыха­тельной гимнастики. У детей экспериментальной группы с умственной от­сталостью произошли следующие изменения:
- достоверно (Р < 0,05) повысились функциональные показатели, ха­рактеризующие состояние внешнего дыхания: жизненная ёмкость лёгких разница, объёмная скорость вдоха (ПТМ вдох), объёмная скорость выдоха (ПТМ выдох); проба Штанге (произвольная задержка дыхания на вдохе) и проба Генче (произвольная задержка дыхания на выдохе).
- достоверно улучшились показатели (Р < 0,05), характеризующие уро­вень развития физической подготовленности: бег 30м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, бег на 300м, динамометрия правой и левой кисти, становая динамометрия.


1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков.- М.: Медицина, 1982. - 336с.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихо­логии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
3. Бабенкова Р.Д. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомо­гательной школы //Дефектология. -1980. - № 2. - С. 89-91.
4. Блюмина М. Г. Клиника и этиология умственной отсталости //Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сб. науч. тр. / Под. ред. В.В. Воронко­вой. - М., 1988. -С.10-30.
5. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. - М.: Педагогика, 1976. -104 с.
6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронко­вой. - М.: Школа-Пресс, 1994. -416 с.
7. Гогольчева В.П. Программа совершенствования функции внешнего дыха­ния у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях ЛФК: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Омск, 1999. - 23 с.
8. Детская спортивная медицина /Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. -Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1991. - 560 с.
9. Дмитриев, А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двига­тельной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития / А.А. Дмитриев. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2004. - 223 с.
10. Дубилей В.В., Дубилей П.В., Кучкин СИ. Физиология и патология систе­мы дыхания у спортсменов. - Казань, 1991. - 143 с.
11. Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой [Электронный ресурс]/ Дубровская С.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: РИПОЛ классик, 2009.- 64 с.
12. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой /Авт.сост. Т. Ю. Амосова. - М.: РИПОЛ классик, 2008.- 64 с.
13. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой /Авт.сост. Т. Ю. Амосова.- М.: РИПОЛ классик, 2008.- 64 с.
14. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]: учебник/ Евсеев С.П.- Электрон. текстовые дан­ные.- М.: Спорт, 2016.- 616 с.
15. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - 6-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2013. - 288с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ