Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕОДОЛЕНИЕ СИТУАЦИЙ ДИСКОМФОРТА У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Работа №118059

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы педагогического общения воспитателя с дошкольниками 10
1.1 Общение воспитателя с ребенком как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Психологические особенности детей 5-7 лет, обеспечивающие
процесс общения воспитателя и дошкольников 15
1.3 Конфликты в процессе общения воспитателя и детей -
источник появлений ситуаций дискомфорта у дошкольников 26
Глава 2 Экспериментальное исследование преодоления ситуаций дискомфорта у детей 5-7 лет в процессе изменения позиции воспитателя в общение с дошкольниками 34
2.1 Выявление уровня развития общения воспитателя и детей 5-7 лет 34
2.2 Содержание, формы и методы работы по преодолению
ситуаций дискомфорта у детей 5-7 лет посредством изменения позиции воспитателя 44
2.3 Изучение динамики уровня общения воспитателя и детей
5-7 лет 58
Заключение 71
Список используемой литературы 73
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 77
Приложение Б Карта наблюдения за особенностям общения воспитателя и детей 5-7 лет 78
Приложение В Стимульный материал для диагностического задания 3... 79
Приложение Г Карта наблюдения взаимодействия воспитателя и детей в предметно-игровой среде детского сада 81


Актуальность исследования. Проблема дискомфорта в общении педагога и ребенка на сегодняшний день актуальна. В современном мире развитие общества коммуникация выступает не только не обходимым условием повседневной жизни людей, но и инструментом организации совместной деятельности взрослого и ребенка. Совместная деятельность строится на сотрудничестве педагога и ребенка.
Благодаря сотрудничеству педагога и дошкольника в процессе общения у ребенка развиваются взаимопонимание, уважение, пример для подражания, интерес к взрослому. В свою очередь, педагог должен принимать разные позиции по отношению к ребенку. Используя разные позиции, педагог в общение повышает эффективность воспитательных воздействий, а так же развивает личность ребенка. С помощью позиции «рядом» или «вместе с детьми» воспитатель становится равноправным участником по отношению к детям. Он общается с детьми на равных, стимулирует активность детей, совместно с ребенком ищет ответы на все интересующие вопросы.
В исследовании Н.А. Коротковой отмечается, что партнерство с функциональной характеристикой - это равноправное включение взрослого в процесс деятельности.
М.И. Лисина считает, что дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательности и уважении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним (происходит переход во внеситуативно-познавательное общение с использованием речевых форм).
Положительное общение детей и педагога обеспечивает дошкольникам эмоциональный комфорт. Эмоциональное благополучие способствует успешности в любых видах деятельности, включая учебную деятельность. Наилучшее влияние на результаты обучения оказывают положительные эмоции. Они обеспечивают высокую успеваемость, общий положительный эмоциональный фон. Без положительного подкрепления у дошкольников наступает вялость, агрессивность, а иногда и болезненные состояния: аффекты, фрустрации.
По мнению, психолога Дж. Аллана эмоционально благополучный ребенок всегда поддерживает хорошие отношения с педагогом и сверстникам. Однако конфликтный ребенок имеет трудности в общении с педагогом и сверстниками. Конфликтный ребенок не всегда адекватен по отношению к окружающим людям (взрослым и сверстникам) и к самому себе.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлено необходимостью организации педагогического процесса, направленного на совершенствование процесса общения воспитателя с детьми. В профессиональной сфере - общение рассматривается как основа развития ребенка, получение им необходимой информации, обеспечение взаимопонимания между воспитателем и ребенком, организация совместной деятельности.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью обоснования и изучения ситуаций дискомфорта у детей 5-7 лет в процессе общения педагога и ребенка. Вместе с тем исследование по преодолению ситуаций дискомфорта в процессе изменения позиции педагога в процессе общения педагога и детей 5-7 лет исследованы недостаточно.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью разработки методических аспектов реализации педагогического общения воспитателя и детей 5-7 лет в практике дошкольных образовательных организаций. Таким образом, можно выделить противоречия между:
- наличием ситуаций дискомфорта в общении между ребенком и воспитателем и недостаточностью предложенных способов для их решения;
- необходимостью обеспечения комфорта в общении ребенка и воспитателя и недостаточным изучением влияния изменения позиции воспитателя на данный процесс.
Выделение противоречия позволит нам определить проблему исследования: какова результативность изменения позиции воспитателя в общении с детьми 5-7 лет в процессе преодоления ситуаций дискомфорта дошкольников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать необходимость изменения позиции воспитателя в общении с детьми 5-7 лет в процессе преодоления ситуаций дискомфорта дошкольников.
Объект исследования: процесс общения воспитателя и детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: изменение позиции воспитателя в общении с детьми 5-7 лет для преодоления ситуаций дискомфорта у дошкольников.
Гипотеза исследования состоит в том, что преодоление ситуаций дискомфорта у детей 5-7 лет посредством изменения позиции воспитателя в общении с дошкольниками возможно, если:
- раскрыто понятие «ситуации дискомфорта» в общении воспитателя и детей 5-7 лет;
- определены варианты изменения позиции воспитателя, направленные на преодоление ситуаций дискомфорта у детей 5-7 лет;
- подобраны показатели и охарактеризованы уровни общения воспитателя и детей 5-7 лет, учитывающие при выборе позиции воспитателя в процессе преодоления ситуаций дискомфорта.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования.
1. Проанализировать современное состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике с целью уточнения понятия «ситуации дискомфорта» и раскрыть их перечень.
2. Определить показатели для оценки уровня общения воспитателя и детей 5-7 лет.
3. Обосновать и экспериментально проверить позиции воспитателя, направленные на общение с детьми 5-7 лет, позволяющие преодолеть дошкольникам ситуации дискомфорта.
Теоретической основой исследования явились:
- культурно-историческая теория Л.С. Выготского о системном и смысловом развитии (В.П. Зинченко, В.Е. Клочко, В.Т. Кудрявцев, В.А. Петровский);
- исследования Л.С. Выготского о том, что развитие ребёнка с самого начала обеспечивается сотрудничеством с ухаживающим за ним взрослым,
- современные подходы к изучению профессионализма педагога и механизмов его становления (Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, Ю.Н. Кулюткин, JI.M. Митина, А.К. Маркова, А.А. Орлов, A. А. Реан, В.А. Сластёнин);
- анализ психолого-педагогических исследований о существующем до настоящего времени преобладании учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога с ребенком (Н.Я. Михайленко, B. А. Петровский, Т.А. Репина, Т.О. Смолина).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме); наблюдение за общением педагога с ребенком в ситуации дискомфорта, эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, качественный и количественный анализ эмпирических данных).
Экспериментальная база исследования: детский сад МБУ № 33 «Мечта» г.о. Тольятти.
В исследование принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста, 2 воспитателя.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (сентябрь 2019 г. - март 2020 г.) поисково-аналитический. На данном этапе проводился анализ современного состояния рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике. Подбирался набор методик с целью уточнения понятия «ситуации дискомфорта» и определения их перечня. Проводилось подходов к изучению особенностей общения педагога с ребенком для выявления условий преодолений ситуаций дискомфорта. Результаты первого этапа исследования отражались в изданных статьях.
Второй этап (апрель 2020 г. - февраль 2021 г.) экспериментальный. В этот период проводилась работа по изучению уровня общения с детьми, выявлялись причины дискомфорта в общении воспитателя с дошкольниками, отбирались способы устранения причин дискомфорта, предлагались способы изменения позиции воспитателя в общении с детьми, обеспечивающие преодоления дискомфорта. Результаты второго этапа исследования были отражены в статье.
Третий этап (март 2021 г.- май 2021 г.) заключительный. На данном этапе анализировались и обобщались результаты экспериментальной работы, оформлялись результаты диссертационного исследования. Кроме того, осуществлялось написание автореферата.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определение вариантов изменения позиции воспитателя в общении с детьми 5-7 лет в процессе преодоления ситуаций дискомфорта дошкольников;
- предоставление примеров ситуаций дискомфорта и способов выхода из этих ситуаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении, что общение педагога с ребенком является самым главным в преодолении ситуаций дискомфорта; определении, что общение должно носить индивидуально-дифференцированный характер; позиция педагога должна изменяться при возникновении ситуаций дискомфорта и способствовать накоплению опыта самостоятельного выхода из данной ситуации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практике дошкольной образовательной организации. Интерес представляет усложнение позиции воспитателя в соответствии с уровнем общения воспитателей и детей 5-7 лет. Материалы могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин «Психология детства», «Дошкольная педагогика».
Достоверность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов; длительностью исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации диагностического аппарата и содержания работы с детьми 5-7 лет, а так же педагогами по развитию взаимодействия у детей 5-7 лет в процессе общения с педагогом.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2020г., 2020 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ситуация дискомфорта детей дошкольного возраста определяется как «обстановка», возникшая у них на основе сниженного настроения, повышенной возбудимости, частой смены настроений, обидчивости, неадекватных притязаний на лидерство.
2. Процесс преодоления ситуации дискомфорта обеспечивается изменениями позиции воспитателя в общении с детьми: от ведущей позиции (прямое руководство, обучение, указание и контроль над детьми) к позиции «рядом» или «вместе» (равноправные партнерские отношения, общение на равных с ребенком, предполагает взаимный учет интересов взрослого и детей, право на собственное мнение и выбор) и далее позиции демонстративной отстраненности «в стороне» (демонстративно занятого своим делом, но готового прийти на помощь при первой необходимости).
3. Показатели и уровни общения воспитателя и детей 5-7 лет характеризуются устойчивыми партнерскими отношениями, стремлением стимулировать совместную активность в деятельности, наличием коллективных решений на возникающие вопросы, умением договариваться, советоваться, прислушиваться к мнению участников процесса.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (51 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 15 таблиц, 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 76 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теории показал, что ситуации дискомфорта могут возникать в случаях не правильного использования позиций воспитателя по отношению к ребенку. Предотвращая дискомфортные ситуации в общении воспитателя с детьми 5-7 лет, воспитатель должен обращать внимания на возраст, индивидуальные особенности детей, обладать умениями и способностями правильного выстраивания общения с детьми, а также применение правильной позиции в ситуациях дискомфорта. При общении воспитателя и детей старшего дошкольного возраста происходит смена разных позиций воспитателя по отношению к детям. В таком случае наблюдается наименьшее количество дискомфортных ситуаций в общении между воспитателем и детьми. При изменении позиции воспитатель осуществляет переход от позиции руководителя к позиции участника совместной деятельности, от авторитарного стиля к позиции на равных.
В ходе констатирующего эксперимента мы выяснили, что у многих детей наблюдаются проблемы в общении и возникновение частых конфликтных ситуаций между воспитателем и ребенком, не умение детей вступать в диалог с педагогом, ошибочное применение воспитателем позиций в ситуациях дискомфорта. Выявленные проблемы говорят о присутствие дискомфортного общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.
Данное исследование экспериментально доказало важность взаимодействия воспитателя и детей посредством изменения позиции педагога в ситуациях дискомфорта (прямое руководство, обучение, указание и контроль над детьми) к позиции «рядом» или «вместе» (равноправные партнерские отношения, общение на равных с ребенком, предполагает взаимный учет интересов взрослого и детей, право на собственное мнение и выбор) и далее позиции демонстративной отстраненности «в стороне» (демонстративно занятого своим делом, но готового прийти на помощь при первой необходимости).
В результате формирующего эксперимента дети старшего дошкольного возраста поменяли свое отношение к воспитателю и другим детям. Результаты формирующего эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста появилось стремление к общению, интерес в создании диалога, положительное взаимодействие и устранение у детей разных причин дискомфорта в общении со взрослым.
Контрольный эксперимент позволил доказать важность изменения позиции педагога в общении воспитателя и детей в возникающих ситуациях дискомфорта. Изменение позиций педагога в общении с детьми является очень важным методом, использованным в деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В результате работы многие воспитатели в процессе общения с детьми испытывают трудности при выстраивании правильной позиции в ситуациях дискомфорта, а также наблюдаются проблемы при возникающей дискомфортной ситуации у воспитателя. Проблема связана с необходимостью применения верного педагогического умения для выхода из ситуаций дискомфорта.
Таким образом, задачи решены, цель выполнена, гипотеза в ходе исследования была подтверждена.



1. Андриади И. П. Конфликты, причины и их возникновения, и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. Москва.:1991. 30 с.
2. Анцупов А. Я. Конфликтология: междисциплинарный подход: учебное пособие. М.: 2004. 704 с.
3. Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ,
2005. 551 с.
4. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.: ТЦ Сфера, 2006. 64 с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
6. Бодалев А. А. Педагогика. М.: Ленинградский государственный университет, 1976. 150 с.
7. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. Москва.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. 696 с.
8. Волчков Э. Г. Педагогическая психология: учебное пособие. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2014. 222 с.
9. Гришина Н. В. Психология конфликта. Спб.: Питер, 2008. 544 с.
10. Давидчук А. Н. Обучение и игра: Метод. Пособие. М.: Мозаика- Синтез, 2006. 168 с.
11. Джон Аллан. Ландшафт детской души: Юнгианское
консультирование в школах и клиниках. «ПЕР СЕ»,2006. 271 с.
12. Дмитриев А. А. Введение в общую теорию конфликта: учебное пособие. М.: Прогресс, 2006. 401 с.
13. Дьяченко О. М. Как развивается дошкольник? О чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.
14. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 184 с.
15. Зайцев А. К. Социальный конфликт: учебник. М.: Дело, 2003. 464 с.
16. Захарченко Е. Ю. «Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация».//М.: «Педагогика», 2008. №3. С. 69-73.
17. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов- на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
18. Зимняя И. А Лингвопсихология речевой деятельности. Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж.:НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
19. Каминская М.В Педагогический диалог в деятельности современного учителя. М. 2003. 270 с.
20. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. Москва.: Издательство «Просвещение», 1987. 190 с.
21. Кармин А. С. Конфликтология. Издательство «Лань». 1999. 448с.
22. Куницкая Ю. И. Педагогическая позиция учителя: модельно-теоретический аспект: монография. М-во образования Республики Беларусь. Гродно: ГрГУ, 2005. 139 с.
23. Курбатов В. И. «Стратегия делового успеха». Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995. 416 с.
24. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. Москва.: «Знание», 1979. 48 с.
25. Левитов Н. Д. Развитие ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. // Детская и педагогическая психология. М. 1964. С. 55-76
26. Лещинский В. М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми :Пед. практикум. М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. 238 с.
27. Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты. Общение в работе руководителя. М.: Экономика, 2000. 286 с.
28. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения. Москва: Академия, 2002. 93 с.
29. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000. 250 с.
30. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания: Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Н.Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2014. 368 с.
31. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия: M.: Просвещение, 1972. 215 с.
32. Немов Р. С. Психология. М: 1990.726 с.
33. Рыбакова М. М. Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов. Москва; Воронеж // Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие / сост. Н.И. Леонов. - 3-е издание, исправленное и дополненное. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство: НПО «МОДЭК»,
2005. С. 118-136.
34. Обухова Л. П. Детская (возрастная) психология: учеб. М. Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
35. Путляева Л. О развитии мышления // Дошкольное воспитание. М.
2006. № 5. С. 35-38.
36. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
37. Слуцкий В. И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. 159 с.
38. Смирнова Е. О. Сюжетно-ролевая игра //Психология ребенка от рождения до семи лет. М. 1997. С. 260-282
39. Собкин В. С. К вопросу о профессиональной позиции воспитателя //
Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. №7.
С. 46-57.
40. Крам Томас Ф. Управление энергией конфликта: Как превратить работу в творчество. М. : АСТ : Рефл-бук, 2001. 283 с.
41. Фалей М. В. Педагогическое общение :учебное пособие. Южно- Сахалинск .: Издательство СахГУ, 2014. 116 с.
42. Фоминова А. Н. Педагогическая психология : Учебное пособие. Москва. «Флинта», 2011. 320 с.
43. Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения. М.: «Владос», 2007. 242 с.
44. Чиркова Т. И. Обсуждение с воспитателями вопроса о месте игры в обучении дошкольников. М.: 1998. С. 125-145
45. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Творческая педагогика, 1994. 112 с.
46. Эльконин Д. Б. Психология игры: учебное пособие. Москва :Владос, 1999г. 360 с.
47. Akande A. The Caregiver’s Secret Weapon // Early Child Development and Care. 1997. Vol. 134. P. 89-101.
48. Akhter A. Role of the family communications including parenting styles on consumer socialization of children: a retrospective look at forty
49. Bottrill P. Reseash Note: Children Thinking and Learning through Design Activity at Age Six // Early Child Development and Care. 1996. Vol. 121. P. 147-163.
50. Science Daily. Children use make-believe aggression and violence to
manage ad-tempered peers. [Электронный ресурс] URL:
https:.www.ScienceDaily.com/releases/2020/10/201006114225.htm (дата
обращения: 27.04.2021).
51. Science Daily. Early Neglect Predicts Aggressive Behavior in Children,
Study Shows. [Электронный ресурс] URL:
https://www.sciencedaily.com/releases/2008/04/080407074531.htm (дата
обращения: 27.04.2021)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ