Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность медицинской сестры в организации ухода для пациентов с бронхиальной астмой (Первый Московский Государственный Медицинский Университет)

Работа №118049

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

сестринское дело

Объем работы67
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
291
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования: Университетская клиническая больница №4 им. Сеченова (г. Москва).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ 8
1.1. Общая характеристика и классификация бронхиальной астмы 8
1.2. Этапы развития бронхиальной астмы. Клиническая картина 10
1.3. Причины и факторы развития бронхиальной астмы 12
1.4. Диагностика бронхиальной астмы 16
1.5. Клинические рекомендации по лечению бронхиальной астмы 17
1.6. Роль медицинской сестры в процессе сопровождения пациентов с бронхиальной астмой 21
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 34
2.1 Материалы и методы 34
2.2 Результаты и обсуждения 36
2.3 Практические рекомендации по лечению и реабилитации пациентов с бронхиальной астмой 48
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 66


Актуальность работы определяется высокой заболеваемостью аллергическими проявлениями и ее одним из самых тяжелых осложнений – бронхиальной астмой. Бронхиальная астма является хроническим аутоиммунным заболеванием, с возникновением которой пациенты должны научиться справляться с ней в течение жизни, и влияние которой может быть уменьшено или контролируемо в большинстве случаев [9; 15].
235 млн человек во всем мире страдают от этого заболевания [30]. Статистика бронхиальной астмы по Российской Федерации называет цифру в 900 000 пациентов, что составляет 6,2% от всего населения государства [8]. У детей патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у взрослых пациентов, в среднем выявляется в 10% от общего числа случаев. У 1 из 10 детей школьного возраста диагностирована астма. При этом у мальчиков астма выявляется в 3 раза чаще, чем у девочек. У 77% детей бронхиальная астма начинается до 5 лет [8; 9].
В последние годы положение по заболеваемости бронхиальной астмой усугубилось, увеличилась частота заболеваний астмой и тяжесть её протекания. По некоторым данным, количество заболевших бронхиальной астмой, за последние 25 лет, увеличилось в 2 раза [3; 5; 9]. Согласно статистическим эпидемиологическим данным, распространенность астмы за прошедшие 30 лет набирала обороты, особенно, как показано исследователями, среди людей с низким и средним доходом [9; 30].
Главнейшая задача системы здравоохранения – повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению. В здравоохранении многих развитых стран система сестринского обслуживания рассматривается как отдельная самостоятельная область медицинской деятельности [10; 12].
В современной клинической практике достигнуты определенные успехи в лечении бронхиальной астмы. Терапия астмы включает применение таких лекарственных препаратов как бета-агонисты и антихолинергические препараты короткого и пролонгированного действия, ингаляционные и системные глюкокортикостероиды, специфическую иммунотерапию аллергенами [6; 18]. Высокая эффективность комплексной терапии достоверно доказана многочисленными исследованиями. Однако наряду с достижениями в лечении больных бронхиальной астмой остро стоит вопрос о тяжелых формах болезни [18].
Учитывая тяжесть осложнений данной группы заболеваний, необходимо изучение патогенеза, этиологии, факторов риска развития астмы и ее осложнений. Лечение, реабилитация и стационарное лечение могут помочь значительно улучшить состояние больного, стабилизировать заболевание и улучшить качество жизни пациента [25].
Медицинская сестра – особая профессия, роль которой по оказанию помощи врачу и пациенту заключается в достижении, укреплении и сохранении физического, умственного и социального здоровья пациента. Современные модели здравоохранения меняют приоритеты в работе медицинских сестер, позволяя им реализовать свою роль на практике в различных лечебных учреждениях и семейной медицинской практике. В настоящее время роль медсестры сводится не только к уходу за тяжело больными пациентами, но в большей степени к задаче поддержания здоровья, профилактике и предупреждения болезни, обеспечении независимости человека от объективных проблем в соответствии с его индивидуальными возможностями. При этом выделается вклад сестринской работы как особый акцент в профилактике заболеваний, выявления и предупреждения факторов риска заболеваемости населения. В этой связи повышение эффективности стационарного наблюдения и лечения остается сегодня одной из актуальных проблем современного здравоохранения и связано оно с эффективностью работы среднего медицинского персонала [11; 12].
В виду высокой распространенности хронических неинфекционных заболеваний среди населения, а также высокой социально-гигиенической значимостью проблем ранней инвалидизации и преждевременной смертности от соматических болезней, деятельность медицинской сестры приобретает особое значение [26]. Для того, чтобы иметь возможность планировать профилактические мероприятия в целях снижения частоты перечисленных заболеваний, необходимо внедрение научно-обоснованных сестринских технологий по совершенствованию стационарного лечения пациента, поскольку действующая нормативная база по данному вопросу является достаточно разработанной [15; 19; 26].
Одним из наиболее важных факторов, препятствующих эффективному ведению заболевания бронхиальной астмой, является недостаточность понимания патологических механизмов болезни, а также отсутствие единой классификации или единых алгоритмов сестринского ухода, лечения и профилактики во многих регионах. Проведение исследования, которое направлено на изучение основных проблем пациента с бронхиальной астмой, ухода и помощи, где главную роль, в которой играет медицинская сестра. Сестринское участие при бронхиальной астме у взрослых предполагает создание оптимальных условий для его лечения, улучшения состояния здоровья и качества жизни. Главная цель в работе медицинской сестры – преодоление астматических приступов и облегчение состояния здоровья больного с бронхиальной астмой. Своевременное реагирование на начало приступа, оказание медицинской помощи в рамках своей квалификации, выявление основных потребностей пациента и причин появления приступов, обучение пациента справляться с приступами в отсутствии медперсонала – основные задачи медицинской сестры при сопровождении пациентов с бронхиальной астмой в стационаре.
Необходимость изучения и разработки тактики лечения и сестринского ухода за пациентами с бронхиальной астмой определяется медико-социальной значимостью заболевания, характеризующейся возрастанием заболеваемости и экономического ущерба вследствие заболеваемости и осложнений болезни, требующих совершенствования и повышения эффективности системы специализированной квалифицированной помощи.
Объект исследования: профессиональная деятельность медицинской сестры и осуществление мероприятий по сопровождению пациентов с бронхиальной астмой.
Предмет исследования: мероприятия по организации сестринского ухода за пациентами с бронхиальной астмой.
Гипотеза предполагает, что правильно организованная деятельность медицинских сестер в лечебно-профилактическом учреждении, направленная на сопровождение пациентов с бронхиальной астмой, позволит избежать осложнений и улучшить общее состояние и качество жизни пациентов.
Цель работы: изучить деятельность медицинской сестры в организации ухода для пациентов с бронхиальной астмой для разработки мероприятий по его совершенствованию.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать научно-медицинские издания, нормативно-правовую документацию и др.) по теме исследования;
2. Изучить принципы эффективности участия медицинской сестры в работе с пациентами с бронхиальной астмой;
3. Организовать наблюдение за пациентами в рамках дневного стационара;
4. Разработать анкеты для пациентов стационара с бронхиальной астмой.
5. Разработать рекомендации по профилактике бронхиальной астмы и ее осложнений, проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
 теоретический анализ литературных источников по теме исследования;
 метод научного исследования (анализ сведений из историй болезни);
 биографический (анализ анамнестических сведений, изучение медицинской документации);
 метод социологического опроса (анкетирование);
 методы анализа и интерпретации полученных данных;
 методы математической статистики (вычисление процентных соотношений).
Новизна работы: Внедрение в работу бесед медицинской сестры с пациентами с бронхиальной астмой и их родственниками, повысило уровень их осведомленности по данному заболеванию, что облегчило их состояние и повысило качество жизни.
Разработанность проблемы. В настоящее время клиника, патогенез, диагностика и лечения БА описаны в работах таких авторов как Аш А.А., Бродская О.Н., Жмуров Д.В., Парфентева М.А., Семенова Ю.В. и др. Аспекты сестринского ухода за пациентами, этапность сестринского процесса, сестринские манипуляции представлены в трудах таких авторов, как Островская И.В., Широкова Н.В., Морозова Г.И., Парахина А.П., Корягина Н.Ю., Наговицына Ю.А., Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В., Камынина Н.Н., Пьяных А.В. и др.
Структура работы: соответствует логике исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 30 наименований и приложений, написана на 38 страницах, включает 1 таблицу и 1 рисунок. В первой главе проанализированы теоретические аспекты клинических симптомов и патогенезе бронхиальной астмы. Также в главе обсуждены этапность сестринского процесса при бронхиальной астме, потенциальные и настоящие проблемы пациента, сестринские вмешательства по их решению, а также основам деятельности медицинской сестры в уходе за пациентами с бронхиальной астмой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании теоретического анализа медицинской методической литературы по проблеме исследования изучены патогенез и клинические проявления БА, основные патофизиологические процессы развития БА и особенности ее клинической картины. Определено, что в случае правильности диагностики и раннем начале терапевтического адекватного лечения, может быть достигнут устойчивый реконвалесцентный эффект. У взрослых пациентов течение БА обычно осложняется накопленными сопутствующими соматическими заболеваниями, поэтому лечение проходит сложнее, поэтому крайне важно уметь контролировать свое состояние и оказывать помощь самому себе при первых признаках начинающегося приступа.
В работе приведены основы сестринского участия в лечении и реабилитации пациентов с БА, в результате чего состояние больного может существенно улучшиться, снизится психологическое напряжение пациента, что благотворно отражается на течении болезни. К основным мерам сестринского процесса следует отнести информирование пациента о патогенезе болезни, помощь в удовлетворении нарушенных потребностей, обучение пользованию ингаляторами, самостоятельному приему лекарств и самоконтролю состояния.
На основании проведенных исследований отмечена низкая информированность пациентов, находящихся на стационарном лечении по БА о патогенезе заболевания, факторах его развития и осложнений, важности соблюдения принципов здорового питания. При этом отмечена важная работа медицинского персонала, проводимая с пациентами с БА.
Целью сестринского процесса является подготовка больного к дополнительным методам исследования, забора биологического материала (кровь, мокрота) для лабораторного исследования, выполнение врачебных назначений лечения больного, оказания доврачебной неотложной помощи, подготовки больного для консультации других специалистов.
Перед сестринскими вмешательствами необходимо провести опрос пациента или его родственников, провести объективное сестринское исследование, что позволит медицинской сестре оценить физическое и психическое состояние пациента, а также своевременно выявить его приоритетные и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую помощь ему и родственникам, сформировать план ухода.
Возможные проблемы пациента с БА:
 нарушение дыхания, удушье;
 обезвоженность из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления воды;
 нарушение аппетита;
 нарушение сна;
 дискомфорт, связанный с необходимостью длительного лечения, нежелание принимать препараты;
 чувство тревоги, беспокойство, страх перед приступом;
 снижение переносимости нагрузок вследствие несоответствия поступления кислорода в организм его потребностям;
 дефицит самоухода и самоконтроля;
 социальная изоляция, вызванная вынужденным длительным пребыванием дома или госпитализацией;
 ограничение в выборе профессии;
 присоединение тяжелых осложнений.
Обучение пациентов – важнейший компонент лечения пациентов с астмой. Медицинская сестра рассказывает пациенту и его семье об астме (хроническом воспалительном процессе), назначении и действии лекарств, триггерах, которых следует избегать, и о том, как это делать, а также о правильной технике ингаляции; инструктирует пациента и семью о мониторинге пикового расхода.
Медицинская сестра должна подчеркивать приверженность назначенной терапии, профилактическим мерам и необходимость наблюдения у врача; должна научить пациента, как выполнять план действий, а также как и когда обращаться за помощью.
Таким образом, продемонстрировано выполнение всех этапов сестринского процесса, целью которого является удовлетворение жизненно-важных потребностей пациентов, поддержание и восстановление независимости пациента. Главная роль в этом процессе принадлежит медицинской сестре.



1. Агарков Н.М., Пошибайлова А. В., Иванов В.А. Атмосферные загрязнители и распространённость бронхиальной астмы среди детей: обзор литературы// Экология человека. 2020. № 5. С. 45-49.
2. Аш А.А. Эффективность омлизумаба в терапии бронхиальной астмы // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2022. №2 (56) С. 89.
3. Бабанов С.А., Стрижаков Л.А., Байкова А.Г., Вострокнутова М.Ю., Агаркова А.С., Острякова Н.А., Кирюшина Т.М. Профессиональная бронхиальная астма (астма на рабочем месте): диагностика, экспертиза связи заболевания с профессией, лечение// Врач. 2021. 32, №7. С. 17-24.
4. Байкова А., Бабанов С., Будаш Д. Профессиональная бронхиальная астма //Медицинская сестра. 2018. 20 (7). С. 13-18.
5. Бродская О.Н. Откуда берется бронхиальная астма? // Астма и аллергия. 2018. №2. С.13-17.
6. Бродская О.Н. Ступенчатая терапия бронхиальной астмы // Астма и аллергия. 2021. №1. С. 19-21.
7. Делягин В.М. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы в условиях педиатрического участка // МС. 2020. №10. С. 104-110.
8. Джаббарова М.Б. Распространенность и клинические проявления бронхиальной астмы // Биология и интегративная медицина. 2021. №1 (48). С.160-171.
9. Жмуров Д.В., Парфентева М.А., Семенова Ю.В. Бронхиальная астма // Colloquium-journal. 2020. №14 (66). С.1-8.
10. Камынина Н.Н., Островская И.В., Пьяных А.В. Теория сестринского дела: учебник для учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования. – 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2019.
11. Корягина Н.Ю., Широкова Н.В., Наговицына Ю.А. Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие //под ред. З. Е. Сопиной. – Москва: ГЭОТАР Медиа, 2020. – 464 с.
12. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 716 с.
13. Мадиева Л.С., Мамашалиева С.Б., Бакирова Р.Е., Муравлёва Л.Е., Ибраева Л.К. Некоторые аспекты патогенеза бронхиальной астмы: обзор литературы // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29611 (дата обращения : 26.02.2023).
14. Марқабаева Ж.Т., Келимбердиева Э.С., Дербисалина Г.А. Техника применения ингалятора. Знание навыков медицинских сестер при бронхиальной астме и хронических обструктивных болезнях (обзор литературы) // Биология и интегративная медицина. 2021. №6 (53). С. 171-178. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1344н «Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения»
15. Масабоева Д.А., Хакимхожаева С.Р., Дутбаева Г.А. Ведение сестринского дела при бронхиальной астме //Экономика и социум. 2022. № 2-2 (93). С. 743-746.
16. Москвин С.В., Хадарцев А.А. Методы эффективной лазерной терапии при лечении больных бронхиальной астмой (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2019. №5. С.117-148.
17. Московцева Н.И., Дмитриева М.К., Малеева Н.П. Актуальные аспекты клиники и диагностики бронхиальной астмы// Доктор.Ру. 2020. 19, № 11. С. 22-26.
18. Ненашева Н.М., Себекина О.В., Терехова Е.П. Как помочь пациенту с тяжелой неконтролируемой бронхиальной астмой? // Практическая пульмонология. 2018. №2. С.16-23.
19. Островская И.В., Широкова Н. В., Морозова Г. И. Алгоритмы манипуляций сестринского ухода: учеб. пособие / И. В. Островская. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 312 с.
20. Парахина, А.П. Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»: учебно-методическое пос. для СПО. – 5-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 256 с.
21. Передельская М.Ю., Ненашева Н.М., Передельский Ю.А., Себекина О.В. Выбор терапии у курящих пациентов с бронхиальной астмой // МС. 2021. №16. С. 197-203.
22. Потапова Н.Л., Гаймоленко И.Н., Смоляков Ю.Н. Оптимизация оценки риска развития бронхиальной астмы у населения // Росвестн перинатол и педиат. 2020. №1. С.1-7.
23. Романовских А.Г., Белоцерковская Ю.Г., Смирнов И.П. Выбор ингаляционного устройства у пациентов с бронхообструктивными заболеваниями // Consilium Medicum. 2020. №3. С.55-60.
24. Руселевич М.В. Медико-социальная проблема респираторных аллергозов в крупном городе // Социальные аспекты здоровья населения. 2018. №2. С.1-5.
25. Супрун В.С., Симонова В.Г. Бронхиальная астма: понятие, симптомы, диагностика, лечение // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://eduherald.ru/ru/article /view ?id=21000 (дата обращения: 25.02.2023).
26. Тащилина А.Н., Климов А.В. Сестринский процесс при бронхиальной астме / А.Н. Тащилина, // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». 2018. №11(27). С.1-7.
27. Трибунцева Л.В., Бурлачук В.Т., Раскина Е.А., Кожевникова С.А. Бронхиальная астма и ожирение - патологический тандем: роль питания // ЛВ. 2021. №4. С. 7-11.
28. Файзуллина Р.М., Викторов В.В., Гафурова Р.Р., Шангареева З.А., Данилко К.В., Санникова А.В. Генетика бронхиальной астмы: полиморфизм генов FCERI- и FCERII-рецепторов иммуноглобуллина Е // Медицинский вестник Башкортостана. 2021. №2 (92). С. 73-79.
29. Цветкова О.А., Воронкова О.О. Место препарата фенотерол + ипратропия бромид в лечении обострений бронхиальной астмы и ХОБЛ// Медицинский совет. 2020. № 17. С. 35-39.
30. Reddel H.K., FitzGerald J.M., Bateman E.D., Bacharier L.B., Becker A., Bruselle G., Buhi R., Cruz A.A., Fleming L., Inoue H., Ko F.W., Krishnan J.A., Levy M.L., Kin J., Pedersen S.E., Sheikh A., Yorgancioglu A., Boulet L.P. GINA 2019: a fundamental change in asthma management. European Respiratory Journal. 2019. № 53. 7 p.

Нормативные документы
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению»
2. Приказ Минздрава РФ от 15 декабря 2014г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению».
3. Порядок проведения диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом МЗ РФ от 21.12.2012 г. № 1344н. По ЛПУ издан приказ «О назначении ответственных лиц за проведение диспансерного наблюдения»
4. СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».
5. СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».
6. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3)
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2).
8. СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (Зарегистрирован 15.02.2021 № 62500) Дата опубликования: 18.02.2021 Номер опубликования: 0001202102180019
9. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
10. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
11. Федеральный закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей».

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ