Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: 2 «Б» класс ГБОУ школы № 1579.
Выборка: 24 человека, в возрасте от 8-9 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы жанрового разнообразия музыки 6
1.1. Сущность жанра в музыке и основные его виды 6
1.2. Анализ программ музыкального воспитания по вопросу ознакомления с жанрами музыки 9
1.3. Внеурочная музыкальная деятельность младших школьников 12
1.4. Методика ознакомления с первичными музыкальными жанрами во внеурочной деятельности 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Внеурочная деятельность как средство ознакомления детей младшего школьного возраста с первичными музыкальными жанрами 24
2.1. Диагностика знаний детей о первичных жанрах музыки 24
2.2. Комплекс мероприятий по ознакомлению младших школьников с первичными жанрами музыки 33
2.3. Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с первичными жанрами музыки во внеурочной деятельности 38
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение
Актуальность. Современная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка, что предполагает необходимость сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые универсальные учебные действия с внеурочной деятельностью.
ФГОС НОО рассматривает внеурочную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса. Она может быть направлена она социальное, общекультурное, и творческое развитие детей. При этом внеурочная деятельность должна обязательно иметь воспитательную направленность [1].
Музыка - могучий источник мысли и воспитания. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», - говорил В. А. Сухомлинский [16]. Такие философы как Г. Гегель, Г. Лейбниц, И. Кант, В. Шеллинг, А. Шопенгауэр называли музыку одним из величайших искусств, способных влиять на человека, особо выделяя такие ее функции как коммуникативная, нравственно-эстетическая, социальная. В отечественной философии музыка рассматривается одним из ведущих средств воспитания и развития (М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев и др.) [17].
Музыкальная культура развивает такие нравственные чувства, как любовь к людям, совесть, эмпатию. Будучи сильным средством эмоционального воздействия, она способна пробудить в душе ребенка даже чувство стыда и желание исправиться, стремление пожалеть, совершить доброе дело, учиться быть внимательным к людям и окружающему миру, то есть ориентировать не на потребление, а на желание служения людям и окружающему миру, а это служит явным сигналом начала пробуждения самосознания. Восприятие музыки также тесно связано с познавательными процессами личности человека, от школьника оно требует сообразительности, внимательности, наблюдательности, умения мыслить и фантазировать.
Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искус-ство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания. Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в школе сводились к поверхностному ознакомлению учащихся с музыкой, к приоб-ретению ими некоторых художественных познаний и навыков, то есть под-менялись задачами элементарного образования, что было серьёзной ошиб-кой. Музыкальному искусству практически уделялось очень малое время, а больше было утомительных для детей бесед о му¬зыке и записей текста песен [18].
Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязатель¬ные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познаватель-ную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры и ознакомление детей с различными музыкальными жанрами способствует не только расширению знаний детей о музыке, но и формированию у них эстетического вкуса, развитию их вокальных данных, физических и координационных способностей.
В музыкальном образовании и воспитании младших школьников много вопросов, которые должен решить учитель, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В частности, важно познакомить детей с жанрами музыки. Это не только расширит кругозор детей, в том числе и музыкальный, но и сделает более целостным и глубоким восприятие музыки.
Объект исследования: содержания и организация внеурочной деятельности на ступени начального общего образования.
Предмет исследования: ознакомление детей младшего школьного возраста с первичными жанрами музыки во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование возможности ознакомления детей с первичными жанрами музыки во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) Определить сущность музыкального жанра и его разновидностей.
2) Осуществить анализ программ музыкального воспитания по вопросу ознакомления детей с жанрами музыки.
3) Рассмотреть внеурочную деятельность младших школьников как средство развития детей младшего школьного возраста.
4) Рассмотреть методику ознакомления с жанрами музыки на уроке и во внеурочное время.
5) Осуществить диагностику знаний детей о первичных жанрах музыки.
6) Подобрать комплект средств и спланировать комплекс мероприятий по ознакомлению младших школьников с первичными жанрами музыки.
7) Составить методические рекомендации по ознакомлению с ними.
Методы исследования:
1) Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования
2) Эмпирические: методики диагностики знаний о музыкальных жанрах.
3) Математические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования ГБОУ школы № 1579 города Москвы. Всего было охвачено 24 ребенка младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Объем выпускной квалификационной работы представлен сорока семью страницами печатного текста компьютерного набора, двадцатью наименованиями списка литературы, пятью таблицами, пятью диаграммами и двумя приложениями.
В ходе проведённого исследования удалось достичь поставленной цели, то есть на теоретическом уровне обосновать возможность ознакомления детей младшего школьного возраста с первичными музыкальными жанрами в рамках внеурочной деятельности, а на практическом - предложить учителю мероприятия и рекомендации по организации данной работы.
В музыкальном искусстве понятие жанра является одним из основополагающих. Оно понимается, как «исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений». В зависимости от критериев, к которым относятся особенности музыкального языка, формы и содержания выделяются различные виды жанров. В контексте настоящего исследования первостепенную важность представляют первичные жанры музыки, т.е. напрямую связанные с бытованием людей (песня, танец, марш.).
Анализ программ музыкального воспитания по вопросу ознакомления детей с жанрами музыки показывает, что их целью является формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Несомненно, ключевая роль в рамках этих программ отдается урокам музыки, поскольку именно там дети получают основные музыкальные знания. Бесспорно, в рамках изученных программ делается огромный акцент на знакомстве младших школьников с различными музыкальными жанрами. Однако они далеко не всегда предусматривают возможность более глубокой работы над изучением именно первичных жанров музыки.
Чтобы музыкальное развитие детей имело более цельный и продуктивный характер, педагоги начальной школы должны побуждать младших школьников к творчеству, к активной музыкальной деятельности, которая в свою очередь возможна не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности.
Как форма работы с младшими школьниками, внеурочная деятельность выгодна возможностью их вовлечения в широкий спектр занятий, направленных на их развитие. Менее строгая необходимость регламентации активности в рамках внеурочной деятельности позволяет применять в работе с младшими школьниками различные интерактивные форматы, которые включают в себя разучивание песен, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки и изучение музыкальной грамоты.
В этой связи обращение именно к первичным жанрам в работе с младшими школьниками рассматривается, как наиболее целесообразное. Оно способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности.
В опытно-практической части нами была организована работа по определению уровня представлений младших школьников о первичных жанрах музыки.
В результате диагностики было установлено, что общий уровень этих представлений варьируется у детей в пределах среднего и низкого уровня.
По результатам диагностики нами были составлены комплексы мероприятий по более глубокому ознакомлению младших школьников с музыкальными жанрами. Они предполагают проведение бесед, где учитель знакомит детей с особенностями и разнообразием жанров.
Также преподаватель может расширять знания детей о музыкальных жанрах через освоение танцевальных движений, разучивание и исполнение песен.
Нами были разработаны методические рекомендации для педагогов. В рекомендациях мы представили материал по ознакомлению детей, с жанрами песни, танца и марша и их видами.
В приложении представлен сценарий классного часа на тему: «Марш Победы».
Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 (ред. от 18.07.2022)
2. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014. - 336 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2015. - 136 с.
4. Данилевич Л. Творчество Д.Б. Кабалевского - М.: Музыка. 2016. - 120 c.
5. Кондратюк Н. Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. - М.: Сфера, 2020. - 90 c.
6. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Владос, 2021. -56с.
7. Музыкальный энциклопедический словарь /Под. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Бином, 2010. - 356с.
8. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2020. - 64 с.
9. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. - М.: Владос, 2013. -248 с.
10. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М.: Академия, 2019. - 252с.
11. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы / Под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2005. - 111 с.
12. Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. - М.: Владос, 2012. - 383 с.
13. Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. - М.: Оникс, 2012. - 144 c.
14. Сохор А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. - М.: Академия, 2011. -265с.
15. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. - М.: Музыка, 2018.
- 105 с.
16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– М.: Спутник +, 2014 г. - 288 с.
17. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования. - М.: Вита-Пресс, 2017. - 256с.
18. Холопова В. Музыка как вид искусства - М.: ЛАНЬ, 2010. - 119 с.
19. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. - М.: Музыка, 2019. - 214 с.
20. Дорошенко С. И. Диагностика, контроль и оценивание в отечественном школьном музыкальном образовании ХХ века // Музыкальное искусство и образование 2017. - 20 марта [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-kontrol-i-otsenivanie-v-otechestvennom-shkolnom-muzykalnom-obrazovanii-hh-veka?ysclid=lhoirlnbnq199017985 (03.04.2023)