ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В СООТНОШЕНИИ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ТРУДОМ ОФИЦИАНТОВ
|
Введение 4
Глава 1. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию индивидуально-типологических особенностей личности в психологической науке 7
1.1 Понятия «индивидуально-типологические особенности» и темперамента
в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.2 Психологические подходы к содержанию понятия «удовлетворенность
трудом» 17
1.3 Специфика профессиональной деятельности официантов 24
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование удовлетворенности трудом официантов в соотношении с индивидуально-типологическими особенностями 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования индивидуально - типологических особенностей в соотношении с удовлетворенностью трудом официантов 30
Выводы по второй главе 46
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Глава 1. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию индивидуально-типологических особенностей личности в психологической науке 7
1.1 Понятия «индивидуально-типологические особенности» и темперамента
в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.2 Психологические подходы к содержанию понятия «удовлетворенность
трудом» 17
1.3 Специфика профессиональной деятельности официантов 24
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование удовлетворенности трудом официантов в соотношении с индивидуально-типологическими особенностями 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования индивидуально - типологических особенностей в соотношении с удовлетворенностью трудом официантов 30
Выводы по второй главе 46
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Актуальность исследования. В настоящее время на первый план выдвигаются вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. Поэтому оценка степени удовлетворенности человека качеством жизни приобретает особый смысл. Важным оказывается влияние не только общества на человека, но и самого человека на социальную жизнь, ее преображение и тем самым на создание наиболее благоприятной ситуации для своего духовного становления. Впрочем, в имеющихся условиях экономической, политической и нравственной нестабильности человек часто оказывается не готовым к такому взаимодействию с социумом, с коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, а это сильно тормозит процесс его развития.
Можно предположить, что существует взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями человека и степенью его удовлетворённости трудом. На современном этапе в сфере обслуживания наблюдается достаточно высокая конкуренция. Это предполагает, что предприятия, поставляющие подобного вида услуги, находятся в ситуации постоянного развития, чтобы удовлетворять потребности клиентов и соответствовать новым веяниям. Все это непосредственно сказывается на персонале и его удовлетворенности трудом.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена высокой социальной значимостью психологического состояния работников в современных социально-экономических условиях.
Несмотря на то, что данная тема активно исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами (Brunstein J.C., Campbell A., Clark A.E., Diener E., Hayes N. [67], Stephen J., Виноградова Г. А. [42], Куликов Л.В. [46], Мельникова Н.Н., Харченко К. В., Ширяева О.С.), единого определения удовлетворенности жизнью и ее факторов нет. В целом, удовлетворенность понимается как субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка). Считается, что психологическое (субъективное) благополучие является близким удовлетворенности конструктом.
В своем исследовании мы опирались на исследования таких авторов как: Дмитриева М.А., Ковалев С.В., Кудашев А.Р., Куликов Л.В., Лазарева Н.В., Муздыбаев К., Реан А. А., Розанова М. А., Созонтов А. Е., Соколова М.В., Шамионов P. M., Яничев П. И., Аргайл М., Бонивелл И., Рифф К., Франкл В., Фрейд З., Эриксон Э. и др.
Цель исследования: изучить и провести психологический анализ удовлетворенности трудом официантов в соотношении с их индивидуально- типологическими особенностями.
Объект исследования: удовлетворенность трудом официантов.
Предмет исследования: индивидуально-типологические особенности в соотношении с удовлетворенностью трудом официантов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что удовлетворенность трудом официантов зависит от силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные психологические подходы к проблеме индивидуально-типологических особенностей личности в трудах отечественных и зарубежных авторов.
2. Провести эмпирическое исследование удовлетворенности трудом официантов в соотношении с их темпераментом.
3. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Научно-исследовательская работа проводилась на базе одного из ресторанов мясной кухни «Стейк хаус Рибай» г.о. Тольятти. Выборку исследования составили 18 человек в возрасте от 18 до 25 лет.
Методы и методики исследования.
1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования;
2. Применение психодиагностических методик;
3. Качественный анализ полученных результатов.
Для нашего исследования нами были отобраны следующие методики:
1. «Интегральная удовлетворенность трудом» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).
2. Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева).
Практическая значимость исследования состоит в применении полученных результатов психологического исследования для отбора на должности официантов и оказания консультативной помощи в формировании индивидуального стиля деятельности, способствующего более высокой удовлетворенности в профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка используемой литературы
Можно предположить, что существует взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями человека и степенью его удовлетворённости трудом. На современном этапе в сфере обслуживания наблюдается достаточно высокая конкуренция. Это предполагает, что предприятия, поставляющие подобного вида услуги, находятся в ситуации постоянного развития, чтобы удовлетворять потребности клиентов и соответствовать новым веяниям. Все это непосредственно сказывается на персонале и его удовлетворенности трудом.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена высокой социальной значимостью психологического состояния работников в современных социально-экономических условиях.
Несмотря на то, что данная тема активно исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами (Brunstein J.C., Campbell A., Clark A.E., Diener E., Hayes N. [67], Stephen J., Виноградова Г. А. [42], Куликов Л.В. [46], Мельникова Н.Н., Харченко К. В., Ширяева О.С.), единого определения удовлетворенности жизнью и ее факторов нет. В целом, удовлетворенность понимается как субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка). Считается, что психологическое (субъективное) благополучие является близким удовлетворенности конструктом.
В своем исследовании мы опирались на исследования таких авторов как: Дмитриева М.А., Ковалев С.В., Кудашев А.Р., Куликов Л.В., Лазарева Н.В., Муздыбаев К., Реан А. А., Розанова М. А., Созонтов А. Е., Соколова М.В., Шамионов P. M., Яничев П. И., Аргайл М., Бонивелл И., Рифф К., Франкл В., Фрейд З., Эриксон Э. и др.
Цель исследования: изучить и провести психологический анализ удовлетворенности трудом официантов в соотношении с их индивидуально- типологическими особенностями.
Объект исследования: удовлетворенность трудом официантов.
Предмет исследования: индивидуально-типологические особенности в соотношении с удовлетворенностью трудом официантов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что удовлетворенность трудом официантов зависит от силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные психологические подходы к проблеме индивидуально-типологических особенностей личности в трудах отечественных и зарубежных авторов.
2. Провести эмпирическое исследование удовлетворенности трудом официантов в соотношении с их темпераментом.
3. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Научно-исследовательская работа проводилась на базе одного из ресторанов мясной кухни «Стейк хаус Рибай» г.о. Тольятти. Выборку исследования составили 18 человек в возрасте от 18 до 25 лет.
Методы и методики исследования.
1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования;
2. Применение психодиагностических методик;
3. Качественный анализ полученных результатов.
Для нашего исследования нами были отобраны следующие методики:
1. «Интегральная удовлетворенность трудом» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).
2. Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева).
Практическая значимость исследования состоит в применении полученных результатов психологического исследования для отбора на должности официантов и оказания консультативной помощи в формировании индивидуального стиля деятельности, способствующего более высокой удовлетворенности в профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка используемой литературы
В своем исследовании мы опирались на исследования таких авторов как: Дмитриева М.С., Ковалев С.В., Кудашев А.Р., Куликов Л.В., Лазарева Н.В., Муздыбаев К., Реан А.А., Розанова М.А., Созонтов А.Е., Фрейд З., Соколова М.В., Шамионов P.M., Яничев П.И., Аргайл М., Бонивелл И., Рифф К., Франкл В., Эриксон Э. и др.
Несмотря на то, что заявленная нами в работе проблема активно исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами, такими как: Brunstein J. C., Campbell A., Clark A. E., Diener E., Hayes N., Stephen J., Виноградова Г. А., Куликов Л.В., Мельникова Н.Н., Харченко К.В., Ширяева О. С. И др., единого определения удовлетворенности жизнью и ее факторов нет. В целом, удовлетворенность понимается как субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка). Считается, что психологическое (субъективное) благополучие является близким удовлетворенности конструктом.
Под удовлетворенностью трудом понимается психологический итог трудовой мотивации. Здесь необходимо понимать, что трудовая деятельность человека не сдерживается определенными действиями и операциями. Она, в свою очередь, имеет разнообразные моменты, которые связаны непосредственно с характером межличностных взаимоотношений и многими другими переменными в зависимости от различных ситуаций. Поэтому можно говорить, что удовлетворенность трудом - это интегральная характеристика, которая отражает удовлетворенность различными факторами трудовой деятельности.
Эмпирическое исследование и психологический анализ удовлетворенности трудом официантов в соотношении с их индивидуально- типологическими особенностями проводился на базе ресторана мясной кухни «Стейк хаус Рибай» г.о. Тольятти. В качестве испытуемых выступали сотрудники ресторана - официанты, в количестве 18 человек в возрасте от 18 до 25 лет с различным трудовым стажем.
Для решения поставленных в работе задач, нами проводились такие методики, как «Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу» (в адаптации А.Г., Шмелева, Н.Н. Даниловой) и «Интегральная удовлетворенность трудом» (Н.П. Фетискин, Г.М. Мануйлов).
Результаты нашего исследования показали, что 50% испытуемых (9 человек) обладают сангвиническим типом темперамента. Для них характерны сильные процессы возбуждения и торможения, они достаточно уравновешены и подвижны. Эти люди отличаются живостью и подвижностью, большой впечатлительностью. Они легко переживают любые свои неудачи. Такие люди очень продуктивны в работе, особенно, если имеют к ней большой интерес. 22% испытуемых (4 человека) являются представителями меланхолического типа темперамента. Для них характерны слабость процессов торможения и возбуждения, эти процессы не уравновешены и могут быть как подвижными, так и инертными. Люди меланхолического склада трудно переносят продолжительное напряжение и часто склоны к срывам при решении трудных жизненных задач. Они эмоционально слабы и легко ранимы, склонны к постоянным переживаниям. Волевые качества также слабы. У 28% респондентов (5 человек) диагностируется флегматический тип темперамента. Процессы торможения и возбуждения достаточно сильны, но слабо подвижны при их уравновешенности. Нервная система достаточно инертна. Такие люди несколько медлительны и невозмутимы. Настроение их резко не меняется, а эмоции несколько скупы. Люди с таким типом темперамента очень спокойны и прилежны в работе, упорны и настойчивы. А свою некоторую медлительность они компенсируют усердием.
В целом, испытуемые показали общую высокую удовлетворенность трудом всего коллектива. Важным аспектом этой удовлетворенности является высокие значения удовлетворенности взаимоотношениями внутри коллектива. Практически все сотрудники заинтересованы своей трудовой деятельностью, что нельзя сказать о взаимоотношениях с руководством. Здесь удовлетворенность достаточно низка. Практически все сотрудники, так или иначе, удовлетворены своими достижениями в своей профессиональной деятельности, но уровень притязаний в плане постановки и достижении целей, всё же, чуть ниже. Также, мы можем видеть, что все сотрудники предпочитают хорошо зарабатывать, нежели просто самореализовываться в своей профессиональной деятельности. Удовлетворенность условиями труда не достаточна, но профессиональная ответственность достаточно высокая.
Таким образом, можно сделать вывод, что удовлетворенность трудом официантов лежит в прямой зависимости от силы процессов торможения и возбуждения, их уравновешенности и подвижности. Испытуемые с сильными процессами возбуждения и торможения значительно удовлетворены своим трудом, легко справляются с трудностями, быстро ориентируются. Они быстро включаются в работу, легко врабатываются и достаточно выносливы. Подвижность нервных процессов позволяет быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, решительны и смелы.
Испытуемые со слабыми процессами торможения и возбуждения, а также их инертностью, значительно не удовлетворены своей профессиональной деятельностью официанта, так как для них тяжело мгновенно переключаться с одного вида деятельности на другой. Также больших затрат требует продолжительное время находится в напряжении. Они легко утомляются, падает трудоспособность и производительность.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, чтобы применять полученные результаты для подбора кадров на должность официанта с учетом особенностей типа нервной деятельности. А также для оказания консультативной помощи для формирования индивидуального стиля деятельности, способствующего удовлетворенности трудом сотрудников.
Несмотря на то, что заявленная нами в работе проблема активно исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами, такими как: Brunstein J. C., Campbell A., Clark A. E., Diener E., Hayes N., Stephen J., Виноградова Г. А., Куликов Л.В., Мельникова Н.Н., Харченко К.В., Ширяева О. С. И др., единого определения удовлетворенности жизнью и ее факторов нет. В целом, удовлетворенность понимается как субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка). Считается, что психологическое (субъективное) благополучие является близким удовлетворенности конструктом.
Под удовлетворенностью трудом понимается психологический итог трудовой мотивации. Здесь необходимо понимать, что трудовая деятельность человека не сдерживается определенными действиями и операциями. Она, в свою очередь, имеет разнообразные моменты, которые связаны непосредственно с характером межличностных взаимоотношений и многими другими переменными в зависимости от различных ситуаций. Поэтому можно говорить, что удовлетворенность трудом - это интегральная характеристика, которая отражает удовлетворенность различными факторами трудовой деятельности.
Эмпирическое исследование и психологический анализ удовлетворенности трудом официантов в соотношении с их индивидуально- типологическими особенностями проводился на базе ресторана мясной кухни «Стейк хаус Рибай» г.о. Тольятти. В качестве испытуемых выступали сотрудники ресторана - официанты, в количестве 18 человек в возрасте от 18 до 25 лет с различным трудовым стажем.
Для решения поставленных в работе задач, нами проводились такие методики, как «Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу» (в адаптации А.Г., Шмелева, Н.Н. Даниловой) и «Интегральная удовлетворенность трудом» (Н.П. Фетискин, Г.М. Мануйлов).
Результаты нашего исследования показали, что 50% испытуемых (9 человек) обладают сангвиническим типом темперамента. Для них характерны сильные процессы возбуждения и торможения, они достаточно уравновешены и подвижны. Эти люди отличаются живостью и подвижностью, большой впечатлительностью. Они легко переживают любые свои неудачи. Такие люди очень продуктивны в работе, особенно, если имеют к ней большой интерес. 22% испытуемых (4 человека) являются представителями меланхолического типа темперамента. Для них характерны слабость процессов торможения и возбуждения, эти процессы не уравновешены и могут быть как подвижными, так и инертными. Люди меланхолического склада трудно переносят продолжительное напряжение и часто склоны к срывам при решении трудных жизненных задач. Они эмоционально слабы и легко ранимы, склонны к постоянным переживаниям. Волевые качества также слабы. У 28% респондентов (5 человек) диагностируется флегматический тип темперамента. Процессы торможения и возбуждения достаточно сильны, но слабо подвижны при их уравновешенности. Нервная система достаточно инертна. Такие люди несколько медлительны и невозмутимы. Настроение их резко не меняется, а эмоции несколько скупы. Люди с таким типом темперамента очень спокойны и прилежны в работе, упорны и настойчивы. А свою некоторую медлительность они компенсируют усердием.
В целом, испытуемые показали общую высокую удовлетворенность трудом всего коллектива. Важным аспектом этой удовлетворенности является высокие значения удовлетворенности взаимоотношениями внутри коллектива. Практически все сотрудники заинтересованы своей трудовой деятельностью, что нельзя сказать о взаимоотношениях с руководством. Здесь удовлетворенность достаточно низка. Практически все сотрудники, так или иначе, удовлетворены своими достижениями в своей профессиональной деятельности, но уровень притязаний в плане постановки и достижении целей, всё же, чуть ниже. Также, мы можем видеть, что все сотрудники предпочитают хорошо зарабатывать, нежели просто самореализовываться в своей профессиональной деятельности. Удовлетворенность условиями труда не достаточна, но профессиональная ответственность достаточно высокая.
Таким образом, можно сделать вывод, что удовлетворенность трудом официантов лежит в прямой зависимости от силы процессов торможения и возбуждения, их уравновешенности и подвижности. Испытуемые с сильными процессами возбуждения и торможения значительно удовлетворены своим трудом, легко справляются с трудностями, быстро ориентируются. Они быстро включаются в работу, легко врабатываются и достаточно выносливы. Подвижность нервных процессов позволяет быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, решительны и смелы.
Испытуемые со слабыми процессами торможения и возбуждения, а также их инертностью, значительно не удовлетворены своей профессиональной деятельностью официанта, так как для них тяжело мгновенно переключаться с одного вида деятельности на другой. Также больших затрат требует продолжительное время находится в напряжении. Они легко утомляются, падает трудоспособность и производительность.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, чтобы применять полученные результаты для подбора кадров на должность официанта с учетом особенностей типа нервной деятельности. А также для оказания консультативной помощи для формирования индивидуального стиля деятельности, способствующего удовлетворенности трудом сотрудников.



