Внешние признаки тревожности у младших школьников (Северный (Арктический) федеральный университет)
|
Работа носит теоретический характер.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
Глава 1.Тревожность в психологии и педагогике ……………………..5
1.1.Проблема тревожности в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2.Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников ………. 7
Глава 2.Анализ методов и методик по выявлению и коррекции тревожности у младших школьников ……13
2.1.Методы и методики коррекции тревожности у младших школьников …………13
2.2.Пример результата исследования психосоциальных технологий коррекции тревожности у младших школьников …21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………… 28
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
Глава 1.Тревожность в психологии и педагогике ……………………..5
1.1.Проблема тревожности в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2.Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников ………. 7
Глава 2.Анализ методов и методик по выявлению и коррекции тревожности у младших школьников ……13
2.1.Методы и методики коррекции тревожности у младших школьников …………13
2.2.Пример результата исследования психосоциальных технологий коррекции тревожности у младших школьников …21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………… 28
Дети - это самая чувствительная часть общества, они больше всех остальных подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. Все чаще наиболее распространёнными явлениями у детей являются страхи и тревожность. Несмотря на достаточную изученность вопроса тревожности среди школьников первой ступени, количество тревожных детей не уменьшается. Это значит, что проблема тревожности не нашла пока однозначного решения и является актуальной.
Усложнение жизни приводит к увеличению числа стрессовых ситуаций, а, значит, и повышает уровень ситуативной тревожности обучающихся. Решение проблемы затрудняется потому, что родители, педагоги начальной школы и другие важные для ребенка взрослые, которые знают о возникших трудностях, часто не обращают на них внимания, полагая, что с решением конкретного вопроса исчезнет и тревожность младшего школьника. Пребывание ребенка в состоянии тревожности сказывается и на его физическом и психическом здоровье, и на процессе формирования личности. Результатом этого могут стать различные невротические расстройства.
Если состояние тревожности становится постоянным и совпадает с процессом становления характера, то оно способно культивировать у ребенка заниженную самооценку. У таких школьников нередки трудности с адаптацией к школе, они часто находятся в подавленном настроении, контакты с окружающим миром затруднены. У некоторых детей адаптация не наступает совсем, а это может привести к серьезным последствиям (в отдельных случаях ребенок не способен получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
Отсюда становится ясно, что одним из главных первоочередных вопросов, который необходимо решить, является оказание необходимой и своевременной помощи первоклассникам, испытывающим тревожные переживания в самом начале школьной жизни, и создание для них таких условий воспитания и обучения, которые будут помогать их адаптации.
Проблеме тревожности, которая может возникнуть в период адаптации в школе, необходимо найти лучшее и быстрое решение, чтобы не появилась угроза формирования поколения неуверенных в себе, тревожных, неспособных приспособиться к современной жизни людей.
Таким образом, можно определить проблему исследования: какие психосоциальные технологии способствуют коррекции тревожности у младших школьников?
Объект исследования – тревожность ребенка.
Предмет исследования – психосоциальные технологии регулирования тревожности у младшего школьника.
Гипотеза: определение факторов, которые влияют на формирование тревожности у детей, дает возможность направленно проводить коррекционную программу, которая уменьшит тревожность учащихся младших классов.
Цель работы: рассмотреть психосоциальные технологии профилактики тревожности у учащихся начальной школы.
Задачи:
1. рассмотреть проблему тревожности в психологических исследованиях.
2. проанализировать психолого-педагогическую коррекцию тревожности учащихся начальной школы.
3. Определить методики и методы коррекции тревожности у учащихся начальной школы.
Курсовая работа состоит из введения, двух теоретических глав, выводов, заключения, списка использованных источников.
Усложнение жизни приводит к увеличению числа стрессовых ситуаций, а, значит, и повышает уровень ситуативной тревожности обучающихся. Решение проблемы затрудняется потому, что родители, педагоги начальной школы и другие важные для ребенка взрослые, которые знают о возникших трудностях, часто не обращают на них внимания, полагая, что с решением конкретного вопроса исчезнет и тревожность младшего школьника. Пребывание ребенка в состоянии тревожности сказывается и на его физическом и психическом здоровье, и на процессе формирования личности. Результатом этого могут стать различные невротические расстройства.
Если состояние тревожности становится постоянным и совпадает с процессом становления характера, то оно способно культивировать у ребенка заниженную самооценку. У таких школьников нередки трудности с адаптацией к школе, они часто находятся в подавленном настроении, контакты с окружающим миром затруднены. У некоторых детей адаптация не наступает совсем, а это может привести к серьезным последствиям (в отдельных случаях ребенок не способен получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
Отсюда становится ясно, что одним из главных первоочередных вопросов, который необходимо решить, является оказание необходимой и своевременной помощи первоклассникам, испытывающим тревожные переживания в самом начале школьной жизни, и создание для них таких условий воспитания и обучения, которые будут помогать их адаптации.
Проблеме тревожности, которая может возникнуть в период адаптации в школе, необходимо найти лучшее и быстрое решение, чтобы не появилась угроза формирования поколения неуверенных в себе, тревожных, неспособных приспособиться к современной жизни людей.
Таким образом, можно определить проблему исследования: какие психосоциальные технологии способствуют коррекции тревожности у младших школьников?
Объект исследования – тревожность ребенка.
Предмет исследования – психосоциальные технологии регулирования тревожности у младшего школьника.
Гипотеза: определение факторов, которые влияют на формирование тревожности у детей, дает возможность направленно проводить коррекционную программу, которая уменьшит тревожность учащихся младших классов.
Цель работы: рассмотреть психосоциальные технологии профилактики тревожности у учащихся начальной школы.
Задачи:
1. рассмотреть проблему тревожности в психологических исследованиях.
2. проанализировать психолого-педагогическую коррекцию тревожности учащихся начальной школы.
3. Определить методики и методы коррекции тревожности у учащихся начальной школы.
Курсовая работа состоит из введения, двух теоретических глав, выводов, заключения, списка использованных источников.
В ходе проведения исследования методов психосоциального лечения тревожности для учащихся младшего школьного возраста было выявлено, что причиной тревоги для учащихся младшего школьного возраста всегда является внутренний конфликт, противоречие интересов ребенка, отсутствие соответствия его потребностям.
Одна из самых распространенных причин тревоги для первоклассника - высокие требования к нему, нехватка гибкой системы воспитания, присутствие жестких догм, которые не позволяют учесть собственную активность ребенка, интересы, способности и наклонности.
Исследования показали, что выраженная тревога присуща и успешным детям, которые отличаются добросовестностью, требовательностью к себе, при этом ориентируются на оценки, а не на образовательный процесс.
Очевидно, что беспокойство, которое испытывает младший школьник относительно определенной ситуации не всегда выражается в той же степени в другой подобной ситуации. Это обусловлено тем, что у ребенка в какой-то жизненной ситуации возникает негативный эмоциональный опыт.
Высокая степень тревожности сопровождается затрудненной адаптацией к школе, выраженной в разных видах отношений.
Были выявлены основные методы и методики коррекции тревожности у младших школьников:
- арт-терапия, применяемая как в качестве основного и как в качестве вспомогательного метода коррекции тревожности, а также как в качестве вспомогательного метода лечения тревожности М. Наубургом, З. Фрейдом, К.Г.Юнгом, К.Роджерс, А. Маслоу, А. Хилл;
- куклотерапия, применяемая в зарубежной практике Ф.Зимбардо, а также в отечественных практиках коррекционной работы с учащимися начальной школы И.Г. Выгодской, А.И. Захаровым, А.А. Спиваковской;
- тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), его целью является выявление особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи;
- сказкотерапия - один из способов коррекции тревожности, использующий сказочную форму, чтобы интегрировать личность, развивать творческие способности, совершенствовать взаимодействие с окружающей средой;
- тест «Дом. Дерево. Человек» отражает основную проблему консультируемого ребенка: эмоциональную или в сфере интеллектуального развития.
При использовании различных методик и методов коррекции тревожности можно снизить уровень тревожности младших школьников.
Анализ результатов исследования показал возможность снижения тревожности младших школьников через систему сотрудничества педагогов и родителей, проведение коррекционно-развивающих мероприятий, которые направлены на развитие способов взаимодействия, отработку с детьми ситуаций, позволяющих им спокойно без потрясений вступать во взаимодействие со школьным коллективом и добиваться положительных результатов в школьной деятельности.
Одна из самых распространенных причин тревоги для первоклассника - высокие требования к нему, нехватка гибкой системы воспитания, присутствие жестких догм, которые не позволяют учесть собственную активность ребенка, интересы, способности и наклонности.
Исследования показали, что выраженная тревога присуща и успешным детям, которые отличаются добросовестностью, требовательностью к себе, при этом ориентируются на оценки, а не на образовательный процесс.
Очевидно, что беспокойство, которое испытывает младший школьник относительно определенной ситуации не всегда выражается в той же степени в другой подобной ситуации. Это обусловлено тем, что у ребенка в какой-то жизненной ситуации возникает негативный эмоциональный опыт.
Высокая степень тревожности сопровождается затрудненной адаптацией к школе, выраженной в разных видах отношений.
Были выявлены основные методы и методики коррекции тревожности у младших школьников:
- арт-терапия, применяемая как в качестве основного и как в качестве вспомогательного метода коррекции тревожности, а также как в качестве вспомогательного метода лечения тревожности М. Наубургом, З. Фрейдом, К.Г.Юнгом, К.Роджерс, А. Маслоу, А. Хилл;
- куклотерапия, применяемая в зарубежной практике Ф.Зимбардо, а также в отечественных практиках коррекционной работы с учащимися начальной школы И.Г. Выгодской, А.И. Захаровым, А.А. Спиваковской;
- тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), его целью является выявление особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи;
- сказкотерапия - один из способов коррекции тревожности, использующий сказочную форму, чтобы интегрировать личность, развивать творческие способности, совершенствовать взаимодействие с окружающей средой;
- тест «Дом. Дерево. Человек» отражает основную проблему консультируемого ребенка: эмоциональную или в сфере интеллектуального развития.
При использовании различных методик и методов коррекции тревожности можно снизить уровень тревожности младших школьников.
Анализ результатов исследования показал возможность снижения тревожности младших школьников через систему сотрудничества педагогов и родителей, проведение коррекционно-развивающих мероприятий, которые направлены на развитие способов взаимодействия, отработку с детьми ситуаций, позволяющих им спокойно без потрясений вступать во взаимодействие со школьным коллективом и добиваться положительных результатов в школьной деятельности.



