ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
Глава 1.Тревожность в психологии и педагогике ……………………..5
1.1.Проблема тревожности в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2.Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников ………. 7
Глава 2.Анализ методов и методик по выявлению и коррекции тревожности у младших школьников ……13
2.1.Методы и методики коррекции тревожности у младших школьников …………13
2.2.Пример результата исследования психосоциальных технологий коррекции тревожности у младших школьников …21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………… 28
Дети - это самая чувствительная часть общества, они больше всех остальных подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. Все чаще наиболее распространёнными явлениями у детей являются страхи и тревожность. Несмотря на достаточную изученность вопроса тревожности среди школьников первой ступени, количество тревожных детей не уменьшается. Это значит, что проблема тревожности не нашла пока однозначного решения и является актуальной.
Усложнение жизни приводит к увеличению числа стрессовых ситуаций, а, значит, и повышает уровень ситуативной тревожности обучающихся. Решение проблемы затрудняется потому, что родители, педагоги начальной школы и другие важные для ребенка взрослые, которые знают о возникших трудностях, часто не обращают на них внимания, полагая, что с решением конкретного вопроса исчезнет и тревожность младшего школьника. Пребывание ребенка в состоянии тревожности сказывается и на его физическом и психическом здоровье, и на процессе формирования личности. Результатом этого могут стать различные невротические расстройства.
Если состояние тревожности становится постоянным и совпадает с процессом становления характера, то оно способно культивировать у ребенка заниженную самооценку. У таких школьников нередки трудности с адаптацией к школе, они часто находятся в подавленном настроении, контакты с окружающим миром затруднены. У некоторых детей адаптация не наступает совсем, а это может привести к серьезным последствиям (в отдельных случаях ребенок не способен получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
Отсюда становится ясно, что одним из главных первоочередных вопросов, который необходимо решить, является оказание необходимой и своевременной помощи первоклассникам, испытывающим тревожные переживания в самом начале школьной жизни, и создание для них таких условий воспитания и обучения, которые будут помогать их адаптации.
Проблеме тревожности, которая может возникнуть в период адаптации в школе, необходимо найти лучшее и быстрое решение, чтобы не появилась угроза формирования поколения неуверенных в себе, тревожных, неспособных приспособиться к современной жизни людей.
Таким образом, можно определить проблему исследования: какие психосоциальные технологии способствуют коррекции тревожности у младших школьников?
Объект исследования – тревожность ребенка.
Предмет исследования – психосоциальные технологии регулирования тревожности у младшего школьника.
Гипотеза: определение факторов, которые влияют на формирование тревожности у детей, дает возможность направленно проводить коррекционную программу, которая уменьшит тревожность учащихся младших классов.
Цель работы: рассмотреть психосоциальные технологии профилактики тревожности у учащихся начальной школы.
Задачи:
1. рассмотреть проблему тревожности в психологических исследованиях.
2. проанализировать психолого-педагогическую коррекцию тревожности учащихся начальной школы.
3. Определить методики и методы коррекции тревожности у учащихся начальной школы.
Курсовая работа состоит из введения, двух теоретических глав, выводов, заключения, списка использованных источников.
В ходе проведения исследования методов психосоциального лечения тревожности для учащихся младшего школьного возраста было выявлено, что причиной тревоги для учащихся младшего школьного возраста всегда является внутренний конфликт, противоречие интересов ребенка, отсутствие соответствия его потребностям.
Одна из самых распространенных причин тревоги для первоклассника - высокие требования к нему, нехватка гибкой системы воспитания, присутствие жестких догм, которые не позволяют учесть собственную активность ребенка, интересы, способности и наклонности.
Исследования показали, что выраженная тревога присуща и успешным детям, которые отличаются добросовестностью, требовательностью к себе, при этом ориентируются на оценки, а не на образовательный процесс.
Очевидно, что беспокойство, которое испытывает младший школьник относительно определенной ситуации не всегда выражается в той же степени в другой подобной ситуации. Это обусловлено тем, что у ребенка в какой-то жизненной ситуации возникает негативный эмоциональный опыт.
Высокая степень тревожности сопровождается затрудненной адаптацией к школе, выраженной в разных видах отношений.
Были выявлены основные методы и методики коррекции тревожности у младших школьников:
- арт-терапия, применяемая как в качестве основного и как в качестве вспомогательного метода коррекции тревожности, а также как в качестве вспомогательного метода лечения тревожности М. Наубургом, З. Фрейдом, К.Г.Юнгом, К.Роджерс, А. Маслоу, А. Хилл;
- куклотерапия, применяемая в зарубежной практике Ф.Зимбардо, а также в отечественных практиках коррекционной работы с учащимися начальной школы И.Г. Выгодской, А.И. Захаровым, А.А. Спиваковской;
- тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), его целью является выявление особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи;
- сказкотерапия - один из способов коррекции тревожности, использующий сказочную форму, чтобы интегрировать личность, развивать творческие способности, совершенствовать взаимодействие с окружающей средой;
- тест «Дом. Дерево. Человек» отражает основную проблему консультируемого ребенка: эмоциональную или в сфере интеллектуального развития.
При использовании различных методик и методов коррекции тревожности можно снизить уровень тревожности младших школьников.
Анализ результатов исследования показал возможность снижения тревожности младших школьников через систему сотрудничества педагогов и родителей, проведение коррекционно-развивающих мероприятий, которые направлены на развитие способов взаимодействия, отработку с детьми ситуаций, позволяющих им спокойно без потрясений вступать во взаимодействие со школьным коллективом и добиваться положительных результатов в школьной деятельности.
1. Балашова, Н. А. Содержание деятельности педагога по коррекции тревожности младшего школьника во взаимодействии с семьей / Н. А. Балашова // Вестник Пятигорского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 249-252.
2. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
3. Блажена, Н. В. Нивелирование школьной тревожности средствами арт-терапии / Н. В. Блажена, О. В. Лозгачева // Актуальные проблемы психологии образования: сборник научно-исследовательских работ студентов. – Екатеринбург, 2015 – С. 7-10.
4. Блинова, Н. Г. Особенности адаптации к обучению учащихся начальных классов в зависимости от уровня их психологической и биологической зрелости и индивидуально-типологических особенностей / Н. Г. Блинова // Валеология. – 2012. – № 4. – С. 7-13.
5. Волкова, С. Н. Психотерапевтические методы в групповой коррекции тревожности младших школьников / С. Н. Волкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 211-214.
6. Гаврилова, М. А. Работа педагога-психолога школы по оказанию помощи первоклассникам в период адаптации к обучению / М. А. Гаврилова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции c международным участием «Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога» 16-17 сентября 2013 г. – СПб., 2013. – С. 25-27.
7. Гагай, В. В. Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей / В. В.Гагай, К. Ю. Гринева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2. – С. 33-43.
8. Горбунова, В. В. Характеристика первоклассников в период адаптации к обучению в школе / В. В. Горбунова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – № 5-1. – Т. 16. – С. 629-635.
9. Дергоусова, М. О.Особенности взаимоотношений первоклассника со взрослыми в период адаптации к школьному обучению / М. О. Дергоусова// Студенческий научный форум 2015: материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции. – М.: РАЕ, 2015. – С. 89-113.
10. Дерибезова, О. Е. Коррекция тревожности у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени как проблема в работе специального психолога / О. Е. Дерибезова// Современные гуманитарные исследования. – 2010. – № 1. – С. 175-178.
11. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, Е. Г. Капитанец. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
12. Жуина, Д. В. Взаимосвязь стиля родительского отношения с тревожностью младших школьников / Д. В. Жуина, Л. А. Самигулина // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сборник докладов VI-й Международной научной заочной конференции. В 2-х ч. Ч. II. Психологические науки. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. – С. 17-20.
13. Жулина, Г. Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г. Н. Жулина // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2 (7). – С. 123-127.
14. Изард, К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 2011. – 460 с.
15. Коротовских, Т. В. Основные направления коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития / Т. В. Коротовских // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 18. – С. 75-80.
16. Лозинский, А. С. Особенности биологической адаптации первоклассников с различным уровнем готовности к обучению в школе / А. С. Лозинский, Е. В. Булычева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 16 (135). – С. 303-304.
17. Лютова, Е. Шпаргалка для родителей. Гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети / Е. Лютова, Г. Монина. – М.: Изд-во: «Речь, Сфера», 2010. – 437 с.
18. Литвинова, Н. А. Роль психофизиологических показателей в механизме адаптации к умственной деятельности: монография / Н. А. Литвинова. – Кемерово: КГУ, 2012. – 168 с
19. Малиевский, В. А. Комплексная оценка адаптации первоклассников к школьному обучению / В. А. Малиевский, Г. И. Баширова, Г. К. Клишо // Российский педиатрический журнал. – 2014. – № 1. – Том 17. – С. 34-37.
20. Малкова, Е. Е. Тревога как ресурс адаптивного развития личности / Е. Е. Малкова // Ананьевские чтения-2013. Психология в здравоохранении: материалы научной конференции, 22-24 октября 2013 г. – СПб.: Скифия-принт. – С. 52-54.
21. Митюхляева, К. П. Деятельность педагога-психолога коррекции детских страхов / К. П. Митюхляева / Психология образования: вчера, сегодня, завтра»: материалы I Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2015. – С. 81-84.
22. Нечаенко, И. Я. Тревожность у детей младшего школьного возраста / И. Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 7-10. – С. 102-105.
23. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2010. – 208 с.
24. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 5. – С. 63-67.
25. Полшкова, Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т. А. Полшкова / Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 107-110.
26. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 380 с.
27. Психология детей младшего школьного возраста / Под общ. ред. А. С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 583 с.