Проведена опытно-поисковая работа.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9».
Выборка: обучающиеся 4 «Б» класса в количестве 29 человек - контрольная группа (КГ) и обучающиеся 4 «Е» класса в количестве 27 человек - экспериментальная группа (ЭГ).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей младшего школьного возраста представлений о профессиях 9
1.1. Формирование представлений о профессиях у младших школьников как педагогическая проблема 9
1.2 Особенности формирования представлений о профессиях у детей младшего школьного возраста 15
1.3 Возможности экскурсий в формировании представлений о различных профессиях у младших школьников 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию у младших школьников представлений о профессиях посредством экскурсий 26
2.1. Исследование особенностей представлений о мире труда и профессий у детей младшего школьного возраста 26
2.2. Практика формирования представлений о мире труда и профессий у детей младшего школьного возраста во время экскурсий 38
2.3. Оценка эффективности экскурсии в формировании представлений о мире труда и профессий у младших школьников 46
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения 63
Первые представления о труде и профессиональной деятельности у ребенка возникают, когда он начинает проявлять самосознание, понимать и оценивать окружающий его мир, то есть в возрасте 2,5-3 лет и длится вплоть до момента, когда начинается подростковый возраст (10-12 лет). В процессе развития сознание ребенка насыщается разнообразными представлениями о мире профессий. Зачастую мы наблюдаем, как малыш символически пытается повторить действия людей определенных специальностей (водителя, продавца, врача, учителя, воспитателя и др.), основываясь на своих наблюдениях за взрослыми. В период начальной школы, когда учебная и познавательная составляющие становятся на первый план и определяют развитие школьника, важно делать правильные шаги в направлении формирования его представления о мире труда и профессий. Ребенку достаточно трудно еще понять некоторые элементы профессиональной деятельности, но при определенных условиях в каждой профессии можно выявить область, которая может быть представлена на основе наглядных образов, жизненных ситуации, историй и впечатлений работника.
Эта стадия характерна созданием некой наглядной основы, на которую будет опираться развитие профессионального самосознания в дальнейшем. Исходя из этого, очень важно создать комфортную, наполненную эмоциями и впечатлениями, среду, в которой ребенок сможет глубоко окунуться в мир труда и профессий, чтобы потом, основываясь на полученные знания, он мог анализировать и осмысленно понимать сферу профессий и специальностей и чувствовать себя в ней уверенно.
Ведущая задача учебно-воспитательных учреждений системы образования Российской Федерации – подготовить конкретного человека к активной профессиональной деятельности в сфере материального и интеллектуального производства. Важное место в этой деятельности должно занимать научно обоснованная пропедевтическая ориентация молодежи на определенные виды профессий с учетом личных интересов в начальной школе. Учащихся еще с начальной школы нужно готовить к переходу в самостоятельную жизнь. Однако практика показала, что соответствующие условия для осуществления профессионального образования отсутствуют.
Для решения данной проблемы необходимо, чтобы начальная профессиональная ориентация являлась одной из важных задач современной общеобразовательной школы. Новые реалии общественной действительности, ее развитие объективно создают предпосылки для усовершенствования учебно-воспитательного процесса в начальных классах, формирования у младших школьников представлений о различных профессиях. Таким образом, в процессе обучения учащиеся будут получать знания не только по основам наук, но и постепенно готовиться к выбору определенной профессии.
Профориентационная деятельность должна иметь различную специфику на разных возрастных этапах, ориентируясь на тот уровень развития личности, которым обладает обучающийся. В младших классах основной задачей профессионально-ориентационной деятельности является более углубленное знакомство с миром профессий. Дети должны расширить знания о профессиях, и оценочно подходить к каждой из них. Формирование представлений о различных профессиях у детей младшего школьного возраста должна являться фундаментом, на котором в будущем будет строиться выбор их профессиональной сферы.
В настоящее время система профессионального ориентирования находится в поиске и обосновании современных форм, методов и средств работы, инструментов эффективного формирования у младших школьников представлений о различных профессиях. Одним из таких инструментов является экскурсия.
Экскурсия дает возможность в сравнительно короткие сроки с помощью непосредственного наблюдения, которое сопровождается необходимым объяснением, ознакомить учащихся с основными условиями и структурными элементами конкретной профессиональной деятельности. Она помогает учащимся приобрести умения самостоятельно анализировать профессии и соотносить свои личные качества с требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к личности.
Следовательно, экскурсия – это средство формирования у учащихся интереса к различным профессиям, через наблюдение за экскурсионными объектами, сопровождающегося необходимым объяснением.
Актуальность и недостаточный уровень разработки данной проблемы в теории и школьной практике обусловили выбор нами темы дипломного исследования.
Степень разработанности проблемы. Вопросы формирования у младших школьников представлений о различных профессиях и профориентации находят отражение в большом количестве социальных, педагогических, психологических научных работ. Данной темой занимались такие научные деятели, как Т.М. Ахмедова, Е.А. Вахтомина, Б.С. Волков, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, Н.С. Пряжников и др. Но исследователи упускают особенности и немалую значимость профессионального самоопределения для детей младшего школьного возраста. Однако стоит отметить, что ряд исследователей, такие как Э.Ф. Зеер, С.В. Пачина, Г.В. Резапкина, С.Н. Чистякова в своих трудах затрагивают значимость профориентационной экскурсии. Изучением использования экскурсий в формировании представлений о различных профессиях обучающихся занимались также такие исследователи, как Э.М. Александровская, В.И. Блинов, С.С. Зотова, Н.А. Криволапова, Л.М. Митина, В.Е. Орел и др.
Значимость выбранного направления подтверждается противоречием: между необходимостью применения провориентационных экскурсий в формировании у младших школьников представлений о различных профессиях и недостаточной теоретической и методической разработкой психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения младших школьников.
Актуальность данной проблемы создает необходимость в разработке экскурсий, способствующих формированию у младших школьников представлений о различных профессиях.
Проблема исследования: как влияют экскурсии на формирование у младших школьников представлений о различных профессиях?
В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Экскурсия как средство формирования у младших школьников представлений о различных профессиях».
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников представлений о различных профессиях.
Предмет исследования: экскурсия как средство формирования у младших школьников представлений о различных профессиях.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать экскурсии, способствующие формированию у младших школьников представлений о различных профессиях, проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1) рассмотреть формирование представлений о профессиях у младших школьников как педагогическую проблему;
2) изучить особенности формирования представлений о профессиях у детей младшего школьного возраста;
3) проанализировать возможности экскурсий в формировании представлений о различных профессиях у младших школьников;
4) провести исследование особенностей представлений о мире труда и профессий младшего школьного возраста;
5) Разработать и апробировать экскурсии с целью формирования представлений о мире труда и профессий у детей младшего школьного возраста;
6) экспериментально проверить результативность экскурсий в формировании представлений о мире труда и профессий у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формировании представлений о различных профессиях у младших школьников будет эффективным при условии реализации экскурсий, разработанных с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и включающих в себя программу дополнительного образования, направленную на знакомство обучающихся с разнообразием мира профессий, формирование ценностного и ответственного отношения к труду.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ данных.
Теоретической основой исследования выступают:
- исследования в области формирования представлений о различных профессиях Н.С. Чистяковой, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и др.;
- труды в области использования экскурсий в формировании представлений о профессиях и мире труда на начальном этапе обучения Т.И. Шалавиной, Г.В. Резапкиной, С.Н. Чистяковой, Л.Г. Субботиной и др.;
- работы В.В. Давыдова, И.С. Кон, Г.А. Кураева, Е.Н. Пожарской, В.С. Мухиной, посвященные возрастной психологии.
Элемент научной новизны заключается в том, что на основе факторов, влияющих на формирование представлений у младших школьников о профессиях и мире труда, была определена система экскурсий, которая будет способствовать формированию представлений о различных профессиях.
Теоретическая значимость исследования включает в себя обоснование реализации экскурсий как средство формирования у младших школьников представлений о различных профессиях.
Практическая значимость состоит в том, что система профориентационных экскурсий может быть реализована в практике современных образовательных учреждений.
Эмпирическая база исследования: МАОУ СОШ №9.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Антипьев А.Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. № 2. С. 147-150.
2. Антонова М.В., Максимкина О.И. Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников // Вестник Московского государственного педагогического университета. Педагогика и психология. 2017. № 2 (40). С. 76-82.
3. Архипова С.С., Орлова О.В. Ранняя профориентация школьников с помощью интернет-ресурсов и дистанционных технологий. // Влияние процессов цифровизации и информатизации на развитие среднего профессионального образования: сб. докл. Всерос. пед. конф., 07 апр. 2021 г. / С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосмич. приборостроения. СПб., 2021. С. 3-6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46109001 (дата обращения: 06.02.2023).
4. Астахова Т.Н. «И каждой профессии — слава и честь!» // Читаем, учимся, играем. 2008. № 6. С. 57-89.
5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. М: Речь, 2005. 208 с.
6. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб: Питер, 2007. 92 с.
7. Белоусова В.В. Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2017. 26 с.
8. Беркутова Д.И. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников. Ульяновск: УлГПУ, 2006. 104 с.
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
10. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.
11. Блинов В.И., Сергеев И.С. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. М.: ФИРО: Перо, 2014. 38 с.
12. Вахтомина Е.А., Сапего И.П. Организация деятельности по профессиональному самоопределению школьников: практикум. М., 2018. 112 с.
13. Вершинин С.И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников. М.: АПН СССР, 1988. 35 с.
14. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. Учебник для вузов. М.: Академический проспект, 2007. 331 с.
15. Воронина, Т.П. Словарь школьника. Окружающий мир: профессии. Школа развития / Т.П. Воронина. - Ростов-на-Дону: Феникс. -2015. 40 с.
16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: автореф. дис. ... д-ра филос. Наук. Киев, 1989. 34 с.
17. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб.: Питер, 2010. 214 с.
18. Давыдов, В.В. Психическое развитие младшего школьника. М.: Педагогика, 1990. 260 с.
19. Дейстер, И.В. Все работы хороши - все профессии важны // Последний звонок. - 2018. - № 12. - С. 2-3.
20. Елькина О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 4. - С. 38-42.
21. Желдоченко, Л.Д. Проблема формирования профессиональных представлений на разных этапах развития личности / Желдоченко Л.Д. Рогов Е.И., Желдоченко Л.Д. // Проблемы и перспективы развития современной науки: социально-экономические, естественно-научные исследования и технический прогресс. - Ростов-на-Дону, 2015. - С.144.
22. Жулина Г.Н., Панченко К.С. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения младших школьников // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2018. № 6. С. 231-236. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36938223 (дата обращения: 02.02.2023).
23. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2009. 192 с.
24. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. - Москва : Юрайт, 2020. - 507 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-08770-3. // ЭБС Юрайт. - 310 с. - URL: http://biblio-online.ru/bcode/454354/p.310 (дата обращения: 01.02.2023).
25. Зотова С.С. Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся: учеб.-метод. пособие. Глазов: ГГПИ им. Короленко, 2018. 59 с.
26. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.
27. Квашина С.Ю., Борисейко В.А. Социальное проектирование в ранней профориентации школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 63-66.
28. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 156 с.
29. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2010. 301с.
30. Ковалевич М.С. Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения личности // Народная асвета. 2012. -№4. С. 3-6.
31. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 65 с.
32. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
33. Костырева А.А. Профессиональное самоопределение учащихся // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. - 2020. - №1. - С. 238-242.
34. Криволапова Н.А. Организация профориентационной работы в образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС: учебно- методическое пособие. Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016. 211 с.
35. Кривоусова В.В., Вахитова Г.Х. Особенности профессиональной ориентации обучающихся начальной школы // Ped.Rev.. 2021. № 2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-orientatsii- obuchayuschihsya-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 05.02.2023).
36. Кудрявцев Т.В. Влияние характериологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии, 1985. № 1. С. 86-93.
37. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 2016. - 312 с.
38. Митина, Л.М. Психология личностно профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. - М. : СПб., 2014.
39. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. 126 с.
40. Митина Л.М., Кореляков Ю.А., Шавырина Г.В. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. М.: Академия, 2005. 338 с.
41. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 640 с.
42. Нагорная Г.А. Методологические и технологические основы психолого-педагогической поддержки подрастающего поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого трансфера // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2018. № 2. С. 169-173.
43. Овсянникова С.К. Организация профориентационной работы в школе: метод пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. 362 с.
44. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 400 с.
45. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практ. Психологии, 1996. 256 с.
46. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. 352 с.
47. Резапкина Г.В. Знакомство с миром профессий: метод. рекомендации для орг. занятий в 1 кл. общеобразоват. орг.. М.: Русское слово, 2020. 61 с.
48. Рогов Е.И.. Роль профессиональных представлений в формировании траектории профессионального развития / Е.И. Рогов, Л.Д. Желдоченко // Известия Южного федерального университета. Ростов-на-Дону, 2015. - №12.
49. Рогов, Е. И. Феноменология представлений об объекте деятельности педагога / Е. И. Рогов // Профессиональные представления: сб. научных трудов интернет-конф. «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / под ред. Е. И. Рогова. - Ростов-на-Дону: МАРТ, 2013. - 242 с.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
51. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ‒ URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8 H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 06.02.2023).
52. Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 172 с. URL: http://biblio- online.ru/bcode/453754/p.2 (дата обращения: 01.02.2023).
53. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. М.: Смысл, 2013. - 199 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2021. 52 с.
55. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 128 с.
56. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 9. С. 10-16.
57. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация: система и новые рубежи // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 12. С. 20-24.
58. Шалавина Т.И. Диагностика личности младших школьников как условие эффективности их социально-профессиональной ориентации // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. С. 154-161.
59. Шаповалова В.С., Челышева И.В. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика. М.; Берлин: Директ- Медиа, 2018. 395 с.
60. Шаповалова И.С., Кисиленко А.В. Ранняя профориентация школьников: отношение и готовность субъектов // Социология образования. 2015. № 4. С. 111-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23137345 (дата обращения: 11.01.2023).
1. Антипьев А.Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. № 2. С. 147-150.
2. Антонова М.В., Максимкина О.И. Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников // Вестник Московского государственного педагогического университета. Педагогика и психология. 2017. № 2 (40). С. 76-82.
3. Архипова С.С., Орлова О.В. Ранняя профориентация школьников с помощью интернет-ресурсов и дистанционных технологий. // Влияние процессов цифровизации и информатизации на развитие среднего профессионального образования: сб. докл. Всерос. пед. конф., 07 апр. 2021 г. / С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосмич. приборостроения. СПб., 2021. С. 3-6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46109001 (дата обращения: 06.02.2023).
4. Астахова Т.Н. «И каждой профессии — слава и честь!» // Читаем, учимся, играем. 2008. № 6. С. 57-89.
5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. М: Речь, 2005. 208 с.
6. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб: Питер, 2007. 92 с.
7. Белоусова В.В. Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2017. 26 с.
8. Беркутова Д.И. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников. Ульяновск: УлГПУ, 2006. 104 с.
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
10. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.
11. Блинов В.И., Сергеев И.С. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. М.: ФИРО: Перо, 2014. 38 с.
12. Вахтомина Е.А., Сапего И.П. Организация деятельности по профессиональному самоопределению школьников: практикум. М., 2018. 112 с.
13. Вершинин С.И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников. М.: АПН СССР, 1988. 35 с.
14. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. Учебник для вузов. М.: Академический проспект, 2007. 331 с.
15. Воронина, Т.П. Словарь школьника. Окружающий мир: профессии. Школа развития / Т.П. Воронина. - Ростов-на-Дону: Феникс. -2015. 40 с.
16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: автореф. дис. ... д-ра филос. Наук. Киев, 1989. 34 с.
17. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб.: Питер, 2010. 214 с.
18. Давыдов, В.В. Психическое развитие младшего школьника. М.: Педагогика, 1990. 260 с.
19. Дейстер, И.В. Все работы хороши - все профессии важны // Последний звонок. - 2018. - № 12. - С. 2-3.
20. Елькина О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 4. - С. 38-42.
21. Желдоченко, Л.Д. Проблема формирования профессиональных представлений на разных этапах развития личности / Желдоченко Л.Д. Рогов Е.И., Желдоченко Л.Д. // Проблемы и перспективы развития современной науки: социально-экономические, естественно-научные исследования и технический прогресс. - Ростов-на-Дону, 2015. - С.144.
22. Жулина Г.Н., Панченко К.С. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения младших школьников // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2018. № 6. С. 231-236. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36938223 (дата обращения: 02.02.2023).
23. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2009. 192 с.
24. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. - Москва : Юрайт, 2020. - 507 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-08770-3. // ЭБС Юрайт. - 310 с. - URL: http://biblio-online.ru/bcode/454354/p.310 (дата обращения: 01.02.2023).
25. Зотова С.С. Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся: учеб.-метод. пособие. Глазов: ГГПИ им. Короленко, 2018. 59 с.
26. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.
27. Квашина С.Ю., Борисейко В.А. Социальное проектирование в ранней профориентации школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 63-66.
28. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 156 с.
29. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2010. 301с.
30. Ковалевич М.С. Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения личности // Народная асвета. 2012. -№4. С. 3-6.
31. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 65 с.
32. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
33. Костырева А.А. Профессиональное самоопределение учащихся // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. - 2020. - №1. - С. 238-242.
34. Криволапова Н.А. Организация профориентационной работы в образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС: учебно- методическое пособие. Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016. 211 с.
35. Кривоусова В.В., Вахитова Г.Х. Особенности профессиональной ориентации обучающихся начальной школы // Ped.Rev.. 2021. № 2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-orientatsii- obuchayuschihsya-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 05.02.2023).
36. Кудрявцев Т.В. Влияние характериологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии, 1985. № 1. С. 86-93.
37. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 2016. - 312 с.
38. Митина, Л.М. Психология личностно профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. - М. : СПб., 2014.
39. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. 126 с.
40. Митина Л.М., Кореляков Ю.А., Шавырина Г.В. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. М.: Академия, 2005. 338 с.
41. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 640 с.
42. Нагорная Г.А. Методологические и технологические основы психолого-педагогической поддержки подрастающего поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого трансфера // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2018. № 2. С. 169-173.
43. Овсянникова С.К. Организация профориентационной работы в школе: метод пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. 362 с.
44. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 400 с.
45. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практ. Психологии, 1996. 256 с.
46. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. 352 с.
47. Резапкина Г.В. Знакомство с миром профессий: метод. рекомендации для орг. занятий в 1 кл. общеобразоват. орг.. М.: Русское слово, 2020. 61 с.
48. Рогов Е.И.. Роль профессиональных представлений в формировании траектории профессионального развития / Е.И. Рогов, Л.Д. Желдоченко // Известия Южного федерального университета. Ростов-на-Дону, 2015. - №12.
49. Рогов, Е. И. Феноменология представлений об объекте деятельности педагога / Е. И. Рогов // Профессиональные представления: сб. научных трудов интернет-конф. «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / под ред. Е. И. Рогова. - Ростов-на-Дону: МАРТ, 2013. - 242 с.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
51. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ‒ URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8 H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 06.02.2023).
52. Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 172 с. URL: http://biblio- online.ru/bcode/453754/p.2 (дата обращения: 01.02.2023).
53. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. М.: Смысл, 2013. - 199 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2021. 52 с.
55. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 128 с.
56. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 9. С. 10-16.
57. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация: система и новые рубежи // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 12. С. 20-24.
58. Шалавина Т.И. Диагностика личности младших школьников как условие эффективности их социально-профессиональной ориентации // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. С. 154-161.
59. Шаповалова В.С., Челышева И.В. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика. М.; Берлин: Директ- Медиа, 2018. 395 с.
60. Шаповалова И.С., Кисиленко А.В. Ранняя профориентация школьников: отношение и готовность субъектов // Социология образования. 2015. № 4. С. 111-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23137345 (дата обращения: 11.01.2023).