Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира

Работа №117999

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников 8
1.1 Исследование понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Педагогические условия и приемы формирования понятия о здоровом
образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира 24
2.1 Изучение уровня сформированности у младших школьников понятия о
здоровом образе жизни 24
2.2 Реализация экспериментальной методики по формированию понятия о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего
мира 34
2.3 Определение динамики сформированности у младших школьников понятия о здоровом образе жизни на уроках окружающего
мира 46
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения

Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения всегда была одной из проблем современной школы. Дети должны понимать, что только здоровый человек может жить полноценной жизнью. Поэтому от воспитания в семье и учебного учреждения зависит насколько ответственно дети будут относиться к своему здоровью, какие полезные умения и привычки они приобретут.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования навыков здорового образа жизни. Именно в это время происходит интенсивный рост организма ребенка, его адаптация к новым школьным условиям, а также к тому, что большую часть своего времени он будет посвящать умственному труду.
Актуальность данной работы заключается в том, что с каждым годом здоровье школьников ухудшается, вызывая беспокойство, как у родителей, так и у педагогов. Увеличивается число детей, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой. Важным было и остается понимание необходимости заботиться о своем здоровье, а также стремление поддерживать здоровый образ жизни. Поэтому необходимо на самых первых этапах обучения в школе прививать детям полезные здоровые привычки.
Специалисты серьезно обеспокоены тем, что современные дети с каждым годом все больше заражаются вредными привычками, например, курение, алкоголь, зависимость от электронных гаджетов (телевизор, мобильные телефоны, компьютер и др.), пристрастие к фастфуду, сладким газированным напиткам и т. д. Все эти и другие факторы серьезно вредят как психическому здоровью ребенка, так и физическому. В запущенной форме это может привести к таким серьезным заболеваниям как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, хроническая усталость и мн., др.
Формированием и воспитанием потребности в здоровом образе жизни у детей занимались такие исследователи как С.В. Попов, Н.М. Амосов и др.
Вопросами по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у детей исследовали такие известные отечественные ученые- педагоги как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и Е.Н. Водовозова.
Проблемой формирования здорового образа жизни в области знаний медицины и физиологии занимались ученые Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, В.П. Казначеев, И.И. Брехман.
Опыт применения здоровьесберегающих технологий в обучении проанализирован в трудах В.Ф. Базарного.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников, является формирование у них знаний о понятии здорового образа жизни.
Проблема исследования: каковы условия формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель дипломной работы: выявить и создать эффективность условий формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: условия формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс
формирования понятия о здоровом образе жизни у младших школьников будет осуществляться успешнее при соблюдении следующих условий:
- обеспечить освоение выделенных понятий и представлений при изучении нового материала;
- использовать на уроках наглядные средства обучения и мультимедийные технологии для эффективного усвоения знаний;
- привлекать детей к самостоятельной творческой работе по формированию здорового образа жизни.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью рассмотрения понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни».
2. Выявить уровень сформированности понятия о здоровом образе жизни у младших школьников.
3. Разработать содержание и реализовать в процессе обучения на уроках окружающего мира приемы формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий, направленных на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественный и качественный анализ данных.
Структура и объем работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы: стр., без приложений.
Новизна исследования: заключается в том, что разработан комплекс приемов, нацеленный на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников в процессе обучения окружающему миру.
База исследования: исследование проводилось в школе № 47 города Тольятти.
Практическая значимость: основные положения работы могут быть использованы учителями начальных классов при разработке уроков окружающего мира и подборе заданий и упражнений, направленных на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование здорового образа жизни у младших школьников является проблемой современного общества. Для психического, физического и социального благополучия личности необходимо быть здоровым и активным, а для сохранения и укрепления здоровья необходимо вести здоровый образ жизни.
Проводя работу по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников, была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме, рассмотрены сущность, содержание, приемы и условия формирования понятия здорового образа жизни, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыты особенности формирования понятия здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.
Здоровый образ жизни выражается в образе жизни человека, который на основе своих индивидуальных особенностях организма и условий окружающей среды обитания занимается сохранением и укреплением здоровья всего организма. Благодаря ведению здорового образа жизни человек может более успешно выполнять свою трудовую и общественную деятельность.
У детей младшего школьного возраста происходит смена ведущий деятельности с игровой на учебную, но, несмотря на это, игра для детей имеет большое значение. Игра провоцирует детей активировать свои творческие способности, а также силу воображения, потому что без творческого соображения не может быть полноценного обучения. Творчество проявляется в проигрывании ситуаций, которые помогают учащимся осмыслить происходящие в реальности.
Для эффективного формирования понятия здорового образа жизни учителю необходимо специально организовывать деятельность учащихся и познакомить их с приемами формирования здорового образа жизни. После специального обучения младшие школьники начинают успешно применять приемы и способы ведения здорового образа жизни.
Уроки окружающего мира способствуют формированию понятия здорового образа жизни. Формируется база знаний о соблюдении личной гигиены, об особенностях своего организма, а также о приемах сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы предотвратить проблемы со здоровьем, или напротив уметь восстановить, если недуги и болезни стали проявляться.
Опытно - экспериментальная работа по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Используя методики, направленные на выявление критериев, обозначенных на начальном этапе эксперимента, позволили выявить высокие, средние и низкие показатели формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников.
Для повышения уровня понятия здорового образа жизни на уроках окружающего мира, разрабатывался комплекс приемов, вошедший в формирующий этап эксперимента.
Полученные данные на контрольном этапе эксперимента, дают возможность сделать вывод о том, что разработанный и внедренный комплекс приемов, направленный на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира является эффективным и может использоваться учителями начальных классов.
Таким образом, в рамках данной работы задачи были реализованы полностью, цель повышения уровня сформированности понятия здорового образа жизни у младших школьников достигнута. В ходе исследования данной проблемы, мы установили, что формирование понятия здорового образа жизни в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем.



1. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания.
М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. 240 с.
2. Акбашев Т.Ф. Валеопедагогика как система. Проблемы педагогической
валеологии. Сборник научных трудов. Спб. : 2006. - 160 с.
3. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. Человек и
общество. М. : АСТ Сталкер, 2002. 189 с.
4. Базарный В.Ф. Технологии эволюции. От деградации к развитию
здоровья ребенка в системе образования. М. : Концептуал, 2018. 178 с.
5. Билич Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова.
Издательство: Фолиант, 2001. 560 с.
6. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж: Учитель, 2013. 190 с.
7. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М. : ФиС, 2010. 217 с.
8. Васильева О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. 2012. №3. С. 420 - 429.
9. Водовозова Е.Н. Царство свободного ребенка: избранные статьи о воспитании. М. : Карапуз, 2009. 280 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997. 96 с.
11. Денисова С.Д. Биомедицинская этика: Практикум / С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич. М. : БГМУ, 2011. 2 с.
12. Емельянова Т.В. Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников // Научный альманах. 2015. №10. С. 170 - 175
13. Иванова С.С. Содержательные аспекты физического. психического и социального здоровья и возможности формирования их гармонического соотношения // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-12. С. 2729-2733
14. Игнатова Ф.В. Формирование отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 32. С. 31 - 35.
15. Казначеев В.П. Ноосферная экология и экономика человека / В.П. Казначеев, А.А. Кисельников, И.Ф. Мингазов. М. : Новосибирск, 2005. 448 с.
16. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы.
Педагогика. Психология. Управление. М. : ВАКО, 2004. 36 с.
17. Кочегарова И.А. Физическая культура и спорт - основа формирования здорового образа жизни // Вестник Югорского Государственного Университета. 2015. №1. С. 76 - 78.
18. Куликов В.П. Потребность в двигательной активности. Физиология.
Валеология. Реабилитология. / В.П. Куликов, В.И.
Киселев. Новосибирск. : Наука, 1998. 149 с.
19. Курбатова А.С. Формирование здорового образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОСС НОО // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. 552 с.
20. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. М. : Медицина, 1992. 512 с.
21. Ляшенко Е.А. Окружающий мир. 2-4 классы: дополнительный материал к разделу «Общество». М. : Волгоград: Учитель, 2008. 152 с.
22. Макаренко А.С. Книга для родителей. Издательство: ИТРК, 2014. 144 с.
23. Малярчук Н.Н. Представления педагогов об индивидуальном здоровье и здоровом образе жизни. Образование и здоровье // Сборник научных статей. 2005. С. 39 - 44.
24. Мокроусова Г.В. Формирование у младших школьников представлений и понятий о здоровом образе жизни // Сибирский педагогический журнал. 2007. С. 196 - 201.
25. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы //
Педагогика. 2005. № 6. С. 37 - 44.
26. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1. Основы общей психологии: учеб. для студентов выс. пед. учебных заведений. М. : Владос, 2013. 687 с.
27. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб. : Питер, 2006. 607 с.
28. Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. 2005. №2 С. 19 - 23.
29. Петросова Р.А. Естествознание и основы экологии. М.: Дрофа, 2014. 303 с.
30. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М. : ВЛАДОС, 2008. 474 с.
31. Полетаева Н.М. Валеологические воспитание школьников: теория и практика // Образование и общество. 2004. №4. С. 76 - 81.
32. Попов С.В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. СПб. : Букинистическое издание, 1997. 256 с.
33. Прокопьев Н.Я. Здоровьеформирующий потенциал
естественнонаучного образования младших школьников: пути и средства его актуализации // Школьная педагогика. 2015. №1. С. 13 - 21.
34. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. М. : Норинт, 2004. 1456 с.
35. Синягина Н.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности // Воспитание школьников. 2009. №8. С. 16 - 20.
36. Скляров Д.А. Здоровый образ жизни: критерии и реализация // Педагогические науки. 2016. № 4. С. 116 - 119.
37. Сургунов Д.Т. Режим дня школьника. М. : Просвещение, 1998. 40 с.
38. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. М. :
Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002. 224 с.
39. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М. : Концептуал, 2016. 320 с.
40. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. М. : Педагогика, 2004. 528 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 и 2012 гг. М. : Просвещение, 2014. 35 с.
42. Фомина Т.А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников // Молодой ученый. 2016. №15. С. 513 - 518.
43. Царегородцев Г.И. Общая патология человека и методология
медицины // Вестник РАМН. 1998. №10. С. 41 - 45.
44.Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. Курс лекций. М. : Педагогическое общество России, 2009. 416 с.
45. Шарапова Н.В. Использование средств информационных технологий. М. : Молодой ученый, 2016. 771с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ