Формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников 8
1.1 Исследование понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Педагогические условия и приемы формирования понятия о здоровом
образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира 24
2.1 Изучение уровня сформированности у младших школьников понятия о
здоровом образе жизни 24
2.2 Реализация экспериментальной методики по формированию понятия о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего
мира 34
2.3 Определение динамики сформированности у младших школьников понятия о здоровом образе жизни на уроках окружающего
мира 46
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения
Глава 1 Теоретические основы по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников 8
1.1 Исследование понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Педагогические условия и приемы формирования понятия о здоровом
образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира 24
2.1 Изучение уровня сформированности у младших школьников понятия о
здоровом образе жизни 24
2.2 Реализация экспериментальной методики по формированию понятия о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего
мира 34
2.3 Определение динамики сформированности у младших школьников понятия о здоровом образе жизни на уроках окружающего
мира 46
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения
Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения всегда была одной из проблем современной школы. Дети должны понимать, что только здоровый человек может жить полноценной жизнью. Поэтому от воспитания в семье и учебного учреждения зависит насколько ответственно дети будут относиться к своему здоровью, какие полезные умения и привычки они приобретут.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования навыков здорового образа жизни. Именно в это время происходит интенсивный рост организма ребенка, его адаптация к новым школьным условиям, а также к тому, что большую часть своего времени он будет посвящать умственному труду.
Актуальность данной работы заключается в том, что с каждым годом здоровье школьников ухудшается, вызывая беспокойство, как у родителей, так и у педагогов. Увеличивается число детей, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой. Важным было и остается понимание необходимости заботиться о своем здоровье, а также стремление поддерживать здоровый образ жизни. Поэтому необходимо на самых первых этапах обучения в школе прививать детям полезные здоровые привычки.
Специалисты серьезно обеспокоены тем, что современные дети с каждым годом все больше заражаются вредными привычками, например, курение, алкоголь, зависимость от электронных гаджетов (телевизор, мобильные телефоны, компьютер и др.), пристрастие к фастфуду, сладким газированным напиткам и т. д. Все эти и другие факторы серьезно вредят как психическому здоровью ребенка, так и физическому. В запущенной форме это может привести к таким серьезным заболеваниям как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, хроническая усталость и мн., др.
Формированием и воспитанием потребности в здоровом образе жизни у детей занимались такие исследователи как С.В. Попов, Н.М. Амосов и др.
Вопросами по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у детей исследовали такие известные отечественные ученые- педагоги как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и Е.Н. Водовозова.
Проблемой формирования здорового образа жизни в области знаний медицины и физиологии занимались ученые Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, В.П. Казначеев, И.И. Брехман.
Опыт применения здоровьесберегающих технологий в обучении проанализирован в трудах В.Ф. Базарного.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников, является формирование у них знаний о понятии здорового образа жизни.
Проблема исследования: каковы условия формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель дипломной работы: выявить и создать эффективность условий формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: условия формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс
формирования понятия о здоровом образе жизни у младших школьников будет осуществляться успешнее при соблюдении следующих условий:
- обеспечить освоение выделенных понятий и представлений при изучении нового материала;
- использовать на уроках наглядные средства обучения и мультимедийные технологии для эффективного усвоения знаний;
- привлекать детей к самостоятельной творческой работе по формированию здорового образа жизни.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью рассмотрения понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни».
2. Выявить уровень сформированности понятия о здоровом образе жизни у младших школьников.
3. Разработать содержание и реализовать в процессе обучения на уроках окружающего мира приемы формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий, направленных на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественный и качественный анализ данных.
Структура и объем работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы: стр., без приложений.
Новизна исследования: заключается в том, что разработан комплекс приемов, нацеленный на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников в процессе обучения окружающему миру.
База исследования: исследование проводилось в школе № 47 города Тольятти.
Практическая значимость: основные положения работы могут быть использованы учителями начальных классов при разработке уроков окружающего мира и подборе заданий и упражнений, направленных на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования навыков здорового образа жизни. Именно в это время происходит интенсивный рост организма ребенка, его адаптация к новым школьным условиям, а также к тому, что большую часть своего времени он будет посвящать умственному труду.
Актуальность данной работы заключается в том, что с каждым годом здоровье школьников ухудшается, вызывая беспокойство, как у родителей, так и у педагогов. Увеличивается число детей, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой. Важным было и остается понимание необходимости заботиться о своем здоровье, а также стремление поддерживать здоровый образ жизни. Поэтому необходимо на самых первых этапах обучения в школе прививать детям полезные здоровые привычки.
Специалисты серьезно обеспокоены тем, что современные дети с каждым годом все больше заражаются вредными привычками, например, курение, алкоголь, зависимость от электронных гаджетов (телевизор, мобильные телефоны, компьютер и др.), пристрастие к фастфуду, сладким газированным напиткам и т. д. Все эти и другие факторы серьезно вредят как психическому здоровью ребенка, так и физическому. В запущенной форме это может привести к таким серьезным заболеваниям как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, хроническая усталость и мн., др.
Формированием и воспитанием потребности в здоровом образе жизни у детей занимались такие исследователи как С.В. Попов, Н.М. Амосов и др.
Вопросами по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у детей исследовали такие известные отечественные ученые- педагоги как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и Е.Н. Водовозова.
Проблемой формирования здорового образа жизни в области знаний медицины и физиологии занимались ученые Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, В.П. Казначеев, И.И. Брехман.
Опыт применения здоровьесберегающих технологий в обучении проанализирован в трудах В.Ф. Базарного.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников, является формирование у них знаний о понятии здорового образа жизни.
Проблема исследования: каковы условия формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель дипломной работы: выявить и создать эффективность условий формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: условия формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс
формирования понятия о здоровом образе жизни у младших школьников будет осуществляться успешнее при соблюдении следующих условий:
- обеспечить освоение выделенных понятий и представлений при изучении нового материала;
- использовать на уроках наглядные средства обучения и мультимедийные технологии для эффективного усвоения знаний;
- привлекать детей к самостоятельной творческой работе по формированию здорового образа жизни.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью рассмотрения понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни».
2. Выявить уровень сформированности понятия о здоровом образе жизни у младших школьников.
3. Разработать содержание и реализовать в процессе обучения на уроках окружающего мира приемы формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий, направленных на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественный и качественный анализ данных.
Структура и объем работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы: стр., без приложений.
Новизна исследования: заключается в том, что разработан комплекс приемов, нацеленный на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников в процессе обучения окружающему миру.
База исследования: исследование проводилось в школе № 47 города Тольятти.
Практическая значимость: основные положения работы могут быть использованы учителями начальных классов при разработке уроков окружающего мира и подборе заданий и упражнений, направленных на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников.
Формирование здорового образа жизни у младших школьников является проблемой современного общества. Для психического, физического и социального благополучия личности необходимо быть здоровым и активным, а для сохранения и укрепления здоровья необходимо вести здоровый образ жизни.
Проводя работу по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников, была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме, рассмотрены сущность, содержание, приемы и условия формирования понятия здорового образа жизни, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыты особенности формирования понятия здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.
Здоровый образ жизни выражается в образе жизни человека, который на основе своих индивидуальных особенностях организма и условий окружающей среды обитания занимается сохранением и укреплением здоровья всего организма. Благодаря ведению здорового образа жизни человек может более успешно выполнять свою трудовую и общественную деятельность.
У детей младшего школьного возраста происходит смена ведущий деятельности с игровой на учебную, но, несмотря на это, игра для детей имеет большое значение. Игра провоцирует детей активировать свои творческие способности, а также силу воображения, потому что без творческого соображения не может быть полноценного обучения. Творчество проявляется в проигрывании ситуаций, которые помогают учащимся осмыслить происходящие в реальности.
Для эффективного формирования понятия здорового образа жизни учителю необходимо специально организовывать деятельность учащихся и познакомить их с приемами формирования здорового образа жизни. После специального обучения младшие школьники начинают успешно применять приемы и способы ведения здорового образа жизни.
Уроки окружающего мира способствуют формированию понятия здорового образа жизни. Формируется база знаний о соблюдении личной гигиены, об особенностях своего организма, а также о приемах сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы предотвратить проблемы со здоровьем, или напротив уметь восстановить, если недуги и болезни стали проявляться.
Опытно - экспериментальная работа по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Используя методики, направленные на выявление критериев, обозначенных на начальном этапе эксперимента, позволили выявить высокие, средние и низкие показатели формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников.
Для повышения уровня понятия здорового образа жизни на уроках окружающего мира, разрабатывался комплекс приемов, вошедший в формирующий этап эксперимента.
Полученные данные на контрольном этапе эксперимента, дают возможность сделать вывод о том, что разработанный и внедренный комплекс приемов, направленный на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира является эффективным и может использоваться учителями начальных классов.
Таким образом, в рамках данной работы задачи были реализованы полностью, цель повышения уровня сформированности понятия здорового образа жизни у младших школьников достигнута. В ходе исследования данной проблемы, мы установили, что формирование понятия здорового образа жизни в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем.
Проводя работу по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников, была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме, рассмотрены сущность, содержание, приемы и условия формирования понятия здорового образа жизни, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыты особенности формирования понятия здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.
Здоровый образ жизни выражается в образе жизни человека, который на основе своих индивидуальных особенностях организма и условий окружающей среды обитания занимается сохранением и укреплением здоровья всего организма. Благодаря ведению здорового образа жизни человек может более успешно выполнять свою трудовую и общественную деятельность.
У детей младшего школьного возраста происходит смена ведущий деятельности с игровой на учебную, но, несмотря на это, игра для детей имеет большое значение. Игра провоцирует детей активировать свои творческие способности, а также силу воображения, потому что без творческого соображения не может быть полноценного обучения. Творчество проявляется в проигрывании ситуаций, которые помогают учащимся осмыслить происходящие в реальности.
Для эффективного формирования понятия здорового образа жизни учителю необходимо специально организовывать деятельность учащихся и познакомить их с приемами формирования здорового образа жизни. После специального обучения младшие школьники начинают успешно применять приемы и способы ведения здорового образа жизни.
Уроки окружающего мира способствуют формированию понятия здорового образа жизни. Формируется база знаний о соблюдении личной гигиены, об особенностях своего организма, а также о приемах сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы предотвратить проблемы со здоровьем, или напротив уметь восстановить, если недуги и болезни стали проявляться.
Опытно - экспериментальная работа по формированию понятия здорового образа жизни у младших школьников проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Используя методики, направленные на выявление критериев, обозначенных на начальном этапе эксперимента, позволили выявить высокие, средние и низкие показатели формирования понятия здорового образа жизни у младших школьников.
Для повышения уровня понятия здорового образа жизни на уроках окружающего мира, разрабатывался комплекс приемов, вошедший в формирующий этап эксперимента.
Полученные данные на контрольном этапе эксперимента, дают возможность сделать вывод о том, что разработанный и внедренный комплекс приемов, направленный на формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира является эффективным и может использоваться учителями начальных классов.
Таким образом, в рамках данной работы задачи были реализованы полностью, цель повышения уровня сформированности понятия здорового образа жизни у младших школьников достигнута. В ходе исследования данной проблемы, мы установили, что формирование понятия здорового образа жизни в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем.
Подобные работы
- Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Особенности развития представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (Педагогика и психология начального образования)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Формирование понятия здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020



