Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №117995

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития сюжетно-
отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития 9
1.2 Особенности психолого-педагогического сопровождения сюжетно-
отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития 20
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития 26
2.1 Изучение развития сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года
жизни с задержкой психического развития 26
2.2 Создание условий для развития сюжетно-отобразительной игры у
детей 4 года жизни с задержкой психического развития 36
2.3 Анализ изменения в развитии сюжетно-отобразительной игры у детей
4 года жизни с задержкой психического развития 43
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения 57


Актуальность исследования. Игра - это самая лучшая для дошкольников деятельность. Её уникальность заключается в том, что играя, ребенок чувствует свободу, подвластности ему предметов, действий, отношений того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Ощущение внутренней свободы связано со специфичностью игровой деятельности - действием и поведением в придуманной ситуации. В игре действия происходят не по-настоящему, а понарошку. Игра обеспечивает ребёнку внутренний эмоциональный комфорт. В игре ребенок воплощает свои интересы, ситуации из жизни, которые в своё время произвели на ребёнка хорошее впечатление. Сначала ребёнок осуществляет действия с игрушками, которые заменяют реальные вещи, а затем - изобразительные, вербальные и воображаемые действия. Большую значимость игра имеет не только для интеллектуального развития ребёнка, но и для развития его личности: ребёнок принимает на себя в игре разные роли, воплощая действия людей, ребёнок словно проживает придуманную ситуацию, проникаясь чувствами и целями людей, проявляется эмпатия, начинает разбираться в отношениях между людьми.
В работах Е.К. Ивановой, У.В. Ульенковой продемонстрировано то, что игровая деятельность дошкольников с ЗПР отличается от игры детей в норме. Так, Н.Л. Белопольская и И.Ф. Марковская в своих работах отмечают, что при преобладании игровых интересов над учебными у младших школьников с ЗПР при играх прослеживается идентичность игровых действий, отсутствие креативности и низкий уровень воображения.
В трудах Л.В. Кузнецовой сказано о том, что она впервые сделала попытку изучить специфику использования сюжетно-отобразительной игры для того, чтобы решить ряд образовательных и воспитательных задач в коррекционных детских садах для детей с ЗПР. В своей работе Л.В.Кузнецова сделала акцент на анализе игровой деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР подготовительной группы. Она выделила важные факты, характеризующие сюжетную игру детей: нет полноценного сюжета, координированность игровых действий сформирована на среднем уровне, нечёткое соблюдение правил игры.
Теоретическая и экспериментальная незавершённость разработки психолого-педагогических задач задержки психического развития у дошкольников не позволяет вычислить таких детей своевременно, лучше всего организовать их деятельность и устранить нарушения развития в наиболее приемлемое для этого время.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена малой степенью изученности игровой деятельности, специфики её формирования и функционирования, специфики протекания игровой деятельности у детей с задержкой психического развития в естественных условиях детского сада.
В психологии игровая деятельность изучается как один из главных видов деятельности у детей дошкольного возраста, в рамках которой появляются основные новообразования дошкольного возраста. Соответственно, что из развивающегося сюжета игры можно понять некоторые психические особенности, которые проявляются и формируются у дошкольника в тот промежуток времени, когда игровая деятельность становится ведущей.
Важное значение сюжетно-отобразительной игры в жизни дошкольника заключается в том, что во время игры от детей требуется совершение действий в воображаемом плане, что способствует формированию элементарных представлений.
Ещё одним важным моментом будет то, что полнота сюжета игры требует от ребенка в соответствии с принятой для себя ролью видеть предметы. На этой основе у ребенка развивается умение осуществлять переход от размышления над игровыми действиями к конкретным игровым действиям.
Играя, дошкольники учатся ориентироваться в отношениях со сверстниками и взрослыми. Ребенок учится тому, как соподчинять социальные роли. Важной чертой игровой деятельности является то, что она может рассматриваться как совместная деятельность, которая помогает обеспечивать развитие качеств, обеспечивающих определенный уровень нахождения ребёнка в социуме.
Л.С. Выготский писал, что, «играя, ребёнок может продемонстрировать многие способности, открывающие уровень его ближайшего развития».
Однако организовать совместную педагога с ребёнком деятельность можно лишь с помощью полноценной игровой деятельности».
В современном мире развитие игры переживает непростые времена даже у нормативно развивающихся детей дошкольного возраста. А для детей с задержкой психического развития формирование необходимых компонентов игровой деятельности является сложной задачей.
Изучение вопросов, связанных с развитием игры у детей с ЗПР, позволило нам выявить противоречие между необходимостью развития ведущего вида деятельности дошкольников - игры и отсутствием разработанных подходов к сопровождению такого развития у детей с ЗПР.
Выявленное противоречие очерчивает проблемное поле нашего исследования. Проблема исследования заключается в том, как организовать психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-
отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития.
Определение противоречия и формулировка проблемы обозначили тему нашего исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно- отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития.
Объектом исследования является процесс развития сюжетно- отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития.
Предметом исследования является психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития будет эффективным, если:
- обеспечено поэтапное формирование игровых умений: от умения совершать игровые действия с сюжетными игрушками, с предметами- заместителями, с воображаемыми предметами;
- организована наглядная демонстрация игровых умений педагогом переходит в стадию словесного сопровождения;
- организовано обучение младших дошкольников взаимодействию в игре с взрослым и сверстниками посредством вовлечения детей в игру.
Задачи исследования.
1) изучить особенности психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития;
2) выявить уровень развития сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития;
3) разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на реализацию психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития;
4) обобщить результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- теория ролевой творческой игры: Н.Л. Белопольская,
Л.С.Выготский, Е.Н. Иванов, Н.А. Короткова, Н.В. Королёва, С.А. Козлова, И.Ф. Марковская, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкая, Н.Н. Палагина, С.Л. Рубинштейн, С.Е. Слепович, П.Г. Саморукова, А.В. Черков, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядешко;
- положение Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей;
- исследования в области организации педагогического сопровождения (Л.Н. Бережнова, В.П. Бондарев, Ю.И. Васекин, А.Г. Гогоберидзе, И.А. Липский, С.Г. Косарецкий, И.Э. Куликовская, Л.Г. Субботина).
Новизна исследования заключается в том, что определены условия психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно -
отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: расширено представление о методах и приёмах руководства развитием сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития.
Практическая значимость заключается в том, что материалы экспериментального этапа исследования могут использоваться педагогами для организации психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития.
База исследования: МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти, 2 группы детей с ЗПР в количестве 11 детей в экспериментальной группе и 9 детей в контрольной группе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Игра - это самая лучшая для дошкольников деятельность. Её уникальность заключается в том, что играя, ребенок субъективно чувствует свободу, подвластности ему предметов, действий, отношений того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом.
«Главным в сюжетно-отобразительной игре считается придуманная ситуация, она заключается в том, что ребёнок «примеряет» на себя роль взрослого и производит придуманные им самим игровые действия» - так сказал Л. С. Выготский.
Наиболее часто в сюжетно-отобразительные игры играют дошкольники 3-5 лет.
В игре ребенок воплощает свои интересы, ситуации из жизни, которые в своё время произвели на ребёнка хорошее впечатление. Большую значимость игра имеет не только для интеллектуальных способностей ребёнка, но и для становления, так называемой, личности: ребёнок принимает на себя в игре разные роли, воплощая действия людей, ребёнок словно проживает придуманную ситуацию, проникаясь чувствами и целями людей, проявляется эмпатия, начинает разбираться в отношениях между людьми.
В своей работе мы опирались на труды таких педагогов-психологов как Н.Л. Белопольская, Л.С.Выготский, Е.Н. Иванов, С.А. Козлова, Н.В. Королёва, Н.А. Короткова, И.Ф. Марковская, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкая, Н.Н. Палагина, С.Л. Рубинштейн, П.Г. Саморукова, С.Е. Слепович, А.В. Черков, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядешко, и др.
На основе проведённого нами исследования мы сделали следующие выводы:
Поставленные задачи и цель были достигнуты.
На констатирующем этапе при наблюдении за развитием сюжетно- отобразительной игры у детей 4 года жизни с ЗПР было установлено, что высокий уровень развития сюжетно-отобразительной игры показали не многие участники эксперимента, а на этапе контрольного среза этот уровень значительно повысился как в экспериментальной группе, так и в контрольной. В целом средний и высокий уровень стали преобладать над низким.
Проведение формирующего этапа эксперимента сыграло положительную роль в развитии сюжетно-отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития и дало большую положительную динамику результатов исследования в экспериментальной группе. Дети научились соблюдать в игре последовательность игровых действий, круг общения дошкольников был значительно расширен, начали первыми проявлять инициативу и игровой замысел. Высокий уровень развития сюжетно-отобразительной игры преобладает над средним.
Участников с низким уровнем на этапе контрольного среза стало намного меньше, чем в первом.
Мы сделалали вывод о том, что действительно при формировании умения младших дошкольников совершать игровые действия с сюжетными игрушками; формировании умения детей совершать игровые действия с предметами-заместителями; обучении младших дошкольников
взаимодействию в игре с взрослым и сверстниками; формировании у детей умения совершать игровые действия с воображаемыми предметами может быть эффективным процесс психолого-педагогического сопровождения детей 4 года жизни с задержкой психического развития.
Таким образом, гипотеза нашла своё подтверждение, проблема психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-
отобразительной игры у детей 4 года жизни с задержкой психического развития находится на этапе апробации и требует дальнейшего изучения.



1. Аникеева, Н.П. Дети с ЗПР, проблемы и развитие в ДОУ [Текст] / Н.П. Аникеева. - М. : Логос, 2013. - 396 с.
2. Артемьева, Т.И. Развитие личности и ее способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М. : АСТ, 2012. - 196 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] : Курс лекций /
Ю.К. Бабанский. - М. : Инфра-М, 2011. - 236 с.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Логос, 2013. - 223 с.
6. Болотина, Л.Р. Педагогика [Текст] : Учебное пособие для педагогических институтов / Л.Р. Болотина. - М. : Академия, 2012. - 248 с.
7. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Дефектология - 2013. - № 1 - С. 18-24.
8. Вегнер, Л.А. Домашняя школа мышления [Текст] / Л.А. Вегнер, А.Л. Вегнер. - М. : Юнити, 2014. - 287 с.
9. Волков, Б.С. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : АСТ, 2015. - 84 с.
10. Ведерников, М.В. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / М.В. Ведерников. - М. : Педагогическое общество России, 2013. - 96 с.
11. Волков, В.С. Основные закономерности психологического развития ребенка [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академия, 2013. - 64с.
12. Воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А.Сохина. - М. : Логос, 2015. - 123 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2014. - 672 с.
14. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : ЮНИТИ, 2015. - 237 с.
15. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Логос, 2013. - 314 с.
16. Выготский Л.С. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. - М. : Академия, 2014. - 312 с.
17. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. - М. : Логос, 2015. - С. 236-277.
18. Ганичева, Н.Г. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под ред. К.С. Лебединской - М. : Логос, 2012. - 125 с.
19. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии . - 2013. - № 1. - С. 26-31.
20. Грановская, P.M. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская. - СПб. : Изд-во ЛГУ, 2012. - 279 с.
21. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика групп детского сада [Текст] / Т.А. Репина - М. : Просвещение, 2015. - 185 с.
22. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слепович. - М. : Педагогика, 2013. - 96 с.
23. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М. :
Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
24. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: Учебник для педвузов и педучилищ / Е.О. Смирнова. - М. : 2007. - 96 с.
25. Смирнова, Е.О. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина // Вопросы психологии. М. : Оникс, - 2008. - №3. - 16 с.
26. Солнцева, О.В. Развитие субъектной позиции ребенка в 68 режиссерских играх [Текст] / О.В. Солнцева // Методические советы к программе «Детство». - СПб. : Детство-Пресс, 2001. - С. 63-81.
27. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей [Текст] / О.В. Солцева. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. - 176 с.
28. Спиваковская, А.С. Нарушение игровой деятельности [Текст] / А.С. Спиваковская. - М. : Изд-во МГУ, 2008. - 133 с.
29. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М. : Просвещение, 2010. - 217 с.
30. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Просвещение, 2006. - 113 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ