Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №14 имени И.С. Пьянзина».
Выборка: 32 учащихся 11 класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ.......3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА АЛЕКСИТИМИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ……6
1.1 Феноменология алекситимии: сущность, классификация, подходы….6
1.2 Понятие направленности личности в психологической науке……….11
1.3 Теоретические подходы к изучению эмоциональной направленности личности в психологии.15
1.4 Проблема алекситимических проявлений у учащихся раннего юношеского возраста…24
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АЛЕКСИТИМИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРИОДА РАННЕЙ ЮНОСТИ…29
2.1 Организация и процедура эмпирического исследования……………..29
2.2 Результаты констатирующего эксперимента………………………….34
2.3 Контент-анализ публикаций РИНЦ по проблеме алекситимии…………43
2.4 Просветительский буклет по алекситимии для старшеклассников….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................58
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..62
Проблема алекситимии начала изучаться в 70-х годах XX века. Термин «алекситимия» (с греческого «а» - отсутствие; «lexis» - слово; «thymos» - эмоция) был введен П. Сифнеосом для обозначения ведущего, по его мнению, психического расстройства, лежащего в основе психосоматических заболеваний – ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче.
В психологической литературе феномену алекситимии уделялось особое внимание как со стороны зарубежных (Г. Кристал, П. Куттер, Х. Кэхеле, Н. Петцольд, Х. Томэ, К. Хорни), так и отечественных авторов (С. В. Беликова, Н. Г. Гаранян, С. В. Малыхина, В. В. Николаева, А. Б. Холмогорова). При этом данный феномен до конца не изучен, и основные направления изучения этого явления (клинический и психологический) не дают однозначной трактовки самого понятия, его природы, механизмов формирования и развития.
Потребности человека в переживании эмоций отмечали многие психологи (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев и др.). В ходе общения с окружающими людьми и при осуществлении различных видов деятельности в ранней юности происходит эмоциональное развитие, а также постепенно формируется индивидуально-личностная иерархия в рамках эмоциональных предпочтений. Через ценностное отношение к определенным видам эмоциональных переживаний проявляется такая характеристика личности, как эмоциональная направленность. В связи с этим и выше сказанным, мы можем сказать о том, что процесс социального познания является важным условием для формирования эмоциональной направленности и способности распознавать свои эмоции.
Изучение феномена алекситимии в образовательном процессе (а именно в процессе обучения в школе) важно, так как нарушения в эмоциональной сфере понижают способность старшеклассников устанавливать разнообразные контакты, мешают их личностному развитию, в целом, приводя к социально-психологической дезадаптации. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Цель работы: теоретико-экспериментальное исследование взаимосвязи феномена алекситимии и типов эмоциональной направленности на примере учащихся старших классов.
Объект исследования – феномен алекситимии.
Предметом исследования является специфика взаимосвязи алекситимии и типов эмоциональной направленности у старшеклассников.
Гипотеза исследования: предполагается, что существует взаимосвязь между типами эмоциональной направленности и склонностью к алекситимии у учащихся старших классов.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы и основные подходы к исследованию феномена алекситимии;
2) теоретически изучить понятие «эмоциональная направленность личности» в психологической науке;
3) разобраться с существенными специфическими личностными чертами в раннем юношеском возрасте и влиянием на них феномена алекситимии;
4) провести эмпирическое исследование взаимосвязи феномена алекситимии и типов эмоциональной направленности в школьной среде;
5) провести контент-анализа современных статей, представленных в РИНЦ, с целью систематизации направлений последних исследований алекситимии;
6) разработать просветительский буклет по алекситимии (Приложение Д).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психологической литературы и синтез полученной информации, вывод, обобщение, дедукция, индукция;
2) эмпирические: измерение (тестирование) с использованием опросника «Торонтская алекситимическая шкала» (TAS-20), адаптированного в Московском НИИ Психиатрии (А.Е. Бобров, М.А. Боброва, Р.М. Бэгби, М.Г. Ивашкина, Л.К. Квилти, М.Н. Кривчикова, Е.Н. Мошняга, Н.В. Пузырева, Е.Г. Старостина, Г.Д. Тэйлор, Е.П. Шаврикова); опросник для определения общей эмоциональной направленности личности (методика Б.И. Додонова);
3) методы математической обработки: анализ статистических данных с помощью ранговой корреляции Спирмена (программное обеспечение STATISTICA 6.0).
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №14 имени И.С. Пьянзина» в течение 2020-2021 учебного года.
В исследовании приняло участие 32 учащихся 11 класса. Из них 18 (56%) девушек и 14 (44%) юношей возрастом от 16 до 18 лет.
Методологической основой исследования явились следующие принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев. Б.Ф. Ломов); развития (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. А.В. Петровский. Д.Б. Эльконин, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов); активности (К.А. Абульханова-Славянская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко. В.А. Петровский); холизма (Я. Смуте, К. Гольдштейн, Ф. Перлз, С. Гингер).
Теоретическую основу исследования составили: теории развития личности (Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский. И.Б. Котова, Б.Б. Коссов, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, и др.); деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский и др.): теории алекситимии (Г. Кристал, Д. Тэйлор, Н.Г. Гаранян, СВ. Малыхина, А.Б. Холмогорова и др.).
Курсовая работа состоит из введения, теоретической и эмпирической части, заключения, списка используемых источников (30) и приложения (4).
1. Афанасьева, А. Е. Исследование алекситимии у старшеклассников [Электронный ресурс] / А. Е. Афанасьева, Л. Г. Антонова // Педагогика. Психология. Философия. 2019. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-aleksitimii-u-starsheklassnikov (дата обращения: 11.12.2019).
2. Белинская, Е. П. Психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая // М.: Инфра-М, 2001. – 328 с.
3. Борбот, А. Ю. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко, И. Г. Шупейко // Минск: БГУИР, 2008.
4. Брель, Е. Ю. Алекситимия в структуре "практически здоровой" личности [Электронный ресурс] / Е. Ю. Брель // СПЖ. 2018. №67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksitimiya-v-strukture-prakticheski-zdorovoy-lichnosti (дата обращения: 11.12.2019).
5. Брель, Е. Ю. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях / Е. Ю. Брель // Вестник КемГУ. — 2012. — № 3 (51). — С. 173—176.
6. Былкина, Н. Д. Алекситимия (аналитический обзор зарубежных исследований) / Н. Д. Былкина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 1995. — № 1. — С. 43—53.
7. Выготский, Л. С. Психология / С. Л. Выготский — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008с.
8. Гаранян, Н. Г. Концепция алекситимии / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Социально-психиатрический журнал. — 2003. — Т. 13, — № 1. — С. 128—145.
9. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин // 2-е изд., перераб. И доп. – Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 976 с.
10. Гурьев, М. Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности [Электронный ресурс] / М. Е. Гурьев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-emotsionalnoy-sfery-lichnosti (дата обращения: 25.05.2021).
11. Додонов, Б. И. В мире эмоций / Б. И. Додонов // Киев: Политиздат Украины, 1987. – 140 с.
12. Додонов, Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии, 1978, № 6. – 272 с.
13. Доценко, О.Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания / О. Н. Доценко // Москва, 2008. – 171 с.
14. Есин, Р. Г. Алекситимия — основные направления изучения / Р. Г. Есин, Е. А. Горобец, К. Р. Галиуллин, О. Р. Есин // Журнал неврологии и психиатрии. — 2014. — № 12. — С. 148—151.
15. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов // М.: Политиздат, 2007. – 221 с.
16. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин // Серия «Мастера психологии». – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
17. Искусных, А. Ю. Алекситимия. Причины и риски возникновения расстройства [Электронный ресурс] / А. Ю. Искусных // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №6 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksitimiya-prichiny-i-riski-vozniknoveniya-rasstroystva (дата обращения: 06.04.2020).
18. Коростелева, И. С. Проблема алекситимии в контексте поведенческих концепций психосоматических расстройств / И. С. Коростелева, В. С. Ротенберг // Телесность человека: междисциплинарные исследования. Сборник статей. М., 1993. — С. 136—143.
19. Кунц, Л. И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л. И. Кунц // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №4. С. 137–140.
20. Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Т. В. Малютина // ОНВ. 2014. №2 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-i- psihofiziologicheskie-osobennosti-razvitiya-v-yunosheskom-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 27.04.2020).
21. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов // М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 — 560 с.
22. Николаева, В. В. О психологической природе алекситимии / В. В. Николаева // Телесность человека: междисциплинарные исследования. Сборник статей. М., 1993. — С. 84—93.
23. Никулина, Д. С. Удовлетворенность качеством жизни старшеклассников с разным уровнем алекситимии / Д. С. Никулина, С. Н. Синеева // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2008. — вып. 6, — Т. 83. — С. 76 — 80.
24. Соложенкин, В. В. Алекситимия (адаптационный подход) и психотерапевтическая модель коррекции / В. В. Соложенкин, Е. С. Гузова // Социальная и клиническая психиатрия. — 2008. — Т. VIII. — вып. 2. — с. 18 — 24.
25. Сутурина, Ю. В. Роль эмпатии и алекситимии в педагогической деятельности преподавателей вуза [Электронный ресурс] / Ю.В. Сутурина // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-empatii-i-aleksitimii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavateley-vuza (дата обращения: 06.04.2020).
26. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов // Москва: Издательcтво Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. – 640 с.
27. Трунов, Д. Г. Виды и механизмы функциональной алекситимии [Электронный ресурс] / Д. Г. Трунов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-mehanizmy-funktsionalnoy-aleksitimii (дата обращения: 11.12.2019).
28. Черномазова, Е.А. Действие кризисных ситуаций на эмоциональное здоровье старшеклассников: проявление феномена алекситимии / Е. А. Черномазова, А.М. Кожоналиева // Вестник КГМА им. И.К. Ахунбаева. — 2011. — № 3. — С. 55—58.
29. Чухрова, М. Г. Нейропсихологический анализ феномена алекситимии у старшеклассников / М. Г Чухрова, В. П. Леутин, Г. Н. Пилипенко, Ю. Н. Кабанов // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 3 (15). — С. 208—215.
30. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М: Гардинки, 2005 — 349 с.
1. Афанасьева, А. Е. Исследование алекситимии у старшеклассников [Электронный ресурс] / А. Е. Афанасьева, Л. Г. Антонова // Педагогика. Психология. Философия. 2019. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-aleksitimii-u-starsheklassnikov (дата обращения: 11.12.2019).
2. Белинская, Е. П. Психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая // М.: Инфра-М, 2001. – 328 с.
3. Борбот, А. Ю. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко, И. Г. Шупейко // Минск: БГУИР, 2008.
4. Брель, Е. Ю. Алекситимия в структуре "практически здоровой" личности [Электронный ресурс] / Е. Ю. Брель // СПЖ. 2018. №67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksitimiya-v-strukture-prakticheski-zdorovoy-lichnosti (дата обращения: 11.12.2019).
5. Брель, Е. Ю. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях / Е. Ю. Брель // Вестник КемГУ. — 2012. — № 3 (51). — С. 173—176.
6. Былкина, Н. Д. Алекситимия (аналитический обзор зарубежных исследований) / Н. Д. Былкина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 1995. — № 1. — С. 43—53.
7. Выготский, Л. С. Психология / С. Л. Выготский — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008с.
8. Гаранян, Н. Г. Концепция алекситимии / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Социально-психиатрический журнал. — 2003. — Т. 13, — № 1. — С. 128—145.
9. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин // 2-е изд., перераб. И доп. – Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 976 с.
10. Гурьев, М. Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности [Электронный ресурс] / М. Е. Гурьев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-emotsionalnoy-sfery-lichnosti (дата обращения: 25.05.2021).
11. Додонов, Б. И. В мире эмоций / Б. И. Додонов // Киев: Политиздат Украины, 1987. – 140 с.
12. Додонов, Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии, 1978, № 6. – 272 с.
13. Доценко, О.Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания / О. Н. Доценко // Москва, 2008. – 171 с.
14. Есин, Р. Г. Алекситимия — основные направления изучения / Р. Г. Есин, Е. А. Горобец, К. Р. Галиуллин, О. Р. Есин // Журнал неврологии и психиатрии. — 2014. — № 12. — С. 148—151.
15. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов // М.: Политиздат, 2007. – 221 с.
16. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин // Серия «Мастера психологии». – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
17. Искусных, А. Ю. Алекситимия. Причины и риски возникновения расстройства [Электронный ресурс] / А. Ю. Искусных // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №6 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksitimiya-prichiny-i-riski-vozniknoveniya-rasstroystva (дата обращения: 06.04.2020).
18. Коростелева, И. С. Проблема алекситимии в контексте поведенческих концепций психосоматических расстройств / И. С. Коростелева, В. С. Ротенберг // Телесность человека: междисциплинарные исследования. Сборник статей. М., 1993. — С. 136—143.
19. Кунц, Л. И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л. И. Кунц // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №4. С. 137–140.
20. Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Т. В. Малютина // ОНВ. 2014. №2 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-i- psihofiziologicheskie-osobennosti-razvitiya-v-yunosheskom-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 27.04.2020).
21. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов // М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 — 560 с.
22. Николаева, В. В. О психологической природе алекситимии / В. В. Николаева // Телесность человека: междисциплинарные исследования. Сборник статей. М., 1993. — С. 84—93.
23. Никулина, Д. С. Удовлетворенность качеством жизни старшеклассников с разным уровнем алекситимии / Д. С. Никулина, С. Н. Синеева // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2008. — вып. 6, — Т. 83. — С. 76 — 80.
24. Соложенкин, В. В. Алекситимия (адаптационный подход) и психотерапевтическая модель коррекции / В. В. Соложенкин, Е. С. Гузова // Социальная и клиническая психиатрия. — 2008. — Т. VIII. — вып. 2. — с. 18 — 24.
25. Сутурина, Ю. В. Роль эмпатии и алекситимии в педагогической деятельности преподавателей вуза [Электронный ресурс] / Ю.В. Сутурина // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-empatii-i-aleksitimii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavateley-vuza (дата обращения: 06.04.2020).
26. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов // Москва: Издательcтво Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. – 640 с.
27. Трунов, Д. Г. Виды и механизмы функциональной алекситимии [Электронный ресурс] / Д. Г. Трунов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-mehanizmy-funktsionalnoy-aleksitimii (дата обращения: 11.12.2019).
28. Черномазова, Е.А. Действие кризисных ситуаций на эмоциональное здоровье старшеклассников: проявление феномена алекситимии / Е. А. Черномазова, А.М. Кожоналиева // Вестник КГМА им. И.К. Ахунбаева. — 2011. — № 3. — С. 55—58.
29. Чухрова, М. Г. Нейропсихологический анализ феномена алекситимии у старшеклассников / М. Г Чухрова, В. П. Леутин, Г. Н. Пилипенко, Ю. Н. Кабанов // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 3 (15). — С. 208—215.
30. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М: Гардинки, 2005 — 349 с.