Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Работа №117973

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о семье посредством дидактической игры 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований
по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о семье 8
1.2 Дидактическая игра как средство формирования у детей
5-6 лет представлений о семье 16
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей
5-6 лет представлений о семье посредством дидактической игры 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о семье 24
2.2 Содержание и организация и работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье посредством дидактической
игры 37
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье 45
Заключение 54
Список используемой литературы 58
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 61
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 62


Актуальность исследования обусловлена важностью формирования у детей 5-6 лет представлений о семье и разработкой серии дидактических игр, обеспечивающих формирование данных представлений.
Современная социальная ситуация характеризуется кризисом семьи, как людей, объединенные семейными узами или браком, живущие вместе. Семья - это величайшая ценность в жизни большинства людей. Для ребенка это именно та среда, в которой складывается его психология, его характер и вместе с тем его будущее.
В связи с этим важно укрепить в сознании дошкольников авторитет семьи, позитивное отношение в семье, желание создавать семью. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
В исследованиях С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, О.В. Дыбиной говорится о том, что у детей уже в дошкольном возрасте можно формировать представления о семье и положительное отношение к семье.
В связи с этим важно определить средство формирования представлений о семье.
В своих исследованиях такие авторы, как Л.В. Артемова, О.В. Дыбина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Е.И. Удальцова, А.П. Усова описывают различные средства, способствующие формированию у детей дошкольного возраста представлений о семье. В качестве основного средства формирования у детей 5-6 лет представлений о семье мы будем рассматривать дидактическую игру.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о семье и недостаточным использованием педагогами дошкольных образовательных организаций дидактических игр, способствующих успешному осуществлению данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности дидактической игры как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о семье?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о семье посредством дидактической игры».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о семье посредством дидактической игры.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о семье.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования представлений о семье у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет представлений о семье посредством дидактической игры будет возможно, если:
- определить серии дидактических игр, обеспечивающих формирование у детей представлений о семье,
- включены серии дидактических игр в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах и в самостоятельную деятельность детей.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о семье посредством дидактической игры;
2) выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье;
3) определить содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье посредством дидактической игры;
4) выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье.
Теоретическо-методологической основой исследования явились:
- теоретические исследования особенностей формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о семье (Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, Н.Ф. Калинина, Е.О. Мороз, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Палагина, С.Л. Рубинштейн);
- теоретические исследования в области развития личности ребенка
дошкольного возраста (Л.И. Божович, Н.Н. Палагина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин);
- теоретические положения, раскрывающие возможности средств формирования у детей дошкольного возраста представлений о семье (О.В. Бородина, Т.В. Семеняка, Л.Б. Шнейдер).
- теоретические положения, раскрывающие методологию игровой деятельности детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.М. Новиков, Д.А. Новиков).
Методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе МАДОУ «Тугулымский детский сад № 8 «Теремок» Тугулымского района Свердловской области. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что определены серии дидактических игр в соответствии с блоками представлений о семье, способствующие формированию у детей 5-6 лет представлений о семье в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Теоретическая значимость исследования: обосновано поэтапное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Практическая значимость: заключается в том, что представленные в работе серии дидактических игр, в соответствии с блоками представлений о семье, могут использовать в своей работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о семье педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование) и 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 17 таблиц. Основной текст работы изложен на 60 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать нам следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о семье является актуальной в настоящее время. В исследованиях С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, О.В. Дыбиной говорится о том, что уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о семье и положительное отношение к семье.
Многие исследователи рассматривали формирование у дошкольников представлений о семье в рамках нравственного воспитания, как формирования отношений к людям (Т.А. Куликова, С.А. Козлова,
Э.К. Суслова). Часть исследователей рассматривали формирование у дошкольников представлений о семье как познание семьи в рамках патриотического воспитания (представления о людях родной страны), которое осуществляется через воспитание любви к родным (Н.В. Алешина, Л.Н. Павлова, Г.А. Ковалева).
Эффективным средством формирования у детей 5-6 лет представлений о семье является дидактическая игра. Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей: В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Е.И. Удальцова, А.П. Усова.
Экспериментальная работа проводилась МАДОУ «Тугулымский детский сад № 8 «Теремок» Тугулымского района Свердловской области. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье.
Опираясь на исследования формирования у старших дошкольников представлений о семьи, выполненные О.В. Дыбиной, Е.Ф. Акуловой, С.Е. Анфисовой, О.А. Еник, А.Ю. Кузиной, Е.А. Сидякиной, В.В. Щетининой были выделены показатели сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье. В соответствии с выделенными показателями были подобраны диагностические задания
Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье на констатирующем этапе экспериментальной работы показало, что высокий уровень имеют 20% детей, средний уровень имеют 55% детей и низкий уровень имеют 25% детей, что доказало необходимость проведения специально организованной работы с детьми 5-6 лет по формированию у них представлений о семье.
Целью формирующего эксперимента было: разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье посредством дидактической игры.
Для достижения поставленной цели мы выделили блоки представлений, которые должны были освоить дети и подобрали дидактические игры, обеспечивающие их формирование.
Работа с детьми осуществлялась поэтапно:
- совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах.
- самостоятельная деятельность детей, для реализации которой в развивающей предметно-пространственной среде детям предлагались дидактические игры (игры с правилами), содержанием которых были представления о семье.
На каждом этапе мы осуществили подбор серии дидактических игр, обеспечивающих формирование у детей 5-6 лет представлений о семье по выделенным нами следующим блокам представлений:
- блок «Что такое семья?»,
- блок «Какая моя семья?»,
- блок «Прошлое семьи».
По каждому блоку мы подобрали серии различных видов дидактических игр с учетом классификации игр по игровым действиям, предложенной О.В. Дыбиной.
На первом этапе мы организовали совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах.
Первый блок «Что такое семья?» был направлен на формирование у детей: понятие «семья», кто входит в состав семьи, представлений о связях между членами семьи, умение устанавливать родственные связи.
Второй блок «Какая моя семья?» был направлен на формирование у детей представлений: о своей семье (как кого зовут, кто на кого похож), об обязанностях, об увлечениях, о профессиях членов семьи, умение характеризовать каждого члена семьи.
Третий блок «Прошлое семьи» был направлен на формирование у детей представлений: об этапах развития семьи, об основных событиях из истории своей семьи (о свадьбе мамы и папы, о рождении старшей сестры, брата и другое).
На втором этапе мы организовали самостоятельную игровую деятельность детей.
Для достижения данной цели мы разместили в игротеке группы знакомые детям дидактические игры, модифицируя структурные части игры (игровой материал, игровое правило).
На данном этапе мы частично использовали дидактические игры первого этапа. Кроме того, были подобраны и представлены в игротеке новые дидактические игры, которые педагог разучил с детьми, реализуя роль ведущего.
Таким образом, к концу формирующего эксперимента у детей были обогащены представления о семье по всем блокам представлений, и дети научились использовать их в самостоятельной игровой деятельности.
По окончанию формирующей работы мы провели контрольный срез, чтобы выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье.
В результате проведения контрольного среза по выявлению уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье, была выявлена следующая динамика:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 10%,
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 5%,
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 5%.
Таким образом, можно сделать вывод, что поэтапная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности детей, с использованием серии дидактических игр в соответствии с блоками представлений о семье, оказалась действенной.
- у детей появились представления о прошлом мира семьи;
- дети стали больше интересоваться своей семьей;
- у детей появились представления о том, что мир семьи развивается;
- у детей сформировались умения реализовывать представления о мире семьи в действиях и деятельности;
- у детей появились представления о наличие представлений о связях между членами семьи.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.



1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : монография. М. : ЦГЛ, 2004. 252 с.
2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. [и др.]. Детство : Комплексная образовательная программа дошкольного образования. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. 352 с.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1992. 160 с.
4. Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране : методическое пособие для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2009. 108 с.
5. Воспитание детей в игре : пособие для воспитателя детского сада / Сост.: А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М. : Просвещение, 2006. 192 с.
6. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через
положительное отношение к семье и семейным традициям [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/vospitanie-patrioticheskih-chuvstv-u-
doshkolnikov-cherez-polozhitelnoe-otnoshenie-k-seme-i-semeynim-tradiciyam-2648157.html (дата обращения: 21.07.2021).
7. Гирич Т. Л. Формы работы детского сада с семьей // Дошкольное воспитание. 2001. № 10. С. 15-17.
8. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография. М. : Педагогическое общество России, 2008. 128 с.
9. Дыбина О. В., Акулова Е. Ф., Анфисова С. Е. [и др.]. Диагностика направленности ребенка на мир семьи : Учебно-методическое пособие. М. : Центр педагогического образования, 2009. 64 с.
10. Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Болотникова О. П. [и др.]. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи : Практико-ориентированная монография / под ред. О. В. Дыбиной. Ульяновск
: Качалин Александр Васильевич, 2010. 151 с.
11. Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Болотникова О. П. [и др.]. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи : Практико-ориентированная монография. Тольятти / под ред. О. В. Дыбиной. ТГУ, 2009. 124 с.
12. Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Болотникова О. П., Еник О. А., Кузина А. Ю. [и др.]. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи : Учебно-методическое пособие / под ред. О. В. Дыбиной. М. : Центр педагогического образования, 2014. 80 с.
13. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М. : Педагогика, 2000. 110 с.
14. Козлова С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников
: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
15. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 1998. 160 с.
16. Козлова С. Н., Куликова С. Н. Дошкольная педагогика : Учебное пособие. М. : Академия, 2020. 432 с.
17. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 6. М., 1980. С. 163.
18. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашние воспитание: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М. : ИНФРА-М, 2021. 197 с.
19. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М. : Просвещение, 2002. 300 с.
20. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя. М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2002. 96 с.
21. Новиков А. М. Введение в методологию игровой деятельности. М. : Издательство «Эгвес», 2006. 48 с.
22. От рождения до школы : Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), исп. и доп. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
23. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад. 3-е изд., стер. М. : Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с. (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru(дата обращения: 20.07.2021).
25. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца., А. П. Усовой. М. : Просвещение, 2000. 347 с.
26. Развитие : Образовательная программа дошкольного образования / под ред. А. И. Булычевой. М. : ЧУ ДПО «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. 220 с.
27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Издательство «Питер», 2000. 712 с.
28. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2005. 208 с.
29. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении до-школьников. М. : Просвещение, 2001. 150 с.
30. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : Учебное пособие. 5-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
31. Эльконин Д. Б. Детская психология [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 384 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=60683.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ