Введение 3
Глава 1 Теоретические основы индивидуально-типологических особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье» 9
1.1 Понятие и виды индивидуально-типологических свойств личности 9
1.2 Ценности и ценностные ориентации личности в отношении
собственного здоровья
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально - типологических особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье» 37
2.1 Организация и методы исследования взаимосвязи
индивидуально-типологических особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье» 37
2.2 Анализ результатов изучения индивидуально-типологических
особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье» 41
2.3 Статистический анализ взаимосвязи индивидуально¬
типологических особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье» 59
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение А Анкета самооценки отношения к своему здоровья 72
Актуальность исследования. Среди многообразия проблем современной психологии проблема здоровья человека является одной из наиболее актуальных и интенсивно исследуемых. Здоровье человека выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой жизнедеятельности и профессиональной самореализации.
Личность развивается в обществе, в котором живет и зависит от системы ценностных отношений, которые формируются в течение всей жизни. Природа формирования ценностей и смыслообразующих мотивов и отношений сложна, динамична и противоречива. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - ее характерологические, нравственные и волевые свойства, интеллектуальные качества, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в пору взрослости, человек направляет свою активность в соответствии с собственными смысложизненными и ценностными ориентациями. Изучению направленности и ценностному отношению к категории «собственное здоровье», взаимосвязи этой категории с индивидуально-типологическими свойствами личности, посвящено наше исследование.
Опыт социального взаимодействия, в своём формировании и взаимовлиянии на человека и его ценности, собственное мировоззрение и отношение к ценности собственного здоровья, являются основными факторами полноценной физической, психологической, духовной и профессиональной реализации, является основой для полноценного и гармоничного развития личности, формирования самосознания. Фундаментальное значение для будущего человечества проблемы соматического и психологического здоровья в последние годы особенно привлекает внимание психологов. Изучение проблемы здоровья человека имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Изучение этого вопроса во многом связано с более глубоким психологическим исследованием личности, понятий самоосуществления, полной самореализации и психофизического благополучия на разных возрастных этапах.
Актуализирующаяся и приоритетная ценность собственного здоровья определяет творческое и профессиональное долголетие человека и человечества. Система ценностных ориентаций должна усиливать личность и устанавливать категорию здоровье на приоритетные места в системе ценностных и смысловых ориентиров жизненного пути. Потеря здоровья и снижение качества жизни во всех областях жизнедеятельности всегда следует за утратой здоровья, как соматического, так и психологического. А жизнь здорового физически и духовно человека наиболее продуктивна и насыщенна, поэтому какие-либо осложнения в сфере здоровья очень остро и болезненно воздействуют человека, его образ жизни, взаимоотношения.
Изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности с ценностным отношением к собственному здоровью поможет понять законы формирования значимых ценностей в отношении здоровья и влиять на формирование внимания к собственному здоровью, менять в лучшую сторону стиль жизни в разные возрастные периоды взрослости.
А также оказывать влияние на мировоззрение и формировать здоровый образ жизни у отдельного человека - в частности, у нации - в целом, оказывать содействие сохранению здоровья и его психическому развитию. Проблема взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и ценностного отношения к собственному здоровью изучена недостаточно подробно авторами психологии. В ходе исследований в этой области нужно аккумулировать гораздо больший объем эмпирических данных.
Это исследование особенно актуально в связи с личностно- ориентированной направленностью и современной действительностью, с её неопределенностью и большой нервно-психической нагрузкой на человека, что предполагает более бережное отношение к психологическому благополучию и здоровью. Кроме того, результаты и выводы нашего исследования позволят составить более полное психологическое описание психологических портретов личности с разным отношением к ценности собственного здоровья.
Все перечисленное обусловило выбор темы настоящего исследования.
Целью исследования является выявление и изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье».
Объект исследования: индивидуально типологические особенности личности.
Предмет исследования - взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье».
Гипотеза исследования: у лиц с значимыми ценностями собственного здоровья преобладают индивидуально-типологические свойства - тревожность, экстраверсия и сензитивность. У лиц с индифферентными и желательными ценностями здоровья преобладают агрессивность и спонтанность.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ научных литературных источников по исследуемой теме;
- подобрать и обосновать выбор методик для изучения взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье»;
- определить выборку исследования - представителей в периоды взрослости;
- эмпирически исследовать взаимосвязь индивидуально-типических особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье»;
- обработать полученные результаты и сделать выводы.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют исследования отечественных и зарубежных психологов, рассматривающих проблему психологии здоровья, ценностных ориентаций и индивидуально - психологических особенностей личности, таких как Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Л.Н. Собчик, М. Рокич, Г. Айзенк, Д.А. Леонтьев, и другие.
В работе использовались следующие методы исследования: Теоретические методы - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Психодиагностические методики:
- индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик;
- методика изучения темперамента Г. Айзенка(БРХ);
- авторская анкета самооценки отношения к своему здоровью;
- методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Методы количественного и качественного анализа эмпирических данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Экспериментальной базой исследования. Исследование взаимосвязи индивидуально-типических особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье» проводилось на базе ГКУ СО «КЦСОН Центрального округа» в городе Тольятти. В исследовании приняло участие 50 человек, из них 25 мужчин и 25 женщин. Средний возраст представителей выборки - 47,7 лет, возрастной диапазон представителей выборки составил 19-74 года.
Новизна исследования заключается в том, что изучается взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и отношения к здоровью у современных представителей ранней, средней и поздней взрослости.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут дополнять курсы «Психология здоровья», «Психология личности». Также, результаты исследования могут послужить основой для дальнейших исследований по проблеме здоровья человека.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе психолога в социальных и медицинских организациях для профессиональной реализации диагностических, обучающих и развивающих психологических программ, направленных на улучшение здоровья и гармонизацию личности в разные периоды взрослости.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Личное участие автора исследования заключалось в разработке экспериментального плана, выборе методик для проведения эмпирической части, диагностической работе с испытуемыми, а также количественном и качественном анализе результатов исследования.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на аттестации на кафедре «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Положения, выносимые на защиту.
- существует значимая обратная взаимосвязь между выраженностью нейротизма и предпочтениями по отношению личности к ценности «собственное здоровье»; существует устойчивая положительная взаимосвязь между значимостью ценности «собственное здоровье» и такими свойствами личности как сензитивность и тревожность, определена отрицательная взаимосвязь между значимостью ценностей здоровья и спонтанностью и агрессивностью личности;
- разработанная анкета самооценки здоровья и полученные в результате исследования данные, могут быть использованы для психологического просвещения по осознанному отношению к собственному здоровью и улучшению здорового образа жизни у населения, снижению факторов, негативно влияющих на состояние здоровья;
- в качестве отдельных рекомендаций можно определить направления психологического обучения (социально-психологический тренинг) и психологических клубов, как для представителей выборки исследования, так и обращающихся за социально-психологической помощью представителей города и региона.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (55 источников), одном приложении. Для иллюстрации текста используется 7 таблиц, 4 рисунка. Основной текст работы изложен на 71 странице.
Изучение теоретических источников показало, что в ходе проведенного исследования мы рассмотрели подходы к проблеме ценности «здоровье», изучили виды индивидуально-типологических свойств и особенностей человека. Нами был разработан план эмпирического исследования, направленный на выявление взаимосвязи между проявлениями значимости ценностей здоровья и индивидуально-типологическими свойствами представителей выборки исследования.
Изучив существующую проблему, мы пришли к выводу о том, что понятие «здоровье» и подходы к его изучению адекватны относительно сложности и неоднозначности самого исследуемого феномена, который выступает важным условием обеспечения функционирования, развития и саморазвития личности на всех без исключения, возрастных этапах.
Индивидуально-типологические особенности человека могут способствовать или снижать выраженность отношения к ценности собственного здоровья, что доказано в ходе эмпирического исследования. Наиболее значимыми корреляционными связями обладают такие свойства личности, как нейротизм, агрессивность, спонтанность, сензитивность.
Практической задачей нашей работы являлось исследование индивидуальных ресурсов в формировании ценности здоровья и здорового образа жизни человека. Для этого нами была разработана анкета на самооценку собственного здоровья и здорового образа жизни, проведено исследование респондентов в периоды взрослости и определены их индивидуальные особенности относительно ценности здоровья, и сделан анализ корреляционных взаимосвязей, объясняющий взаимосвязи между ведущими тенденциями, нейротизмом и отношениями к ценности здоровье в системе ценностных ориентаций представителей выборки.
На основании полученных результатов, нами были сделаны выводы, позволяющие обосновать необходимость составления программы психологического просвещения в области здорового образа жизни, направленная на развитие ресурсов личности.
Исследование было проведено в три этапа: выбор и обоснование проблемы, эмпирическое исследование с уточнением гипотезы, анализ и теоретическое осмысление результатов с оформлением выводов. Таким образом, в ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что существует значимая обратная взаимосвязь между выраженностью нейротизма и предпочтениями в отношении личности к ценности «собственное здоровье»; существует устойчивая положительная взаимосвязь между значимостью ценности «собственное здоровье» и такими свойствами личности как сензитивность и тревожность, определена отрицательная взаимосвязь между значимостью ценностей здоровья и спонтанностью и агрессивностью личности.
Разработанная анкета самооценки здоровья и полученные в результате исследования данные, могут быть использованы для психологического просвещения. Видится необходимой организация психологической работы на базе ГКУ СО «КЦСОН Центрального округа» в городе Тольятти, содержащая составление и проведение программы осознанного отношения к собственному здоровью и улучшению здорового образа жизни у населения, снижению факторов, негативно влияющих на состояние здоровья.
В качестве отдельных рекомендаций можно определить направления психологического обучения и психологических клубов, как для представителей выборки исследования, так и обращающихся за социально-психологической помощью представителей города и региона. Предметом оптимизации и саморазвития будут являться улучшение эмоциональной устойчивости, самоконтроля, саморегуляции.
1. Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2010. 214 с.
2. Акимова М. К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей // Вопросы психологии. 1980. №3. С. 16.
3. Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания. СПб. : Питер, 2006.134 с.
4. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология. Ростов н/Д : Феникс; Киев : Здоровье, 2000. 243 с.
5. Ахметова О. А. Стабильность и динамика личностных особенностей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. №2. С.44 -53.
6. Баевский Р. М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2003.Т. 89, № 4. С. 473-487.
7. Баранов А. А., Щеплягина Л. А., Ильин А. Г., Кучма В. Р. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал. 2005. №2. С. 4-8.
8. Белоус В. В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии // Психологический журнал. 1981. №1.С.45- 55.
9. Белоус В. В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей // Вопросы психологии. 1984. №4. С.102-107.
10. Белоус В. В. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1994. №3. С. 130¬136.
11. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М. : Академия педагогических и социальных наук, 1995. 351 с.
12. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Директ- Медиа, 2008. 612 с.
13. Бондин В. И., Семехин Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности. М. : Инфра-м: Академцентр, 2015. 349 с.
14. Брехман И. И.,Валеология - наука о здоровье. М. : Физкультура и спорт, 1990. 208 с.
15. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М. : Просвещение, 2001. 352 с.
16. Войнов В. Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Известия высших учебных заведений. Северо- Кавказский регион. Естественные науки, 2003. № 3 (123). С.104-107.
17. Выготский Л. С. Темперамент и характер // Выготский Л. С. Психология. М. : Просвещение. 2000. 1008 с.
18. Гуревич П. С. Психология. Москва : ИнфраМ, 2015. 330 с.
19. Ежов И. В. Самосознание и психическое здоровье / Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Питер, 2006. С. 217-239.
20. Журавлева И. В., Шилова Л. С. Изменение отношения к здоровью населения СССР. Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни населения СССР и Финляндии. М. : ИС, 1992. С. 88.
21. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / под науч. ред. Э. М. Казина; ред. коллегия: Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова и др. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. 347 с.
22. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов Всесоюзной конференции (Москва, 17-18.XIII. 1986). М. 1986. С. 74-75.
23. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л. и др. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. М. : Издательство «Омега-Л», 2013. 443 с.
24. Казин Э. М., Працун Э. В., Краношлыкова О. Г., Федоров А. И. Формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов в инфраструктуре образовательных учреждений (методологические и организационно-педагогические аспекты) // Валеология. 2013. № 3. С. 38-44.
25. Казначеев В. П. Антропоэкология и здоровье: концептуальная модель. Методические проблемы экологии человека. Новосибирск : Наука :Сиб. отд-ние 1988.С.7.
26. Казначеев В. П. Основы общей валеологии. М. : Просвещение, 1997. 48 с.
27. Казначеев, В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В. П. Казначеев; Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов и др. - М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов ; Кострома : КГПУ, 1996. 246 с.
28. Калитеевская Е. Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. С. 223-230.
29. Кречмер Э. Строение тела и характер. М. : Педагогика-пресс, 1995. 607с.
30. Кроль В. М. Способности. Характер. Темперамент // Психология. М. : Просвещение. 2005. 651 с.
31. Куликов В. П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность // Валеология, 2000. №1. С. 15-21.
32. Кураев А. Г., Сергеев С. К., Шленов Ю. В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология № 1. 1996. С. 7-13.
33. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону : «Феникс», 2000. 544 с.
34. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень. М. : ФиС, 1987. 359 с.
35. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л. : Медицина, 1983. 255 с.
36. Лукашов A. M., Калмыкова Н. М., Акопян А. С., Шиленко Ю. В. Здоровье. Общество. Здравоохранение. М. :Информэлектро. 2002. 173 с.
37. Малых С. Б. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте // Психологический журнал. 2004.№6. С. 29-52.
38. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды / Под ред. Бодалева А. А. М. : Модэк МПСИ, 2004. 158 с.
39. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб. : Речь, 2002. 256 с.
40. Павлов И. П. Физиология и патология высшей нервной деятельности. Москва ; Ленинград : Гос. мед. изд-во, 1930. 45с.
41. Попов С. В. Валеология в школе и дома. СПб. : Союз, 1997. 256 с.
42. Розин В. М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М. : УРСС, 2001. 224 с.
43. Рубанович В. Б., Айзман Р. И. Основы здорового образа жизни. Новосибирск : АРТА, 2011. 256 с.
44. Руслякова Е. Е. Исследование представлений здоровых детей о врачах // Социосфера. 2013. №3. С. 103-109.
45. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически- ориентированный подход к решению психологических проблем (метод РЕТРИ) / М. Е. Сандомирский. М. : Институт Психотерапии, 2001. 336 с.
46. Селье Г. Стресс без дистресса. М. : Прогресс, 1982. 124 с.
47. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
48. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб. : Питер, 2001. 272 с.
49. Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М. : Просвещение, 1962. 40 с.
50. Чекалов А. Е. Современные научно-философские представления о человеке и его здоровье // Валеология. 1998. №2. С. 35-40.
51. Spearman С. E. General intelligence, objectively determined and measured. Text. / С. E. Spearman // American Journal of Psychology, 1904, vol.15. P.201-293.
52. Spearman С. E. The ability of man Text. / С. E. Spearman N.Y., 1927.
53. Thurstone, L. L. Primary mental abilities Text. / L. L. Thurstone. - Chicago, 1938. 231 p.
54. Thurstone, L. L. The Vectors of Mind Text. / L. L. Thurstone // Psychological Review, 1933, №41, P.l-32.
55. Wood, D. A. Louis Leon Thurstone: Creative thinker, dedicated teacher, eminent psychologist Text. / D. A. Wood. Princeton, NJ: Educational Testing Service. N J. 1962.