Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) (Шадринский государственный педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» (г. Каменск-Уральский).
Выборка: 6 детей с задержкой психического развития старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………7
1.2. Понятие, структура, развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте………………………………………………………………12
1.3. Особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………17
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………………20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………..21
2.1. Методы и методики исследования………22
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента………….30
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ………37
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………….…………38
3.1. Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР….38
3.2. Сравнение результатов до и после формирующего эксперимента……………46
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…53
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………58
Актуальность исследования: Проблема изучения детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) существовала всегда, но за последние 10 лет она стала одной из наиболее важных и актуальных проблем современности и находит свое отображение в исследованиях многих ученых (Г.Е. Сухарева (1950), Т.А. Власова (1968), М.С. Певзнер (1973), К.С. Лебединская (1987), В.И. Лубовский (1978), У.В. Ульенкова (1990), Н.А. Цыпина (1984), В.В. Лебединский (1985) и др.).
Для дошкольников с ЗПР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что создает значимые трудности при освоении программных требований ДОУ и дальнейшем поступлении их в школу.
Результаты исследований Е.В. Мальцевой (1990), С.Г. Шевченко (1987), В.А. Ковшикова (1967), Ю.Г. Демьянова (1970), Р.И. Лалаевой (1992) и др. свидетельствуют, что кроме нарушений психических функций, у детей с ЗПР формирование речевой системы характеризуется значительным своеобразием, которое выражается как в задержке темпа развития речи, так и в специфическом характере отклонений в ее развитии.
У данной категории детей различного этиопатогенеза отмечается сложность, неоднородность и вариативность проявлений и механизмов нарушений речи, оперирование элементами речи находится на практическом уровне.
Дети с ЗПР имеют нарушения речи, которые затрагивают многие стороны речевой системы, тем самым они фактически лишены возможности словесной коммуникации. У детей с задержкой психического развития, наиболее несформированными являются связная речь, фонематическая система и синтаксическая структура предложений. У таких детей замедленным является формирование речевых форм, отсутствует самостоятельность в различных видах речевой творческой деятельности; у них наблюдается стойкое фонематическое недоразвитие. Так, исследования в области развития фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития свидетельствуют, что такие дети характеризуются несформированностью фонематического восприятия, задержкой в формировании словаря и грамматического строя речи, что вследствие создает затруднения в процессе овладения программой по русскому языку в процессе обучения в начальной школе. Нарушения фонематических процессов влечет за собой нарушения развития языковых анализа и синтеза, письменной речи и др.
Хорошо развитая, правильная речь ребенка является одним из основных показателей его успешного обучения в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. В связи с этим, именно ранняя диагностика, изучение и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с ЗПР является неотъемлемым условием подготовки их к обучению в школе.
Цель исследования – изучение особенностей фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработать программу по формированию фонематических процессов.
Объект исследования – процесс формирования фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – формирование фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования – система логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
1. внесение изменений в развивающую предметно-пространственную среду дошкольной образовательной организации (ДОО);
2. построение системы формирующей работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОО с учетом индивидуальных особенностей детей;
3. организация работы по взаимодействию специалистов ДОО в процессе организации формирующей работы со старшими дошкольниками с ЗПР;
4. создание условий для участия родителей (законных представителей) в деятельности по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести подбор диагностического инструментария и выявить особенности фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Разработать программу по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Сбор и анализ анамнестических данных.
3. Наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).
4. Разработка рекомендаций по развитию фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Количественная и качественная обработка данных.
6. Анализ и обобщение результатов исследования.
Теоретическая и методологическая основа исследования обеспечивается учетом положений:
1. теория поэтапного формирования речевой деятельности. (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
2. большую роль в разработке теоретических основ исследования также сыграли работы ведущих специалистов в области коррекционной педагогики: Р.И. Лалаевой, И.Д. Коненкова, Т.В. Волосовец, Е.А. Стребелевой, С.Н. Костроминой, Л.Г. Нагаевой и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы логопедами, дефектологами воспитателями, специалистами, могут служить материалом для беседы с родителями и написания научной статьи.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, г. Каменск-Уральский, «Детский сад №9 комбинированного вида».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения, списка публикаций по теме исследования. Полученные данные проиллюстрированы таблицами, рисунками, конспектами.
Фонематические процессы являются неотъемлемой частью любой деятельности. Следовательно, они имеют большое значение в психическом развитии дошкольника, и конечно же формируют в нём личность.
По словам Касьяновой А.В. - «Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее». [36, с. 23]
При недостаточном формировании фонематических процессов, можно столкнуться с такими сложностями, как: проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря), сложности с восприятием абстрактных понятий, проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо, замедленность мыслительных процессов и т.д.
Всё вышеперечисленное является большой преградой в дальнейшем развитии, учебном процессе ребенка и его успехах, из этого стоит сделать вывод, что важно вовремя проводить формирующую работу, потому что своевременная работа поможет исправить весь ход развития ребенка.
В результате исследования мы провели формирующий этап по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с целью повысить уровень. Результаты этого этапа исследования показали эффективность выбранных нами методов работы с детьми. Для наглядности мы сопоставили результаты до и после формирующего этапа эксперимента. Итоговые результаты заметно превосходят результаты констатирующего этапа, формирующая работа дала положительные результаты. С введением в действие предложенного комплекса мероприятий возросла не только эффективность, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня фонематических процессов.
Следовательно, можно утверждать, что разработанный нами комплекс мероприятий, формирующий фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста, является целесообразным, достаточно эффективным и практически оправданным. Поставленные задачи были реализованы и цель достигнута.
1. Баллон Анри. Академия педагогических наук СССР. А. Баллон Психическое развитие ребенка. Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ» МОСКВА 1967г. Текст : непосредственный.
2. Бельтюков В.Н. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе/ В.Н. Бельтюков: Вопросы психологии. №5 2018 с. 12-15. Текст : непосредственный.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М.:НЦ ЭНАС, 2017. - 136 с. Текст : непосредственный.
4. Борякова Н.Ю., Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада. Текст : непосредственный.
5. Борякова Н.Ю., М.А. Касицына, Журнал «Коррекционная педагогика», 2018 - №2. Текст : непосредственный.
6. Буковцова Н.И. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. Развитие фонематического слуха в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н.И. Буковцова И.Н. Шапкина - М., 2019. Текст : непосредственный.
7. Бушуева, Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха / Л. С. Бушуева // Начальная школа плюс До и После. - 2020. - № 3. -с. 38-42. Текст : непосредственный.
8. Болотова А. «Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие»// Издательский дом Высшей школы экономики 2021, – 24 с. Текст : непосредственный.
9. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, - М.: Просвещения, 2018,- 528 с. Текст : непосредственный.
10. Волкова, С.Н. Шаховская. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020 г. — 680 с. Текст : непосредственный
11. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. СПб.: ДетствоПресс, 2017. - 187 с. Текст : непосредственный.
12. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева // Методическое пособие. - СПб.: Союз, 2020. Текст : непосредственный.
13. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер // Этнопедагогический подход. - М.: Сфера, 2019. - 144 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). Текст : непосредственный.
14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С-П.; Изд-во Детство - Пресс, 2020. - Текст: непосредственный.
15. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Дьякова Н.И. - М.: Сфера, 2021. - 64 с. Текст : непосредственный.
16. Екжанова Е. А. Специальная психология и коррекционная педагогика // Учебная программа курса / Е. А. Екжанова. - М., 2020. Текст : непосредственный.
17. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005 – 272 с. Текст : непосредственный.
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: АПН РСФСР, 2018. - 378 с. Текст : непосредственный.
19. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду / Л. Е. Журова. - М.: Педагогика, 2017. Текст : непосредственный.
20. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа. Методические рекомендации / – М.: Вентана-Граф, 2018.- 32 с. Текст : непосредственный.
21. Зиндер Л. Р. Общая фонетика: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 2017. - 312 с., ил. - Текст: непосредственный.
22. Касьянова А. В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста / А. В. Касьянова, Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина. (г. Москва, 2019 г.). — Текст : непосредственный.
23. Кениг Карл Понимание речи и лечение речи (Австралия) / Карл Кениг и др. - М.: Наири, 2019. - 160 c. - Текст: непосредственный.
24. Китаева Н. Н. Состояние фонематического анализа у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н.Н. Китаева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Текст : непосредственный.
25. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 2019 - 303 с.
Текст : непосредственный.
26. Лебединская К.С. «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития» - Альманах Института коррекционной педагогики. 2005. Альманах №9. Текст : непосредственный.
27. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Левина Р.Е.– 2021 – 57 с. Текст : непосредственный.
28. Лубовский В.И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. -2-е изд., испр. - М.: Академия, 2019. - 464 с. Текст : непосредственный.
29. Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. М.; Аквариум. 2021. c. 384. - Текст: непосредственный.
30. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - Санкт-Петербург.: Изд-во «Союз», 2019. 96 с. - Текст: непосредственный.
31. Леонова Л. Практический материал для занятий в логопедической группе // Дошкольное воспитание. 2018. № 8. с. 36 - 41. - Текст: непосредственный.
32. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева // Дефектология. 2019. №6. –
с.10-18. Текст : непосредственный.
33. Наумова Э. Роль игры в логопедической работе // Дошкольное воспитание. 2019. № 11. С. 27. - Текст: непосредственный.
34. Методы обследования речи детей / Под ред. Чиркиной Г.В. М.: Аркти, 2021. c. 45. - Текст: непосредственный.
35. О разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.012013 № 57).: вестник образования России. 2013. - № 10. - 33 с. Текст : непосредственный.
36. Правдина, О. В. Логопедия.: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. / О. В. Правдина. изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2020. - 272 с. Текст : непосредственный.
37. Практикум по детской логопедии / Под ред. Селиверстова. М.: ВлаДос, 2019. - Текст: непосредственный.
38. Речевые игры с детьми II Дефектология. 2018. № 5. с. 66 — 70. – Текст : непосредственный.
39. Рязанцева Ю. Дидактическая игра в логопедической работе. Дошкольное воспитание. 2019. № 1. с. 70 – 71. - Текст: непосредственный
40. Селиверстова В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. - М.: ВЛАДОС, 2017 -400 с. Текст : непосредственный.
41. Словарь русского языка / под ред. С.И.Ожегова. 22-е издание, 2019 с. Текст : непосредственный.
42. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. СПБ «Детство-пресс», 2011г. Текст : непосредственный.
43. Спирова Л. Ф. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. - 2-е изд. - Москва: АРКТИ, 2017. - 129 с. Текст : непосредственный.
44. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. - M.: Академия, 2020. - 312 с. Текст : непосредственный.
45. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома: Нагляд. материал для обследования детей / Е. А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2019. - 164 с. Текст : непосредственный.
46. Сухарева Г.Е. Психология детей с задержкой психического развития.
Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии.
СПб.: Речь, 2003 — 432с. Текст : непосредственный.
47. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. Учебно- методическое пособие Фадина Г.В. Балашов: - Николаев, 2019. - 68 с. Текст : непосредственный.
48. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации: принят Гос. Думой 29 декабря 2012 года / (ред. от 01.09.2015 № 273- ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Сфера, 2015. - 189 с. Текст : непосредственный.
49. Филичева Т.Б. и др. Нарушение речи у детей. М., 2021. с. 232. - Текст: непосредственный.
50. Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. - М.:Академия, 2020. - 200 с. Текст : непосредственный.
51. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П. Логопедическая работа с дошкольниками. М.: Академия, 2018. с. 8. - Текст: непосредственный
52. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2017. - 330 с. Текст : непосредственный.
53. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Книга 2: Тематическое планирование занятий. Текст : непосредственный.
54. Шевченко С.Г. - М.: Школьная Пресса, 2019. - 112 с. Текст : непосредственный.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2018. - 384 с. Текст : непосредственный