Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) (Шадринский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» (г. Каменск-Уральский).
Выборка: 6 детей с задержкой психического развития старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………7
1.2. Понятие, структура, развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте………………………………………………………………12
1.3. Особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………17
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………………20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………..21
2.1. Методы и методики исследования………22
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента………….30
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ………37
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………….…………38
3.1. Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР….38
3.2. Сравнение результатов до и после формирующего эксперимента……………46
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…53
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………58
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» (г. Каменск-Уральский).
Выборка: 6 детей с задержкой психического развития старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………7
1.2. Понятие, структура, развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте………………………………………………………………12
1.3. Особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………17
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………………20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………..21
2.1. Методы и методики исследования………22
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента………….30
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ………37
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………….…………38
3.1. Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР….38
3.2. Сравнение результатов до и после формирующего эксперимента……………46
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…53
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………58
Актуальность исследования: Проблема изучения детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) существовала всегда, но за последние 10 лет она стала одной из наиболее важных и актуальных проблем современности и находит свое отображение в исследованиях многих ученых (Г.Е. Сухарева (1950), Т.А. Власова (1968), М.С. Певзнер (1973), К.С. Лебединская (1987), В.И. Лубовский (1978), У.В. Ульенкова (1990), Н.А. Цыпина (1984), В.В. Лебединский (1985) и др.).
Для дошкольников с ЗПР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что создает значимые трудности при освоении программных требований ДОУ и дальнейшем поступлении их в школу.
Результаты исследований Е.В. Мальцевой (1990), С.Г. Шевченко (1987), В.А. Ковшикова (1967), Ю.Г. Демьянова (1970), Р.И. Лалаевой (1992) и др. свидетельствуют, что кроме нарушений психических функций, у детей с ЗПР формирование речевой системы характеризуется значительным своеобразием, которое выражается как в задержке темпа развития речи, так и в специфическом характере отклонений в ее развитии.
У данной категории детей различного этиопатогенеза отмечается сложность, неоднородность и вариативность проявлений и механизмов нарушений речи, оперирование элементами речи находится на практическом уровне.
Дети с ЗПР имеют нарушения речи, которые затрагивают многие стороны речевой системы, тем самым они фактически лишены возможности словесной коммуникации. У детей с задержкой психического развития, наиболее несформированными являются связная речь, фонематическая система и синтаксическая структура предложений. У таких детей замедленным является формирование речевых форм, отсутствует самостоятельность в различных видах речевой творческой деятельности; у них наблюдается стойкое фонематическое недоразвитие. Так, исследования в области развития фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития свидетельствуют, что такие дети характеризуются несформированностью фонематического восприятия, задержкой в формировании словаря и грамматического строя речи, что вследствие создает затруднения в процессе овладения программой по русскому языку в процессе обучения в начальной школе. Нарушения фонематических процессов влечет за собой нарушения развития языковых анализа и синтеза, письменной речи и др.
Хорошо развитая, правильная речь ребенка является одним из основных показателей его успешного обучения в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. В связи с этим, именно ранняя диагностика, изучение и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с ЗПР является неотъемлемым условием подготовки их к обучению в школе.
Цель исследования – изучение особенностей фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработать программу по формированию фонематических процессов.
Объект исследования – процесс формирования фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – формирование фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования – система логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
1. внесение изменений в развивающую предметно-пространственную среду дошкольной образовательной организации (ДОО);
2. построение системы формирующей работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОО с учетом индивидуальных особенностей детей;
3. организация работы по взаимодействию специалистов ДОО в процессе организации формирующей работы со старшими дошкольниками с ЗПР;
4. создание условий для участия родителей (законных представителей) в деятельности по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести подбор диагностического инструментария и выявить особенности фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Разработать программу по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Сбор и анализ анамнестических данных.
3. Наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).
4. Разработка рекомендаций по развитию фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Количественная и качественная обработка данных.
6. Анализ и обобщение результатов исследования.
Теоретическая и методологическая основа исследования обеспечивается учетом положений:
1. теория поэтапного формирования речевой деятельности. (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
2. большую роль в разработке теоретических основ исследования также сыграли работы ведущих специалистов в области коррекционной педагогики: Р.И. Лалаевой, И.Д. Коненкова, Т.В. Волосовец, Е.А. Стребелевой, С.Н. Костроминой, Л.Г. Нагаевой и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы логопедами, дефектологами воспитателями, специалистами, могут служить материалом для беседы с родителями и написания научной статьи.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, г. Каменск-Уральский, «Детский сад №9 комбинированного вида».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения, списка публикаций по теме исследования. Полученные данные проиллюстрированы таблицами, рисунками, конспектами.
Для дошкольников с ЗПР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что создает значимые трудности при освоении программных требований ДОУ и дальнейшем поступлении их в школу.
Результаты исследований Е.В. Мальцевой (1990), С.Г. Шевченко (1987), В.А. Ковшикова (1967), Ю.Г. Демьянова (1970), Р.И. Лалаевой (1992) и др. свидетельствуют, что кроме нарушений психических функций, у детей с ЗПР формирование речевой системы характеризуется значительным своеобразием, которое выражается как в задержке темпа развития речи, так и в специфическом характере отклонений в ее развитии.
У данной категории детей различного этиопатогенеза отмечается сложность, неоднородность и вариативность проявлений и механизмов нарушений речи, оперирование элементами речи находится на практическом уровне.
Дети с ЗПР имеют нарушения речи, которые затрагивают многие стороны речевой системы, тем самым они фактически лишены возможности словесной коммуникации. У детей с задержкой психического развития, наиболее несформированными являются связная речь, фонематическая система и синтаксическая структура предложений. У таких детей замедленным является формирование речевых форм, отсутствует самостоятельность в различных видах речевой творческой деятельности; у них наблюдается стойкое фонематическое недоразвитие. Так, исследования в области развития фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития свидетельствуют, что такие дети характеризуются несформированностью фонематического восприятия, задержкой в формировании словаря и грамматического строя речи, что вследствие создает затруднения в процессе овладения программой по русскому языку в процессе обучения в начальной школе. Нарушения фонематических процессов влечет за собой нарушения развития языковых анализа и синтеза, письменной речи и др.
Хорошо развитая, правильная речь ребенка является одним из основных показателей его успешного обучения в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. В связи с этим, именно ранняя диагностика, изучение и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с ЗПР является неотъемлемым условием подготовки их к обучению в школе.
Цель исследования – изучение особенностей фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработать программу по формированию фонематических процессов.
Объект исследования – процесс формирования фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – формирование фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования – система логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
1. внесение изменений в развивающую предметно-пространственную среду дошкольной образовательной организации (ДОО);
2. построение системы формирующей работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОО с учетом индивидуальных особенностей детей;
3. организация работы по взаимодействию специалистов ДОО в процессе организации формирующей работы со старшими дошкольниками с ЗПР;
4. создание условий для участия родителей (законных представителей) в деятельности по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести подбор диагностического инструментария и выявить особенности фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Разработать программу по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Сбор и анализ анамнестических данных.
3. Наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).
4. Разработка рекомендаций по развитию фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Количественная и качественная обработка данных.
6. Анализ и обобщение результатов исследования.
Теоретическая и методологическая основа исследования обеспечивается учетом положений:
1. теория поэтапного формирования речевой деятельности. (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
2. большую роль в разработке теоретических основ исследования также сыграли работы ведущих специалистов в области коррекционной педагогики: Р.И. Лалаевой, И.Д. Коненкова, Т.В. Волосовец, Е.А. Стребелевой, С.Н. Костроминой, Л.Г. Нагаевой и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы логопедами, дефектологами воспитателями, специалистами, могут служить материалом для беседы с родителями и написания научной статьи.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, г. Каменск-Уральский, «Детский сад №9 комбинированного вида».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения, списка публикаций по теме исследования. Полученные данные проиллюстрированы таблицами, рисунками, конспектами.
Фонематические процессы являются неотъемлемой частью любой деятельности. Следовательно, они имеют большое значение в психическом развитии дошкольника, и конечно же формируют в нём личность.
По словам Касьяновой А.В. - «Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее». [36, с. 23]
При недостаточном формировании фонематических процессов, можно столкнуться с такими сложностями, как: проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря), сложности с восприятием абстрактных понятий, проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо, замедленность мыслительных процессов и т.д.
Всё вышеперечисленное является большой преградой в дальнейшем развитии, учебном процессе ребенка и его успехах, из этого стоит сделать вывод, что важно вовремя проводить формирующую работу, потому что своевременная работа поможет исправить весь ход развития ребенка.
В результате исследования мы провели формирующий этап по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с целью повысить уровень. Результаты этого этапа исследования показали эффективность выбранных нами методов работы с детьми. Для наглядности мы сопоставили результаты до и после формирующего этапа эксперимента. Итоговые результаты заметно превосходят результаты констатирующего этапа, формирующая работа дала положительные результаты. С введением в действие предложенного комплекса мероприятий возросла не только эффективность, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня фонематических процессов.
Следовательно, можно утверждать, что разработанный нами комплекс мероприятий, формирующий фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста, является целесообразным, достаточно эффективным и практически оправданным. Поставленные задачи были реализованы и цель достигнута.
По словам Касьяновой А.В. - «Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее». [36, с. 23]
При недостаточном формировании фонематических процессов, можно столкнуться с такими сложностями, как: проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря), сложности с восприятием абстрактных понятий, проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо, замедленность мыслительных процессов и т.д.
Всё вышеперечисленное является большой преградой в дальнейшем развитии, учебном процессе ребенка и его успехах, из этого стоит сделать вывод, что важно вовремя проводить формирующую работу, потому что своевременная работа поможет исправить весь ход развития ребенка.
В результате исследования мы провели формирующий этап по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с целью повысить уровень. Результаты этого этапа исследования показали эффективность выбранных нами методов работы с детьми. Для наглядности мы сопоставили результаты до и после формирующего этапа эксперимента. Итоговые результаты заметно превосходят результаты констатирующего этапа, формирующая работа дала положительные результаты. С введением в действие предложенного комплекса мероприятий возросла не только эффективность, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня фонематических процессов.
Следовательно, можно утверждать, что разработанный нами комплекс мероприятий, формирующий фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста, является целесообразным, достаточно эффективным и практически оправданным. Поставленные задачи были реализованы и цель достигнута.



