Введение 4
Глава 1 Анализ литературных источников по теме исследования 8
1.1 Значение рекреационных мероприятий в системе
физической культуры 8
1.2 Возрастные особенности организма мужчин 25-30 лет 13
1.3 Специфика влияния рекреационных мероприятий на
физическое состояние мужчин 25-30 лет 18
Глава 2 Методы и организация исследования 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 26
2.3 Разработка и реализация программы рекреационных
мероприятий для физического воспитания мужчин 25-30 лет 29
Глава 3 Результаты исследования 32
3.1 Значимые показатели физического состояния мужчин 25-30 лет 32
3.2 Изменение показателей физического состояния мужчин
25-30 лет под влиянием рекреационных мероприятий 38
Заключение 48
Список используемой литературы 52
Приложение А Анкета на определение мотивационно-ценностного отношения занимающихся к занятиям рукопашным боем. 56
Приложение Б Карта обследования занимающихся рукопашным боем.... 58
Приложение В Карта методики САН 59
Приложение Г Данные анкетирования респондентов 60
Актуальность исследования. Современные условия жизни в контексте цифровизации характеризуются снижением двигательной активности, что приводит к повышению уровня заболеваемости, значительным нарушениям различных функций организма, развитию детренированности жизненно важных систем, и снижению работоспособности человека. Одной из причин возникновения данной тенденции является недостаточная со стороны государства финансово-материальная поддержка рекреационно-оздоровительной сферы, которая призвана воспроизводить работоспособность населения, что и приводит к физической пассивности.
На сегодняшний день существует широкий спектр работ, направленный на исследование физической рекреации, влияние рекреационно-восстановительных мероприятий на здоровье человека. М.Г. Бердус исследовал аспекты физической рекреации в контексте основ метатеории. Г.П. Виноградов детально исследовал методические основы физической рекреации. К.Н. Пружининым совместно с М.В. Пружининой физическая рекреация рассматривалась как область физкультурного образования, акцентировано внимание на междисциплинарности данной категории. Н.Г. Соколов, В.П. Овчинников также изучены основные аспекты физической рекреации, исследованы вопросы дозирования физических нагрузок, а также разработаны методические аспекты в вопросах разработки программы занятий физическими упражнениями с оздоровительно-рекреативной направленностью. Развитие научных знаний о физической рекреации показывает, что ее предметные границы неизмеримо расширяются, она наполняется новым содержанием, обогащается новыми функциями и рассматривается как многомерный феномен: как деятельность, направленная на отдых и организацию досуга, как средство восстановления сил, как средство приобретения и реализации жизненных ценностей.
Закономерным является вывод о том, что все они не имеют между собой противоречий, а дополняют друг друга.
Сфера рекреации отличается динамизмом, разнообразием форм и направлений деятельности, направлена на максимальное удовлетворение различных досуговых интересов населения, она постоянно развивается. Особый интерес представляют исследования, направленные на учет особенностей конкретных групп населения при разработке мероприятий рекреационно-оздоровительной направленности. В рамках отдельных возрастных групп исследовалось влияние рекреационно-оздоровительной физической культуры В.А. Горовым, А.В. Киреевой, С.С. Козловым,
А.М. Корчевским, Г.В. Семеновым. Исследователи интересовались отдельными элементами технологии рекреационно-оздоровительной деятельности как структурированного процесса.
В рамках изучения возрастных особенностей организма и физического состояния мужчин зрелого возраста и стоит отметить исследования Е.С. Григоровича, И.Е. Евграфова, А.Н. Ильковец, Н.И. Перевозниковой, О.Н. Степановой, С.В. Савина.
На сегодняшний день существует достаточно обширная база исследований, посвященных изучению аспектов оздоровительно - рекреативной физической культуре. Однако, недостаточно проработаны вопросы, связанные с организацией рекреационных мероприятий у мужчин определенной возрастной группы, а именно 25-30 лет.
Объект исследования: процесс физического воспитания мужчин 25-30 лет.
Предмет исследования: организация рекреационных мероприятий у мужчин 25-30 лет.
Цель исследования: заключается в изучении влияния рекреационно-оздоровительных мероприятий в рамках физического воспитания мужчин 25-30 лет.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить значение рекреационных мероприятий в системе физической культуры;
2) определить специфику влияния рекреационных мероприятий на физическое развитие мужчин 25-30 лет;
3) разработать и реализовать программу рекреационных мероприятий для физического воспитания мужчин 25-30 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработка программы рекреационных мероприятий с учетом возрастных особенностей, уровня физического развития, а также с учетом организационно-методических условий по месту реализации данной программы, будет способствовать повышению уровня физического здоровья мужчин 25-30 лет.
Методы исследования. В процессе работы использованы следующие методы исследования:
- Теоретический анализ, систематизация и обобщение научных исследований.
- Анкетирование.
- Медико-биологические методы.
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический эксперимент.
- Методы математической статистики.
Теоретическая основа исследования представлена научными работами М.Г. Бердуса, Г.П. Виноградова, В.А. Горовой, Е.С. Григоровича, И.Е. Евграфова, Е.Б. Коломейцевой, С.Н. Литвиненко, В.С. Макеевой, К.Н. Пружинина, Н.Г. Соколова, А.Г. Фурманова, Т.А. Яшиной, данными материалов научно-практических конференций, научных журналов, данными сети Интернет.
Эмпирическая база исследования. Для изучения влияния рекреационных мероприятий на физическое развитие мужчин 25-30 лет проведена экспериментальная работа на базе МОО «Сызранская городская федерация рукопашного боя» (Россия, Самарская область, г. Сызрань).
Научная значимость результатов исследования заключается в систематизации данных по изучению влияния рекреационных мероприятий в рамках физического воспитания мужчин 25-30 лет.
Практическая значимость полученных результатов состоит в разработке программы рекреационных мероприятий для мужчин 25-30 лет, способствующая повышению качества тренировочного процесса в спортивной федерации, а также формированию мотивации на занятия физической культурой и спортом.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из 64 страниц печатного текста и содержит в себе введение, три главы, заключение, 24 литературных источника, 22 таблицы и 14 рисунков, 4 приложения.
На основе системного анализа исследований и публикаций по теме выпускной квалификационной работы установлено, что существует широкий спектр работ, направленный на исследование физической рекреации, влияние рекреационно-восстановительных мероприятий на здоровье человека. В данной работе акцентировано внимание на рекреационных мероприятиях в структуре физического воспитания мужчин 25-30 лет.
В результате определено, что физическая рекреация рассматривается как система оздоровительных, познавательных, спортивных мероприятий, направленных на восстановление психофизических сил человека с использованием рекреационных ресурсов. На данный момент нерешенным остается целый ряд задач, связанных с рекреационной деятельностью мужчин 25-30 лет. Это актуализируется в современном обществе, в частности из-за снижения двигательной активности. Указанные тенденции в будущем могут привести к гиподинамии и соответственно понизить показатели физической работоспособности и здоровья, ускорить процессы старения организма. Анализ и обобщение данных научной литературы позволили изучить мнение ученых о необходимости и целесообразности поиска подходов к реализации рекреационных мероприятий.
Анализируя особенности реализации рекреационных мероприятий в структуре физического воспитания мужчин 25-30 лет установлено, что при реализации программы мероприятий необходимо учитывать особенности физического развития и здоровья мужчин данной возрастной группы, а также руководствоваться целями, задачами и принципами рекреационной деятельности.
Для более глубокого понимания состояния проблемы в выпускной квалификационной работе определен круг задач, решение которых предполагает использование различных методов исследования: теоретический анализ, систематизация и обобщение научных исследований, анкетирование, медико-биологические методы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, а также методы математической статистики, необходимые для качественного и количественного анализа полученных результатов.
Особая значимость уделяется экспериментальной работе, которая проведена на базе МОО «Сызранская городская федерация рукопашного боя» (Россия, Самарская область, г. Сызрань).
Для эксперимента были сформированы две группы: контрольная (n = 20) и экспериментальная (n = 20). На основании анкетирования установлено, что средний возраст в экспериментальной группе составляет 27,10 лет, в контрольной группе 27,70 лет. В контрольной группе заболеваемость ниже (среднее значение составляет 0,80 раз), по сравнению с ответами в экспериментальной группе (среднее значение составляет 1,10 раз). При этом из опрошенных только 12,50% (5 чел.) находятся под наблюдением у врача, и 87,50% (35 чел.) не наблюдаются у врача на постоянной основе. По результатам анкетирования также определено мотивационно-ценностное отношение мужчин 25-30 лет к занятиям рукопашным боем. Установлено, что преобладающим фактором является параметр укрепления здоровья (средний балл составляет 4,95 балла в экспериментальной группе и 4,90 балла в контрольной группе). Данные, полученные при анкетировании, стали основой для составления программы рекреационных мероприятий для мужчин 25-30 лет в условиях МОО «Сызранская городская федерация рукопашного боя». Интерес вызывает факт, что большинство мужчин в возрасте от 25 до 30 лет, занимающиеся рукопашным боем, предпочитают активные виды отдыха. Определены основные виды рекреативных технологий, наиболее предпочтительных для реализации в рамках программы. В экспериментальной группе предпочтительны рекреативные технологии, связанные с туризмом и упражнениями на открытом воздухе.
Важными в рамках работы были показатели психоэмоционального состояния мужчин 25-30 лет и уровня физического состояния. Анализ показателей САН до начала реализации рекреационных мероприятий свидетельствует о достаточно высоком уровне самочувствия у мужчин как в экспериментальной, так и в контрольных группах. В результате первого этапа эксперимента установлено, что состояние мужчин 25-30 лет по показателям физической и технической подготовленности, функциональному состоянию не имеют значительных различий в контрольной и экспериментальной группах.
На этапе реализации рекреационных мероприятий в конце эксперимента проведено повторное исследование, в результате которого установлено, что рекреационные мероприятия оказывают положительное влияние на физическое состояние мужчин 25-30 лет по параметрам, характеризующим физическую и техническую подготовленность, функциональное и психоэмоциональное состояние. В экспериментальной группе наблюдаются значительные отклонения на конец эксперимента по индексам (весоростовой, жизненный, силовой): весоростовой индекс снизился на 0,20% (в контрольной группе на 0,20%), жизненный увеличился на 2,13% (в контрольной группе на 0,52%), силовой индекс увеличился на 2,19% (в контрольной группе на 0,50%).
Изучение повторных исследований задержки дыхания (проба Штанге) показывает увеличение данного показателя (в экспериментальной группе прирост составил 29,08%, в контрольной группе 22,92%), что свидетельствует о повышении функциональных возможностей. При этом значительные отклонения в экспериментальной группе вызваны в результате влияния рекреационных технологий. В целом уровень здоровья в экспериментальной группе увеличился на 12,32%, что значительно превышает изменения в контрольной группе, отклонения в которой составили 7,43%, что свидетельствует об эффективности предлагаемых мероприятий в системе физического воспитания мужчин в возрасте от 25 до 30 лет, занимающихся рукопашным боем.
Параметры, характеризующие физическую подготовленность у мужчин 25-30 лет, свидетельствуют о среднем уровне физической подготовленности. Однако, наблюдаются положительные изменения в рамках физической подготовки мужчин 25-30 лет в контрольной и экспериментальной группах, однако в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой они значительней. В частности, в экспериментальной группе количество сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа увеличилось в среднем на 6 раз или 18,54%, количество подъемов туловища на 5 раз или 20,60%, длина прыжка вверх с места толчком двух ног увеличилась на 1,20 см. или 2,26%, челночного бега на 1,84% или 3,41 м. Соответствующие показатели в контрольной группе отражают незначительные изменения: количество сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа увеличилось в среднем на 2,65%, количество подъемов туловища увеличилось в среднем на 3,59%, длина прыжка вверх с места толчком двух ног увеличилась на 0,38%, челночного бега на 0,05%.
Соответственно, можно сделать вывод, что рекреационная двигательная активность является генерирующим и стимулирующим фактором в структуре здорового образа жизни, имеет большое значение для совершенствования физического развития и подготовленности мужчин 25-30 лет.
Дальнейшая работа может быть направлена на использование программы рекреационных мероприятий в спортивных федерациях с адаптацией и учетом организационно-методической работы в спортивных федерациях путем применения инновационных форм организации рекреационных мероприятий, необходимости обеспечения непрерывности и преемственности обучения и воспитания, создания понятного алгоритма внедрения рекреационно-оздоровительной деятельности на базе спортивной федерации, внедрения интерактивных методик с целью повышения качества и результативности процесса реализации рекреационных мероприятий.
1. Бердус, М. Г. Формирование теории физической рекреации в контексте основ ее метатеории: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Бердус Михаил Григорьевич. - Малаховка, 2000. - 30 с.
2. Виноградов, Г. П. Теоретические и методические основы физической рекреации: на примере занятий с отягощениями: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Виноградов Геннадий Петрович. - СПб., 1998. - 51с.
3. Виноградов, Г. П. Физическая рекреация: учебник / Г. П. Виноградов, Е. А. Ивченко. - М.: Академия, 2015. - 240 с.
4. Гизатулина, А. А. Комплексы формальных упражнений как эффективное средство совершенствования навыков рукопашного боя и физического состояния / А. А. Гизатулина, В. В. Лисовол // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - № 3. - С. 30-38.
5. Горовой, В. А. Физическая рекреация студентов: методические рекомендации / В. А. Горовой. - Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2011. - 158 с.
6. Григорович, Е. С. Двигательная активность для людей зрелого и старших возрастов / Е. С. Григорович, В. А. Переверзев, К. Ю. Романов. - Минск: БГМУ, 2006. - 32 с.
7. Евграфов, И. Е. Повышение физического состояния мужчин второго зрелого возраста средствами физической культуры: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Евграфов Иван Евгеньевич. - Набережные Челны, 2010. - 23 с.
8. Ильковец, А. Н. Влияние занятий силовым фитнесом на физическое состояние мужчин первого периода зрелого возраста / А. Н. Ильковец // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. - 2019. - № 1 (5). - С. 32-35.
9. Коломейцева, Е. Б. Физическая культура. Организация самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями: учебно- методическое пособие / Е. Б. Коломейцева, Н. Х. Гоберман. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. - 146 с.
10. Литвиненко, С. Н. Планирование нагрузок в рекреационно-оздоровительном мероприятии для лиц среднего возраста / С. Н. Литвиненко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 2. - С. 56.
11. Макеева, В. С. Теория и методика физической рекреации: учебное пособие / В. С. Макеева, В. В. Бойко. - М.: Советский спорт, 2014. - 151 с.
12. Перевозникова, Н. И. Игровая фитнес-технология в системе двигательной активности мужчин зрелого возраста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Перевозникова Наталья Игоревна. - СПб., 2017. - 183 с.
13. Пономарева, И. А. Физиология физической культуры и спорта / И. А. Пономарева. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2019. - 212 с.
14. Пружинин, К. Н. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования / К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина. - Иркутск: РГУФКСМиТ, 2011. - 120 с.
15. Семенов, Г. В. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура лиц зрелого возраста в условиях школы здоровья: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Семенов Григорий Викторович. - Майкоп, 2009. - 23 с.
16. Соколов, Н. Г. Рекреация и двигательная реабилитация при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие / Н. Г. Соколов, В. П. Овчинников. - СПб.: РГГМУ, 2016. - 44 с.
17. Сучков, А. К. Физическая культура / А. К. Сучков, В. В. Шеверновский, Е. И. Мартынова. - Витебск: ВГАВМ, 2017. - 82 с.
18. Удочкина, Л. А. Антропометрические характеристики юношей и мужчин первого периода зрелого возраста, занимающихся футболом и не занимающихся спортом / Л. А. Удочкина, Т. Г. Галушко, Б. А. Юлушев // Журнал анатомии и гистопатологии. - 2017. - Т. 6. - № 1. - С. 87-91.
19. Ушенин, А. И. Планирование нагрузок по интенсивности на тренировках по рукопашному бою / А. И. Ушенин, А. М. Оруджев, В. А. Арсеньев, М. Н. Шахваледов // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства России: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Белгород, 11 июня 2020 года). - Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2020. - С. 126-128.
20. Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура: учебник / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. - Минск: Тесей, 2003. - 528 с.
21. Шайхлисламова, Л. Ф. Рекреационно-оздоровительные мероприятия / Л.Ф. Шайхлисламова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов (Казань, 24 апреля 2018 г.). - Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2018. - С. 742-744.
22. Шептикина, Т. С. Физическая рекреация: дефиниция и проблемы содержания физкультурно-спортивной деятельности / Т. С. Шептикина, Н. Н. Сентябрев, С. А. Шептикин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2021. - Т. 6. - № 1. - С. 13-20.
23. Якимович, В. С. Анализ и оценка показателей здоровья и физического состояния мужчин 25-30 лет, регулярно занимающихся мини-футболом / В. С. Якимович, В. Д. Бурлыков, С. Н. Прошкин, С. М. Барлыков, Д. П. Церенов, С. Н. Марсунов, В. В. Габуншин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 146-151.
24. Яшина, Т. А. Оптимизация нагрузок при рекреационных занятиях с отягощениями: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Яшина Татьяна Александровна. - СПб, 1998. - 24 с.