Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кейс-технологии как средство повышения качества знаний обучающихся по математике

Работа №117907

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2020
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ 11
§1. История развития кейс-технологий 11
§2. Особенности применения кейс-технологии как средства повышения качества знаний по математике в общеобразовательной школе 14
§3. Особенности работы с кейсом в общеобразовательной школе 23
3.1. Классификация кейсов 23
3.2. Структура кейса, особенности его разработки 25
3.3. Разработка технологической карты урока с применением
кейс-технологий 27
3.4. Критерии оценивания обучающихся 34
3.5. Методы обучения, применяемые в рамках кейс-технологий 36
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В 5-9 КЛАССАХ 40
§4. Обоснование выбора тем для разработки банка кейсов по математике ... 40
4.1. Структура и содержание контрольно-измерительных материалов
по математике в 5 -9 классах 40
4.2. Темы для разработки кейсов по математике 44
§5. Кейс - пакеты для обучающихся основной школы 47
5.1. Кейсы по теме «Выбор оптимального варианта» 47
5.2. Кейсы по теме «Решение задач с тремя независимыми
компонентами» 56
5.3. Кейсы по теме «Решение задач по прикладной геометрии на
нахождение площади сложной фигуры и вычисления расстояния между объектами» 62
5.4. Кейсы по теме «Проценты» 66
§6. Организация проектно-исследовательской деятельности по математике
с применением кейс-технологий обучения в рамках элективных курсов 85
§7. Описание и результаты педагогического эксперимента 101
Выводы по второй главе 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107

Актуальность и научная значимость настоящего исследования.
В ФГОС основного общего образования [44] ключевая роль отведена деятельностному подходу, который дает возможность обучающимся осуществлять активную учебно-познавательную деятельность, быть более мобильными, самостоятельными, изобретательными и способными к сотрудничеству и анализу. Реализация деятельностного подхода при обучении математике в общеобразовательной школе, как правило, обеспечивается с помощью проблемного обучения, которое способствует развитию творческой познавательной деятельности школьников и развитию их интеллекта.
Одним из способов организации проблемного обучения на уроках математики в общеобразовательной школе являются кейс-технологии, применение которых способствует достижению школьниками предметных, личностных и метапредметных результатов обучения в соответствии с ФГОС основного общего образования; которые также представляют собой интерактивные технологии обучения, наиболее популярные за рубежом.
Методическим аспектам использования различных технологий при обучении математике учащихся общеобразовательной школы с целью повышения качества их знаний посвящены исследования Т.А. Ивановой [16; 17]; С.Н. Дорофеева [11]; В.М. Монахова [29];
Г.И. Саранцева [41]; Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой [42] и др.
В результате анализа научно-методической литературы можно выделить ряд проблем по применению кейс-технологий как средства повышения качества знаний обучающихся по математике в общеобразовательной школе: неразработанность методики обучения математике обучающихся 5-11 классов с применением кейс-технологий, в том числе для повышения качества их знаний; небольшое количество русскоязычных кейсов, которые могли бы быть использованы для обучения школьников математике. Отметим, что подготовка кейсов по математике - крайне сложная и новаторская задача, стоящая перед учителями. Разработка методических рекомендаций по работе с кейсами во время уроков требует предметных знаний, наличия опыта их применения в образовательном процессе, а также - большого жизненного опыта и творческих способностей. Сделанные выводы подтверждаются в работах Н.В. Дударевой и Т.А. Унеговой, которые отмечают, что в настоящее время в теории и методике обучения математике недостаточно теоретических работ: «не выделены типы кейсов, которые целесообразно использовать на уроках математики; не описаны подходы к разработке математического кейса; нет рекомендаций по организации работы учащихся с кейсами при обучении математике» [12].
В Российской Федерации существуют несколько форм контроля качества усвоения учебных программ учащимися: всероссийская проверочная работа (ВПР), основной государственный экзамен (ОГЭ) и единый государственный экзамен (ЕГЭ). В тестировании по математике на всех уровнях контроля присутствуют задачи по экономике. Поскольку кейс - технологии способствуют развитию у школьников умений анализировать жизненные ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление, а также ввиду того, что они изначально использовались в первую очередь для изучения учащимися экономики, то данная технология обучения математике является одной из актуальных для учителей математики в подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Актуальность и научная значимость исследования обусловлена:
- требованиями ФГОС основного общего образования к реализации деятельностного подхода к обучению математике;
- требованиями современной действительности к коммерциализации фундаментальных знаний, возможная только при перестроении системы образования, которая, не потеряв своей фундаментальности, может приобрести практико-ориентированное содержание, в частности через применение кейс-технологий при обучении школьников математике;
- неразработанностью методики обучения математике обучающихся 5-11 классов с применением кейс-технологий для повышения качества их знаний по математике;
- небольшим количеством русскоязычных кейсов, которые могли бы быть использованы для обучения школьников математике.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречием между необходимостью повышения качества знаний обучающихся в рамках перехода к новым стандартам, к новым технологиям обучения школьников, методам оценивания результатов их обучения и недостаточной разработанностью методических основ применения кейс - технологий как средства повышения качества знаний обучающихся по математике в общеобразовательной школе, а также кейс-пакетов для школьников.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему диссертационного исследования: каковы методические особенности применения кейс - технологий как средства повышения качества знаний обучающихся по математике в общеобразовательной школе?
Объектом исследования процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются кейс-технологии как средство повышения качества знаний школьников при обучении математике в общеобразовательной школе.
Цель исследования заключается в выявлении методических особенностей применения кейс - технологий как средства повышения качества знаний обучающихся по математике в общеобразовательной школе и разработке кейс-пакетов для обучающихся 5-9 классов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что проектирование образовательного процесса на уроках математики с использованием кейс-технологии в качестве инструмента для закрепления изученного материала и развития навыка решения практико-ориентированных задач будет способствовать повышению качества знаний учащихся по математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть исторические аспекты развития кейс-технологий.
2. Провести анализ научной и учебно-методической литературы по разработке кейсов и опыту применения кейс-технологий в Российской Федерации и за рубежом.
3. Выявить методические особенности применения кейс-технологии как средства повышения качества знаний по математике в общеобразовательной школе.
4. Раскрыть особенности работы с кейсом в общеобразовательной школе.
5. Выделить темы для разработки банка кейсов по математике для обучающихся 5-9 классов и обосновать их выбор.
6. Разработать кейс - пакеты для обучающихся основной школы по некоторым темам школьного курса математики.
7. Представить результаты педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Т.А. Ивановой, С.Н. Дорофеева, В.М. Монахова, Г.И. Саранцева, Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой.
Базовыми для настоящего исследования явились также: работы В.А. Далингера, А.М. Долгорукова.
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; наблюдение за учащимися; тестирование школьников; анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке основных положений исследования.
Основные этапы исследования:
1 этап (2017/18 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме;
2 этап (2018/19 уч.г.): определение теоретических основ исследования по теме диссертации;
3 этап (2018/19 уч.г.): определение методических основ исследования, разработка кейс-пакетов для обучающихся 5-9 классов;
4 этап (2019/20 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Красноярский край, п. Шушенское, МБОУ «Шушенская СОШ № 2».
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предложены методические рекомендации по применению кейс - технологий как средства повышения качества знаний обучающихся по математике в общеобразовательной школе и разработке кейс-пакетов по математике для обучающихся основной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- раскрыты исторические аспекты развития кейс-технологий;
- выявлены методические особенности применения кейс-технологии как средства повышения качества знаний по математике в общеобразовательной школе;
- приведена классификация кейсов;
- раскрыты особенности работы с кейсами на уроках математики и разработки технологической карты урока с применением кейс-технологий.
Практическую значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны:
- методические рекомендации по применению кейс - технологий при обучении математике в общеобразовательной школе как средства повышения качества знаний обучающихся;
- методические рекомендации по разработке кейс-пакетов по математике для обучающихся 5-9 классов.
- кейс-пакеты по темам «Выбор оптимального варианта», «Решение задач с тремя неизвестными компонентами», «Решение задач по прикладной геометрии на нахождение площади сложной фигуры и вычисления расстояния между объектами», «Проценты».
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивались: сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом педагогической практики и личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении методических рекомендаций по разработке кейс- пакетов по математике как средства повышения качества знаний обучающихся 5-9 классов, методов и критериев оценивания результатов обучения; разработке кейс-пакетов по избранным темам математики за курс 5-9 класса, в описании результатов экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики (научно-исследовательской работы) и преддипломной практики на базе кафедры высшей математики и математического образования Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики на базе МБОУ «Шушенская СОШ № 2» (Красноярский край, п. Шушенское). Теоретические выводы и практические результаты исследования представлены в 1 публикации в научном журнале «Вестник магистратуры» (декабрь 2019 г.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях методических объединений учителей математики МБОУ «Шушенская СОШ №2» (Красноярский край, п. Шушенское), были представлены на педагогическом совете в рамках обмена опытом среди учителей школы.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по применению кейс - технологий при обучении математике в общеобразовательной школе как средства повышения качества знаний обучающихся и разработке кейс-пакетов по математике для обучающихся 5-9 классов.
2. Кейс-пакеты по темам «Выбор оптимального варианта», «Решение задач с тремя неизвестными компонентами», «Решение задач по прикладной геометрии на нахождение площади сложной фигуры и вычисления расстояния между объектами», «Проценты».
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 5 рисунков, 19 таблиц, списка используемой литературы (53 источника). Основной текст работы изложен на 111 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведенного исследования:
1. Раскрыты исторические аспекты развития кейс-технологий.
2. Выявлены методические особенности применения кейс-технологии как средства повышения качества знаний по математике в общеобразовательной школе.
3. Раскрыты особенности работы с кейсом в общеобразовательной школе.
4. Выделены темы для разработки банка кейсов по математике для обучающихся 5-9 классов и обосновать их выбор.
5. Разработаны кейс - пакеты для обучающихся основной школы по некоторым темам школьного курса математики кейсы.
6. Выделены особенности организации проектно-исследовательской деятельности по математике с применением кейс-технологий обучения в рамках элективных курсов.
7. Представлены результаты педагогического эксперимента
Все вышеперечисленные факторы дают основание считать, что задачи, поставленные в работы полностью выполнены, цель достигнута.



1. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов// Вестник Санкт - Петербургского университета. - Серия: Менеджмент. - 2005. - Вып.2. - 282 с.
2. Гумметова А.Ю. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения// Учительский портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-507(Дата обращения: 21.12.19)
3. Давыдов, В.В. Теория развивающегося обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2010. — 544 с.
4. Далингер В.А. Кейс-метод в подготовке учителя математике// Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №3-4. - С. 427-430.
5. Долгоруков А.М. Case-study как способ понимания// Практическое
руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий. - М.: Центр интенсивных технологий
образования. - 2002. - С. 21-44.
6. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра. 7 класс. - М: Просвещение, 2014. - 287 с.
7. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра. 8 класс. - М: Просвещение, 2016. - 320 с.
8. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра. 9 класс. - М: Просвещение, 2016. - 336 с.
9. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. Математика. 5 класс.
- М.: Просвещение, 2017. - 288с.
10. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. Математика. 6 класс.
- М.: Просвещение, 2016. - 288с.
11. Дорофеев С.Н. Деятельностный подход к обучению старшеклассников распознаванию геометрических образов/ С.Н. Дорофеев, Н.В. Наземнова// Азимут научных исследований: педагогика и психология. -
2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 52-55.
12. Дударева Н.В. Методические аспекты использования метода «case study» при обучении математике в средней школе/ Н.В. Дударева, Т.А. Унегова// Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 242-246.
13. Еремин А.С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса. - М., 2010. - Т. 3. - С. 15-36.
14. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие/ Е.В. Зарукина. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 235 с.
15. Иванова О.Ю. Задачи по математике как средство выявления качеств знаний обучающихся общеобразовательной школы/ О.Ю. Иванова: научно-квалификационная работа (диссертация) по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки», направленность (профиль) «Теория и методика обучения и воспитания математике». - Тольятти, ТГУ. -
2018. - 120 с.
16. Иванова Т.А. Современный урок математики: теория, технология, практика: Книга для учителя. - Н. Новгород: НГПУ, 2010. - 288 с.
17. Иванова Т.А. Теория и технология обучения математике в средней
школе: Учеб. пособие для студентов математических специальностей
педагогических вузов/ Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Л.И. Кузнецова, Т.П. Григорьева/ Под ред. Т.А. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. - Н. Новгород: НГПУ, 2009. - 355 с.
18. Калинина М. Метод сase-study: «разбор конкретных ситуаций»// Компания. - 1998. - № 43. - С. 24-29.
19. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении / З.И. Калмыкова. - М.: Просвещение, 2010. -118 с.
20. Колягин Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. факультетов пед. вузов / Ю.М. Колягин и др. - М.: Просвещение, 1975. — 462 с.
21. Львина Е.Д. Кейс-метод в образовании. - М.: Эксмо, 2004. - С. 71.
22. Матусевич, А.П. Кейсы и кейс-стади: вопросы методологии /А. П. Матусевич. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 112с.
23. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра. 7 класс. - М: Вентана-Граф, 2015. - 272 с.
24. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра. 8 класс. - М: Вентана-Граф, 2016. - 256 с.
25. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра. 9 класс. - М: Вентана-Граф, 2014. - 304 с.
26. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс. - М: Вентана-Граф, 2014. - 304 с.
27. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 6 класс. - М: Вентана-Граф, 2014. - 304 с.
28. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия// Маркетинг. - 1999. - №1. - С.107-111.
29. Монахов В.М. Теория педагогических технологий:
методологический аспект// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 1 (14). - С. 22-27.
30. Никольский С.М., Потапов М.К. Алгебра. 7 класс. Учебник. - М: Просвещение, 2013 - 287 с.
31. Никольский С.М., Потапов М.К. Алгебра. 8 класс. Учебник. - М: Просвещение, 2014 - 301 с.
32. Никольский С.М., Потапов М.К. Алгебра. 9 класс. Учебник. - М: Просвещение, 2014 - 335 с.
33. Никольский С.М., Потапов М.К. Математика. 5 класс. Учебник. - М: Просвещение, 2015 - 272 с.
34. Никольский С.М., Потапов М.К. Математика. 6 класс. Учебник. - М: Просвещение, 2015 - 256 с.
35. Открытый банк заданий ОГЭ. Математика [сайт]. - Режим доступа: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=DE0E276E497AB3784C3FC4CC20248DC0 (Дата обращение 021.12.19).
36. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе// Экономика в школе. - 2007. - №2. - С. 22-41.
37. Пырьева В.В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы»// Информатика и образование. - 2009. - № 11. - С. 57-61.
38. Решу ЕГЭ. Математика сайт]. - Режим доступа:
https://ege.sdamgia.ru/ (Дата обращения 21.12.19).
39. Решу ОГЭ. Математика [сайт]. - Режим доступа:
https://oge.sdamgia.ru/ (Дата обращения 21.12.19).
40. Санина Е.И. Методические основы обобщения и систематизации знаний учащихся в процессе обучения математике в средней школе.: автореф. дис. .докт. пед.наук. М., 2002. - 32 с.
41. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов/ Г.И. Саранцев. - М.: Просвещение, 2002. — 224 с.
42. Стефанова Н.Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов/ под научн. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. - М.: Дрофа, 2005. - 416 с.
43. Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий// Справочник заместителя директора школы. - 2009. - №4. - С. 59.
44. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования 5-9 класс: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 N 345/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2018 г.
45. Хонсбергер, Р. Математические изюминки/ Р. Хонсбергер; пер. с англ. А. П. Савина, Л. А. Савиной. - Москва: Наука, 1992. - 172, [1] с.
46. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/ Г.И. Щукина. - М.: Высшая школа, 2014. - 176 с.
47. Юртанова Е.М. Теория и методика оценки качества математических знаний учащихся средних общеобразовательных учреждений: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Саранск, 2007. - 17 с.
48. Ященко И.В. ОГЭ 2020. Математика. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ / И.Р. Высоцкий, Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, В.А, Смирнов, А.В. Хачатурян, С.А. Шестаков, Р.К. Гордин, А.С. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров; под ред. И.В. Ященко. - М.: Издательство «Экзамен», 2020. - 278 с.
49. Foster, P.N., &Wright, M.D. Unique benefits of technology education to children. Journal of Industrial Teacher Education, 38(2), 2001, 40-64.
50. Hamel, J. Case study method, Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1993.
51. Juergen Maasz. A New View of Mathematics Will Help Mathematics Teachers. ALM International Journal, 1(1), 2005, 4-5.
52. Stake, R. Case studies. In N.K. Denzin & Y. S. Lincoln (Eds.), Strategies of Qualitative Inquiry . (p. 86-109). Thousand Oaks, CA: Sage, 1998.
53. Yin, R.K. Case Study Research, Design and Methods, 2nd ed. Newbury Park, Sage Publications, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ