Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ

Работа №117899

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Актуальные аспекты современных фонетических и фонологических исследований развития и коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет 9
1.1. Формирование фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и особенности речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 9
1.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми
старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 17
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством логоритмики 30
2.1 Изучение уровня звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 30
2.2 Содержание коррекционно-логопедической работы по
формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на занятиях логоритмикой 39
2.3 Выявление динамики звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 51
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение 63


Год от года, по мнению специалистов, работающих с речевыми нарушениями, увеличивается количество детей с разными нарушениями речи. Причинами этого являются: увеличение частоты общих заболеваний детей, недостаточное внимание со стороны родителей, зачастую замена живого общения с ребенком компьютером, телевидением, плохая экология и др. Недостатки звукопроизношения у детей являются причиной отклонений в развитии психических процессов: память, мышление, воображение, могут сформировать комплекс неполноценности, который выражается в трудности установления коммуникативных контактов.
Проанализировав реальную ситуацию, которая сложилась в настоящее время в системе дошкольного образования, можно констатировать, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, постоянно растет. Среди них существенную часть составляют дети 5-6-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР), который является одним наиболее распространенным речевым дефектом.
В соответствии с современными научными подходами ФФНР - относится к нарушениям средств общения и является нарушением процессов формирования у детей с речевыми нарушениями произносительной системы родного языка, дети не способны на слух дифференцировать его фонемы. Можно отметить, что у детей с сочетанием нарушения восприятия и произношения фонем наблюдается незаконченность процесса формирования звуков. Звуки отличаются тонкими артикуляционными или акустическими признаками. ФФНР часто связанно с неспособностью детей на слух фонемы родного языка. Следствием отсутствия полноценного восприятия фонем является невозможность их правильного произношения, снижение уровня словарного запаса и грамматического строя и заторможенность развития связной речи в целом. Это происходит вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой, т. к. только после достижения, определенного (стартового) уровня фонематического восприятия ребёнок может полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии - навыками письма и чтения.
В исследованиях Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, А.К. Марковой, Н.А. Никашиной подтверждается предположение, которое было сделано в 40-х годах XX века отечественными учеными Р.Е. Левиной и Р.М. Боскис, которые утверждали, что причиной дислексии и дисграфии в зачастую является несовершенство фонематического восприятия, а как следствие - несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств у дошкольников может способствовать проведение в рамках коррекционно-логопедической работы специально организованных логоритмических занятий для детей 5-6 лет с ФФНР.
Логоритмика или логопедическая ритмика подразумевает коррекцию координации речи и движений. Согласованность движений и речи благоприятно влияет на состояние мышечного тонуса, так как способствует освобождению от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует регуляции ритма речи, координации таких процессов как дыхание, артикуляция, голосоведение, содействует профилактике и преодолению речевых расстройств [9].
Логоритмика считается более чувственным звеном логопедической коррекции, которая сочетает исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных возможностей дошкольников Важные изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса происходят у детей именно под воздействием занятий логопедической ритмикой.
Несмотря на достаточную теоретическую проработку обозначенной нами проблемы, остается неразрешенным следующее противоречие: теоретически доказана роль логоритмики при коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, но на практике - педагоги, работающие с детьми с ФФНР, редко используют возможности логоритмики для коррекции обозначенных процессов.
Проблема исследования: каковы возможности логопедической ритмики при коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности логоритмики при коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР.
Объект исследования - фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-6 лет путем включения в коррекционную работу логоритмических занятий.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-6 лет (в том числе коррекция звукопроизношения и формирование фонематического восприятии) посредством логоритмики будет эффективным, если:
- коррекция речевых нарушений будет осуществляться на основе комплексного подхода к организации логоритмических занятий;
-логоритмические занятия будут включены в коррекционно-логопедическую работу;
- содержание логоритмических занятий будет направлено на формирование фонематического восприятия детей, развитие у них основных моторных функций организма в целом и артикуляционного аппарата в частности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать вопросы коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР средствами логоритмики в современных исследованиях.
2. Выявить особенности развития моторики и речи у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Определить содержание и методы коррекции моторики и звукопроизношения на занятиях по логоритмике у детей 5-6 лет с ФФНР.
4. Выявить динамику звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы по проблеме);
- эмпирические (изучение медико-психолого-педагогической документации, наблюдение, беседы с детьми);
- методы обработки результатов (методы качественного и количественного анализа полученных результатов, метод наглядного представления результатов и выводов).
Теоретическая основа исследования явились положения:
- положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития детей нормы и детей с нарушениями в развитии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- положения о системном подходе в ходе анализа речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский);
- положения Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной об организации образовательного процесса детей с ФФНР.
Новизна исследования заключается в следующем:
- определены особенности развития речи у детей 5-6 лет с ФФНР;
- определены структура и содержание логоритмического занятия для детей 5-6 лет с ФФНР.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что определены возможности логоритмики как эффективного средства преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 50 «Синяя птица» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 5 - 6 лет с ФФНР старшей группы компенсирующей направленности.
Практическая значимость исследования получены данные, подтверждающие эффективность преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи путем включения логоритмических занятий в коррекционную работу.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований) и приложения. Текст иллюстрирован 3 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературных источников показал, что достаточно подробно раскрыты вопросы онтогенеза, характерные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи и особенности речи детей с этим нарушением, однако недостаточно полно отражена информация о положительном влиянии логоритмических занятий, включенных в коррекционно-логопедическую работу, на детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Формирование фонематического восприятия - является самой главной задачей, в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Правильное развитие фонематического восприятия играет большую роль в процессе становления и развития звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия логоритмикой являются действенным средством совершенствования и коррекции навыка звукопроизношения, формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей 5-6 лет с ФФНР.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
В настоящей работе в ходе констатирующего эксперимента, было выявлено нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Мы разработали (совместно с музыкальным руководителем) программу логоритмических занятий, целью которой является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии детей 5-6 лет с ФФНР посредством сочетания слова и движения. Большое внимание в программе уделено такому блоку как совершенствование у детей навыков звукопроизношения в сочетании с движениями, формирование фонематическое восприятия, анализа и синтеза.
По итогам контрольного среза показатель высокого уровня звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР повысился на 10%; показатель среднего уровня повысился на 40%; показатель низкого уровня снизился на 40%; показатель очень низкого уровня снизился на 10%.
Выявленная положительная динамика уровня звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР свидетельствует о том, что цель исследования, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб. : Детство-пресс, 2005. - 48 с.
2. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст] : Методическое пособие / Е.А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 180 с.
3. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников [Текст] / Е.С. Анищенкова. - М. : АСТ, 2008. - 60 с. - (Родничок) (Программа обучения в детском саду)
4. Базжина, Т.В. Становление речи и усвоение языка ребенком [Текст] / Т.В. Базжина. - М. : Изд. Московского университета, 2005. - 84 с.
5. Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [Текст] / В.И. Бельтюков // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 34.
6. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. - СПб. : «КАРО», 2015. - 212 с.
7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1968. - 340 с.
8. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис // Советский спорт 2004. - № 34. - С. 3.
9. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] : Учеб. для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / Г.А. Волкова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
10. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2006. - 144 с.
11. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Л.С. Волкова. - М. : Владос, 2004. - 360 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] /
Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т 2. [Текст] / Л.С. Выготский.- М. : Педагогика, 1989. - 540 с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - СПб. : Изд. РГПУ, 2008. - 472 с.
15. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мостюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : Издательство АРДЛТД, 1998. - 320 с.
16. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет [Текст] / М.Ю. Картушкина. - М. : «ТЦ Сфера», 2008. - 46 с.
17. Каше, Т.А. Программа обучения детей с недоразвитием
фонематического строя речи [Текст] / Т.А. Каше, Т.Б. Филичева. - М. : Просвещение, 2002. - 82 с.
18. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова. -М., 2002. - 62 с.
19. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : Издательство «Союз», 2005. - 224 с.
20. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. - М. : АПН РСФСР, 1958. - 31 с.
21. Леонтьев, А.А. Исследование детской речи [Текст] / А.Л. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. - 124 с.
22. Логопедия [Текст] : Учебник для студентов дефектол. факульт пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.И. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 528 с.
23. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст] : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2011.
- 224 с. (Коррекционная педагогика)
24. Нищева, Н.В. Речевая карта ребёнка с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб. : «Детство - пресс», 2003. - 152 с.
25.Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте [Текст] / В.К. Орфинская // Уч. записки ЛГПИ им. Герцена. - 1946. - 42 с.
26.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова [и др.]; под ред. Т.В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 412 с.
27. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной.
- М. : «Просвещение», 1967. - 182 с.
28. Рау, Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей [Текст] / Ф.Ф. Рау // Дефектология, 1977. - № 3. - С. 45.
29. Таран, В.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ [Текст] / В.Т. Таран. - СПб. : «Детство-Пресс», 2011. - 86 с.
30. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2000. - 32 с.
31. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4 - 5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно» [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 26 с.
32. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. : Школьная Пресса, 2002. - 32 с.
33. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст] : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М. : "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия).
34. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопед в детском саду. - 2013. - № 3. - С. 65-71.
35. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение [Текст] / Л.С. Цветкова. - М. : Просвещение,1988. - 188 с.
36. Цвирко, О.Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей [Текст] / О.Ю. Цвирко. - Барнаул: 2008. - С. 6.
37. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие / С.Н. Цейтлин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
38. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
39. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] / Н.Х Швачкин; отв. ред. Б.М. Теплов // Вопросы психологии восприятия и мышления. - М.-Л., 1948. - 218 с.
40.Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1969. - 342 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ