КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ
|
Введение 4
Глава 1. Актуальные аспекты современных фонетических и фонологических исследований развития и коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет 9
1.1. Формирование фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и особенности речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 9
1.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми
старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 17
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством логоритмики 30
2.1 Изучение уровня звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 30
2.2 Содержание коррекционно-логопедической работы по
формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на занятиях логоритмикой 39
2.3 Выявление динамики звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 51
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение 63
Глава 1. Актуальные аспекты современных фонетических и фонологических исследований развития и коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет 9
1.1. Формирование фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и особенности речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 9
1.2. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми
старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 17
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством логоритмики 30
2.1 Изучение уровня звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 30
2.2 Содержание коррекционно-логопедической работы по
формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на занятиях логоритмикой 39
2.3 Выявление динамики звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 51
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение 63
Год от года, по мнению специалистов, работающих с речевыми нарушениями, увеличивается количество детей с разными нарушениями речи. Причинами этого являются: увеличение частоты общих заболеваний детей, недостаточное внимание со стороны родителей, зачастую замена живого общения с ребенком компьютером, телевидением, плохая экология и др. Недостатки звукопроизношения у детей являются причиной отклонений в развитии психических процессов: память, мышление, воображение, могут сформировать комплекс неполноценности, который выражается в трудности установления коммуникативных контактов.
Проанализировав реальную ситуацию, которая сложилась в настоящее время в системе дошкольного образования, можно констатировать, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, постоянно растет. Среди них существенную часть составляют дети 5-6-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР), который является одним наиболее распространенным речевым дефектом.
В соответствии с современными научными подходами ФФНР - относится к нарушениям средств общения и является нарушением процессов формирования у детей с речевыми нарушениями произносительной системы родного языка, дети не способны на слух дифференцировать его фонемы. Можно отметить, что у детей с сочетанием нарушения восприятия и произношения фонем наблюдается незаконченность процесса формирования звуков. Звуки отличаются тонкими артикуляционными или акустическими признаками. ФФНР часто связанно с неспособностью детей на слух фонемы родного языка. Следствием отсутствия полноценного восприятия фонем является невозможность их правильного произношения, снижение уровня словарного запаса и грамматического строя и заторможенность развития связной речи в целом. Это происходит вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой, т. к. только после достижения, определенного (стартового) уровня фонематического восприятия ребёнок может полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии - навыками письма и чтения.
В исследованиях Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, А.К. Марковой, Н.А. Никашиной подтверждается предположение, которое было сделано в 40-х годах XX века отечественными учеными Р.Е. Левиной и Р.М. Боскис, которые утверждали, что причиной дислексии и дисграфии в зачастую является несовершенство фонематического восприятия, а как следствие - несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств у дошкольников может способствовать проведение в рамках коррекционно-логопедической работы специально организованных логоритмических занятий для детей 5-6 лет с ФФНР.
Логоритмика или логопедическая ритмика подразумевает коррекцию координации речи и движений. Согласованность движений и речи благоприятно влияет на состояние мышечного тонуса, так как способствует освобождению от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует регуляции ритма речи, координации таких процессов как дыхание, артикуляция, голосоведение, содействует профилактике и преодолению речевых расстройств [9].
Логоритмика считается более чувственным звеном логопедической коррекции, которая сочетает исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных возможностей дошкольников Важные изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса происходят у детей именно под воздействием занятий логопедической ритмикой.
Несмотря на достаточную теоретическую проработку обозначенной нами проблемы, остается неразрешенным следующее противоречие: теоретически доказана роль логоритмики при коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, но на практике - педагоги, работающие с детьми с ФФНР, редко используют возможности логоритмики для коррекции обозначенных процессов.
Проблема исследования: каковы возможности логопедической ритмики при коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности логоритмики при коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР.
Объект исследования - фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-6 лет путем включения в коррекционную работу логоритмических занятий.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-6 лет (в том числе коррекция звукопроизношения и формирование фонематического восприятии) посредством логоритмики будет эффективным, если:
- коррекция речевых нарушений будет осуществляться на основе комплексного подхода к организации логоритмических занятий;
-логоритмические занятия будут включены в коррекционно-логопедическую работу;
- содержание логоритмических занятий будет направлено на формирование фонематического восприятия детей, развитие у них основных моторных функций организма в целом и артикуляционного аппарата в частности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать вопросы коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР средствами логоритмики в современных исследованиях.
2. Выявить особенности развития моторики и речи у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Определить содержание и методы коррекции моторики и звукопроизношения на занятиях по логоритмике у детей 5-6 лет с ФФНР.
4. Выявить динамику звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы по проблеме);
- эмпирические (изучение медико-психолого-педагогической документации, наблюдение, беседы с детьми);
- методы обработки результатов (методы качественного и количественного анализа полученных результатов, метод наглядного представления результатов и выводов).
Теоретическая основа исследования явились положения:
- положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития детей нормы и детей с нарушениями в развитии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- положения о системном подходе в ходе анализа речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский);
- положения Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной об организации образовательного процесса детей с ФФНР.
Новизна исследования заключается в следующем:
- определены особенности развития речи у детей 5-6 лет с ФФНР;
- определены структура и содержание логоритмического занятия для детей 5-6 лет с ФФНР.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что определены возможности логоритмики как эффективного средства преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 50 «Синяя птица» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 5 - 6 лет с ФФНР старшей группы компенсирующей направленности.
Практическая значимость исследования получены данные, подтверждающие эффективность преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи путем включения логоритмических занятий в коррекционную работу.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований) и приложения. Текст иллюстрирован 3 рисунками.
Проанализировав реальную ситуацию, которая сложилась в настоящее время в системе дошкольного образования, можно констатировать, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, постоянно растет. Среди них существенную часть составляют дети 5-6-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР), который является одним наиболее распространенным речевым дефектом.
В соответствии с современными научными подходами ФФНР - относится к нарушениям средств общения и является нарушением процессов формирования у детей с речевыми нарушениями произносительной системы родного языка, дети не способны на слух дифференцировать его фонемы. Можно отметить, что у детей с сочетанием нарушения восприятия и произношения фонем наблюдается незаконченность процесса формирования звуков. Звуки отличаются тонкими артикуляционными или акустическими признаками. ФФНР часто связанно с неспособностью детей на слух фонемы родного языка. Следствием отсутствия полноценного восприятия фонем является невозможность их правильного произношения, снижение уровня словарного запаса и грамматического строя и заторможенность развития связной речи в целом. Это происходит вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой, т. к. только после достижения, определенного (стартового) уровня фонематического восприятия ребёнок может полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии - навыками письма и чтения.
В исследованиях Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, А.К. Марковой, Н.А. Никашиной подтверждается предположение, которое было сделано в 40-х годах XX века отечественными учеными Р.Е. Левиной и Р.М. Боскис, которые утверждали, что причиной дислексии и дисграфии в зачастую является несовершенство фонематического восприятия, а как следствие - несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств у дошкольников может способствовать проведение в рамках коррекционно-логопедической работы специально организованных логоритмических занятий для детей 5-6 лет с ФФНР.
Логоритмика или логопедическая ритмика подразумевает коррекцию координации речи и движений. Согласованность движений и речи благоприятно влияет на состояние мышечного тонуса, так как способствует освобождению от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует регуляции ритма речи, координации таких процессов как дыхание, артикуляция, голосоведение, содействует профилактике и преодолению речевых расстройств [9].
Логоритмика считается более чувственным звеном логопедической коррекции, которая сочетает исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных возможностей дошкольников Важные изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса происходят у детей именно под воздействием занятий логопедической ритмикой.
Несмотря на достаточную теоретическую проработку обозначенной нами проблемы, остается неразрешенным следующее противоречие: теоретически доказана роль логоритмики при коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, но на практике - педагоги, работающие с детьми с ФФНР, редко используют возможности логоритмики для коррекции обозначенных процессов.
Проблема исследования: каковы возможности логопедической ритмики при коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности логоритмики при коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР.
Объект исследования - фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-6 лет путем включения в коррекционную работу логоритмических занятий.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-6 лет (в том числе коррекция звукопроизношения и формирование фонематического восприятии) посредством логоритмики будет эффективным, если:
- коррекция речевых нарушений будет осуществляться на основе комплексного подхода к организации логоритмических занятий;
-логоритмические занятия будут включены в коррекционно-логопедическую работу;
- содержание логоритмических занятий будет направлено на формирование фонематического восприятия детей, развитие у них основных моторных функций организма в целом и артикуляционного аппарата в частности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать вопросы коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР средствами логоритмики в современных исследованиях.
2. Выявить особенности развития моторики и речи у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Определить содержание и методы коррекции моторики и звукопроизношения на занятиях по логоритмике у детей 5-6 лет с ФФНР.
4. Выявить динамику звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы по проблеме);
- эмпирические (изучение медико-психолого-педагогической документации, наблюдение, беседы с детьми);
- методы обработки результатов (методы качественного и количественного анализа полученных результатов, метод наглядного представления результатов и выводов).
Теоретическая основа исследования явились положения:
- положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития детей нормы и детей с нарушениями в развитии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- положения о системном подходе в ходе анализа речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский);
- положения Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной об организации образовательного процесса детей с ФФНР.
Новизна исследования заключается в следующем:
- определены особенности развития речи у детей 5-6 лет с ФФНР;
- определены структура и содержание логоритмического занятия для детей 5-6 лет с ФФНР.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что определены возможности логоритмики как эффективного средства преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 50 «Синяя птица» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 5 - 6 лет с ФФНР старшей группы компенсирующей направленности.
Практическая значимость исследования получены данные, подтверждающие эффективность преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи путем включения логоритмических занятий в коррекционную работу.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований) и приложения. Текст иллюстрирован 3 рисунками.
Анализ литературных источников показал, что достаточно подробно раскрыты вопросы онтогенеза, характерные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи и особенности речи детей с этим нарушением, однако недостаточно полно отражена информация о положительном влиянии логоритмических занятий, включенных в коррекционно-логопедическую работу, на детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Формирование фонематического восприятия - является самой главной задачей, в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Правильное развитие фонематического восприятия играет большую роль в процессе становления и развития звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия логоритмикой являются действенным средством совершенствования и коррекции навыка звукопроизношения, формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей 5-6 лет с ФФНР.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
В настоящей работе в ходе констатирующего эксперимента, было выявлено нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Мы разработали (совместно с музыкальным руководителем) программу логоритмических занятий, целью которой является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии детей 5-6 лет с ФФНР посредством сочетания слова и движения. Большое внимание в программе уделено такому блоку как совершенствование у детей навыков звукопроизношения в сочетании с движениями, формирование фонематическое восприятия, анализа и синтеза.
По итогам контрольного среза показатель высокого уровня звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР повысился на 10%; показатель среднего уровня повысился на 40%; показатель низкого уровня снизился на 40%; показатель очень низкого уровня снизился на 10%.
Выявленная положительная динамика уровня звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР свидетельствует о том, что цель исследования, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Формирование фонематического восприятия - является самой главной задачей, в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Правильное развитие фонематического восприятия играет большую роль в процессе становления и развития звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия логоритмикой являются действенным средством совершенствования и коррекции навыка звукопроизношения, формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей 5-6 лет с ФФНР.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
В настоящей работе в ходе констатирующего эксперимента, было выявлено нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Мы разработали (совместно с музыкальным руководителем) программу логоритмических занятий, целью которой является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии детей 5-6 лет с ФФНР посредством сочетания слова и движения. Большое внимание в программе уделено такому блоку как совершенствование у детей навыков звукопроизношения в сочетании с движениями, формирование фонематическое восприятия, анализа и синтеза.
По итогам контрольного среза показатель высокого уровня звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР повысился на 10%; показатель среднего уровня повысился на 40%; показатель низкого уровня снизился на 40%; показатель очень низкого уровня снизился на 10%.
Выявленная положительная динамика уровня звукопроизношения и сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФФНР свидетельствует о том, что цель исследования, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Диагностика применения логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми с дизартрией
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - Формирование коммуникативных способностей дошкольников в процессе логопедических занятий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2024



