Учебное заведение: неизвестно.
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская средняя общеобразовательная школа №11 (Ленинградская область).
Выборка: 10 человек, из них 4 молодых специалистов, средний возраст 21 год, стаж 1-2 года; 6 человек от 40 до 50 лет, средний стаж 30 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ …………5
1.1 Факторы и специфика межличностных конфликтов в организации……5
1.2 Методы предупреждения межличностных конфликтов в трудовых коллективах…9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ………14
2.1 Программа исследования……… 14
2.2 Анализ результатов исследования………
2.3 Рекомендации по предупреждению межличностных конфликтов в трудовом коллективе…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в настоящее время проблема оптимального разрешения конфликтов приобретает важность не только в плане улучшения эмоционального климата трудового коллектива, но и успешного делового сотрудничества между людьми. Конфликты в организациях часто оказывает определенное воздействие на качество их деятельности. Появляются значительные препятствия в ходе выполнения поставленных задач и достижения в цели организации. Неустойчивость взаимосвязей групповой деятельности из-за деструктивного межличностного конфликта в коллективе может привести к потере эффективности качества деятельности, текучести кадров, возрастанию неудовлетворенности у каждого члена коллектива. Если вовремя не устранить межличностный конфликт, то он может перерасти в межгрупповой конфликт или в конфликт между личностью и группой.
Отечественными конфликтологами, проводившими исследования в области управления межличностными конфликтами являются В.Дружинин, Д,Конторов, А. Дмитриев, В.Кудрявцев, А. Анцупов, А.Шипилов, И. Ворожейкин, Ю.Запрудский и др.
Важность изучения межличностных конфликтов определяется тем, что на сегодняшний день существует огромное количество литературы, посвященной данному вопросу. Однако, вся информация представлена в ней, носит преимущественно теоретический характер. Так, ни один источник не предлагает какой - либо единой методики регулирования межличностных конфликтов, которая могла бы применяться в трудовых коллективах. Также существует очевидная необходимость управления межличностными конфликтами в трудовых коллективах, при том, что большинство руководителей не владеют практическими инструментами и технологиями, что может быть связано с недостаточным уровнем их управленческой компетентности.
Методологической и теоретической базой эмпирического исследования послужили работы:
Практическая значимость исследования выражается в возможности исследования в практической деятельности конфликтолога для помощи организациям, для коррекции конфликтного коллектива.
Цель исследования: изучение факторов возникновения межличностных конфликтов в организации и методов по их предупреждению.
Задачи исследования:
1.Проанализировать научные концепции, посвященные изучению межличностных конфликтов у сотрудников организации.
2. Рассмотреть методы предупреждения конфликтов среди сотрудников организации, представленные в исследованиях отечественных и зарубежных конфликтологов.
3.Выявить факторы возникновения межличностных конфликтов в трудовых коллективах.
Объект исследования: сотрудники организации.
Предмет исследования: предупреждение межличностных конфликтов сотрудников организации.
Гипотеза эмпирического исследования: такие личностные характеристики как тревожность может находиться в отношениях корреляции с показателями конфликтности и могут рассматриваться в качестве предмета профилактики в трудовом коллективе.
Методы исследования: теоретический (анализ и сравнение); опросный (анкетирование); психодиагностический (тестовые методики); методы математико-статистического анализа (описательные статистики и непараметрические критерии сравнения).
Методы исследования:
Теоретические (анализ и сравнение), опросные (анкетирование), психодиагностические (тестовые методики), математико - статистического анализа, методы эмпирического исследования.
1. Авторская анкета направленная на выявление конфликтности.
2. Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга -Ханина.
3. Тест опросник «Определение личностной агрессивности и конфликтности» по Е.П. Ильину и П.А. Ковалеву
4. Тест «Оценка способов реагирования в конфликте» К.Н. Томас
Эмпирическая база исследования МБОУ СОШ №11
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего источников 18, из них 2 интернет источника и11 журнальных статей. Работа содержит 4 таблицы, 9 рисунков, 2 приложения.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в настоящее время проблема оптимального разрешения конфликтов приобретает важность не только в плане улучшения эмоционального климата трудового коллектива, но и успешного делового сотрудничества между людьми. Конфликты в организациях часто оказывает определенное воздействие на качество их деятельности. Появляются значительные препятствия в ходе выполнения поставленных задач и достижения в цели организации. Неустойчивость взаимосвязей групповой деятельности из-за деструктивного межличностного конфликта в коллективе может привести к потере эффективности качества деятельности, текучести кадров, возрастанию неудовлетворенности у каждого члена коллектива. Если вовремя не устранить межличностный конфликт, то он может перерасти в межгрупповой конфликт или в конфликт между личностью и группой.
Отечественными конфликтологами, проводившими исследования в области управления межличностными конфликтами являются В.Дружинин, Д,Конторов, А. Дмитриев, В.Кудрявцев, А. Анцупов, А.Шипилов, И. Ворожейкин, Ю.Запрудский и др.
Важность изучения межличностных конфликтов определяется тем, что на сегодняшний день существует огромное количество литературы, посвященной данному вопросу. Однако, вся информация представлена в ней, носит преимущественно теоретический характер. Так, ни один источник не предлагает какой - либо единой методики регулирования межличностных конфликтов, которая могла бы применяться в трудовых коллективах. Также существует очевидная необходимость управления межличностными конфликтами в трудовых коллективах, при том, что большинство руководителей не владеют практическими инструментами и технологиями, что может быть связано с недостаточным уровнем их управленческой компетентности.
В теоретической части работы было раскрыто понятие конфликта и конфликтности, была рассмотрена специфика межличностных конфликтов и факторы конфликтного поведения в трудовом коллективе. А также рассмотрены особенности профилактики конфликтного поведения в организации.
Целью нашего эмпирического исследования было выявление факторов возникновения межличностных конфликтов в организации для разработки программы профилактики конфликтов в трудовом коллективе. В качестве гипотезы мы предположили, что такие личностные характеристики как тревожность может находятся в отношениях корреляции с показателями конфликтности и могут рассматриваться в качестве предмета профилактики в трудовом коллективе.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №11. Всего 10 человек, из них 2 молодых человека, средний возраст 21 год; 4 человек люди взрослого возраста – средний возраст до 44 лет; 4 человека от 45 лет. Средний стаж педагогической деятельности -10 лет и более.
В эмпирическом исследовании применялись анкетирование, тестирование и методы математической статистики.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1) С помощью авторской анкеты в коллективе мы смогли выявить некоторое разногласие по шкалам «конфликтность личности» и «частота конфликтов». Из чего можно сделать вывод, что, либо в коллективе респондентов напряжённая атмосфера, которая не соответствует благоприятному психологическому климату, или же, локус контроля большей части респондентов вынесен вовне, то есть, респонденты, оценивая себя как не конфликтные, всё равно причастны к спорным ситуациям.
2) Анализ результатов тестирования по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» К.Н. Томаса показал, что респонденты разделились на стиль «компромисс» (респонденты 1 и 4), стиль соперничество (респондент 2), стиль избегание (респондент 5) и стиль приспособление (респондент 6).
3) Анализ результатов тестирования по методике «Шкала самооценки уровня тревожности» Спилберга-Ханина показал, что уровень тревожности у данного трудового коллектива повышенный.
4) Анализ результатов тестирования по методике «Определение личностной агрессивности и конфликтности» Е.П. Ильин и П.А.Ковалев показал, что уровень конфликтности и агрессивности у данного трудового коллектива повышенный.
5) Проведенное эмпирическое исследование помогло нам составить программу профилактики конфликтного поведения для сотрудников трудовой организации.
6) Корреляционный анализ показал, что высокий показатель тревожности связан с высоким уровнем конфликтности.
В ходе исследования поставленная цель была нами достигнута, гипотеза подтверждена частично.
По результатам исследования были разработали рекомендации по регуляции и предупреждению межличностных конфликтов в трудовом коллективе.
1. Бурикина А.С Межличностный конфликт в организации: причины и функции / А.С.Бурыкина, Н.Н.Ткачева, О.Ю.Каплун // социальная интеграция и развитие этнокультур в Евразийском пространстве.–2020.-№9.–58-63с.–URL:https://clck.ru/eonqh (дата обращения: 01.11.2021).
2. Володина Т. В. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: сборник диагностических методик / Т.В. Володина, И.А. Галацкова. - Ульяновск, 2018. – 98 с.
3. Гришина Н.В.: Психология конфликта: учеб.пособие/ Н.В.Гришина.- Санкт-Петербург:Питер Пресс, 2008. - 544 с.- ISBN 978-5-91180-895-2
4. Гунзунова Д.Б. Управление конфликтами в организации/Д.Б.Гунзунова//Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2019 .-С. 32-34.- https://clck.ru/eonrx (дата обращение:03.11.2021). Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
5. Конфликты и развитие; введение в методологию и методы изучения: учеб.пособие/ А.Н.Гуня, М.Дакснер, Я.Кёлер, [и др.]. - Нальчик: КБГУ Пресс, 2013. - 172 с.- ISBN 978-5-7558-0526-1
6. Зеленков М.Ю. Конфликтология:учеб.пособие/ Ю.Ф.Зеленков. - Москва: Дашков и К, 2013. - 324 с.-ISBN 978-5-394-01918-0
7. Король Л.Г. Конфликтология:учеб.пособие/ Л.Г.Король, И.В.Малимонов, Д.В. Рахинский. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 248 с.- ISBN 978-5-9907022-9-5
8. Лукин Ю.Ф.: Конфликтология: управление конфликтами: учеб.пособие/Ю.Ф.Лукин.- Москва: Академический Проект, 2007. - 800 с.- ISBN 5-8291-70724
9. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб., 2002. С.142-146 Источник: ForPsy.ru
10. Палагина, А. В. Конструктивный и деструктивный конфликт / А. В. Палагина//.Монография.-2010.-С.208 — URL: https://clck.ru/eontH (дата обращения: 10.11.2021).Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
11. Покидова Е.М. Межличностные конфликты. Функции, структура, динамика // Актуальные вопросы науки в современном мире. - 2015. - С. 197-204. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26090428 (дата обращения: 10.11.2021).Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
12. Раренко А. А. Управление конфликтами в организации/А.А.Раренко//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.-2018.-№4.-С.-101-109. URL: https://clck.ru/eoo8w (дата обращения 17.03.2022).Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
13. Рожкова Н.П. Структура и классификация конфликта/Н.П.Рожкова// Наука и общество; проблемы современных исследований.-2018. -С. 35-36.-URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35439109 (дата обращения 18.03.2022).Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
14. Стрельникова Т.Ю. Межличностные конфликты в организации: сущность и причины/ Т.Ю.Стрельникова//Молодой ученый. – 2019.- № 4 (242). - С. 173-174. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36875508 (дата обращения 11.11.2021).Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
15. Фролова Е.В, Наумова О.П Конфликты в организации: Межличностный конфликт. Специфика, факторы развития и технология /Е.В.Фролова, О.П.Наумова// Материалы Ивановских чтений. - 2020. - №1 (25). - С. 23-28. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42921749(дата обращения 12.11.2021).Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
16. Чиркова Ю.Р. Причины межличностных конфликтов и управление ими в трудовых коллективах /Ю.Р.Чиркова// Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2020. - №3 (22). - С. 33-38. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44472650(дата обращения 12.11.2021).Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
17. Шанина В.А Межличностные конфликты /В.А.Шанина// Сборник трудов конференции. - 2017. - С. 213-215. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28762499 (дата обращения 13.11.2021).Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
18. Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилберга-Ханина // Психология счастливой жизни [Электронный ресурс] URL: clck.ru/33sgEW