Исследование влияния средств футбола на двигательные способности мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития
|
Аннотация 2
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ФУТБОЛА НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие «задержка психического развития». Причины появления задержки психического развития 7
1.2. Футбол как средство развития двигательных способностей у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития 11
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Задачи исследования 19
2.2. Методы исследования 19
2.3. Организация исследования 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 28
3.1. Исследование развития двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития 28
3.2. Исследование эффективности влияния средств футбола на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ФУТБОЛА НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие «задержка психического развития». Причины появления задержки психического развития 7
1.2. Футбол как средство развития двигательных способностей у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития 11
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Задачи исследования 19
2.2. Методы исследования 19
2.3. Организация исследования 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 28
3.1. Исследование развития двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития 28
3.2. Исследование эффективности влияния средств футбола на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Актуальность исследования. Большое внимание в настоящее время уделяется воспитанию подрастающего поколения, в том числе и лиц с нарушениями в состоянии здоровья. Сегодня важно создавать условия в нашей стране, способствующие ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, в частности, детям с задержкой психического развития.
О.Г. Ридецкая [2011] определяет задержку психического развития следующим образом: «Задержка психического развития (ЗПР) - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пе- ресыщаемости в интеллектуальной деятельности...».
Также в другой литературе отмечается, что «термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер психического отставания, которое с возрастом может преодолеваться - и тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для развития и обучения детей рассматриваемой категории (В.И. Лубовский). В педагогическом сообществе детей с задержкой психического развития принято называть детьми с трудностями в обучении» [Слепович Е.С., Поляков А.М., Горудко Т.В., 2012].
Среди разных видов воспитания для категории детей с ОВЗ, в частности, с задержкой психического развития, является адаптивное физическое воспитание. Можно достичь положительных результатов при решении вопросов социализации и интеграции, а также оздоровления детей с задержкой психического развития, если правильно сочетать разные виды воспитания.
Важно обращать большое внимание на организацию учебного и учебно-тренировочного процесса в рамках адаптивного физического воспитания детей с задержкой психического развития.
Евсеев С.П. отмечает, что «Адаптивное физическое воспитание - компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре» [Евсеев С.П., 2016].
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание от детей-сверстников по уровню развития двигательных способностей. Учитывая психофизические особенности данной категории детей, необходимо правильно подбирать средства, методы, методики обучения двигательным действиям.
Наряду популярных средств и видов спорта, используемых в школьных программах, как физического воспитания, так и адаптивного физического воспитания - футбол.
По данным авторов, «футбол - вид спорта, который развивает координацию, выносливость, скоростные, скоростно-силовые возможности, оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов занимающихся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение» [Антипов А.В., Беляков А.Н., Варюшин В.В., 2013].
Учитывая положительное значение использования футбола в адаптивном физическом воспитании детей с задержкой психического развития, считаем актуальным проведение исследовательской работы для определения влияния учебно-тренировочных занятий футболом на развитие двигательных способностей мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития. В связи с этим была определена следующая тема бакалаврской работы: «Исследование влияния средств футбола на двигательные способности мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития».
Гипотеза. Предполагается, что дополнительные учебно-тренировочные занятия по футболу, на которых используются специфические и неспецифические упражнения в данном виде спорта при подготовке юных футболистов, будут способствовать улучшению двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по футболу с мальчиками 12-13 лет, имеющих задержку психического развития.
Предмет исследования - специфические и неспецифические упражнения в футболе, направленные на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования - повышение двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития специфическими и неспецифическими средствами футбола.
Задачами исследования для достижения поставленной цели были следующие:
1. Определить развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
2. Подобрать специфические и неспецифические упражнения в футболе, направленные на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
3. Проверить эффективность влияния подобранных средств футбола на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость. Учебно-тренировочные занятия по футболу, где используются специфические и неспецифические упражнения для разных видов подготовки (физической, технической, тактической, психологической) футболистов с учетом возраста и психофизических особенностей мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития повышают уровень развития двигательных способностей. Рекомендуется использовать средства футбола, как на дополнительных учебно-тренировочных занятиях, так и на учебных занятиях в рамках адаптивного физического воспитания. Результаты, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы педагогами, учителями, методистами, инструкторами и тренерами в практической работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
О.Г. Ридецкая [2011] определяет задержку психического развития следующим образом: «Задержка психического развития (ЗПР) - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пе- ресыщаемости в интеллектуальной деятельности...».
Также в другой литературе отмечается, что «термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер психического отставания, которое с возрастом может преодолеваться - и тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для развития и обучения детей рассматриваемой категории (В.И. Лубовский). В педагогическом сообществе детей с задержкой психического развития принято называть детьми с трудностями в обучении» [Слепович Е.С., Поляков А.М., Горудко Т.В., 2012].
Среди разных видов воспитания для категории детей с ОВЗ, в частности, с задержкой психического развития, является адаптивное физическое воспитание. Можно достичь положительных результатов при решении вопросов социализации и интеграции, а также оздоровления детей с задержкой психического развития, если правильно сочетать разные виды воспитания.
Важно обращать большое внимание на организацию учебного и учебно-тренировочного процесса в рамках адаптивного физического воспитания детей с задержкой психического развития.
Евсеев С.П. отмечает, что «Адаптивное физическое воспитание - компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре» [Евсеев С.П., 2016].
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание от детей-сверстников по уровню развития двигательных способностей. Учитывая психофизические особенности данной категории детей, необходимо правильно подбирать средства, методы, методики обучения двигательным действиям.
Наряду популярных средств и видов спорта, используемых в школьных программах, как физического воспитания, так и адаптивного физического воспитания - футбол.
По данным авторов, «футбол - вид спорта, который развивает координацию, выносливость, скоростные, скоростно-силовые возможности, оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов занимающихся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение» [Антипов А.В., Беляков А.Н., Варюшин В.В., 2013].
Учитывая положительное значение использования футбола в адаптивном физическом воспитании детей с задержкой психического развития, считаем актуальным проведение исследовательской работы для определения влияния учебно-тренировочных занятий футболом на развитие двигательных способностей мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития. В связи с этим была определена следующая тема бакалаврской работы: «Исследование влияния средств футбола на двигательные способности мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития».
Гипотеза. Предполагается, что дополнительные учебно-тренировочные занятия по футболу, на которых используются специфические и неспецифические упражнения в данном виде спорта при подготовке юных футболистов, будут способствовать улучшению двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по футболу с мальчиками 12-13 лет, имеющих задержку психического развития.
Предмет исследования - специфические и неспецифические упражнения в футболе, направленные на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования - повышение двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития специфическими и неспецифическими средствами футбола.
Задачами исследования для достижения поставленной цели были следующие:
1. Определить развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
2. Подобрать специфические и неспецифические упражнения в футболе, направленные на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
3. Проверить эффективность влияния подобранных средств футбола на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость. Учебно-тренировочные занятия по футболу, где используются специфические и неспецифические упражнения для разных видов подготовки (физической, технической, тактической, психологической) футболистов с учетом возраста и психофизических особенностей мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития повышают уровень развития двигательных способностей. Рекомендуется использовать средства футбола, как на дополнительных учебно-тренировочных занятиях, так и на учебных занятиях в рамках адаптивного физического воспитания. Результаты, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы педагогами, учителями, методистами, инструкторами и тренерами в практической работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. До проведения педагогического эксперимента по результатам тестирования двигательных способностей мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития экспериментальной группы и контрольной группы мы не выявили достоверных различий (p> 0,05) по этим тестам в пользу какой-либо из групп. Значит можно говорить, что две группы были подобраны одинаково по уровню развития двигательных способностей.
2. Для улучшения двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития экспериментальной группы были подобраны средства футбола и общей физической подготовки для их использования в учебно-тренировочных занятиях по футболу.
3. Выявили достоверное различие (P<0,05) средних показателей, характеризующих развитие двигательных способностей в пользу мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития экспериментальной группы при сравнении со средними показателями мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития контрольной группы по следующим тестам: «Наклон вперёд из положения сидя», «Прыжок в длину с места», «Челночный бег 3х10 м», «Подтягивание на перекладине из положения вис», «Бег 30 м», «6-ти минутный бег».
4. Определили наибольший достоверный прирост (Р<0,05) у мальчиков ЭГ по следующим тестам, характеризующим развитие двигательных способностей при сравнении с мальчиками 9-10 лет контрольной группы: «Наклон вперёд из положения сидя», «Прыжок в длину с места», «Челночный бег 3х10 м», «Подтягивание на перекладине из положения вис», «Бег 30 м», «6-ти минутный бег».
Таким образом, мы подтвердили положительное влияние и эффективность подобранных средств футбола и общей физической подготовки для их комплексного использования в учебно-тренировочных занятиях футболу.
1. До проведения педагогического эксперимента по результатам тестирования двигательных способностей мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития экспериментальной группы и контрольной группы мы не выявили достоверных различий (p> 0,05) по этим тестам в пользу какой-либо из групп. Значит можно говорить, что две группы были подобраны одинаково по уровню развития двигательных способностей.
2. Для улучшения двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития экспериментальной группы были подобраны средства футбола и общей физической подготовки для их использования в учебно-тренировочных занятиях по футболу.
3. Выявили достоверное различие (P<0,05) средних показателей, характеризующих развитие двигательных способностей в пользу мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития экспериментальной группы при сравнении со средними показателями мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития контрольной группы по следующим тестам: «Наклон вперёд из положения сидя», «Прыжок в длину с места», «Челночный бег 3х10 м», «Подтягивание на перекладине из положения вис», «Бег 30 м», «6-ти минутный бег».
4. Определили наибольший достоверный прирост (Р<0,05) у мальчиков ЭГ по следующим тестам, характеризующим развитие двигательных способностей при сравнении с мальчиками 9-10 лет контрольной группы: «Наклон вперёд из положения сидя», «Прыжок в длину с места», «Челночный бег 3х10 м», «Подтягивание на перекладине из положения вис», «Бег 30 м», «6-ти минутный бег».
Таким образом, мы подтвердили положительное влияние и эффективность подобранных средств футбола и общей физической подготовки для их комплексного использования в учебно-тренировочных занятиях футболу.





