Аннотация 2
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ФУТБОЛА НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие «задержка психического развития». Причины появления задержки психического развития 7
1.2. Футбол как средство развития двигательных способностей у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития 11
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Задачи исследования 19
2.2. Методы исследования 19
2.3. Организация исследования 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 28
3.1. Исследование развития двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития 28
3.2. Исследование эффективности влияния средств футбола на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Актуальность исследования. Большое внимание в настоящее время уделяется воспитанию подрастающего поколения, в том числе и лиц с нарушениями в состоянии здоровья. Сегодня важно создавать условия в нашей стране, способствующие ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, в частности, детям с задержкой психического развития.
О.Г. Ридецкая [2011] определяет задержку психического развития следующим образом: «Задержка психического развития (ЗПР) - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пе- ресыщаемости в интеллектуальной деятельности...».
Также в другой литературе отмечается, что «термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер психического отставания, которое с возрастом может преодолеваться - и тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для развития и обучения детей рассматриваемой категории (В.И. Лубовский). В педагогическом сообществе детей с задержкой психического развития принято называть детьми с трудностями в обучении» [Слепович Е.С., Поляков А.М., Горудко Т.В., 2012].
Среди разных видов воспитания для категории детей с ОВЗ, в частности, с задержкой психического развития, является адаптивное физическое воспитание. Можно достичь положительных результатов при решении вопросов социализации и интеграции, а также оздоровления детей с задержкой психического развития, если правильно сочетать разные виды воспитания.
Важно обращать большое внимание на организацию учебного и учебно-тренировочного процесса в рамках адаптивного физического воспитания детей с задержкой психического развития.
Евсеев С.П. отмечает, что «Адаптивное физическое воспитание - компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре» [Евсеев С.П., 2016].
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание от детей-сверстников по уровню развития двигательных способностей. Учитывая психофизические особенности данной категории детей, необходимо правильно подбирать средства, методы, методики обучения двигательным действиям.
Наряду популярных средств и видов спорта, используемых в школьных программах, как физического воспитания, так и адаптивного физического воспитания - футбол.
По данным авторов, «футбол - вид спорта, который развивает координацию, выносливость, скоростные, скоростно-силовые возможности, оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов занимающихся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение» [Антипов А.В., Беляков А.Н., Варюшин В.В., 2013].
Учитывая положительное значение использования футбола в адаптивном физическом воспитании детей с задержкой психического развития, считаем актуальным проведение исследовательской работы для определения влияния учебно-тренировочных занятий футболом на развитие двигательных способностей мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития. В связи с этим была определена следующая тема бакалаврской работы: «Исследование влияния средств футбола на двигательные способности мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития».
Гипотеза. Предполагается, что дополнительные учебно-тренировочные занятия по футболу, на которых используются специфические и неспецифические упражнения в данном виде спорта при подготовке юных футболистов, будут способствовать улучшению двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по футболу с мальчиками 12-13 лет, имеющих задержку психического развития.
Предмет исследования - специфические и неспецифические упражнения в футболе, направленные на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования - повышение двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития специфическими и неспецифическими средствами футбола.
Задачами исследования для достижения поставленной цели были следующие:
1. Определить развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
2. Подобрать специфические и неспецифические упражнения в футболе, направленные на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
3. Проверить эффективность влияния подобранных средств футбола на развитие двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость. Учебно-тренировочные занятия по футболу, где используются специфические и неспецифические упражнения для разных видов подготовки (физической, технической, тактической, психологической) футболистов с учетом возраста и психофизических особенностей мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития повышают уровень развития двигательных способностей. Рекомендуется использовать средства футбола, как на дополнительных учебно-тренировочных занятиях, так и на учебных занятиях в рамках адаптивного физического воспитания. Результаты, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы педагогами, учителями, методистами, инструкторами и тренерами в практической работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. До проведения педагогического эксперимента по результатам тестирования двигательных способностей мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития экспериментальной группы и контрольной группы мы не выявили достоверных различий (p> 0,05) по этим тестам в пользу какой-либо из групп. Значит можно говорить, что две группы были подобраны одинаково по уровню развития двигательных способностей.
2. Для улучшения двигательных способностей у мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития экспериментальной группы были подобраны средства футбола и общей физической подготовки для их использования в учебно-тренировочных занятиях по футболу.
3. Выявили достоверное различие (P<0,05) средних показателей, характеризующих развитие двигательных способностей в пользу мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития экспериментальной группы при сравнении со средними показателями мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития контрольной группы по следующим тестам: «Наклон вперёд из положения сидя», «Прыжок в длину с места», «Челночный бег 3х10 м», «Подтягивание на перекладине из положения вис», «Бег 30 м», «6-ти минутный бег».
4. Определили наибольший достоверный прирост (Р<0,05) у мальчиков ЭГ по следующим тестам, характеризующим развитие двигательных способностей при сравнении с мальчиками 9-10 лет контрольной группы: «Наклон вперёд из положения сидя», «Прыжок в длину с места», «Челночный бег 3х10 м», «Подтягивание на перекладине из положения вис», «Бег 30 м», «6-ти минутный бег».
Таким образом, мы подтвердили положительное влияние и эффективность подобранных средств футбола и общей физической подготовки для их комплексного использования в учебно-тренировочных занятиях футболу.
1. Ватина, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. В. Ватина, Н. Н. Журавлева. - Электрон. текстовые данные. - Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2012. - 68 с.
2. Вайн, Х. Как научиться играть в футбол [Электронный ресурс] : школа технического мастерства для молодых / Х. Вайн ; пер. А. Л. Марескотти, В. Б. Серовский. - Электрон. текстовые данные. - М. : Человек, Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2004. - 244 с.
3. Германов, Г. Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г. Н. Германов. - Электрон. текстовые данные. - Воронеж : Элист, 2017. - 303 с.
4. Глухов, В. П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология [Электронный ресурс] : курс лекций / В. П. Глухов. - Электрон. текстовые данные. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2017. - 312 с.
5. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании. - М.: Академия, 2002. - 176 с.
6. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс] : учебник / С.П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные. - М. : Издательство «Спорт», 2016. - 616 с.
7. Круглыхин, В. А. Программа дополнительного образования по физической культуре для общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций на основе футбола [Электронный ресурс] / В. А. Круглыхин, Е. В. Разова. - Электрон. текстовые данные. - М. : Советский спорт, 2015. - 186 с.
8. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. II этап (1112 лет) [Электронный ресурс] : организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе / А. А. Кузнецов ; под ред. В. В. Радионов. - Электрон. текстовые данные. - М. : Человек, Олимпия, 2008. - 208 с.
9. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. III этап (1315 лет) [Электронный ресурс] : организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе / А. А. Кузнецов ; под ред. В. В. Радионов. - Электрон. текстовые данные. - М. : Человек, Олимпия, 2008. - 312 с.
10. Левченко, Е. С. Футбол [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. С. Левченко. - Электрон. текстовые данные. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. - 159 с.
11. Лемех, Е. А. Основы специальной психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. А. Лемех. - Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. - 220 с.
12. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2002 - 50 с.
13. Никитушкин В.Г. Метаучение о воспитании двигательных способностей : монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов. - Воронеж: Элист, 2016. - 506 с.
14. Осипов, С. В. Футбол. История, теория и методика обучения [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. В. Осипов, Е. В. Мудриевская. - Электрон. текстовые данные. - Омск : Омский государственный технический университет, 2017. - 90 с.
15. Ридецкая, О. Г. Специальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. Г. Ридецкая. - Электрон. текстовые данные. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 352 с.
...