Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование использования спортивного туризма в физическом воспитании школьников младших классов 7
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста 7
1.2 Понятие координации и определение координационных возможностей у детей младшего школьного возраста 11
1.3 Понятие, особенности и классификация туризма 19
Глава 2 Методы и организация исследования 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 26
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 27
3.1 Особенности использования экспериментальной методики 27
3.2 Оценка эффективности использования экспериментальной методики, разработанной для секционных занятий туризмом 37
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Актуальность. На сегодняшний день туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста, заканчивая пенсионерами [2].
Асташкин И.А. утверждает, что: «В теории спортивной тренировки первоосновой выступают собственно соревновательные упражнения (часто тождественные понятию «вид спорта») и тренировочные формы соревновательных упражнений. Соревновательные упражнения рассматриваются как целостные действия (в том числе и сложные совокупности действий), которые служат средством ведения спортивной борьбы и выполняются в том же составе, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. В этом смысле основные элементы туристской работы можно считать соревновательными упражнениями, учитывая особенности тренировочных форм таких упражнений и особенности их использования в подготовке туристов-спортсменов. В спортивном туризме эти упражнения многообразны. Они могут быть и скоростно-силовыми, и собственно силовыми, и сложно-координированными. Они могут иметь относительно стабильные и переменные формы в зависимости от ситуационных условий. При этом, сложно-координированные упражнения составляют основу техники туризма в условиях преодоления естественных препятствий» [3].
Двигательная координация является комплексом двигательных техник, которые нужны для высокого качества реализации различных движений, выполняемых в спортивном туризме. Спортсмен -турист с развитой координацией движений всегда быстрее овладевает соответствующими двигательными техниками и навыками, а также способен выполнять их четко, качественно, используя для этого минимальное количество сил. Следовательно, оптимально развитые координационные способности способствуют формированию ловкости и достижению большей эффективности движений. Из этого следует, что, чем выше уровень двигательной координации, тем проще осваивать и совершенствовать все более сложные технические навыки спортивного туризма.
Таким образом, данная тема не теряет актуальности по причине необходимости научной разработки проблемы развития координационных способностей у детей, занимающихся спортивным туризмом.
Гипотеза: предполагается, что разработанная нами методика проведения занятий спортивным туризмом будет способствовать повышению физической подготовленности учащихся начальных классов, в целом, и развитию их координационных способностей, в частности.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в спортивной секции туризма, направленный на повышение уровня физической подготовленности учащихся начальных классов.
Предмет исследования: особенности применения экспериментальной методики в учебно-тренировочном процессе спортивной секции туризма, разработанной для повышения уровня физической подготовленности учащихся начальных классов, в целом, и развития координационных способностей, в частности.
Цель исследование: повышение уровня физической подготовленности учащихся начальных классов, в целом, и развитие координационных способностей, в частности, средствами туризма.
Задачи исследования:
1. Определить уровень физической подготовленности у учащихся начальных классов, посещающих секционные занятия по туризму.
2. Разработать методику, направленную на повышение уровня физической подготовленности у учащихся начальных классов, посещающих спортивную секцию туризма.
3. Определить эффективность влияния экспериментальной методики на уровень физической подготовленности и координационные способности детей, занимающихся спортивным туризмом.
Методы исследования:
• анализ литературных источников,
• педагогическое наблюдение,
• педагогический эксперимент,
• тестирование,
• методы математической статистики.
Проведенное исследование имеет высокую практическую значимость, так как полученные результаты, могут быть использованы инструкторами, педагогами, тренерами физической культуры и туризма в процессе физического воспитания и тренерской деятельности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 6 таблиц, 9 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 53 страницах.
Изучение литературных источников показало, что применение средств спортивного туризма способствует положительной динамике физической подготовленности, обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы и координационные способности у детей младшего школьного возраста.
Тем самым можно сделать следующие выводы:
• перед проведением педагогического эксперимента у детей младшего школьного возраста контрольной и экспериментальной групп был выявлен одинаковый уровень физической подготовленности.
• была разработана экспериментальная методика проведения секционных занятий спортивным туризмом, которая была направлена на повышение уровня физической подготовленности у детей младшего школьного возраста, в целом, и на развитие координационных способностей, в частности.
• была определена положительная динамика уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе. Анализ результатов всех предложенных тестов показал, что положительная динамика отмечалась по всем тестам и в КГ и в ЭГ. Но в ЭГ прирост результатов был выше, в то время, как в КГ результаты изменились незначительно.
• была определена положительная динамика в развитии координационных способностей у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе. Анализ результатов специальных тестов показал, что положительная динамика отмечалась и в КГ и в ЭГ. Но в ЭГ прирост результатов был выше, в то время, как в КГ результаты изменились незначительно.
1. Антропова М. В., Кольцова М. М., Терехова Н.Т. Влияние двигательной активности на развитие ребенка. М.: Физкультура и спорт, 2005. 188с.
2. Алексеева О.В., Банзаракцаев А.С., Косыгина Л.В. Основы спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие. Улан-Удэ: БГУ, 2009. 179 с.
3. Асташкин И.А. Спортивный туризм как метод развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста // Проблемы педагогики. - Иваново: ООО «Олимп», 2018. №4 (36). С. 35-40.
4. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник /под общей ред. Г.В. Барчуковой. 5-е изд., стер. М.: КноРус, 2017. 366 с.
5. Бабенкова Е., Параничева Т. Подвижные игры на прогулке. М.: Сфера. 2015. 98 с.
6. Баёва Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: учебное пособие / Н. А. Баёва, О. В. Погадаева. Омск: Сиб.ГУФКиС, 2003. 156 с.
7. Бойко В. В. Спортивно-оздоровительный туризм. Тесты: учебно-методическое пособие. - Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2020. 133 с. Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. = URL: https://www.iprbookshop.ru/95430.html
8. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 345 с.
10. Бернштейн Н.А. Ловкость и методика ее совершенствования. М.: Физкультура и спорт, 2016. С.23 - 27.
11. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985. 234 с.
12. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. М.: Владос- пресс, 2001. 105 с.
13. Былеева Л.В. Подвижные игры: учеб. пособие для ин-тов физической культуры/ Былеева Л.В., Коротков И.М. М.: Физкультура и спорт, 2016. 224с.
14. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем: Руководство / Сер. «Мир медицины». СПб.: Изд-во «Лань», 1999. 224 с.
15. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. Киев: Здоровье, 2011. С.22-29.
...