Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семейно-правовое положение ребенка в РФ

Работа №117867

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

семейное право

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 4
Введение 6
1. Общая характеристика правового положения ребенка в РФ 10
1.1. Становление законодательства о правах детей и его реализация в РФ 10
1.2. Семейно-правовой статус ребенка: проблемы семейного законодательства РФ 16
1.3. Особенности правоспособности и дееспособности ребенка 24
2. Правовое регулирование охраны прав и интересов ребенка в Российской Федерации 29
2.1. Особенности реализации прав и интересов ребенка 29
2.2. Правовая защита прав ребенка 34
2.3. Значение государственного надзора за защитой прав ребенка в РФ 38
3. Проблемы защиты прав ребенка в РФ 40
3.1. Проблемы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей 40
3.2. Проблемы юридической ответственности за нарушение прав детей 42
Заключение 48
Список используемых источников 52

Укрепление и защита семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение качества жизни семей являются основополагающими направлениями современной государственной семейной политики, определяющими социально-политический курс Российской Федерации.
В соответствии с Декларацией прав ребенка, принятой 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН1, Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 2 , Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 3, а также Семейным кодексом Российской Федерации (Далее - СК РФ)4 ребенок нуждается в особой защите, которую и обеспечивает государство, в частности, путем принятия соответствующих правил, регламентирующих осуществление ребенком своих прав.
Забота - явление многозначное. Нас интересует теоретический и практический аспект осуществления РФ заботы о ребенке. Забота РФ о ребенке проявляется в различных формах: 1) принятие нормативных правовых актов, определяющих правовой статус ребенка, а также содержащих прямое указание о необходимости совершения действий в интересах ребенка; процедуру осуществления, охраны и защиты прав ребенка; запреты на совершение определённых действий, способных причинить вред ребенку, и другие; 2) создание системы органов и организаций, основной целью деятельности которых является обеспечение охраны и защиты прав ребенка; 3) проведение комплекса мер, в том числе научно-исследовательская деятельность, для эффективного осуществления прав ребенка; 4) обеспечение самостоятельности ребенка до объективно возможной и другие.
Нельзя не отметить, что проводимых в РФ мероприятий, в том числе теоретических изысканий в сфере осуществления прав ребенка, явно недостаточно, а вопросов, подлежащих, в том числе, научному осмыслению, множество. Среди современных исследователей, научные работы которых посвящены решению проблем, возникающих по поводу осуществления прав ребенка, можно назвать Н.Р. Косевича5, А.М. Нечаеву6, И.Г. Король7 и некоторых других. Государственный доклад о положении детей и семей с детьми в РФ за 2015 год не содержит многих направлений деятельности РФ по осуществлению прав ребенка8.
В научных трудах ребенок рассматривается в качестве самостоятельного субъекта, а между тем приоритеты и перспективы научных изысканий в этой сфере на государственном уровне не определены. Ребенок до достижения возраста 18 лет либо до признания его эмансипированным или до вступления в брак, не достигнув брачного возраста (18 лет), не обладает полной дееспособностью, а, следовательно, и самостоятельностью. Объем прав ребенка непосредственно связан с его самостоятельностью.
Самостоятельно он осуществляет лишь небольшой объем прав. Возникает вопрос о дальнейшем обосновании его самостоятельности как субъекта или сочетания самостоятельности и зависимости от законных и иных представителей, участвующих в осуществлении его прав. Другой вопрос касается определения места и степени участия законных и иных представителей в осуществлении прав ребенка, и контроля за их действиями со стороны органов, образованных для обеспечения охраны его прав.
Актуальность работы обосновывается также тем, что в настоящее время не редки случаи, когда законные и иные представители нарушают права и законные интересы ребенка. Законные и иные представители не обращаются за защитой нарушенного права ребенка; совершают сделки, не соответствующие интересам ребенка и другое.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ семейно-правового положения ребенка в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить историю развития прав детей и их реализация в РФ;
• определить семейно-правовой статус ребенка: проблемы семейного законодательства РФ;
• рассмотреть особенности правоспособности и дееспособности ребенка;
• дать понятие прав и интересов ребенка;
• охарактеризовать формы защиты прав ребенка;
• провести анализ способов реализации защиты прав и интересов ребенка.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является правовой статус ребенка в РФ. Предметом исследования - процесс реализации защиты прав ребенка в Российской Федерации.
Методы исследования, использующиеся при написании выпускной квалификационной работы:
1) изучение учебной литературы и материалов периодической печати;
2) метод сравнения;
3) метод анализа.
Нормативной базой данного исследования нормативно-правовые акты: Декларация о Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и иные федеральные законы, анализ юридической практики Верховных Судов РФ по делам, касающихся защиты прав несовершеннолетних.
Эмпирической базой исследования послужили данные отечественной юридической практики, статистические материалы различного характера, в том числе и сведения о работе судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, основной части из двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Правила, устанавливающие семейно-правовой статус ребенка, а также регламентирующие семейные отношения с участием ребенка, содержатся в нормативных правовых актах, как специально посвященных правовому статусу ребенка.
Вместе с тем семейно-правовой статус ребенка определен недостаточно, а семейно-правовой механизм осуществления, охраны и защиты прав ребенка системно не урегулирован, разрешены лишь отдельные аспекты и остается не эффективным как по причине неурегулированности некоторых отношений, так и по причине наличия противоречий в действующих правилах.
Так, не достаточно урегулирована процедура осуществления ребенком в возрасте до 10 лет права выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ); процедура участия ребенка в сделках, отказ от наследства, отсутствуют четкие правила, позволяющие определить необходимость дачи согласия на совершение несовершеннолетним определенных сделок (ст. 60 СК РФ, ст. 26 ГК РФ); правила, позволяющие определить необходимое образовательное учреждение (ст. 63 СК РФ); в ряде норм СК РФ и ГК РФ говорится о правах, принадлежащих ребенку до рождения (с момента зачатия) (ст. 1163, 1166 ГК РФ), в то время как согласно п. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью и многие другие.
Проблемы семейно-правового статуса неблагоприятно сказываются и на правовом положении ребенка, так как негативно влияют на возникающие в результате осуществления прав ребенка правовые связи.
Как свидетельствует юридическая практика дела, связанные с осуществлением, охраной и защитой прав ребенка далеко не редкость. Нарушаются права ребенка как его законными представителями, так и иными лицами, прямо или косвенно участвующими в осуществлении его прав. И это при том, что «воспитательную дееспособность семьи следует рассматривать в качестве одного из решающих факторов стратегии национальной безопасности России»32, а эффективность охраны и обеспечения прав несовершеннолетних не только повышает степень защищенности личности в государстве, престиж самого государства, но и решает более частные задачи33.
К сожалению, неблагоприятное положение характерно ребенку не только в неполной семье, либо ребенку, оставшемуся без попечения родителей, но и полной семье. Интересы ребенка не всегда соблюдаются по различным причинам: недостатки законодательства, недобросовестность законных и иных представителей, иные препятствия для эффективного осуществления прав ребенка. В РФ действует 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ, содержащих разъяснения по вопросам участия ребенка в правоотношениях, а также обзоре юридической практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей34.
Однако по многим вопросам применения семейно-правовых норм единообразие отсутствует. Органы и организации, созданные для осуществления заботы РФ о ребенке действуют несогласованно, отсутствует координирующий орган.
Действующая в РФ система опеки во многом схожа с осуществлением прав законными представителями, в том числе родителями: эти органы также самостоятельно разрешают большое количество вопросов относительно ребенка по собственному усмотрению, что не редко влечет нарушение его прав. Ясно одно: такое положение не отвечает интересам ребенка и явно требует совершенствования действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации предоставляет необходимые способы и возможности для защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних. Основной проблемой остается низкий уровень осведомленности граждан о способах и возможностях защиты своих детей. Родителям важно понимать, что защита прав и свобод своих детей является не просто их правом, а обязанностью. В противном случае, компетентные органы могут обратить внимание и на родителей, чье бездействие наносит ребенку вред.
Надо полагать, что следует расширить круг лиц, участвующих в осуществлении прав ребенка, наделить четкими полномочиями нотариуса, уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ и организации, целью которых является охрана прав ребенка в сфере осуществления его прав, а на органы опеки и попечительства возложить обязанность координирующего органа.
Совершенствовать необходимо действующую систему обременений осуществления ребенком своих прав. Надо полагать, что в основу совершенствования правового механизма необходимо положить критерий сочетаемости самостоятельности ребенка, заботы государства и добросовестности законных и иных представителей35.
Правовой статус ребенка и его правовое положение одно из основных, рассчитанное на многие годы научных исследований, основной целью которого является эффективность осуществления, охраны и защиты прав ребенка. Данному направлению необходимо государственное одобрение и поддержка. Это направление деятельности должно быть основой государственной семейной политики РФ.


1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения 25.02.2017).
2. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения: 25.02.2014).
3. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon. shtml (дата обращения: 25.02.2017).
4. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 439.
5. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017 N 39-ФЗ) // СЗ РФ. 2017. №11. Ст.367.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14 ноября 2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
7. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016 N 465- ФЗ) // 2016. №48. Ст.3876.
8. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48- ФЗ (ред. от 28.11.2015 N 358-ФЗ) // СЗ РФ. 2015. №46. Ст.3478.
9. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016 N 465- ФЗ) // СЗ РФ. 2016. № 46. Ст.3645.
10. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016 N 359-ФЗ) // СЗ РФ. 2016. №31. Ст.2478.
11. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 19.12.2016 N 444-Ф) // СЗ РФ. 2016. № 48. Ст.3874.
12. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ (ред. от 07.03.2017 N 27-ФЗ) // СЗ РФ. 2017. №41. Ст.1247.
13. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 2994.
14. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 2014 г. N 3711-6 ГД "О проекте Федерального закона N 42197-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства" данный законопроект отклонен // СЗ РФ. 2014. N 4. Ст. 365.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" // СЗ РФ. 2007. №10. Ст.415.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ