Аннотация 2
Введение 4
1 Место и значение обучения персонала в системе управления персоналом современной организации 6
1.1 Понятие и структура обучения персонала организации 6
1.2 Характеристика методов обучения персонала организации 15
1.3 Способы оценки эффективности обучения персонала 21
2 Оценка управления обучением персонала в ООО «Энлайт» 25
2.1 Краткая характеристика организации 25
2.2 Анализ системы управления персоналом 29
2.3 Оценка управления обучением персонала организации 37
3 Мероприятия по совершенствованию управления обучением персонала организации 40
3.1 Мероприятия по совершенствованию обучения и повышения квалификации персонала 41
3.2 Эффективность предлагаемых мероприятий 52
Заключение 55
Список используемых источников 59
Успешное функционирование любой организации не представляется возможным без постоянного развития профессиональных компетенций, расширения знаний, улучшения навыков и умений, способностей, то есть без обучения персонала. От степени квалификации персонала зависит доход организации, мнение клиентов и процветание компании в целом. В нынешних современных условиях жизни каждый сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, широкой эрудицией, предприимчивостью, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям среды. Организации должны обладать необходимыми ресурсами для реализации своих непосредственных функций. Одними, из которых, являются человеческие ресурсы самой организации.
Недостаток квалифицированных кадров является основным внутренним бизнес-риском в функционировании российских и зарубежных организаций [23, с. 15]. Значимость данного фактора наглядно демонстрируют результаты опросов руководителей крупнейших мировых компаний, проводимых PwC в 2016 и в 2017 годах. В то же время влияние нехватки квалифицированных кадров за последние 10 лет увеличилось более чем в 2 раза. Если в 1998 году такую обеспокоенность высказывали 31% опрошенных руководителей, то в 2017 году таких становится уже 77%.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка путей совершенствования управления обучением персонала организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить место и значение обучения персонала в системе управления персоналом современной организации;
2) проанализировать систему управления обучением персонала в организации;
3) разработать рекомендации по совершенствованию управления обучением персонала организации.
Объект исследования является персонал ООО «Энлайт».
Предмет исследования - система управления обучением персонала на предприятии.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты дают возможность сформировать более эффективную систему управления обучением персонала.
Теоретико-методологическую базу выпускной квалификационной работы составили результаты работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам экономики труда и управления человеческими ресурсами, качественных характеристик рабочей силы, развития персонала на предприятии, применения компетентностного подхода в области развития персонала, таких как Аверин А.Н., Блинов А.О., Галенко В.П., Захаров В.Я., А. Я. Кибанова и другие.
Методами сбора и анализа практической информации стали: метод изучения документов, метод наблюдения, метод опроса, логические методы, графические методы, статистические методы.
Структура работы: введение, три раздела, заключение, список использованных источников и литературы.
В первом разделе изучаются теоретические основы управления обучением персонала.
Во втором разделе производится анализ управления обучением персонала в ООО «Энлайт».
В третьей главе описываются мероприятия по совершенствованию управления обучением персонала организации.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод что управление обучением персонала - это управление развитием знаний, навыков и подходов к профессиональной деятельности, необходимых работнику в компании для обеспечения должного уровня выполнения его служебных обязанностей и решения проблем, возникающих в процессе его профессиональной деятельности.
В ходе проведенного исследования было определено, что в настоящее время в организации не проводится профессиональное и личностное обучение персонала организации. Обучение проходят только специалисты и руководители ООО «Энлайт», которые обязаны каждые 5 лет повышать свою квалификацию.
56,7 % трудовых ресурсов ООО «Энлайт» представляют сотрудники со средним специальным образованием, в то же время доля сотрудников с высшим образованием с каждым годом сокращается. Это говорит о неэффективной работе отдела кадров: реализации политики ООО «Энлайт» по обучению и повышению квалификации персонала.
Отметим, что 70 % руководителей и специалистов ООО «Энлайт» имеет высшее образование. Работники аппарата управления в большей степени имеют высшее экономическое образование. Работники сервисной службы имеют среднее техническое образование.
Немаловажной характеристикой квалифицированности персонала является стаж работы сотрудников организации.
Отметим, что стаж работы руководителей и специалистов организации, составляет более 10 лет. Что является положительным моментом в деятельности предприятия, поскольку на предприятии работают опытные сотрудники. В свою очередь опыт большинства работников организации позволяет им стать конкурентными на рынке труда.
Средний возраст работников компании в 2016 г. составляет 35 лет, такое положение дел является положительным, так как основной персонал принадлежит к довольно молодой возрастной группе. Работают в компании преимущественно мужчины.
Также были выявлены следующие недостатки системы управления персоналом в ООО «Энлайт»:
• на предприятии не ведется оптимизация численности персонала;
• не проводится профориентация потенциальных работников;
• не провидится переподготовка, обучение повышение квалификации и аттестация персонала.
Также имеются следующие недостатки в технологии развития кадрового потенциала на предприятии:
• на предприятии не формируется кадровый резерв;
• на предприятии не ведется планирование карьеры и обеспечение профессионально-должностного роста работников.
Чтобы профессиональное обучение, предоставляемое организацией, было более эффективным, необходимо соблюдать ряд условий:
• оценка положения компании должна быть достоверной на момент подготовки к процессу обучения;
• необходимо описать как результат желаемого, так и возможные перспективы;
• спрогнозировать изменения в организации после обучения;
• определить затраты и сроки.
Для устранения выявленных в процессе исследования методов обучения персонала в организации недостатков были предложены следующие рекомендации:
1. Ввести новый метод обучения персонала — вебинар, который позволит проводить обучение внутренним тренером и отказаться от помощи внешних тренеров. Использование вебинара позволит сократить часть финансовых расходов.
2. Анкета для опроса сотрудников на выявление потребности обучения позволит правильно определить необходимость обучения как со стороны руководителя, так и со стороны работника. Также можно выявить желание работника продолжать работать в данной организации.
3. Тренинг «Профилактика эмоционально выгорания» — данный тренинг позволит сотрудникам «не сгореть на работе», более эффективно справляться со своими обязанностями.
4. Домашнее задание после тренинга — является послетренинговым сопровождением для более точного понимания и осознания темы обучения, а так же для отработки пройденного материала
Как показали наши расчеты, при реализации мероприятий направленных на совершенствование управления обучением персонала организации ООО «Энлайт» можно ожить увеличения выручки от 2 до 10 % в год, затраты предприятия увеличатся на сумму программы развития - 128,30 тыс. руб., или всего 0,2 %, в свою очередь прибыль от реализации увеличится на 1149 тыс. руб.
Реализация мероприятий, направленных на совершенствование управления обучением персонала организации не может не отразится на производительности труда сотрудников предприятия. Так по нашим расчетам, данный показатель увеличится минимум на 2 %, при неизменной численности работников.
В целом считаем, что программа предполагает получение хороших результатов на долгосрочную перспективу, т.к. рационально принятое решение позволит организации получить прибыль. Т.е. затраты, связанные с разработкой мероприятий, направленных на совершенствование управления обучением персонала организации, будут экономически оправданы, поскольку приведут к повышению эффективности деятельности предприятия, повышения эффективности и качества обслуживания клиентов, создадут благоприятную атмосферу в коллективе, и тем самым повышения доходности.
На наш взгляд, проект может способствовать увеличению оперативности принятия решений, что поможет быстрее достигать стратегические цели данной организации. Также программное решение поможет не только развить лидерские качества и умение работать в команде, но и сформировать иное мышление, нацеленное на решение важных для организации задач в долгосрочной перспективе.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 01.05.2019 N 85-ФЗ)
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / Армстронг М; пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. - Санкт - Петербург: Питер, 2015. - 460 с.
3. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2017.- 328 с
4. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 с.
5. Валиева, О.В. Управление персоналом / О.В. Валиева. - М.: Приор, 2015. - 176 с.
6. Горшенева Н.А. Способы оценки эффективности обучения персонала в организации / Горшенева Н.А. // Инновационные стратегии управления человеческими ресурсами Сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.В. Соловова. 2018. - С. 46-51.
7. Емелина, Т.А., Горнастаева, Н.В. Обучение персонала как основной метод повышения конкурентоспособности работников на внутрифирменных рынках труда: проблемы и пути их решения // Молодой ученый. - 2015. - №18. - С. 258-260.
8. Журавлев П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом: настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 2015. - 576 с
9. Карманова А. В. Понятие оценки персонала и ее роль в управлении персоналом // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 409-411.
10. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом. М.: ИНФРА-М, 2016. - 304 с.
11. Киселкина О.В. Проблемы измерения производительности труда // Вестник экономики, права и социологии. 2015. - №4. - С.43-46
12. Клименко К. А. Оценка результативности управления персоналом // Молодой ученый. - 2016.- №10. - С. 736-739.
13. Колесниченко Е.А., Иванова Е.Ю., Выжимова Н.Г. Совершенствование методов обучения персонала в организации / Колесниченко Е.А., Иванова Е.Ю., Выжимова Н.Г. // Бюллетень науки и практики. - 2018. - Т. 4. № 5. - С. 474-484.
14. Коропец О.А. Профессиональная диагностика как инструмент индикации наличного уровня образовательного потенциала трудовых ресурсов / О.А. Коропец, М.И. Плутова // Экономика и предпринимательство. 2016. - № 11-1. - С. 1120-1124
15. Красавина Е.В. Использование новых подходов при формировании и управлении персоналом предприятия // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2015. - №1. - С.37-41.
...