Введение 4
Глава 1 Научно-теоретическое обоснование проблемы развития художественной культуры цвета у школьников 14
1.1 Понятие «цвет», «культура цвета» в искусствоведческом и психолого-педагогическом аспекте 14
1.2 Модель методической системы развития культуры цвета 28
1.3 Критерии и уровни оценки учебных работ школьников на уроках живописи 35
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование развития художественной культуры цвета на уроках живописи у обучающихся детской художественной школы 37
2.1 Состояние развития культуры цвета у обучающихся детской художественной школы (констатирующий эксперимент) 37
2.2 Экспериментальная проверка методической системы развития художественной цветовой культуры у обучающихся детской художественной школы (формирующий эксперимент) 45
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение А Констатирующий эксперимент 85
Приложение Б Работы обучающихся на момент констатирующего этапа эксперимента 86
Приложение В Результаты тестирования обучающихся 88
Приложение Г Варианты постановок на формирующем этапе эксперимента 1 тема 91
Приложение Д Варианты выполнения творческих работ по теме 1 92
Приложение Е Творческие работы обучающихся на момент формирующего этапа эксперимента 1 тема 94
Приложение Ж Варианты постановок на формирующем этапе эксперимента 2 тема 96
Приложение З Варианты выполнения творческих работ по теме 2 97
Приложение И Творческие работы обучающихся на момент формирующего этапа эксперимента 2 тема 99
Приложение К 3 тема (контрольный этап) формирующего этапа эксперимента 101
Приложение Л Варианты выполнения творческих работ по теме 3 102
Приложение М Творческие работы обучающихся на момент формирующего этапа эксперимента 3 тема контрольный этап 103
Приложение Н Результаты 2 тестирования обучающихся 106
Культура - это процесс воспитания, созидания, производства и результат деятельности человека, а также сочетание, единство навыков, знаний и умений человека в ходе его жизнедеятельности. Человек является творцом культуры, которая охватывает различные его стороны жизни. Культура характеризует мир человека.
К художественной культуре относится комплекс всех видов художественной деятельности. Основой художественной культуры, ее структурообразующим фактором является искусство, благодаря которому человек в художественных образах отражает и моделирует мир.
Искусство проявляется в многообразии видов художественного творчества, которые различаются способом воплощения, спецификой создания художественного произведения.
Одним из видов художественного изобразительного творчества является живопись. Живопись - это живое письмо, с помощью которого художники создают художественный образ, передают воображаемый или реальный мир, многоцветное разнообразие окружающей действительности. Произведения живописи создаются на плоскости с помощью красочных материалов.
В живописи художники пишут картины, используя различные изобразительные средства, применяют возможности рисунка и композиции, но главным выразительным инструментом является цвет.
С помощью цвета, его оттенков и соотношений в живописи изображается реальный мир, разнообразные свойства и особенности натуры, создаётся художественный образ.
Художественная культура цвета - это восприятие, изучение цвета, его свойств и параметров, цветовых гармоний, правил и способов применения цветовой палитры в создании живописных художественных образов. Система цветовых традиций, цветовой язык, взаимосвязь с духовной и материальной культурой людей.
В задачу курса учебного предмета «Живопись» в детских художественных школах входит развитие художественной культуры цвета. Главным в освоении грамоты живописи является изучение цвета, его свойств и правил использования, знание основ цветоведения, различие понятий «цвет» и «краска». Освоение технических приемов работы в акварельной и гуашевой живописи. Учиться передавать цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии. Развивать способности уметь видеть и изображать окружающую природу во всем её цветовом разнообразии. Писать цветом объём предметов, передавать световоздушную среду.
Целью учебного предмета «Живопись», согласно федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе полученных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление талантливых детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства [48].
На сегодняшнем этапе общественного развития система дополнительного образования также нуждается в своей трансформации и модернизации. И одну из главенствующих позиций в этом занимает эстетическое и сенсорное воспитание обучающихся средствами художественного творчества. Цветовое познание мира является важным эмоционально-эстетическим моментом в жизни ребенка. Дисгармония во многом может усложнить процесс познания окружающего мира и негативно отразиться на его цветовой культуре. В этом ключе культура цвета представляет собой движущейся силой, активизирующей развитие личности и в процессе обучения живописи. Живопись становится средством позволяющим обучающимся познать систему мировосприятия и миропонимания, систематику, символику и семантику. Осваивая это, дети способны выразить в своей цветовой речи более эмоционально, выразительно, образно то, что не могут сказать словами. Психолого-педагогические процессы лежащие в основе развития цветовой культуры происходят на основе взаимодействия различных чувств, ощущений и эмоций, которые представлены развитием сенсорно-перцептивного уровня, образного, художественного мышления, эстетического отношения. Под воздействием творчества этот процесс становится активным и продуктивным, если в составе мотивов личности есть потребность к той или иной деятельности, желании совершенствоваться и саморазвиваться. Таким образом познание и отражение непосредственно связаны с чувственными анализаторами. Ведь на основе этого у обучающихся формируются понимания различных пространственных, физических, фактурных, объемных и плоскостных характеристик о предмете исследования. Следовательно, на чувство цветовой культуры, на чувствительность глаза влияют условия жизнедеятельности. В познании многообразия мира, искусство и изобразительная деятельность становится тем средством, с помощью которого ребенок может получить различные знания о свойствах и качествах цвета. Чем больше ребенок имеет практический опыт, выражающийся как в движении глаза, так и в движении руки, тем целостнее и образнее становится его изображение, тем выше его уровень цветовой культуры.
Основная цель обучения живописи - научить будущего художника видеть и уметь показывать на изобразительной плоскости красочное многообразие мира, при помощи цветоформы узнавать и отображать окружающую действительность.
Несмотря на существенный методологический вклад в решении проблемы развития и формирования цветовой культуры авторами Р. Арнхейма, Б.Г. Ананьева, З.М. Истоминой, И. Иттена, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова и на сегодняшнем этапе образовательного процесса этот аспект воспитания и обучения является по-прежнему актуальным. В современной системе образования по-прежнему идет поиск средств, методов, педагогических технологий способных активизировать этот процесс, сделать его продуктивным таким образом, чтобы развитие цветовой культуры стало индивидуальной ценностью личности, уровнем развития ее образного мышления и восприятия.
У обучающихся ещё слабо получается, в силу не знания, боязни, недостаточности опыта и взаимосвязи теоретических знаний с практической работой, видеть и грамотно изображать окружающую среду во всем многообразии её цветосветовых отношений, воспроизводить форму цветом, передавать материальность различных фактур, передавать световоздушную среду.
В художественной школе на занятиях по живописи написание натюрморта является основным видом учебного задания. Работа над натюрмортом учит уверенно изображать видимые предметы, передавая при этом их положение на плоскости и в пространстве. В процессе изображения натуры развивается чувство цвета и его многочисленных оттенков. На примере натюрморта обучающиеся усваивают законы цветовой гармонии, познают пластику форм, учатся мастерству владения техническими приёмами и творческому отношению к натуре. На занятиях обучающиеся приобретают знания законов и элементарных правил цветовоздушной перспективы. В постоянных занятиях обучающиеся овладевают навыками последовательной работы над изображением по принципу от общего - к частному, а затем от частного - к обобщению целого. Учатся достижению законченности, которая состоит в передаче цветовой гармонии, в приведении к единству всех деталей, в подчинение всех элементов поставленной задаче.
В ходе исследования выявлено противоречие
Согласно требованиям ФГТ результатом освоения программы «Живопись» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
• знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
• знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
• умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
• умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
• умение раскрывать образное и живописно- пластическое решение в творческих работах;
• навыки в использовании основных техник и материалов;
• навыки последовательного ведения живописной работы [48].
Этот факт говорит о том, что развитие цветовой культуры представляет собой специально-организованный, системный процесс, где успешность развития данного качества обусловлено не только врождёнными задатками, условиями, но и то, что обучение живописи, воспитание цветовой культуры находится в зависимости от мыслительных, психофизиологических процессов, эмоционально-мотивационного (чувственно-эмоционального) компонента деятельности.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить структурно-содержательную модель методической системы, выступающей необходимым условием целенаправленного процесса обучения и воспитания и обращённой на развитие художественной культуры цвета на уроках живописи в детской художественной школе.
Объект исследования - является процесс развития художественной цветовой культуры у обучающихся на занятиях по живописи в системе дополнительного художественного образования.
Предмет исследования - технологии и методы развития художественной культуры цвета у обучающихся средствами живописи в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования
Эффективность развития художественной культуры цвета средствами живописи может быть обеспечена, если:
• развитие художественной культуры цвета выступает доминирующим фактором в становление эмоционально- эстетической сферы ребенка, целостной и гармоничной личности, обладающей определенным сенсорно-перцептивным уровнем, образного, художественного мышления и эстетического отношения;
• создать условия, при которых процесс развития художественной культуры цвета представляет собой активное и продуктивное погружение ребенка в богатство восприятия цвета, в освоении его различных качеств и свойств;
• создать модель методической системы, в которой ее основные операционно-действенные и контрольно-регулирующие компоненты, обеспечивают развитие цветовой культуры;
• разработать систему заданий, упражнений, направленных на развитие цветовой культуры;
• разработать критерии и уровни развития художественной культуры цвета у обучающихся, основанных на результатах диагностического, оценочно-результативного исследования;
• опытно-экспериментальным путем апробировать эффективность разработанной модели развития художественной культуры цвета у обучающихся на занятиях по живописи в рамках учреждения дополнительного образования детской художественной школы.
Задачи исследования
• проанализировать и систематизировать научную, теоретико-методологическую литературу по проблеме исследования;
• определить значение развития художественной культуры цвета в целостном педагогическом процессе влияющим на развитие индивидуальных качеств личности;
• создать условия, при которых процесс развития художественной культуры цвета представляет собой активное и продуктивное погружение ребенка в богатство восприятия цвета, в освоении его различных качеств и свойств;
• создать модель методической системы, в которой ее основные операционно-действенные и контрольно-регулирующие компоненты, специально подобранные технологии и методы обеспечивают развитие цветовой культуры;
• разработать критерии и уровни развития художественной культуры цвета у обучающихся средствами живописи;
• провести опытно-экспериментальное исследование на момент эффективности модели методической системы развития художественной культуры цвета у обучающийся учреждений дополнительного образования на занятиях по живописи.
Методологическую основу исследования составили теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых, педагогов, художников связанные с проблемами развития колористической, цветовой культуры и отражены в научных трудах:
- Н.З. Алиева, Б.А. Базыма, Н.Н. Волкова, А.С. Зайцева, С.Е. Игнатьева, М.С. Кагана, Е.А. Кибрика, В.С. Кузина, Г.М. Логвиненко, С.П. Ломова, М.А. Лазарева, Н.П. Никитиной, Г.И. Панксёнова, Н.Н. Ростовцева, Н.В. Серова, Е.В. Шорохова;
- в диссертационных исследованиях и научных статьях Н.В. Блохиной, Н.В. Виноградовой, Т.Л. Журиковой, Н.В. Ермолаевой, Т.С. Комаровой, С.С. Карась, Т.А. Копцевой, Н.М. Стариковой, Д.М. Оверчук, Ю.П. Шашкова, В.М. Шацкой.
Методы исследования
Методы теоретического анализа психолого-педагогической, методической и искусствоведческой, философской литературы, диссертаций, научных статей и публикаций, учебных программ и методических пособий, наглядно-дидактических материалов, отечественной и зарубежной научно-методической литературы.
Методы эмпирического исследования (изучение педагогического опыта в проведении, управлении и моделировании учебным пространством, организации и проведения занятий, контрольных срезов и промежуточных этапов в констатирующем и формирующем эксперименте, сравнительный диагностический материал по разработанным критериям оценивания, а также наблюдение, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент).
Научная новизна исследования состоит в определении характеристик цвета, воздействующих на эстетическое воспитание ребенка; в теоретическом анализе и систематизации полученных знаний в области развития художественной культуры цвета у обучающихся, влияющих на процесс становления и формирования сенсорно-перцептивной функции ребенка, образного и художественного мышления, эстетического отношения; в разработке структурно-содержательной модели методической системы, в содержании которой операционно-действенные и контрольно-регулирующие компоненты, обеспечивают развитие цветовой культуры; в разработке уровней и критериев оценки развития художественной культуры цвета у обучающихся средствами живописи.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретико-методологических подходов, технологий, методов и средств, обеспечивающих развитие художественной культуры у обучающихся , что обогащает современную теорию и методику преподавания и воспитания ребенка средствами живописи; в разработке теоретической структурно-содержательной модели методической системы, направленной на развитие художественной культуры цвета у обучающихся.
Практическая значимость результатов исследования состоит в практической реализации модели методической системы развития художественной культуры цвета у обучающихся, способствующей, в рамках целостности педагогического процесса, обеспечить развитие чувственно-эмоциональной, сенсорно-перцептивной сферы ребенка; в использовании полученных результатов исследования в практике педагогической деятельности в рамках развития темы диссертационного исследования; в возможности использовать полученные данные при написании научных статей, разработки программ, методических и наглядных пособий.
На защиту выносятся следующие положения
Художественная культура цвета представляет собой системный процесс характеризующейся богатством чувственно-эмоциональной сферы, образного восприятия, эстетического отношения. Развитие личности обеспечивается познанием различных качеств и свойств цвета, в освоении его конструктивных, символических, семантических, эмоциональных основ.
Цвет обладает своими сущностными характеристиками, ценностно-смысловыми, образными, эмоциональными составляющими, помогающими в познании окружающего мира и в реализации своих творческих замыслов.
Научно-обоснованная и апробированная структурно-содержательная модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных операционно-действенных и контрольно-регулирующих компонентов, позволяющих управлять и организовывать педагогический процесс , обеспечивая активность и продуктивность, динамику развития художественной культуры цвета у обучающихся на занятиях по живописи.
Процесс обучения и воспитания носит целенаправленный и поэтапный характер и включает в себя организацию, управление, прогнозирование и моделирование, мотивирование, направление и контроль за деятельность обучающихся.
Апробация исследования
Экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДХШ № 3 г.о. Тольятти. Педагогическим экспериментом было охвачено 12 подростков в возрасте 1214 лет.
Этапы исследования
Исследование проводилось с 2019-2021 г.
Первый этап (2019 г.) теоретический анализ, в ходе которого рассматривалась проблема развития художественной культуры цвета. Определялось сущность данной характеристики, значение данного качества в развитии и становлении гармоничной личности .
Второй этап (2019-2021 г.) связан с определением научно-методологического аппарата исследования, уточнением основных положений, разработкой модели методической системы, ее структурно-содержательных компонентов, влияющих на процесс развития художественной культуры цвета у обучающихся средствами живописи.
Третий этап (2021 г.) связан с систематизацией полученных результатов, определением основных выводов по педагогическому эксперименту, проводилась качественная и количественная обработка данных, корректировались и уточнялись основные положения и перспективы дальнейшего развития темы магистерской диссертации.
Достоверность результатов исследования отражены участием автора в научно-практических конференциях различного уровня с последующей публикаций в сборнике.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложения, 107 страниц, из которых 71 станица текста, и приложения, в котором отражены 21 таблица, 40 рисунка. Список используемой литературы включает 55 источников.
В ходе исследования проведён теоретический анализ литературы. Названы художники и теоретики искусства, которые внесли заметный вклад в развитие теории живописи, цветоведения, теории развития художественной культуры цвета. Дана характеристика, значение данного качества в развитии и становлении гармоничной личности. Разработана структура модели развития художественной культуры цвета на уроках живописи в детской художественной школе. Опытно-экспериментальным путем апробирована эффективность разработанной модели на занятиях по живописи в рамках учреждения дополнительного образования детской художественной школы.
Рассмотренные методические средства, способствующие развитию художественной культуры цвета, представляют собой активное и продуктивное погружение ребенка в богатство восприятия цвета, в освоении его различных качеств и свойств, помогающих изучению данного вопроса.
Обучение строиться на постепенном накоплении знаний, овладении изобразительной грамотой и развитии умения видеть бесконечно разнообразные цветовые сочетания окружающего нас мира. В целях более глубокого освоения данного предмета необходимо, чтобы практическое умение было подтверждено прочными теоретическими знаниями, обучающихся необходимо напомнить основные законы цветоведения, познакомить с работами мастеров зарубежного, русского и советского искусства и приобщить к великой культуре прошлого. На этой основе постепенно развивается осознанное восприятие цвета. Осмысливаются понятия формата, ритма, тона, понятие декоративности, законы соподчинения и контраста, понятие целого и детали, колористической целостности листа.
Процесс обучения идёт по пути от простого к сложному. Большую часть работы по живописи в детской художественной школе представляет натюрморт. Каждая постановка должна быть методически обоснована и творчески решена. Хорошо продуманная постановка, ясная по цели, с удачно подобранной натурой, воспитывает художественный вкус обучающегося и во многом помогает раскрытию художественного образа.-Интересные натурные постановки, разнообразные цветовые и предметные сочетания заинтересовывают обучающихся, вызывают различные чувства и эмоции. Психолого-педагогические процессы, лежащие в основе развития цветовой культуры, происходят на основе взаимодействия различных чувств, ощущений и эмоций, которые представлены развитием чувственного восприятия, образного, художественного мышления, эстетического отношения. Возникает желание совершенствоваться и саморазвиваться, этот процесс становится активным и продуктивным под воздействием творчества.
Упражнения, выполняемые перед написанием натюрморта во время работы над эскизом, предлагают внимательнее изучить цветовое состояние натурной постановки.
Обучающимся приходится внимательнее рассматривать предлагаемый для написания натюрморт, вспоминать основы цветоведения, думать, анализировать цветовую гамму постановки, находить нужные цветовые сочетания. И при дальнейшем написании работы уже внимательнее и увереннее работать с цветом и техникой исполнения конкретного натюрморта. Результаты эксперимента показывают, что выполненные задания помогли обучающимся лучше понять цветовое состояние натурной постановки и грамотнее, культурнее и смелее писать предложенные натюрморты. Более эмоционально и творчески подходить к выполнению заданий, передавать собственное видение, художественный образ заданной работы.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования, что эффективность развития художественной культуры цвета средствами живописи является доминирующим фактором в становлении эмоционально-эстетической сферы ребенка, целостной и гармоничной личности, обладающей определенным сенсорно-перцептивным уровнем, образного, художественного мышления и эстетического отношения выступает доминирующим фактором.
Положения магистерской работы можно будет расширить и продолжить. Данная работа может быть использована в практике педагогической деятельности преподавателями ДХШ и ДШИ на уроках живописи по развитию чувства цвета, культуры цвета обучающихся. Полученные данные можно использовать при написании научных статей, разработки программ, методических и наглядных пособий.
Данное педагогическое исследование было проведено в соответствии с педагогическими принципами и направлено с целью повлиять или изменить уровень развития художественной культуры цвета у обучающихся. Основной показатель такого эксперимента, является его системность в практике педагогической и методической деятельности учителя.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что формирование и развитие художественной культуры цвета у обучающихся является сегодня важной педагогической задачей, связанной с развитие как общей культуры, понимания эстетических категорий, что особенно важным становится в век цифровой культуры. Поэтому понимание цвета, его значение исходит не только из осознания его символических характеристик, но и в этом заложена определенная культура предков, знания которых мы обязаны сохранить и передать следующему поколению.
1. Алексеев С.С. О колорите [Текст]/ С.С. Алексеев. - Москва: «Изобразительное искусство», 1974, - стр. 1-176.
2. Антонова Л.А. Развитие творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т общ. образования М-ва образования РФ. - Москва, 2001. - 21 с.
3. Беляев А.В. Психолого-педагогические аспекты формирования целостного цветовосприятия на занятиях по живописи у учащихся детской художественной школы // МНКО. 2016. №5 (60). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologo-pedagogicheskie-aspekty- formirovaniya-tselostnogo-tsvetovospriyatiya-na-zanyatiyah-po-zhivopisi-u- uchaschihsya-detskoy (дата обращения: 24.05.2021).
4. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования [Текст]: учебник для учащихся нач. проф. заведений/ С.Е. Беляева. - 3-е изд., стер. - М. Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с., [16] с. цв. ил.: ил. ISBN 978-5-7695-5218-2
5. Березина Ю.Ю., Князева О.В. Методические основы формирования цветовосприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodicheskie-osnovy-formirovaniya- tsvetovospriyatiya-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 24.05.2021).
6. Блохина Н.В. Формирование колористического видения у учащихся детской художественной школы // Преподаватель XXI век 2011. № 2 URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie-koloristicheskogo-videniya- u-uchaschihsya-detskoy-hudozhestvennoy-shkoly (дата обращения: 09.12.2019).
7. Бубнова, М.В. Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Бубнова Марина Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2010. - 23 с.
8. Виноградова Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи: на примере выполнения натюрморта: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Виноградова Наталья Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2009. - 17 с.
9. Виноградова Н.В. Художественная природа живописи и основы ее цветовой коммуникации в развитии культуры восприятия у детей // АНИ: педагогика и психология. 2018. №1 (22). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/hudozhestvennaya-priroda-zhivopisi-i-osnovy-ee- tsvetovoy-kommunikatsii-v-razvitii-kultury-vospriyatiya-u-detey (дата обращения: 15.04.2020).
10. Волков, Н.Н. Цвет в живописи [Текст]/ Н.Н. Волков. - Москва: Издательство «Искусство», 1984.
11. Выходцева Л.А. Формирование у подростков способности к художественному изображению природы (в процессе работы с цветом) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 1984. - 168 с. : ил.
12. Газимагомедова А.Г. Развитие чувства цвета у младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2011. №4. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZrazvitie-chuvstva-tsveta-u-mladshih-shkolnikov- sredstvami-dekorativno-prikladnogo-iskusstva (дата обращения: 24.05.2021).
13. Давиденко А.С., Алексеенко Е.В. Цветовая культура в развитии личности младших школьников // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https:ZZscienceforum.ru/2 017/article/2017036517 (дата обращения: 24.05.2021 ).
14. Долгоаршинных Н.В. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников народного образования. - Москва, 1999. - 18 с.
15. Дубровская Н.В. Цвет творчества [Текст] : парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет / Н. В. Дубровская. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 159, [1] с., [24] л. цв. ил. : ил., табл.; 24 см. - (Разработано в соответствии с ФГОС) (Цвет творчества).; ISBN 978-5-906852-63-2.
...