Аннотация 2
Введение 7
1 Теоретические основы менеджмента бизнес-процессов на предприятии 11
1.1 Понятие, сущность менеджмента бизнес-процессов на предприятии 11
1.2 Подход к совершенствованию бизнес-процессов на предприятии 22
2 Анализ процесса управления персоналом в ООО «Евросеть- Ритейл» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 29
2.2 Анализ процесса управления персоналом 34
2.3 Анализ эффективности кадровой политики организации 46
3 Разработка мероприятий по совершенствованию процесса управления персоналом в ООО «Евросеть-Ритейл» 52
3.1 Мероприятия по совершенствованию процесса управления персоналом в ООО «Евросеть-Ритейл» 52
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию процесса управления персоналом 58
Заключение 62
Библиографический список 65
Приложения 71
Современное предприятие является сложной системой, для эффективного управления которой требуется разнообразие применяемых инструментов и способов, в первую очередь направленных на достижение конкретных целей и задач с минимальными затратами.
В качестве основных элементов, влияющих на эффективность, успешность организации, можно представить множество бизнес - процессов.
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий, задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей.
Существуют следующие классификации процессов: основные, вспомогательные и процессы управления. Одним из главных управленческих процессов, оказывающим огромное влияние на деятельность организации это является разработка кадровой политики.
Кадровая политика- это составная часть стратегически ориентированной политики компании. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава коммерческой организации.
Актуальность темы заключается в том, что в условиях сложной экономической ситуации решающим фактором эффективности и конкурентоспособности организации является обеспечения высокого качества кадрового потенциала, что осуществляется благодаря одному из бизнес-процессов - это процессу управления.
При правильной реализации кадровой политики возрастает мотивация персонала, желание развиваться и продвигаться по карьерной лестнице.
Важная функция кадровой стратегии - повышение производительности труда сотрудников, что ведёт к увеличению прибыли. Движущая сила организации - это работники, поэтому их знания, навыки, мотивация являются важным стратегическим ресурсом. Работа в сфере торговли требует профессиональной квалификации, внешние условия быстро меняются, поэтому кадровая политика организации должна быть гибкой и мобильной.
Со временем, любая организация понимает, что необходимы предобразования в процессе управления, и чтобы достичь успешных показателей, необходимо вложить ресурсы в кадровые процессы.
В функциональные обязанности штатных единиц отдела кадров входит: соответствие профессиональным навыкам работника в современных условиях, обучение сотрудника, мотивация персонала, создание преимущества перед конкурентами, повышение квалификации сотрудников, создание кадрового резерва. В данный момент, в России растут требования в сфере торговли, поэтому развивать персонал, повышать их профессионализм является неотъемлемой частью деятельности кадровых специалистов организации.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию процесса управления персоналом на предприятии.
Цель исследования предопределила круг взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему выпускной квалификационной работы
К ним относят:
• рассмотреть основы менеджмента бизнес-процессов на предприятии;
• проанализировать процесс управления персоналом и кадровую политику в ООО «Евросеть -Ритейл»;
• разработать комплекс мероприятий по совершенствованию процесса управления персоналом;
• провести оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Евросеть - Ритейл», основным видом деятельности которого является продажа мобильной и портативной техники и оказание услуг в сфере сотовой связи и финансовых сервисов.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является процесс управления персоналом, реализуемый на предприятии.
Теоретической основой исследования явились научные труды следующих отечественных и зарубежных авторов, исследовавших проблемы совершенствования кадровой политики организации: Аксенов Е., Джестон Дж., Нелис Й., Клейнер Г.Б, Кибанов А.Я., Нарижняк М.О., Никитина И.А., Репиной Е.А., Саркисян А.Г., Скамай Л.Г., Томпсон А., Феофанова О.А., Шумакова Н. В. и др.
Теоретическая значимость работы состоит в методологическом использовании результатов исследования способов совершенствования кадровой политики ООО «Евросеть -Ритейл».
Границами исследования являются 2014-2016 года.
Однако при всей значимости этих исследований, по-прежнему, существует ряд нерешенных теоретических и практических проблем, связанных с недостаточной проработанностью инструментария формирования и реализации кадровой политики нового типа.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам повышения влияния кадровой политики на результаты деятельности организации, процессов ее формирования и реализации в поле стратегических кадровых решений, монографии, материалы научных конференций, тематические публикации в периодической печати, энциклопедические материалы; Internet-ресурсы; действующие законодательные и нормативные документы Российской Федерации.
Методы исследования - системный подход и системный анализ, статистико-экономические методы, структурно-логические методы, графические методы исследования.
Исследования в выпускной квалификационной работе основывались на материалах бухгалтерской отчетности ООО «Евросеть -Ритейл» за 2014-2016 годы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы менеджмента бизнес-процессов на предприятии.
Во второй главе проведён анализ процесса управления персоналом (на примере ООО «Евросеть -Ритейл»).
В третьей главе приводятся разработанные на основе проведенного анализа рекомендации, и дается оценка их экономической эффективности.
В заключении сделаны основные выводы и предложения по реализации результатов проведенного исследования.
Анализ разного рода научной литературы в вопросах, которые касаются проблемы управления кадрами в различных организациях предоставил возможность выявить сразу несколько подходов: традиционный, который напрямую связан с процессом управления персоналом и подход, который в свою очередь, связан с управлением человеческими ресурсами. Одновременно с этим, выявлены также: институциональный, функциональный, организационный и социальный подходы, вносящих определенный вклад в развитие структуры управления кадрами в крупных фирмах.
При осуществлении процесса разработки структуры управления персоналом средней компании и главных его элементов значительно эффективнее применять так называемый, комплексный подход, который дает возможность выявить главные функции всех существующих элементов структуры управления персоналом компании: планирование, набор, отбор, адаптацию, мотивацию, оценку, развитие и обучение. Эффективное деятельность всех этих элементов по отдельности и вместе определяет наиболее эффективную работу структуры управления кадрами.
Уникальные особенности управления кадрами прямо заключаются в важности унификации и стандартизации существующих методов управления кадрами, выявления уникальных функций управления персоналом на всех уровнях управления, активному использованию современных технологий.
Различные условия внешней среды, величина организации и область деятельности прямо определяют работу кадровой службы. Кроме того, безусловно, стоит отметить, что для крупных организаций довольно характерно весьма сложное и разветвленное строение структуры управления персоналом.
В рамках этой выпускной квалификационной работы подробным образом анализируется деятельность компании ООО «Евросеть-Ритейл». В результате приведенных данных, можно сделать вывод, что, если рассматривать в динамике, главные показатели компании выросли, что показывает увеличение эффективности деятельности организации.
В результате, можно сделать вывод, что, в целом исходя из анализируемых сведений, видны как тенденции, отмечаемые с положительной стороны, например, увеличение уровня образования сотрудников, так и различные отрицательные тенденции, например, высокий уровень коэффициента текучести сотрудников.
Кроме того, были выявлены ключевые проблемы в кадровой политике данной компании:
• важность изменений существующей системы подбора кадров;
• проблема текучести персонала;
• внедрение эффективной политики мотивации;
• увеличение уровня корпоративной культуры в компании.
В результате всестороннего анализа филиала ООО «Евросеть-Ритейл» рекомендуются следующие действия по улучшению кадровой политики организации:
1) улучшение системы подбора кадров, путем осуществления в значительной степени более эффективного и глубокого собеседования, с активным внедрением на практике анкетирования потенциальных сотрудников;
2) увеличение уровня мотивации наставников используя методы, как материального, так и нематериального стимулирования;
3) формирование и внедрение на практике программы адаптации персонала, так называемый метод неформализованного сопровождения и процесс организации разного рода корпоративных мероприятий, а также закрепление механизма наставничества в положении «О наставничестве».
На сегодняшний день, для выживания компании важно очень тщательно наблюдать за уровнем коэффициента текучести персонала, ведь различные конкурирующие структуры с более выгодными условиями работы способны переманить в свои организации наиболее ценных сотрудников, а соответственно их знания, накопленные умения и опыт, который никак нельзя заменить обычными машинами и автоматикой. Кроме того, процесс привлечения новых сотрудников является намного более дорогим действием, нежели сохранение опытных высококвалифицированных сотрудников. Важно отметить, что указанные выше направления деятельности не только смогут помочь удержать персонал, но и сделают учреждение существенно ближе к современным стандартам и повысят ее эффективность.
В результате, осуществленные расчеты дали понять, что указанные мероприятия достаточно эффективны и предлагаются к внедрению на практике в филиале ООО «Евросеть-Ритейл», ведь они дадут возможность увеличить показатели прибыльности компании и эффективность ее деятельности в финансовой области.
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.; в ред. от 21 июль 2014 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ] // Рос. газ. -2015. - 21 янв.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принят от 30.12.2001] N 197-ФЗ
3. Алексеев О.А. Разработка документа, отражающего кадровую политику предприятия // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. - № 57-1.- С. 25-26.
4. Алексеева Я.П. Управление кадровой политикой как актуальный вопрос развития организаций // Я.П. Алексеева, П.В. Харитонова: В сборнике: Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование. Материалы V Международной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский филиал МИИТ; редактор: Н.В. Пшениснов. 2015. - С. 149-151.
5. Бартенев С.А. Инновационный подход к кадровой политике компании / С.А. Бартенев, В.А. Буренин, А.К. Марков, В.П. Медведев // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. - № 10. - С. 111-115.
6. Базарова Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов/ Ерёмина Б.Л. - Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. - 563с.
7. Баярсайхан О.Э., Серкова Н.В. Кадровая политика организации в условиях кризиса // Экономика и социум. 2015. - № 2-1 (15). - С. 517-518.
8. Беленькая Е.В. Влияние трудового законодательства на кадровую политику предприятий // В сборнике: Наука. Технологии. Инновации. Материалы всероссийской научной конференции молодых ученых в 10 частях. 2013. - С. 83-84.
9. Бобрешова И.П. Роль современной оценки персонала в кадровой политике организации: В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2016. - С. 1446-1449.
10. Ветрова В.А., Пономарева Е.А. Кадровая политика как фактор конкурентоспособности предприятия: В сборнике: Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом Сборник докладов и тезисов IV (IX) международной научно- практической конференции. Под общей ред. Парахиной В.Н., Ушвицкого Л.И., Бобровой Е.Ф.. Ставрополь, 2015. - С. 67-69.
11. Виноходова А.Ф. Кадровая политика и система управления предприятием в условиях кризиса: в сборнике: Актуальные проблемы развития экономических, финансовых и кредитных систем Материалы III Международной научно-практической конференции. под науч. ред. М.В. Владыка, Т.Н. Флигинских, Ю.В. Всяких. 2015. - С. 76-81.
12. Выродова Ю.В. Кадровая политика как элемент системы управления трудовыми ресурсами предприятия // Ученые записки Института управления, бизнеса и права. Серия: Экономика. 2014. - Т. 1. - № 4. - С. 229-234.
13. Гордеева А.Г. Кадровая политика как стратегия управления персоналом: В сборнике: Бизнес технологии в России: теория и практика. Материалы III международной научно-практической конференции. Саратов, 2015. - С. 29-31.
14. Джестон Дж., Нелис Й. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов. - СПб.-М.: Символ-Плюс, 2008
15. Дементьева Е.С. Современные тенденции в формировании резерва руководящих кадров предприятия // Вопросы радиоэлектроники. 2016. - № 1. - С. 68-72.
...