Объект исследования - ООО «РПК Рестайл» (г. Москва).
Основной вид деятельности - оказание услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Есть приложения (скрины бухгалтерской отчетности).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и формирования конкурентоспособности организации и ее продукции 6
1.1. Сущность конкуренции, назначение, параметры и факторы
конкурентоспособности продукции организации 6
1.2. Конкурентные стратегии развития предприятия…………………………….16
1.3. Показатели качества продукции и методы оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции 21
Глава 2. Анализ деятельности и конкурентоспособности продукции предпирятия на примере ООО «РПК Рестайл» 32
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «РПК Рейстал» 32
2.2. Анализ конкурентной среды и стратегии развития предприятия 39
2.3. Оценка качества продукции предприятия и ее конкурентоспособности…..48
Глава 3. Рекомендации и пути совершенствования конкурентоспособности продукции предприятия на примере ООО «РПК Рестайл» 54
3.1. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ООО "РПК Рейстал" ……………………54
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по повышению
конкурентоспособности продукции ООО «РПК Рестайл»……………………..57
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложения 74
Актуальность исследования вопросов управления конкурентоспособностью обусловлена необходимостью изучать механизмы формирования конкурентоспособности предприятий в сегодняшних российских условиях. Задача увеличения конкурентоспособности отечественных компаний представляет собой одно из приоритетных направлений развития экономики России. Проблема конкурентоспособности и конкуренции экономики РФ не единожды превращалась в центральную тему экономических форумов и правительственных заседаний. Важную роль в повышении уровня конкурентоспособности отечественной экономики играют мероприятия по развитию конкурентоспособности отдельных предприятий, реализуемые на микроуровне.
Управление уровнем конкурентоспособности организации представляет собой одну из ключевых задач менеджмента, так как конкурентоспособность предстает в качестве интегрального критерия успешности предприятия и основы благополучия в настоящем и будущем. Внедрение в организации системы управления конкурентоспособностью дает возможность сопоставлять конкурентные позиции организации, оперативно устанавливать «слабые» стороны деятельности организации и принимать меры по их минимизации.
Целью выпускной квалификационной работы стала разработка проекта по совершенствованию конкурентоспособности продукции предприятия на примере ООО «РПК Рестайл» на основе анализа конкурентной среды и стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические основы конкуренции и формирования конкурентоспособности организации и ее продукции;
- рассмотреть конкурентные стратегии, показатели качества продукции и методы оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции;
- провести анализ деятельности конкурентоспособности продукции предприятия ООО «РПК Рестайл»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия и дать оценку их экономической эффективности.
Объектом исследования в работе является предприятие ООО «РПК Рестайл». Предметом исследования стали методы оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции.
Теоретическая и методологическая база исследования. При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы законодательные и нормативные документы, научные труды и публикации по анализу конкурентоспособности предприятия и его продукции, представленных в работах известных российских и зарубежных экономистов, таких как: С.С. Носова, А.Ю. Юданов, А.Б. Савченко, В.Н. Родионова.
Информационная база исследования. Для выполнения выпускной квалификационной работы была использована бухгалтерская и финансовая отчетность, внутренние нормативные документы компании ООО «РПК Рейстал», материалы электронных публикаций.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия позволят снизить расходы, связанных с выпуском продукции, улучшить качество продукции и в целом повысить уровень конкурентоспособности предприятия ООО «РПК Рейстал».
Методы исследования. В работе были использованы методы анкетирования, логического и аналитического анализа, сравнение, графический метод, метод опроса и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы описываются теоретические основы конкуренции и формирования конкурентоспособности организации и её продукции. Так, в данной главе ВКР подробно изучена сущность конкуренции, назначение, параметры и факторы конкурентоспособности продукции организации, а также детально исследованы виды конкурентных стратегий развития предприятия, показатели качества продукции и методы оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции.
Во второй главе данной выпускной квалификационной работы описывается организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия, а также здесь содержится анализ конкурентной среды и стратегии развития предприятия ООО «РПК Рестайл». Также во второй главе проведена оценка качества продукции предприятия ООО «РПК Рестайл» и её конкурентоспособность на рынке рекламных услуг.
В третьей главе данной выпускной квалификационной работы были предложены направления укрепления конкурентной позиции компании ООО «РПК Рестайл» на рынке рекламных услуг. Также в третьей главе этой ВКР была рассчитана экономическая эффективность от внедрения мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ООО «РПК Рестайл» на рынке рекламных услуг.
Конкурентоспособность представляет собой особенность участника рыночной экономики превосходить собственных конкурентов при конкретных явлениях, происходящих в определённый момент времени, а также возможность выдерживать противостояние с конкурентами.
Конкурентная стратегия представляет собой стабильный механизм поведения и комплекс правил и ориентиров, которые использует администрация предприятия для реализации и сохранения конкурентоспособности организации на долгий срок.
Существуют разновидности матричных способов оценки конкурентоспособности организации, среди которых:
матрица БКГ;
матрица Портера;
модель GE/McKinsey (проводится оценка престижности сегмента рыночной экономики, на котором работает организация);
модель Shell/DPM (проводится оценка престижности отрасли, на которой функционирует организация);
модель Hofer/Schendel (проводится анализ этапов становления сегмента рыночной экономики, где работает организация);
модель ADL/LC (проводится анализ этапа жизненного цикла товаров и услуг, которые выпускает организация).
Консалтинговая компания ООО «РПК Рестайл» достаточно успешно функционирует на рынке и наращивает масштабы деятельности.
Рынок консалтинговых услуг достаточно молод. Основными крупными компаниями на данном рынке являются несколько консалтинговых фирм, между которыми и ведется основная конкурентная борьба. Среди них ООО «Консалт-сервис». ООО «Аутсорсинговая компания №1». ООО «Бизнес-консалтинг».
Основную долю на рынке занимают компании ООО «Консалт-сервис». ООО «Аутсорсинговая компания №1» и ООО «Бизнес-консалтинг», доля рынка ООО «РПК Рестайл» составляет 2%.
Исследовав конкурентные преимущества лидеров рынка консалтинга можно отметить, что основные конкуренты ООО «РПК Рестайл» сотрудничают с крупными заказчиками в сфере нефтегазовой промышленности, оказывают услуги аутсорсинга персонала, работают в партнерстве с крупными информационно-правовыми системами «Гарант», «СКБ-контур», «Референт» на правах продающих партнеров.
В целях наращивания доли рынка ООО «РПК Рестайл» необходимо завоевывать конкурентные преимущества за счет укрепления деловой репутации, оказания консультационных услуг, не представленных у конкурентов, тем самым увеличивая выручку и рентабельность оказываемых услуг.
В исследуемом периоде выручка от реализации ООО «РПК Рестайл» находится на очень низком уровне. Основной возможностью роста компании является освоение новых рынков.
В целях повышения объемов доходов и увеличения конкурентоспособности компании рекомендуется оказывать комплекс консультационных услуг сопровождению банкротства физических лиц.
В период кризиса спрос на данный вид услуг у населения значительно возрос, о чем свидетельствуют данные опроса, проведенного специалистами консалтинговой компании ООО «РПК Рестайл» с апреля по октябрь 2020 года. Комплексные консультационные услуги по сопровождению процедуры банкротства обладают высоким потенциалом доходности и рекомендуются к внедрению в ООО «РПК Рестайл».
В целях активизации политики продаж ООО «РПК Рестайл» предлагается выйти на рынок кредитного брокерриджа, оказывая консультационные услуги и юридическое сопровождение сделок по получению кредитных продуктов в различных банках. Так. предлагается организовать работу по партнерской программе с ПАО «Сбербанк», который вывел на рынок ннзкорисковый продукт «Кредит на улучшение жилищных условий».
В результате реализации предложенных мероприятий прибыль от реализации консалтинговой компании возрастет на 970 тыс. руб., а чистая прибыль компании увеличится на 825 тыс. руб.
По прогнозу автора выпускной квалификационной работы в результате расширения ассортимента услуг повысится уровень конкурентоспособности по данному параметру, кроме того, предприятию удастся завоевать дополнительную долю рынка.
Итак, предложенный перечень мероприятий позволит консалтинговой компании не только повысить выручку и прибыль, но и завоевать дополнительные конкурентные преимущества, что доказывает необходимость внедрения предложенных мероприятий в работы консалтинговой компании в краткосрочной перспективе.
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Российская Федерация. Законы. «О рекламе» [Федер. закон принят 13 марта 2006 года с последними изменениями внесенными Федеральным законом от 31.07.2021 № 296-ФЗ] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 20.03.22 г.
Учебники, монографии, брошюры
3. Бабанчикова, О.А. Управление конкурентоспособностью предприятия: теория и практика / О.А.Бабанчикова.- М., 2018 – 90 с.
4. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. - М.: Юнити, 2019. - 606 c.
5. Володина, О.А. Стратегический и инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.А. Володина. - М.: Academia, 2019. - 446 c.
6. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2019. – 600 с.
7. Гукова, А.В. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения / А.В.Гукова.- М., 2018. - 184 с.
8. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, 2019. - 448 c.
9. Дудин, М.Н. Стратегический менеджмент (для бакалавров). Учебное пособие / М.Н. Дудин, Н.В. Лясников и др. - М.: КноРус, 2019. - 96 c.
10. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
11. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2018. - 960 c.
12. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 375 c.
13. Купцов, М.М. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / М.М. Купцов. - М.: Риор, 2019. - 640 c.
14. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. - М.: Риор, 2018. - 144 c.
15. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Инфра-М, 2018. - 400 c.
16. Мозгалин, Д.Н. Параметры конкурентоспособности предпринимательской организации в современных условиях хозяйствования / Д.Н. Мозгалин // Экономический журнал. - 2019. - № 8. - С. 32-34.
17. Морев, И.Л. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория / И.Л Морев // Экономический журнал. - 2020. - № 1. - С. 15-16.
18. Нелюбов, Л. П. Конкурентоспособность товаров / Л. П.Нелюбов.- М., 2018. - 140 с.
19. Носова, С.С. Стратегический менеджмент / С.С. Носова. - М.: Русайнс, 2018. - 176 c.
20. Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.Н. Родионова. - М.: Риор, 2018. - 256 c.
21. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы /Ю.Б.Рубин. - М, 2018. - 215 с.
22. Рудь, Е. М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Экономика. Управление. Право.- 2021.- Т. 21.-. С. 18–19.
23. Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.
24. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Сидоров. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 145 c.
25. Сироткин, С.А. Стратегический менеджмент.: Учебное пособие / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. - М.: Инфра-М, 2019. - 192 c.
26. Федорова, Н.В. Управление персоналом: Учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2018. - 384 c.
27. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2018. - 468 c.
28. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М.: КноРус, 2019. - 464 c.
29. Шихабахов, Т.А. Формирование стратегии как фактора конкурентоспособности предприятия / Т.А. Шихабахов // Экономические науки. - 2018. - № 1. - С. 15-16.
30. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебник для вузов / Юданов А. Ю. – М.: ГНОМ и Д, 2019. – 304 с.
Диссертации и авторефераты диссертаций
31. Алешин Д.Н. Экономическое обоснование эффективности инвестиционных проектов на предприятиях на основе применения эконометрического метода интервальной оценки. Автореф. дисс. канд. экономических наук. – М.:МШТУ им. Н.Э.Баумана, 2018. – 16 с.
Периодические издания
32. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина – Ульяновск: УлГТУ, 2018.– 259 с.
33. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации / А. С.Головачев. - М., 2018. - 320 c.
34. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П.Голубков. - М.: Издательство «Финпресс», 2019. - 496 с.
35. Крымов, С.М. Стратегический менеджмент / С.М. Крымов. - М.: Academia, 2018. - 48 c.
36. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М.Лифиц. - М.: Юрайт, 2018. - 448 c.
37. Согова, Д.Ф. Анализ методологии оценки конкурентоспособности организации / Д.Ф.Согова. – Краснодар, 2019. – С. 134–139.
38. Сухов, В.Д. Основы менеджмента: Практикум / В.Д. Сухов. - М.: Academia, 2018. - 704 c.
39. Тебекин А. В. Стратегический менеджмент. – М.: Юрайт. – 2019. – 319 с.
40. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Издательство РАГС, 2018. – 557 с.
41. Толкунов, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / О.Д. Толкунов. - М.: Юрайт, 2018. - 320 c.
42. Финансовый менеджмент: теория и практика – Ковалев В.В. – М.: «Проспект». – 2018. – 794 с.
43. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.В. Маркиной. — 2-еизд. стер. — Ф59 М.: КНОРУС, 2018. — 432 с.
44. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент. Краткий курс / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2019. - 320 c.
Электронные ресурсы
45. https://reklama-life.ru – Официальный сайт предприятия РПК «РеСтайл».