Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивационные признаки англоязычных названий кондитерских изделий (Крымский Федеральный Университет)

Работа №117768

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

филология

Объем работы30
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ МОТИВАЦИОННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ГАСТРОНИМОВ 5
1.1. Синонимическая вариативность термина «мотивированность слова»……5
1.2. Типология мотивированности слова в разных лингвистических подходах 8
1.3. Мотивировочный признак в структуре номинативной единицы 12
1.4. Лингвистические подходы к исследованию мотивировочных признаков англоязычных гастронимов 14
Выводы по Разделу 1…………16
РАЗДЕЛ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ НАЗВАНИЙ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ 17
2.1. Оценочные значения, применимые для классификации мотивировочных признаков…17
2.2. Оценка-аффектив 18
2.3. Оценка-когнитив 20
2.4. Оценка-сублимат 24
Выводы по Разделу 2………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Возникновение лексических единиц в языке обуславливается рядом различных факторов. Процесс коммуникации является основополагающим в данном явлении, поскольку именно из него вытекает потребность в наименовании того или иного предмета, объекта или элемента. Каждая лексическая единица получает название, основанное на каком-то признаке, из чего становится понятно, что в основе наименования лежит мотивированность слова.
Понятие мотивации является довольно молодым в рамках современного языкознания. Хотя изучением данного процесса занимались ещё в эпоху античности, о чём свидетельствуют открытия Платона в этой области, мотивированность слова продолжает своё развитие как лексическое явление.
На такое медлительное развитие мотивации в рамках языкознания повлияло некое поверхностное отношение исследователей к данной области, поскольку многие считали, что «мотивированность слова не играет заметной роли в функционировании языка и потому не имеет научной значимости» [4, с.5]. Однако, с последующим решением вопросов о мотивированности слов, уже нельзя было отрицать важность и необходимость становления мотивологической терминосистемы в числе лингвистических дисциплин.
В рамках курсовой работы явление мотивации слова рассматривается на примере англоязычных названий кондитерских изделий. Особое внимание уделяется мотивационным признакам, лежащим в основе англоязычных гастронимов.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточным количеством научных работ по изучению мотивационных признаков англоязычных названий кондитерских изделий.
Цель исследования – классифицировать англоязычные названия кондитерских изделий в аспекте мотивационных признаков.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть синонимическую вариативность термина «мотивированность слова»;
2) обобщить разные лингвистические подходы к выделению видов мотивированности слова;
3) охарактеризовать мотивировочный признак в структуре номинативной единицы;
4) систематизировать лингвистические подходы к исследованию мотивировочных признаков англоязычных гастронимов;
5) классифицировать мотивационные признаки англоязычных названий кондитерских изделий.
Объектом исследования являются англоязычные названия кондитерских изделий.
Предметом исследования являются мотивационные признаки англоязычных названий кондитерских изделий.
Материалом исследования послужили 55 англоязычных названий кондитерских изделий, извлеченных из толковых словарей английского языка, а также из текстов, размещенных в открытом доступе сети Интернет.
Методы исследования: тезаурусный анализ, этимологический анализ, мотивационный анализ.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые англоязычные названия кондитерских изделий рассмотрены в мотивационном аспекте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно применить в курсе бакалавриата «Лексикология английского языка», «Лингвострановедение английского языка», «Практический курс английского языка», а также на уроках английского языка в учреждениях общего среднего образования по теме «Food».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель научно-исследовательской работы, состоящая в классификации мотивационных признаков англоязычных названий кондитерских изделий, была достигнута путем решения поставленных задач. В результате были получены следующие выводы.
Термин «мотивированность слова» обладает синонимической вариативностью, которая выражается в следующем теминоряде: мотивация, мотивировка, производность. Частота и особенность использования данных синонимов в большинстве случаев зависит от специфики исследования, в рамках которого рассматривается понятие мотивированности.
Типология мотивированности обширна и во многом варьируется в зависимости от лингвистического подхода к анализу данного явления. Были рассмотрены такие лингвистические подходы, как ономасиологический (относительная и абсолютная мотивированность), структурно-семантический (морфологическая и семантическая), когнитивный (логическая, семиотическая и образно-ситуативная мотивированность).
Мотивировочный признак играет важную роль в процессе возникновения номинативной единицы, поскольку выбор признака лежит в основе самого акта наименования. На начальном этапе мотивировочный признак занимает особое место в структуре лексического значения языковой единицы, поскольку он является элементом семной структуры и внутренней формы слова. Однако в процессе употребления номинатива в течение длительного времени мотивировочный признак начинает выполнять вспомогательную функцию, способствует слиянию, тесной связи содержания и внешней формы.
При изучении разновидности лингвистических подходов, в рамках которых исследуются мотивировочные признаки англоязычных гастронимов, были выделены несколько основных подходов: лингвокультурологический, когнитивный и онтологический. Все три подхода базируются на детальном изучении ментальности, истории и культурных особенностях носителей определенного языка, что позволяет в полной мере раскрыть и изучить значение того или иного мотивировочного признака в структуре лексической единицы.
Было отобрано 55 англоязычных названий кондитерских изделий, каждое из которых является мотивированным. При классификации мотивационных признаков мы опирались на оценочную систему, выведенную Т.И. Вендиной.
Наиболее продуктивной оценочной группой при выборе наименования изделия оказалась когнитивная. В неё входит 32 названия. В данной группе было выявлено 5 видов мотивировочных признаков: главный ингредиент, географическое название, традиция, название праздника и исторический признак.
К группе аффективов было причислено 16 наименований. В этой оценочной группе выделено 4 вида мотивационных признаков: форма, звук, цвет и осязательный признак.
Наименее продуктивной группой стала оценка-сублимат. К ней относятся 8 названий. Здесь было выявлено 3 типа признаков: имя собственное, представление о добре и зле, эстетическая оценка.
Проведение исследования показывает, что для носителей английского языка доминирующими мотивировочными признаками, положенными в основу наименования кондитерских изделий, стали – форма изделия, главный ингредиент и географический признак.
Таким образом, в номинативном плане гастрономическая лексика английского языка характеризуется тенденцией к употреблению мотивированных наименований, в которых нагляднее всего выражается результат когнитивной деятельности человека. Использование названий с прозрачной внутренней формой дает возможность любому носителю языка судить о том, какой признак положен в основу номинации и почему.



1. Абдурахманова, М.У. Термин как номинативная единица языка / М.У. Абдурахманова // Universum: филология и искусствоведение. – 2020. –№9(76). – С. 7–10.
2. Аветисян, М.И. Структурно-семантический и семантико-когнитивный подходы к изучению проблем мотивации в словообразовании / М.И. Аветисян // Филологический науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №1-2(67). – С. 59-63
3. Блинова, О.И. Ключевые термины мотивологии: испытание временем (1971-2011 гг.) / О. И. Блинова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – №10(125). – С. 136–140.
4. Блинова, О.И. Явление мотивации слов: Лексикологический аспект / О. И. Блинова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : URSS, 2010. – 208 с.
5. Вахитова, И.А. Мотивированность производных наименований в современном английском языке: виды мотивации / Вахитова И.А., Швайко В.Д., Садретдинова А.Т. // Вестник Башкирского университета. – 2017. – №4. – С. 1067–1070.
6. Вендина, Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм): монография / Т. И. Вендина. – М.: Изд-во «Индрик», 1998. – 240 с.
7. Голев, Н.Д. О соотношении семантических и мотивировочных признаков // Вопросы языкознания и сибирской диалектологии. – №7. – Томск: Изд-во ТГУ, 1977. – С. 21–26.
8. Гумбольдт В. Ф. Избранные труды по языкознанию / В. Ф. Гумбольдт. – М.: Прогресс, 1984. – 400 с.
9. Де Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию. – М., 1977. – 165 с.
10. Елисеева, В. В. Лексикология английского языка / В. В. Елисеева. – СПб.: СПбГУ, 2003. – 44 с.
11. Иванова, С.Н. Структурно семантические особенности названий англоязычных блюд / Иванова С.Н., Мучкина Е.С., Немчинова Н.В., Селихова С.Г. // Современные исследования социальных проблем. – 2019. – №5. – С. 119–133.
12. Катермина, В.В. Гастрономическая картина мира в английской неологии: лингвокультурологический аспект / В. В. Катермина // Лингвокультурология. – 2017. – №11. – С. 33–47.
13. Костина, И.А. Внутренняя форма слова и его мотивированность // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2013. – №7. – С. 132–135.
14. Лату, М.Н. Репрезентация типов мотивирующих признаков во внутренней форме терминов / Лату М.Н., Бригиневич В.Е. // Вестник Челябинского государственного уинверситета. – 2016. – №4(386). – С. 89–92.
15. Любезнова,Н.В. Семантическая мотивированность в словообразованиии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – №7(49). – С. 126–128.
16. Малинка, А.В., Нагель, О.В. Лексическая номинация: ономасиологический и когнитивный подходы // Язык и культура. – 2011. – №4(16). – С. 44 –56.
17. Маслов Ю. С. Введение в языкознание: Учеб, для филол. спец, вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш, шк., 1987. – 272 с.
18. Николаева, М.Н. Национально-культурный и стилистический компоненты значения названий блюд британской кухни // Язык: мультидисциплинарность научного знания. – 2014. – №5. – С. 68–75.
19. Пожидаева, Е.В. Концепт «Продукты питания» в англоязычной картине мира: лингвокультурологический и лингвокогнитивный подходы // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2013. – №1(39) – С. 286–295.
20. Резниченко, Л.Ю. Специфика алиментарного кода в британской лингвокультуре // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №6 (37). – С. 77–78.
21. Сидорова, Т.А. Типология мотивированности слова в когнитивном аспекте // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2016. – №4. – С. 65–72.
22. Усманова, Х.С. Понятие мотивированности слов в английском языке / Усманова Х.С., Исраилова Л.Ю. // Рефлексия. – 2019. – №4 – С. 57–59.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ