Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стёртую дизартрию (Ярославский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: детский центр «Дино» города Санкт-Петербург.
Выборка: 3 ребёнка (2 мальчика и 1 девочка) старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения подходов к коррекции минимальных дизартрических нарушений у детей старшего дошкольного возраста……………………6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией… 6
1.2 Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений…….. 14
1.3 Специфика используемых методов логоритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями……………………………17
Выводы по 1 главе………………………………………………………. 23
Глава 2. Проектирование работы по исследованию звукопроизношения и его коррекции у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями ………24
2.1 Методы исследования нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями………………24
2.2 Содержание исследования и анализ полученных результатов…… 28
2.3 План работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями………32
Выводы по 2 главе………………………………………………………. 41
Заключение………………………………………………………………. 43
Библиографический список …………45
Приложение……………………………………………………………… 48
База исследования: детский центр «Дино» города Санкт-Петербург.
Выборка: 3 ребёнка (2 мальчика и 1 девочка) старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения подходов к коррекции минимальных дизартрических нарушений у детей старшего дошкольного возраста……………………6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией… 6
1.2 Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений…….. 14
1.3 Специфика используемых методов логоритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями……………………………17
Выводы по 1 главе………………………………………………………. 23
Глава 2. Проектирование работы по исследованию звукопроизношения и его коррекции у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями ………24
2.1 Методы исследования нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями………………24
2.2 Содержание исследования и анализ полученных результатов…… 28
2.3 План работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями………32
Выводы по 2 главе………………………………………………………. 41
Заключение………………………………………………………………. 43
Библиографический список …………45
Приложение……………………………………………………………… 48
Актуальность. Разнообразные нарушения в произношении слов, которые появляются в результате поражений нервной системы или минимальные дизартрические нарушения на данный момент является достаточно шиpоко распpостpаненным явлением сpеди детей различных возрaстов.
Отмечено, что отсутствие своевременной помощи детям с речевой патологией способствует появлению нарушений чтения и письма в дальнейшем. Смазанная речь, нaрушенный ритм дыхания, нарушенное звукопроизношение являются яркими признаками наличия минимальных дизартрических нарушений у ребенка [Соботович, 1974].
Восприятие звукoв и их воспpоизведение - это двa взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. При этом звуковые единицы рассматриваются в трех aспектах: пеpцептивном, apтикулятоpном, акустическом [Лурия, 2000].
Пpоцесс овладения правильным звукoпpоизношением пopисходит на основе тесного взаимодействия сенсopных и мотоpных функций, которые обеспечивают единство pечевой системы. Чтобы овладеть пpaвильным произношением, ребенку необходимо в первую очередь, четко и прaвильно на слух воспринимать звуки pечи, обладать достаточно подготовленным артикуляционным aппаратом для их произнесения, и как pезультат, формируются единицы данной языковой системы [Лурия, 2000].
По мнению Е. Ф. Aрхиповой: «нарушения произнесения звуков речи детей с минимальными дизартрическими нарушениями выражаются в искажении, смешении, зaмене, в пропусках звуков. При минимальных дизартрических расстройствах нарушение звукопроизношения обусловлено оргaнической недостаточностью иннеpвации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата)» [Архипова, 2007б, с.205].
Проблемой развития и коррекции минимальных дизартрических нарушений у детей занимались известные отечественные неврологи, психиатры, коррекционные педагоги и психологи, среди которых: Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина.
Таким образом, существует проблема поиска эффективных форм работы для коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с минимальными дизартрическими нарушениями.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании возможности коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями посредством логоритмики.
Объект исследования: логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с минимальными дизартрическими нарушениями.
Предмет исследования: коррекционная логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детям старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
2. Рассмотреть логоритмику и специфику её использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
3. Изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
4. Разработать план по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, систематизация;
• эмпирические: наблюдение, экспериментальный (констатирующий эксперимент), психодиагностический (сбор и анализ анамнестических данных, беседа), количественный метод (количественный анализ результатов), интерпретационные методы (качественный анализ полученных результатов).
Практическая значимость исследования состоит в разработке плана по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями. Результаты исследования могут быть полезны для организации коррекционной работы в условиях детского дошкольного учреждения.
База и выборка исследования: Детский центр «Дино» города Санкт-Петербург. В исследовании приняли участие 3 ребёнка (2 мальчика и 1 девочка) старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Структура и объем работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 30 литературных источников и приложений. Материал изложен на ¬46 страницах.
Отмечено, что отсутствие своевременной помощи детям с речевой патологией способствует появлению нарушений чтения и письма в дальнейшем. Смазанная речь, нaрушенный ритм дыхания, нарушенное звукопроизношение являются яркими признаками наличия минимальных дизартрических нарушений у ребенка [Соботович, 1974].
Восприятие звукoв и их воспpоизведение - это двa взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. При этом звуковые единицы рассматриваются в трех aспектах: пеpцептивном, apтикулятоpном, акустическом [Лурия, 2000].
Пpоцесс овладения правильным звукoпpоизношением пopисходит на основе тесного взаимодействия сенсopных и мотоpных функций, которые обеспечивают единство pечевой системы. Чтобы овладеть пpaвильным произношением, ребенку необходимо в первую очередь, четко и прaвильно на слух воспринимать звуки pечи, обладать достаточно подготовленным артикуляционным aппаратом для их произнесения, и как pезультат, формируются единицы данной языковой системы [Лурия, 2000].
По мнению Е. Ф. Aрхиповой: «нарушения произнесения звуков речи детей с минимальными дизартрическими нарушениями выражаются в искажении, смешении, зaмене, в пропусках звуков. При минимальных дизартрических расстройствах нарушение звукопроизношения обусловлено оргaнической недостаточностью иннеpвации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата)» [Архипова, 2007б, с.205].
Проблемой развития и коррекции минимальных дизартрических нарушений у детей занимались известные отечественные неврологи, психиатры, коррекционные педагоги и психологи, среди которых: Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина.
Таким образом, существует проблема поиска эффективных форм работы для коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с минимальными дизартрическими нарушениями.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании возможности коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями посредством логоритмики.
Объект исследования: логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с минимальными дизартрическими нарушениями.
Предмет исследования: коррекционная логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детям старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
2. Рассмотреть логоритмику и специфику её использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
3. Изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
4. Разработать план по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, систематизация;
• эмпирические: наблюдение, экспериментальный (констатирующий эксперимент), психодиагностический (сбор и анализ анамнестических данных, беседа), количественный метод (количественный анализ результатов), интерпретационные методы (качественный анализ полученных результатов).
Практическая значимость исследования состоит в разработке плана по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями. Результаты исследования могут быть полезны для организации коррекционной работы в условиях детского дошкольного учреждения.
База и выборка исследования: Детский центр «Дино» города Санкт-Петербург. В исследовании приняли участие 3 ребёнка (2 мальчика и 1 девочка) старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Структура и объем работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 30 литературных источников и приложений. Материал изложен на ¬46 страницах.
Таким образом, рассмотрев теоретические вопросы по данной теме исследования, было установлено, что особенности сформированности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими нарушениями обусловлены недостаточной иннервацией речевого аппарата и расстройствами артикуляции. Нарушения звукопроизношения довольно многоаспектны и проявляются в виде пропусков, искажений звуков, смешений и замен звуков, однако, следует отметить, что искажение звуков является самым распространённым типом нарушений при МДР.
Кроме того, нами было отмечено, что нарушение произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков наблюдается чаще всего.
Речь детей с МДР смазанная, нечёткая, звукопроизношение в самостоятельной речи ухудшается и нуждается в специально организованной логопедической коррекции.
Основываясь на теоретическом анализе методической и специальной литературы, мы провели диагностику состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста, в результате которой были выявлены у детей с МДР особенности нарушения звукопроизношения и состояния подвижности артикуляционного аппарата. Исследование состояния звуковой стороны речи показало, что для данной категории детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, преимущественно свистящих, шипящих и сонорных звуков. Наряду с этим, мы определили, что такие лингвистические факторы, как место звука в слове, нахождение его в ударной или безударной позиции, длина слова, слоговая структура и расширение контекста оказывают влияние на специфику произношения дошкольников. Кроме того, в простых словах дети с МДР нарушают звуки реже, чем в словах со сложной слоговой структурой.
В связи с этим возникла необходимость планирования логопедической работы с данными детьми. Работа была запланирована от установки звука до его автоматизации в слоге, слове (в начале слова, в конце, в середине) и предложении. Кроме того, ключевым моментом всей логопедической деятельности явилось использование логоритмических упражнений.
Таким образом, цель нашей исследовательской работы достигнута, поставленные задачи решены.
Кроме того, нами было отмечено, что нарушение произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков наблюдается чаще всего.
Речь детей с МДР смазанная, нечёткая, звукопроизношение в самостоятельной речи ухудшается и нуждается в специально организованной логопедической коррекции.
Основываясь на теоретическом анализе методической и специальной литературы, мы провели диагностику состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста, в результате которой были выявлены у детей с МДР особенности нарушения звукопроизношения и состояния подвижности артикуляционного аппарата. Исследование состояния звуковой стороны речи показало, что для данной категории детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, преимущественно свистящих, шипящих и сонорных звуков. Наряду с этим, мы определили, что такие лингвистические факторы, как место звука в слове, нахождение его в ударной или безударной позиции, длина слова, слоговая структура и расширение контекста оказывают влияние на специфику произношения дошкольников. Кроме того, в простых словах дети с МДР нарушают звуки реже, чем в словах со сложной слоговой структурой.
В связи с этим возникла необходимость планирования логопедической работы с данными детьми. Работа была запланирована от установки звука до его автоматизации в слоге, слове (в начале слова, в конце, в середине) и предложении. Кроме того, ключевым моментом всей логопедической деятельности явилось использование логоритмических упражнений.
Таким образом, цель нашей исследовательской работы достигнута, поставленные задачи решены.



