Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: детский центр «Дино» города Санкт-Петербург.
Выборка: 3 ребёнка (2 мальчика и 1 девочка) старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения подходов к коррекции минимальных дизартрических нарушений у детей старшего дошкольного возраста……………………6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией… 6
1.2 Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений…….. 14
1.3 Специфика используемых методов логоритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями……………………………17
Выводы по 1 главе………………………………………………………. 23
Глава 2. Проектирование работы по исследованию звукопроизношения и его коррекции у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями ………24
2.1 Методы исследования нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями………………24
2.2 Содержание исследования и анализ полученных результатов…… 28
2.3 План работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями………32
Выводы по 2 главе………………………………………………………. 41
Заключение………………………………………………………………. 43
Библиографический список …………45
Приложение……………………………………………………………… 48
Актуальность. Разнообразные нарушения в произношении слов, которые появляются в результате поражений нервной системы или минимальные дизартрические нарушения на данный момент является достаточно шиpоко распpостpаненным явлением сpеди детей различных возрaстов.
Отмечено, что отсутствие своевременной помощи детям с речевой патологией способствует появлению нарушений чтения и письма в дальнейшем. Смазанная речь, нaрушенный ритм дыхания, нарушенное звукопроизношение являются яркими признаками наличия минимальных дизартрических нарушений у ребенка [Соботович, 1974].
Восприятие звукoв и их воспpоизведение - это двa взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. При этом звуковые единицы рассматриваются в трех aспектах: пеpцептивном, apтикулятоpном, акустическом [Лурия, 2000].
Пpоцесс овладения правильным звукoпpоизношением пopисходит на основе тесного взаимодействия сенсopных и мотоpных функций, которые обеспечивают единство pечевой системы. Чтобы овладеть пpaвильным произношением, ребенку необходимо в первую очередь, четко и прaвильно на слух воспринимать звуки pечи, обладать достаточно подготовленным артикуляционным aппаратом для их произнесения, и как pезультат, формируются единицы данной языковой системы [Лурия, 2000].
По мнению Е. Ф. Aрхиповой: «нарушения произнесения звуков речи детей с минимальными дизартрическими нарушениями выражаются в искажении, смешении, зaмене, в пропусках звуков. При минимальных дизартрических расстройствах нарушение звукопроизношения обусловлено оргaнической недостаточностью иннеpвации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата)» [Архипова, 2007б, с.205].
Проблемой развития и коррекции минимальных дизартрических нарушений у детей занимались известные отечественные неврологи, психиатры, коррекционные педагоги и психологи, среди которых: Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина.
Таким образом, существует проблема поиска эффективных форм работы для коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с минимальными дизартрическими нарушениями.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании возможности коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями посредством логоритмики.
Объект исследования: логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с минимальными дизартрическими нарушениями.
Предмет исследования: коррекционная логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детям старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
2. Рассмотреть логоритмику и специфику её использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
3. Изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
4. Разработать план по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, систематизация;
• эмпирические: наблюдение, экспериментальный (констатирующий эксперимент), психодиагностический (сбор и анализ анамнестических данных, беседа), количественный метод (количественный анализ результатов), интерпретационные методы (качественный анализ полученных результатов).
Практическая значимость исследования состоит в разработке плана по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями. Результаты исследования могут быть полезны для организации коррекционной работы в условиях детского дошкольного учреждения.
База и выборка исследования: Детский центр «Дино» города Санкт-Петербург. В исследовании приняли участие 3 ребёнка (2 мальчика и 1 девочка) старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Структура и объем работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 30 литературных источников и приложений. Материал изложен на ¬46 страницах.
Таким образом, рассмотрев теоретические вопросы по данной теме исследования, было установлено, что особенности сформированности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими нарушениями обусловлены недостаточной иннервацией речевого аппарата и расстройствами артикуляции. Нарушения звукопроизношения довольно многоаспектны и проявляются в виде пропусков, искажений звуков, смешений и замен звуков, однако, следует отметить, что искажение звуков является самым распространённым типом нарушений при МДР.
Кроме того, нами было отмечено, что нарушение произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков наблюдается чаще всего.
Речь детей с МДР смазанная, нечёткая, звукопроизношение в самостоятельной речи ухудшается и нуждается в специально организованной логопедической коррекции.
Основываясь на теоретическом анализе методической и специальной литературы, мы провели диагностику состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста, в результате которой были выявлены у детей с МДР особенности нарушения звукопроизношения и состояния подвижности артикуляционного аппарата. Исследование состояния звуковой стороны речи показало, что для данной категории детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, преимущественно свистящих, шипящих и сонорных звуков. Наряду с этим, мы определили, что такие лингвистические факторы, как место звука в слове, нахождение его в ударной или безударной позиции, длина слова, слоговая структура и расширение контекста оказывают влияние на специфику произношения дошкольников. Кроме того, в простых словах дети с МДР нарушают звуки реже, чем в словах со сложной слоговой структурой.
В связи с этим возникла необходимость планирования логопедической работы с данными детьми. Работа была запланирована от установки звука до его автоматизации в слоге, слове (в начале слова, в конце, в середине) и предложении. Кроме того, ключевым моментом всей логопедической деятельности явилось использование логоритмических упражнений.
Таким образом, цель нашей исследовательской работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. Москва: Издательство АСТ, 2008. 254 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Москва, 2007. 205 с.
3. Белова-Давид Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушенным звукопроизношением. Москва: ГИЦ ВЛАДОС, 2010. 370 с.
4. Бельтюков В. И. К вопросу о механизмах функциональных нарушений звукопроизношения. Москва: Грань, 2009. 244 с.
5. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. Сан -Петербург: Библиополис, 1994. 206 с.
6. Борякова Н. Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. Москва, 1994. 254 с.
7. Веснина А. С. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф., 2018. № 5(20).
8. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. Москва: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009. 272 с.
9. Волкова Г. А. Логоритмика. Москва, 2011. 160 с.
10. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах дошкольного образовательного учреждения для детей 5-7 лет. Москва, 2006. 200 с.
11. Гарева Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 95 - 97.
12. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. Сан-Петербург: Сатис, 1995. 72 с.
13. Крупенчук О. И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Сан-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2007. 96 с.
14. Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Сан-Петербург, 2000. 160 с.
15. Лопухина И. С. Логопедия - речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. Сан-Петербург, Дельта, 2008. 90 с.
16. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Москва: Академический Проект, 2000. С 512-517.
17. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. Сан-Петербург: КОРОНА, 2005. 272 с.
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т.В. Волосовец. Москва: Академия, 2000. 200 с.
19. Отрошко Г. В. Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2. С. 34 – 40.
20. Пастухова Н. В. Специфика нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). 2019.
21. Правдина-Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии. Москва: Просвещение, 1983. 283с.
22. Рожкова Н. М. Значение логопедической ритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 3. С. 15-19.
23. Румянцева Е. Ю. Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению нарушения речи у детей: На модели дизартрии // Автореферат. Сан-Петербург: Лебедь, 1999. 218 с.
24. Соботович Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. № 4. С. 150-156.
25. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно – методическое пособие. Екатеринбург. Уральский государственный педагогический университет, 1998. 51 с.
26. Федoсова О. Ю. Особенности звукопрoизношения детей с легкой степенью дизартрии //Кoррекционная педагoгика. 2004. № 1. С. 201-207.
27. Филичева Т. Б. Оснoвы логoпедии. Москва: Просвещение, 1992. 278 с.
28. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Москва, Академия, 2009. 150 с.
29. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи. Москва: Прoсвещение, 1988. – 144 с.
30. Яровая Н. С., Ковалёва Т. П. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей // Молодой ученый. 2014. №17. С. 512-514. URL https://moluch.ru/archive/76/12952/