Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные особенности несовершеннолетних матерей (Сыктывкарский государственный университет)

Работа №117714

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы37
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. Психологические особенности несовершеннолетнего материнства.6
1.1. Материнство: понятие и функции……6
1.2. Понятие несовершеннолетней матери и социально-демографические характеристики несовершеннолетних матерей……8
1.3. Причины и последствия несовершеннолетнего материнства …10
ГЛАВА 2. Личностные особенности несовершеннолетних матерей……16
2.1. Психологический портрет несовершеннолетних матерей……16
2.2. Социально-психологические особенности несовершеннолетних матерей..20
ГЛАВА 3. Психологическая работа с несовершеннолетними матерями…23
3.1. Нормативно-правовое поле оказания психологической помощи несовершеннолетним матерям ……23
3.2. Формы помощи, оказываемые несовершеннолетним матерям…25
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….……..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……….……………………..….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….……………36

Актуальность темы исследования заключается в том, что в последнее время количество этих девушек увеличилось. По данным Международной Федерации планирования семьи, ежегодно в мире рожают около 10 тысяч девушек-подростков. К 2020-2021 году в связи с антикороновирусными ограничениями, это число стремительно увеличилось. Юные матери, несмотря на свою относительно биологическую зрелость, еще не достигают должной социальной, эмоциональной и психологической самостоятельности для полноценного воспитания родившегося ребенка.
Беременность в юном возрасте – это следствие раннего начала половой жизни, неправильное или неприменение контрацептивов, неосведомленность подростков в этом вопросе.
Раннее начало половой жизни имеет множество негативных последствий, в первую очередь – это заболевания, передающиеся половым путем, и ранняя беременность. Молодые мамы в преддверии рождения ребенка оказываются неосведомленными об элементарных особенностях его развития, что может послужить основанием для возникновения серьезных проблем в освоении родительской роли.
Данная тема, как в литературе, так и в средствах массовой информации, появляется в качестве сенсационного события. При этом в самой проблеме никто не старается разобраться. Напротив, данное явление становится объектом дискуссий, направленных на осуждение и порицание несовершеннолетней матери.
Проблема материнства несовершеннолетних рассматривалась в трудах различных как зарубежных, так и отечественных исследователей: Т.В. Бердникова (Юное материнство в современной семье); M. Галлахер, Т.И. Греченкова (Социальный возраст материнства); Е. С. Сироткина (Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работы); E.T. Путинцева (Малолетнее материнство в России: состояние и проблемы); Т.Ю. Радиловская (несовершеннолетние мамы-причины и последствия); K.M. Эндрюс, C.B. Скутнева (Раннее материнство), A.B. Стукалова (О проблеме ранних семей и малолетнего материнства в современном российском обществе); В.И. Брутман, О.В. Баженова (Факторы и условия девиаций материнства); Г.Г. Филиппова и В.И. Брутман отметили, что на формирование готовности к материнству у матерей с отклоняющимся поведением могут оказывать влияние такие факторы, как личностные особенности женщин.
Таким образом, малоизученность данного феномена, распространенность материнства несовершеннолетних, сложность социального положения данной категории требует научного осмысления рассматриваемой проблемы.
Цель исследования: изучить личностные особенности несовершеннолетних матерей.
Объект исследования: несовершеннолетние матери.
Предмет исследования: личностные особенности несовершеннолетних матерей.
Гипотеза исследования: для несовершеннолетних матерей будут характерны такие личностные особенности как эгоцентризм, психологическая незрелость, зависимость, эмоциональная неустойчивость.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и функции материнства.
2. Объяснить понятие несовершеннолетней матери.
3.Раскрыть социально-демографические характеристики несовершеннолетних матерей.
4. Определить причины и последствия несовершеннолетнего материнства.
5. Составить психологический портрет несовершеннолетних матерей.
6.Изучить социально-психологические особенности несовершеннолетних матерей.
7. Изучить нормативно-правовое поле оказания психологической помощи несовершеннолетним матерям.
8. Рассмотреть формы помощи, оказываемые несовершеннолетним матерям.
Методы исследования: теоретические (сбор информации, анализ, обобщение, сравнение на основе психологической литературы).
Теоретическая значимость исследования: обобщение представлений об особенностях несовершеннолетних матерей, причинах и последствиях несовершеннолетнего материнства и помощи несовершеннолетним матерям.
Практическая значимость исследования: возможность применения теоретических данных работы на практике школьным психологам, психологам центров планирования семьи, медицинским работникам (в частности акушерам, гинекологам женских консультаций и центров планирования семьи), социальным работникам социальной службы, работающими с подростками.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы. Список используемой литературы включает в себя 33 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подведя итог, можно сказать, что актуальность выбранной темы объясняется тем, что количество несовершеннолетних матерей с каждым годом увеличивается. И изучать личностные особенности несовершеннолетних матерей, раскрывать причины и последствия несовершеннолетнего материнства, а также выявлять проблемы, с которыми они сталкиваются, важно.
Цель исследования достигнута: изучены личностные особенности несовершеннолетних матерей.
Гипотеза исследования подтвердилась: для несовершеннолетних матерей характерны такие личностные особенности как эгоцентризм, психологическая незрелость, зависимость, эмоциональная неустойчивость.
Материнство – это одна из составляющих личностной сферы женщины и оценивает его исходя из ее материнских функций. В рамках данного подхода изучаются особенности половозрастной идентификации женщины, материнские установки и ожидания, удовлетворённость материнской ролью, материнская компетентность, особенности материнской позиции на разных возрастных этапах ребёнка, материнские качества, необходимые для нормального развития ребёнка.
Несовершеннолетняя мать – это девушка, которая родила или готовится родить до достижения ею возраста 18 лет. Несовершеннолетняя мать имеет склонность к отклонениям психосоциального поведения, обусловленные нарушением социализации личности либо недостатками воспитания в родительской семье.
Социально-демографические характеристики несовершеннолетних матерей, следующие:
• Отсутствие дохода.
• Отсутствие собственного отдельного от родителей места жительства.
• Неоконченное образование.
• Семейное положение: не замужняя.
• Склонность к асоциальным компаниям.
• Семьи, как правило, немногочисленны.
• Отец ребенка часто бывает старше несовершеннолетней девушки.
Основными причинами несовершеннолетнего материнства являются: пропаганда в СМИ вседозволенности, сексуальная революция; воспитание подростка как свободного человека, который самостоятельно выбирает свою жизнь; нарушение микроклимата в родительской семье; влияние кумиров; стрессовые ситуации.
Последствиями несовершеннолетнего материнства являются: осложнения здоровья для матери и ребенка, сложность перестройки несовершеннолетней матери на новый уровень жизни, неоконченное образование, социальное давление, изоляция от общества, отказ несовершеннолетней матери от ребенка, перепоручение воспитания ребенка членам родительской семьи.
Для многих несовершеннолетних матерей характерны эмоциональная незрелость, эмоциональная неустойчивость, психологическая незрелость. Они не способны к длительной усидчивой работе, импульсивны. Эмоциональный и социальный интеллект у несовершеннолетних матерей развиты слабо. Несовершеннолетние матери не способны к эмпатии, рефлексии, с трудом выстраивают общение с окружающими. Также у них есть ощущение собственной взрослости и потребность в ее признании окружающими.
Помощь и поддержка несовершеннолетних матерей должна основываться на имеющихся основных нормативных документах РФ; охватывать все виды работ психологов, социальных работников и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности.
Нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы оказания психологической помощи несовершеннолетним матерям:
• Конституция РФ;
• Семейный кодекс РФ (1996);
• Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
• Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Основные виды оказания помощи несовершеннолетним матерям:
1. Психологическая помощь.
2. Медико-социальная помощь (оказывается на базе центров планирования семьи, в женских консультациях).
3. Педагогическая помощь.
Психологическую и педагогическую помощь оказывают в специальных центрах психологической и педагогической помощи, в городе Сыктывкар представлены следующие центры:
• ГБУ РК Региональный центр развития социальных технологий (РЦСТ): Отделение психолого-педагогической помощи (ОППП) (есть педагоги-психологи), Отделение экстренной психологической помощи населению (есть психологи);
• Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Сыктывкара;
• Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара, отделение социально-психологической помощи.
4. Социальная помощь.
В г. Сыктывкаре социальную помощь оказывают в следующих центрах:
• ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара»;
• Эжвинский Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения;
• ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара».
Сопровождение несовершеннолетних матерей может создать благоприятную атмосферу для развития девушки как личности, становления материнства, и тем самым создавая благополучную почву для развития ребенка.
Дальнейшей перспективой исследования темы может быть изучение и анализ межличностных отношений с родителями на основе эмпирического исследования.



1. Декларация прав ребенка (1959).
2. Конвенция о правах ребенка (1989).
3 Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
4. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
5. Конституция Российской Федерации (12.12.1993).
6. Семейный Кодекс Российской Федерации (29.12.1995).
7. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
8. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
9. Закон Республики Коми от 05.04.2005 г. №36-РЗ «О порядке образования Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Коми».
10. Закон Республики Коми от 29.04.2011 г. № 45-РЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми».
11. Закон Республики Коми от 12.11.2004 г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в РК» (в ред. РЗ №107 от 15.11.2006).
12. Закон Республики Коми от 12.11.2004 г. № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в РК» (в ред. от 27.04.2015 г.).
13. Закон Республики Коми от 12.11.2004 г. № 57-РЗ «О государственных гарантиях в РК семьям, имеющим детей».
14. Закон Республики Коми от 07.10.2006 г. № 92-РЗ «Об образовании».
15. Закон Республики Коми от 09.12.2014 г. № 156 «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Коми».
16. Распоряжение Правительства РК от 24.07.2014 №264-РЗ «О концепции обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми».
17. Баранов А.А. Современный подросток. - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2021. - 367 с.
18. Блинкова Н.А. Исследование проблем несовершеннолетних матерей // Молодёжь третьего тысячелетия: сборник научных статей. – Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2019. – С. 753–757.
19. Грухин Ю.А. К вопросу о проблемах несовершеннолетних матерей // Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. – 2018. – С. 17-18.
20. Гучкова А.С. Влияние раннего материнства на личность девушки-подростка // Психологическая студия: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2018. – С. 21–22.
21. Денисенко М.Б. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования: научный журнал / учредитель Институт социологии РАН. – 2018. - № 2. - С. 85.
22. Крысько А.А. Подростковая беременность и юное материнство. Причины, проблемы и пути решения // Современная зарубежная психология. – 2020. – № 1. – С. 88–99.
23. Михайлин Е.С. Психологические аспекты подростковой беременности // Фундаментальные Исследования. – 2018. – № 1. – С. 199-203.
24. Нестерова С.Б. Психологические особенности несовершеннолетних мам // Научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 75-90.
25. Нестерова С.Б. Эмоциональные особенности женщин в период подростковой беременности //Современная реальность в социально-психологическом контексте: сборник научных материалов /под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: НГПУ, 2018. - С. 230 - 234.
26. Путипцева Е.Л. Малолетнее материнство в России: состояние и проблемы // Мониторинг общественного мнения. – 2018. – № 2 (102). – С. 127.
27. Реймер Е.А. Несовершеннолетнее материнство: правовые аспекты // Социальное и пенсионное право. – 2018. – № 1. – С. 38–40.
28. Ростовская Т.К. Феномен юного материнства: проблемы, тенденции // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2020. – № 1. – С. 119–125.
29. Савченко И.С. Несовершеннолетнее материнство как проблема социализации личности в контексте отношений в родительской семье // Концепт. – 2020. – №. 39. – С. 3641–3645.
30. Савченко И.С. Психологическое здоровье несовершеннолетних матерей // Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире: Материалы Всероссийской конференции (с международным участием), посвященной 20-летию кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета, 2020. – С. 204–211.
31. Соснина И.Г. Эмоционально-личностные особенности несовершеннолетних матерей // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 10-2. – С. 446-449.
32. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии – 2021. – № 2. – С. 22–37.
33. Филатова И.Ю. Особенности социального интеллекта у несовершеннолетних беременных и юных матерей // Психология развивающейся личности в современном мире: тенденции и потенциальные возможности. Сборник научных статей по результатам Всероссийской научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения выдающегося психолога и педагога Д.И. Фельдштейна. – 2019. – С. 75-78.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ