Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: жители г. Санкт-Петербурга.
Выборка : 36 женщин и 28 мужчин в возрасте от 35 до 50 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ КРУПНЫХ ГОРОДОВ КАК УСЛОВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ 7
1.1 Понятие «культурная идентичность» в отечественной и зарубежной науке 7
1.2 Сущность и психологическое содержание понятия «трудные жизненные ситуации», «ресурс и антиресурс личности», «стратегии совладающего поведения» 17
1.3 Исследование факторов культурной идентичности жителей крупных городов в процессе преодоления жизненных трудностей 28
Выводы по теоретическому исследованию 39
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ ЖИТЕЛЕЙ КРУПНОГО ГОРОДА КАК РЕСУРСА ИЛИ АНТИРЕСУРСА ЛИЧНОСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ СО СТРАТЕГИЯМИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 41
2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования 41
2.2 Результаты исследования особенностей когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций взрослых жителей крупного города 47
2.3 Результаты исследования особенностей преодолевающего поведения у взрослых жителей крупного города 49
2.4 Результаты исследования культурно-ценностных ориентаций у взрослых жителей крупного города 52
2.5 Результаты исследования о принадлежности к определённой культуре у взрослых жителей крупного города 54
2.6 Результаты корреляционного анализа взаимосвязи культурной идентичности с когнитивной оценкой трудных жизненных ситуаций, стратегиями преодоления стрессовых ситуаций и культурно-ценностных ориентаций 58
2.7 Практические рекомендации по формированию культурной идентичности жителей крупных городов как ресурс личности в преодолении жизненных трудностей 62
Выводы по эмпирическому исследованию 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность темы исследования. Категория «культурная идентичность» употребляется в значении «культурной тождественности». Это центральное качество личности, в котором проявляется неразрывная связь человека с окружающим его социальным и культурным миром. Основными симптомами кризиса идентичности являются: отчуждение личности от собственной истории, неспособность отождествить себя с базовыми жизненными ценностями, инверсия духовных идеалов и утрата смысла бытия у значительной части населения; экспансия неспецифических для русской культуры ценностей - культа насилия, жестокости, наживы, гедонизма и индивидуализма; отсутствие национальной идеологии, фиксирующей в норме индивидуальную и общественную перспективу бытия.
Сущность культурной идентичности состоит в осознанном принятии личностью установленных в группе культурных норм и стандартов поведения, языка, ценностей, особенностей мировоззрения, понимании собственного «Я» в рамках принятых культурных характеристик. Личность отождествляет себя с культурными образцами конкретного общества, признает себя его частью. Культурная идентичность в результате приводит к закреплению устойчивых качеств, обусловливающих особенности поведения, общения личности и т.п. [12]. Невозможность отождествить себя в культурном плане рождает внутриличностные конфликты, разрушает образ «Я», стимулирует процессы негативной культурной идентичности - в форме наркомании, проституции, алкоголизма и т.д., то есть выступает как ресурс и антиресурс личности в преодолении жизненных трудностей.
Культурная идентичность обретается посредством постепенного приобщения человека к миру культуры, причем каждому витку этого процесса соответствуют свои формы и содержание культурной деятельности, которые актуализируется учетом особенностей личностного развития и требований общества. Следовательно, процесс инкультурации осуществляется в поле напряжения этих полюсов, его можно представить, как противоречивое встречное движение внеличностных культурных смыслов и встречной активности личности.
Представление о культурной идентичности является сложным и многогранным психологическим феноменом, изменчивым, динамическим образованием, создающим и отражающим сложную жизнь личности. Представления формируются, обогащаются и развиваются по мере накопления человеком определенного жизненного опыта. Поэтому для наличия представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях, человеку необходим опыт столкновения с ними. Успешность совладания во многом зависит от так называемого когнитивного оценивания, под которым понимается процесс восприятия и интерпретации особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего. Представление личности о собственных ресурсах совладания, о наличии или отсутствии «помогающих факторов» и/или «мешающих факторов» влияет на успешность его реализации. Так, препятствием для реализации имеющихся и доступных ресурсов становится восприимчивость и зависимость от общественного мнения, невозможность отступить от принятых норм и культурных ценностей, становящихся по сути стереотипами, боязнь презрения со стороны окружающих. На современном этапе практически отсутствуют исследования, посвященные взаимосвязи компонентов культурной идентичности, выражающихся в ресурсе личности в преодолении жизненных трудностей.
Проблема исследования заключается в вопросе о том, каково влияние культурной идентичности на взрослых жителей крупного города как ресурса личности в преодолении жизненных трудностей.
Цель исследования – анализ особенностей культурной идентичности на взрослых жителей (35-50 лет) крупного города как ресурса личности в преодолении жизненных трудностей.
Объект исследования – культурная идентичность как психологический феномен.
Предмет исследования – культурная идентичность взрослых жителей крупного города как ресурс личности в преодолении жизненных трудностей.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «культурная идентичность» в отечественной и зарубежной науке.
2. Выделить сущность и психологическое содержание понятия «трудные жизненные ситуации», «ресурс и антиресурс личности», «стратегии совладающего поведения».
3. Изучить исследование факторов культурной идентичности жителей крупных городов в процессе преодоления жизненных трудностей.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей культурной идентичности взрослых жителей крупного города как ресурса или антиресурса личности во взаимосвязи со стратегиями совладающего поведения.
5. Провести корреляционный анализ взаимосвязи культурной идентичности с когнитивной оценкой трудных жизненных ситуаций, стратегиями преодоления стрессовых ситуаций и культурно-ценностных ориентаций.
6. Разработать рекомендации по результатам исследования.
Гипотеза исследования: существуют особенности культурной идентичности взрослых жителей крупного города, обусловленные ресурсностью личности в преодолении жизненных трудностей.
Методы исследования:
1. Теоретические методы – анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы –тестирование.
3. Методы математической статистики – методы описательной статистики, (среднее арифметическое, процент), непараметрический U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1. Методика «Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций».
2. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций СПСС» (SACS) (С. Хобфолл).
3. Тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда в адаптации Л.Г. Почебут.
4. Анкета о принадлежности к определённой культуре.
Методологическая основа исследования. Специфика исследуемой проблематики не позволяет автору остаться в рамках какого-либо одного методологического подхода и требует, на наш взгляд, синтеза различных теоретико-методологических оснований. Нами приняты во внимание исследовательские традиции философии, психологии, социологии, культурологии.
Характеристика выборка исследования: 36 женщин и 28 мужчин в возрасте от 35 до 50 лет, проживающих в крупном городе:
1 группа – 36 женщины;
2 группа – 28 мужчин.
Исследование проводилось в 2022/2023 году. Все испытуемые проживают в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
База исследования: г. Санкт-Петербург, психологический центр «Карповка».
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических консультантов с целью повышения ресурса личности в преодолении жизненных трудностей, учета особенностей культурной идентичности мужчин и женщин в формировании ресурса личности, развития стратегий преодоления стрессовых ситуаций жителей крупных городов. Разработанные рекомендации представлены техниками самостоятельного расширения ресурсных практик преодоления трудных жизненных ситуаций в условиях крупного города.
Теоретический обзор проблемы культурой идентичности жителей крупных городов как условия разрешения жизненных трудностей, проводимый на материалах отечественной и зарубежной научной литературе позволило заключить следующее. Культурная идентичность представляется в своей основе на личностном уровне формирование осознанной структуры, которая характеризуется определенной культурной общностью с принятием ценностно-смысловой сферы, отличающей ее от другой культуры. В данную структуру также входят нормы и стандарты поведенческой деятельности.
Любому человеку, а уж тем более проживающему в крупном городе, свойственно переживание как стрессовых ситуаций, так и трудных жизненных. В большей мере трудная жизненная ситуация может быть охарактеризована как пространственно-временной конструкт, искажающий или нарушающий нормальный уклад жизни, приносящий личностный дискомфорт, и требующий приложения усилий личности по оптимизации своей жизненной действительности посредством потенциала личности или личностных ресурсов. Такие ресурсы могут разделяться на личностные (физические и психологические ресурсы, компетенции) и средовые (социальная поддержка, материальные ресурсы) средства, доступные личности для преодоления возникающих трудностей. Эффективность их употребления не гарантирована, более того, ряд средств может стать помехой, то есть антиресурсом, что несомненно требует от человека и подключения стратегий совладающего поведения.
Стратегии совладающего поведения являются реакциями личности на возникающие трудности, классификация которых затруднена. Они формируются под воздействием совокупности внешних и внутренних факторов.
Как показал анализ основных теоретических источников, культурная идентичность жителей крупных городов в процессе преодоления жизненных трудностей связана с отнесением к определенному этносоциальному образованию на основе культурной, языковой, психологической близости. В современном мире культурная идентичность подвергается трансформации, но она не может исчезнуть из-за особенностей человеческой психики, в частности может выступать как ресурс, так и антиресурс в решении возникающих трудностей.
Эмпирическое исследование, проводимое на выборке жителей крупного города (г. Санкт-Петербург) (участвовало 64 человека), разделенные по половому признаку (мужчины и женщины) было направлено на выявление особенностей культурной идентичности жителей крупного города в ресурсности и преодолении жизненных трудностей.
В ходе исследования был подобран диагностический инструментарий, который был направлен на изучение когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций, стратегий преодоления стрессовых ситуаций, культурно-ценностных ориентаций личности. На втором этапе было проведено исследование особенностей культурной идентичности взрослых жителей крупного города как ресурса или антиресурса личности во взаимосвязи со стратегиями совладающего поведения.
На третьем этапе проанализированы результаты исследования, которые позволили выделить следующее:
1. Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций как процесс построения образа ситуации в сознании человека проводится в большей мере по следующим критериям:
– значимости, беспокойства, повышенных затрат ресурсов в ситуации;
– степени подконтрольности, понятности, прогнозируемости ситуации, угрозы будущему;
– необходимости быстрого и активного реагирования, затруднений в принятии решения, сильных эмоций.
2. Рассматривая результаты изучения особенностей преодоления жизненных трудностей у взрослых жителей крупного города в выборках мужчин и женщин, отметим, что более выражены у женщин: ассертивные действия, вступление в социальный контакт поиск социальной поддержки, у мужчин такие стратегии выделены в меньшей мере, более всего проявляется стратегия избегания.
3. Как видно из данных исследования культурно-ценностных ориентаций у взрослых жителей крупного города в большей мере у женщин определяется высокий показатель по традиционной культуре, а у мужчин динамически развивающаяся культура.
4. Культурная идентичность как структурное образование личности в ресурсности в большей мере присуща женщинам – жителям крупных городов (г. Санкт-Петербурга), о чем свидетельствует тенденция привязанности женщин к традиционным праздникам, положительного восприятия, в отличие от мужчин.
5. Как показал корреляционный анализ, наиболее выражены взаимосвязи компонентов культурной идентичности и стратегий совладающего поведения в группе мужчин – жителей крупного города (г. Санкт-Петербург), в частности были выявлены положительные и отрицательные корреляционные связи между типом когнитивной оценкой трудных жизненных ситуаций, стратегиями преодоления стрессовых ситуаций и культурно-ценностных ориентаций.
На основе полученных результатов были разработаны направления практических рекомендаций, которые направлены на формирование культурной идентичности как ресурса личности для преодоления жизненных трудностей.
Перспектива исследования представляется в изучении компонентов культурной идентичности в возрастном аспекте, в различных основах принадлежности к группе жителей крупного города, в сравнительном аспекте изучаемых показателей между жителями крупного города и сельского местожительства.
Цель исследования, заключающаяся в анализе влияния культурной идентичности на взрослых жителей (35-50 лет) крупного города как ресурса личности в преодолении жизненных трудностей достигнута, задачи выполнены, подтверждена гипотеза исследования о том, существуют особенности культурной идентичности взрослых жителей крупного города, обусловленные ресурсностью личности в преодолении жизненных трудностей.
В дальнейшем перспективами исследования является работа по разработке изучения других аспектов культурной идентичности жителей крупных городов в сравнительном анализе, позволяющем выделить региональные показатели ресурса или антиресурса в преодолении жизненных трудностей, развитии стратегий совладающего поведения.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
2. Акименко, А.К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности [Текст] / А.К. Акименко // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – № 2. – С. 151–157.
3. Анисимова, Н.Н. Культурная, национальная и цивилизационная идентичность [Текст] / Н.Н. Анисимова // KANT. – 2019. – № 2 (31). – С. 163–167.
4. Антонова, Н.В. Самоопределение как механизм развития идентичности [Текст] / Н.В. Антонова, В.В. Белоусова // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 79–92.
5. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 1. – C. 3–18.
6. Афанасьева, Ю.А. Копинг-поведение личности: понятие и структура [Текст] / Ю.А. Афанасьева // Модернизация общества: проблемы и пути развития: сборник статей III Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 6-9.
7. Бек, Дж. Когнитивная терапия: полное руководство [Текст] / Б. Бек - М.: И.Д. Вильямс, 2017. - 400 с.
8. Белан, Е.А. Некоторые теоретические аспекты изучения трудных жизненных ситуаций [Текст] / Е.А. Белан // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России: мат. науч.-практ. конф. 12–13 ноября 2009 г. ; под ред. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2009. – С. 3–6.
9. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986. – 422 с.
10. Бостанова Л.Ш., Бостанова С.Н. Теоретический анализ проблемы посттравматического расстройства личности [Текст] /Л.Ш.Бостанова, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 10 (164). – С. 363- 369.
11. Брайт, Д. Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы [Текст] / Д. Брайт, Ф. Джонс. – СПб. : Прайм-еврознак, 2003. – 352 с.
12. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1998. – 263 с.
13. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : Изд-во Московского университета, 1984. – 200 с.
14. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо, 2006. – 1136 с.
15. Дементий, Л.И. История копинг-исследований в Омской психологической научной школе [Текст] / Л.И. Дементий // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2018. - №4. – С. 4-11.
16. Ермаков, С.А. Жизненные ценности и смыслы возрастной периодизации человека [Текст] / С.А. Ермаков, О.П. Кашина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2018. - №3 (20). – С. 19-23.
17. Затинацкая, Ю.Е. Понятие копинг-стратегий и совладающего поведения [Текст] / Ю.Е. Затинацкая // Академическая публицистика. - 2020. - № 3. - С. 246-248.
18. Ильченко-Бечко, А.А. Значение совладания как адаптивной возможности к негативным жизненным событиям [Текст] / А.А. Ильченко-Бечко // Психология человека и общества. - 2020. - № 12 (29). - С. 16-21.
19. Казакова, И.В. Регуляция внутренней активности как фактор совладания с трудными жизненными ситуациями [Текст] / И.В. Казакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2021. - №1(84). – С. 48-52.
20. Казанцев, А.А. Понятие «копинг-стратегии» и особенности ее реализации [Текст]/ А.А. Казанцев, О.Ю. Зотова // Студенческий вестник. - 2020. - № 2-1 (100). - С. 50-54.
21. Калугин, А.Ю. Типы индивидуальности и стратегии совладающего поведения [Текст]/ А.Ю. Калугин // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. – М., 2020. - С. 1080-1086.
22. Ким, Э. Сун Факторы совладающего поведения [Текст] / Ким Э Сун // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019. - №3. – С. 1-7.
23. Кириченко, Л.Г. Культурная идентичность как главная модальность [Текст] / Л.Г. Кириченко // Педагогика и психология: теория и практика. – 2019. – №. 1. – С. 41–49.
24. Киселева, А.А. Особенности совладающего поведения [Текст] / А.А. Киселева, М.Ю. Кузьмин, В.В. Козлов // Интеграция образования. - 2020. - Т. 24. № 4 (101). - С. 641-655.
25. Колодяжная, О.Ю. Основные подходы к исследованию психического развития человека среднего возраста в психологической науке [Текст] / О.Ю. Колодяжная // актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 4(6). – С. 129-132.
26. Кон, И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология [Текст] / И.С. Кон. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 608 с.
27. Кузьмин, М.Ю. Развитие стратегий совладающего поведения: основные подходы [Текст] / М.Ю. Кузьмин, Л.В. Сутурина // ActaBiomedicaScientifica (EastSiberianBiomedicalJournal). - 2020. - Т. 5. № 6. - С. 188-193.
28. Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] / Ч. Кули. – М. : Идея, 2000. – 309 с.
29. Кутковая, Е.С. Сравнительный анализ дискурсивного и нарративного подходов к исследованию иднтичности [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.С. Кутковая. – М., 2016. – 35 с.
30. Кущев, П.М. Развитие совладающего поведения: диагностические и тренинговые технологии [Текст]/ П.М. Кущев // Время науки: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 310-315.
31. Кущев, П.М. Тренинг развития стратегий совладающего поведения [Текст]/ П.М. Кущев // Современные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 157-160.
32. Лазарус, Р. Психологический стресс и копинг-процессы [Текст]/ Р. Лазарус. – М.: Медицина, 1966. – 466 с.
33. Лапкина, Е.В. Об организованности и возрастной изменяемости защитно-совладающего поведения личности [Текст]/ Е.В. Лапкина // Казанский педагогический журнал. - 2020. - №5 (142). – С. 217-223.
34. Леганькова, О.В. Ретроспективный анализ стратегий преодоления в процессе переживания личностью кризисного события [Текст] / О.В. Леганькова, М.Ф. Бакунович, Н.Г. Новак // Научные труды республиканского института высшей школы. – 2017. - №17-3. – С. 205-212.
35. Леонтьев, Д.А. О некоторых аспектах проблемы «культура и личность» [Текст] / Д.А. Леонтьев // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 1. – С. 22–32.
36. Леонтьев, Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал [Текст] / Д.А. Леонтьев // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – С. 18–37.
37. Либина, А.В. Психология совладания [Текст]/ Рец. Н.А. Аминов, А.В. Либин. – М.: Юрайт, 2020. – 318 с.
38. Либина, Е.В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных жизненных ситуаций [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Либина. – М., 2003. – 129 с.
39. Магнуссон, Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций [Текст] / Д. Магнуссон // Психологический журнал. – 1983. – № 2. – С. 29–54.
40. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2017. - 448 с.
41. Матузкова, Е.П. Культурная идентичность: к определению понятия [Текст] / Е.П. Матузкова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2014. – № 2. – С. 62–68.
42. Маховер, К.Э. Совладающее поведение как система защиты личности [Текст] / К.Э. Маховер, Н.А. Кирилова // Взаимодействие теоретико-экспериментальной и практической психологии в системе современного образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 148-157.
43. Мид, Дж. Избранное [Текст] / Дж. Мид. – М. : РАН ИНИОН, 2009. – 290 с.
44. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ [Текст] / К. Муздыбаев // Журнал Социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т. 1. – № 2. – С. 100–111.
45. Нардонэ, Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия [Текст] / Дж.Нардонэ - М.: Психотерапия, 2008. - 352 с.
46. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. – № 5. – С. 20–30.
47. Ничипоренко, Н.П. Исследование механизмов адаптации личности в трудной жизненной ситуации [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Девиантность vs экстремизм: исследования, закономерности, рекомендации. Коллективная монография. - Казань, 2020. - С. 43-72.
48. Потанин, С.П. Отражение трудных жизненных ситуаций в жизненных мирах личности [Текст] / С.П. Потанин // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление: мат. межд. науч.-практ. конф. 4—5 октября 2018 г. ; отв. ред. А.Ю. Маленова, гл. ред. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2018. – С. 55–59.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2018. – 714 с.
50. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М. : Прогресс, 1979. – 128 с.
51. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. – М. : Издательство Московского Университета, 1983. – 284 с.
52. Тараторин, Е.В. Культурная идентичность как важный ценностно-смысловой компонент самосознания народа в условиях глобализации [Текст] / Е.В. Тараторин // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. – 2020. – № 1 (4). – С. 24–27.
53. Теплякова, И.В. Основные теоретические подходы к изучению феномена совладания [Текст] / И.В. Теплякова // Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследованиях: мат. науч.-практ. конф. 8–9 ноября 2012 г. ; под ред. Л.И. Дементий. – Омск : Изд-во Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2012. – С. 48–54.
54. Фромм, Э. Человек для самого себя [Текст] / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2008. – 349 с.
55. Хазова, С.А. Ресурсы субъектности: к вопросу об определении понятия [Текст] / С.А. Хазова // Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследованиях: мат. науч.-практ. конф. 8–9 ноября 2012 г. ; под ред. Л.И. Дементий. – Омск : Изд-во Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2012. – С. 58–63.
56. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности [Текст] / С. Хантингтон. – М. : АСТ, 2008. – 635 с.
57. Шипова, Н.С. Понятие ресурса в психологии: определение и ассоциативные связи [Текст] / Н.С. Шипова, У.Ю. Севастьянова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – № 4. – С. 105–110.
58. Шнейдер, Л.Б. Психология идентичности [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М. : Юрайт, 2019. – 328 с.
59. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М. : Флинта, 2006. – 342 с.
60. Aldwin, C.M. Stress, Coping, and Development: An Integrative Approach [Text] / C.M. Aldwin. – New York : Guilford, 2012. – 432 p.
61. Lazarus, R.S. Stress, Appraisal, and Coping [Text] / R.S. Lazarus, S. Folkman. – New York : Springer, 1984. – 445 p.
62. Moskvitina, O. A. Representations of young people aged 15-17 about their cultural orientations and the cultural orientations of their immediate social environment. [Text] /In M. Klicperova-Baker & W. Friedlmeier (Eds.), Xenophobia vs. Patriotism: Where is my Home? Proceedings from the 25th Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology, 2022. 292.