Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 21 работник педагогической сферы с разным стажем работы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты исследования синдрома «эмоционального выгорания» 8
1.1 Сущность синдрома «эмоциональное выгорание» 8
1.2 Признаки синдрома «эмоционального выгорания»
1.3. Аспекты при которых проявляется синдром «эмоционального выгорания 15
18
2. Методики диагностирования синдрома «эмоционального выгорания» 21
2.1 Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко 21
2.1.1. Результаты исследования по методике и их анализ 24
2.2. Тест-опросник «Уровень субъективного контроля» Бажина Е. Ф.
2.2.1. Результаты исследования по методике и их анализ 27
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Приложение А. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.) 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В.Бойко 47
Актуальность темы исследования. В современном обществе большинство аспектов политических и социально-экономических взаимоотношений, а также осложнение в общественных условиях различной деятельности, учащают возникновение стрессовых ситуаций. Эти проблемы всё чаще сказываются на эмоционально-психологическом состоянии человека, что имеет прямое отношение на формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания личности.
Важность темы выгорания, обосновывается в первую очередь тем, что оставляет за собой множество негативных последствий в социальной и психологической сфере, в профессиональной деятельности и также это влияет на межличностные отношения в жизни человека. Зачастую синдром доводит до ощущения чувства собственной несостоятельности, к безучастию в профессиональной деятельности, потере ценностных ориентиров и жизненных ценностей, опустошению энергоресурсов человека, к появлению различных заболеваний. Результатами множества исследований стало доказательство влияния профессиональной деятельности на психологическое и эмоциональное состояние человека. В большей степени эмоциональным выгоранием страдают именно люди коммуникативных профессий, которые по своим обязанностям вынуждены контактировать с большим количеством человек, проявляя эмпатию, сопереживание, вовлечённость в различные процессы и т.д.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблемы эмоционального выгорания прослеживается в научных работах, как зарубежных, так и отечественных психологов. Наибольший вклад в исследование синдрома внесли такие научные деятели, как Г.Фрейденберг, К.Маслач и С.Джексон, Генри Брэдли, А.Пайнс и Е.Аронсон, Б.Перлман и Е.А.Хартман, Шафранова А.С., Водопьянова, Орел, Гришина, Рукавишников, В.В.Бойко.
Исследования отечественных психологов в полной мере раскрывают сущность синдрома эмоционального выгорания, а также описывают признаки его появления и развития, а также аспекты, которые негативно влияют на психофизиологическое состояние человека.
Однако в сравнении с зарубежной психологией в отечественной психологии нет настолько обширной проработки исследования синдрома эмоционального выгорания, которое бы не только в полной мере раскрывало бы данную проблему, но и имела бы профилактическое решение.
Проблема исследования. В связи с большой эмоциональной нагрузкой, которую испытывает человек, он всё больше поддаётся факторам, влияющим на развитие эмоционального выгорания в ходе своей профессиональной деятельности. При этом самих методик для изучения и установки самого факта эмоционального выгорания недостаточно в современных реалиях. Результатом несвоевременного обнаружения выгорания у человека отсутствуют силы и знания, чтобы предотвратить данную ситуацию. Именно поэтому стоит обозначить проблему данной работы: недостаток практических знаний и умения для выявления синдрома эмоционального выгорания.
Целью исследования можно назвать исследование диагностик для выявления уровня эмоционального выгорания.
Объект исследования — процесс развития эмоционального выгорания, как психофизиологического феномена.
Предмет исследования — методы диагностики синдрома эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования — развитие синдрома эмоционального выгорания в ходе процесса долговременной профессиональной деятельности, т.е., взаимосвязь между профессиональной деятельностью и стажем работы, что приводит к формированию стадий эмоционального выгорания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования обозначены его задачи:
1. Исследование психологической научной литераторы по теме исследования
2. Раскрыть сущность понятия «синдрома эмоционального выгорания»
3. Изучить признаки и аспекты формирования и развития синдрома эмоционального выгорания
4. Провести исследование методик подходящих под выполнение курсовой работы
5. Провести анализ исследования методик
Теоретической базой для написания курсовой работы стали научные труды отечественных и зарубежных учёных в области психологии и педагогики. Для решения поставленных целей и задач использовался комплекс теоретических методов исследования: исследование и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, что способствовало рассмотрению общих теоретических вопросов по проблеме исследования, исследование, анализ и сопоставление психолого-педагогического опыта;
Структура работы. Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Бойко В. В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания.
// Практическая психодиагностика / ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 1999.
2. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - С. 99-105.
3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2016. – 472 с..
4. Бойко, В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. - В 6 т. - Т. 3,4 [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2003. - 544 с.Мучински, П. Психология. Профессия. Карьера [Текст] / П. Мучински. - СПб., 2004.
6. Кант Э. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. – 591с.
7. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: ИПЛ, 1991.
8. Мучински, П. Психология. Профессия. Карьера [Текст] / П. Мучински. - СПб., 2004.
9. Салливан Г., Роттер Дж., Мишел У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности / Г., Салливан, Дж. Роттер, У. Мишел. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 128 с..
10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Издательство Института Психотерапии. 2002. - С.24.
11. Burisch M. (1994) Ausgebrannt, verschlissen, durchgerostet. Psychologie heute, vol. 21(9), pp. 22–26
12. Freudenberger H. J. // Journal of Social Issues. – 2016. – Vol. 30. – P. 159–165.
13. Halbesleben J.R., & Demerouti E. (2005) The construct validity of an alternative measure of burnout: Investigating the English translation of the Oldenburg Burnout Inventory. Work & Stress, vol. 19(3), pp. 208–220
14. Pines A. M., Aronson E. Career burnout. Causes and cures. N.Y.: The Free Press, 1988. 229 p
15. Selye H. A syndrome produced by diverse nocuous agents. 1936. J Neuropsychiatry Clin Neurosci. 1998; 10(2): 230-231. https://doi.org/10.1176/jnp.10.2.230a.
1. Бойко В. В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания.
// Практическая психодиагностика / ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 1999.
2. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - С. 99-105.
3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2016. – 472 с..
4. Бойко, В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. - В 6 т. - Т. 3,4 [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2003. - 544 с.Мучински, П. Психология. Профессия. Карьера [Текст] / П. Мучински. - СПб., 2004.
6. Кант Э. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. – 591с.
7. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: ИПЛ, 1991.
8. Мучински, П. Психология. Профессия. Карьера [Текст] / П. Мучински. - СПб., 2004.
9. Салливан Г., Роттер Дж., Мишел У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности / Г., Салливан, Дж. Роттер, У. Мишел. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 128 с..
10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Издательство Института Психотерапии. 2002. - С.24.
11. Burisch M. (1994) Ausgebrannt, verschlissen, durchgerostet. Psychologie heute, vol. 21(9), pp. 22–26
12. Freudenberger H. J. // Journal of Social Issues. – 2016. – Vol. 30. – P. 159–165.
13. Halbesleben J.R., & Demerouti E. (2005) The construct validity of an alternative measure of burnout: Investigating the English translation of the Oldenburg Burnout Inventory. Work & Stress, vol. 19(3), pp. 208–220
14. Pines A. M., Aronson E. Career burnout. Causes and cures. N.Y.: The Free Press, 1988. 229 p
15. Selye H. A syndrome produced by diverse nocuous agents. 1936. J Neuropsychiatry Clin Neurosci. 1998; 10(2): 230-231. https://doi.org/10.1176/jnp.10.2.230a.