Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение особенности развития памяти у младших школьников (Современные образовательные технологии индивидуализации и социализации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова)

Работа №117691

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы25
Год сдачи2023
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Гимназии №6 (г. Архангельск).
Выборка: 30 учащихся 3 «Б» класса.

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития памяти младших школьников 5
1.1.Характеристика младшего школьного возраста 5
1.2.Память как психический процесс 8
1.3. Особенности развития памяти младших школьников 12
2. Экспериментальное изучение особенности развития памяти младших школьников 16
2.1. Методы и методики изучения особенностей развития памяти младших школьников 16
2.2. Ход и результат изучения особенностей развития памяти младших школьников 19
Заключение 23
Список использованных источников 25

Память играет важнейшую роль в жизни и деятельности человека. С помощью нее у человека возникают представления об окружающем мире, впечатления, переживания, знания, оставляют в психике определенный след, сохраняются и закрепляются, при необходимости воспроизводятся или забываются. Ни память, ни личность не может существовать без памяти.
Как показывают психолого-педагогические исследования, память формируется с раннего детства. Процессы памяти постоянно развиваются на протяжении всего процесса формирования личности индивида, постепенно логическая память заменяет механическую, совершенствуются процессы памяти, формируются мнемические способности. Со временем память ребенка становится произвольной.
И.М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый, — уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью».[14]
Начиная с младшего школьного возраста важно контролировать процесс развития памяти в связи с увеличением нагрузки на процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации в школе.
Согласно ФГОС НОО обучающиеся должны уметь запоминать и сохранять цели и зaдачи учебной деятельности, овладевать определениями понятий и впоследствии использовать их, уметь применять на практике изученный материал и т.д. Следовательно, педагогу необходимо развивать у детей хорошую память.
Проблемa развития памяти была освещена в работах А. Бине, П. Жане, Э.Б. Титченер, Г. Эббингауз и другие авторы. Свой вклaд в изучение детской памяти внесли отечественные ученые Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.В. Черемошкина и другие авторы. В данных исследованиях обозначается, что память играет большую роль в процессе познавательного развития младшего школьника. Педагоги должны уделять достаточно внимания развитию произвольной памяти, то есть, адекватных, рациональных приемов и способов запоминания.
Актуальность, недостаточная разработанность проблемы исследования и ее практическая значимость определили тему курсовой работы «Изучение особенности развития памяти у младших школьников».
Цель: выявить особенности развития памяти у младших школьников
Объект: память младших школьников
Предмет: особенности памяти младших школьников
Гипотеза: память младших школьников имеет свои особенности, но наибольшее развитие в данный возрастной период достигает кратковременная память
Задачи:
1. Охарактеризовать младший школьный возраст.
2. Рассмотреть память как психологический процесс.
3. Выявить особенности развития памяти младших школьников.
4. Провести диагностику памяти у младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1) методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2) методы диагностики, которые предполагали использование следующих методик:
- «Исследование типов памяти»;
- «Уровень зрительного запоминания слов»;
- «Уровень зрительного запоминания геометрических фигур».
База исследования: Гимназия №6 г.Архангельска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет свои многие детские качества, такие как наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. В этом возрасте формируется произвольность психических действий, внутренний план действий, а также появляются условия для перехода от образного вида памяти к словесной-логической. В процессе обучения младшие школьники начинают использовать приемы логического запоминания составляя определенные связи.
Возраст младшего школьника очень подходит для развития запоминания, поэтому в этот период важна развивающая работа по овладению мнемической деятельности. Для развития памяти младших школьников необходимо целенаправленная, систематическая работа по организации психолого-педагогического сопровождения.
Исследование памяти младших школьников осуществлялось на базе Гимназии №6 г. Архангельска в 3 классе, возраст учащихся – 9 лет, количество учащихся в классе – 30 человек. Из них 18 девочек и 12 мальчиков.
По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей память сформирована на среднем уровне. Особенно низкие показатели имеют процессы кратковременной слуховой памяти, а более высокие показатели полученные при диагностике объема кратковременной зрительной памяти.
полученные результаты показывают, что у некоторых детей процессы памяти сформированы недостаточно, память носит образный и непроизвольный характер, также у детей не сформированы приемы логического запоминания.
Подводя итог, можно сделать вывод, что память младшем школьном возрасте имеет много особенностей, но наибольшее развитие в данный возрастной период достигает кратковременная память, большинство детей в классе обладают хорошей кратковременной памятью. Но также в классе присутствуют дети у которых уровень кратковременной памяти сформирован недостаточно, поэтому следует проводить коррекционные работы на уроках, а также дома.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.



1. Байзулинова, Г.Х. Мнемотехника в учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Г.Х. Байзулинова // Ступень в педагогическую науку. – М., 2017. – С. 32-35.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 575 с.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб, 2001. – 310с.
4.Бородина-Глебская Е.А Онлайн библиотека Новосибирского государственного университета https://prepod.nspu.ru/course/view.php?id=331
5. Божович Л. И. Избранные психологические труды. - М, 1995 - 210 с.
6. Брагина, С.Б. Программа креативных занятий по развитию памяти и изучению русского языка / С.Б. Брагина // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 38. – С. 16-20.
7. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с.
8. Головей, Л.А Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Речь, 2005. – 668 с.
9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2015. – 410 с.
10. Сидоренко, А.В. Особенности психического развития младших школьников / А.В. Сидоренко // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 2 (8). – С. 142-144.
11. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
12. Справочник по психологии и психотерапии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2014. – 896 с.
13. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2015. – 734 с.
14. https://studfile.net/preview/5534626/page:43/
15. https://studfile.net/preview/16710116/page:6/
16. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 1977. C.61-63

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ