Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПТИМИЗАЦИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Работа №117690

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы оптимизации самоотношения подростков методами арт-терапии 9
1.1 Понятие и структура самоотношения личности 9
1.2. Особенности самоотношения в подростковом возрасте 20
1.3 Теоретические основы арт-терапевтического подхода к работе с подростками 28
Выводы по первой главе 49
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы оптимизации самоотношения подростков методами арт-терапии 51
2.1 Организация эмпирического исследования 51
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов
исследования самоотношения подростков на констатирующем этапе экспериментального исследования 53
2.3 Разработка и реализация программы арт-терапии на
формирующем этапе экспериментального исследования 62
2.4 Анализ полученных результатов реализации программы арт-
терапии по оптимизации самоотношения подростков на контрольном этапе экспериментального исследования 77
Выводы по второй главе 81
Заключение 83
Список использованной литературы 87
Приложения 95


Актуальность исследования. Проблема самоотношения и его роль в структуре личности является чрезвычайно актуальной для современной психологической науки. Наибольший интерес для исследователей представляет самоотношение подростков, так как данный возраст является критическим для формирования самосознания и становления самоотношения. Развитие самоотношения в подростковом периоде может носить характер кризиса и трудно преодолеваться детьми. Подростки испытывают трудности с реальным видением себя, что может способствовать формированию отрицательной самооценки и негативного самоотношения, выражающегося в низкой самоценности и самопринятии, неуверенности в своих силах, самообвинении и самокритичности, нетерпимости к своим истинным и мнимым недостаткам. Подобное негативное самоотношение может приводить к нежелательным последствиям для ребенка: снижению мотивации, депрессии, девиантному поведению, суицидальным настроениям. В связи с этим актуальна специально организованная психологом деятельность, направленная на оптимизацию самоотношения подростков и формирования его позитивного образа «Я».
Данное исследование ставит перед собой цель изучить характеристики и структуру самоотношения современных подростков, и разработать программу арт-терапевтического тренинга, направленную на его оптимизацию.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемой самоотношения занимались в своих исследованиях многие зарубежные и отечественные психологи (Р. Бернс, У. Джеймс, И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, И.И. Чеснокова и др.).
Под самоотношением мы понимаем эмоционально-ценностный компонент самосознания, в котором выражается общий интегрированный смысл «Я» субъекта (С.Р. Пантилеев). Самоотношение представляет собой многомерное динамическое образование, в структуру которого входят оценочный и эмоционально-ценностный компоненты, которые, в свою очередь, включают в себя целый ряд специфических по своему содержанию модальностей.
Вопрос формирования самоотношения в подростковом возрасте рассматривали такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, М. Розенберг, А.А. Орлова и другие. Все авторы приходят к мнению, что подростковый период является сенситивным для формирования самоотношения личности.
База арт-терапевтической работы с детьми и подростками заложена такими западными учеными, как В. Ловенфельд, Е. Кейн, Э. Крамер, М. Либманн, Д. Вудз, Р. Сильвер, Ш. Макнифф, Б.Мун. В нашей стране подобные исследования начались лишь в 90х годах XX века, и представлены работами следующих авторов: А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская, М.С. Вальдес-Одриоссола, Л.Д. Лебедева, Ю. Е. Борздыко, О.И. Постальчук, М.Ю. Алексеева, Е.Р. Кузьмина, А.В. Гришина, Л.А. Аметовой и других.
Современные исследования в области арт-терапии доказывают ее эффективность в решении различных психологических задач при работе с подростками: Е.Ю. Токарева о коррекции психического состояния подростков с ограниченными возможностями здоровья, Т.Ф. Макарычева о коррекции выраженности акцентуаций и профилактику их развития, М.С. Вальдес, А.Г.Московкина о работе с подростками из трудных семей, М.Ю.Кочеткова, Т.Г. Пронюшкина о работе с детьми-сиротами в условиях детского дома, И.В. Зеленкова о профилактике и коррекции девиантного поведения подростков, Т.В. Леонтьева об эмоциональном развитии подростков, М.Л. Наумова о разрешении внутриличностных и межличностных конфликтов и развитии креативного мышления, Л.Р. Халиуллина, Ф.Г. Мухлисова о социализации подростков с проблемным поведением, М.Х. Изотова, В.М. Сорокин о помощи подросткам в кризисной ситуации.
Важность поддержки процесса становления положительного самоотношения подростков подчеркивают множество исследователей. Однако, проблема исследования состоит в том, что несмотря на то, что арт- терапия за последние годы зарекомендовала себя как эффективный метод психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга, отсутствуют целенаправленные исследования, доказывающие эффективность применения арт-терапии для оптимизации самоотношения у подростков.
Цель исследования: исследовать самоотношение современных подростков. Экспериментально проверить эффективность использования методов арт-терапии для оптимизации самоотношения подростков.
Объект исследования: самоотношение подростков.
Предметом исследования является оптимизация самоотношения подростков методами арт-терапии.
Гипотеза исследования: арт-терапия является эффективным методом оптимизации самоотношения подростка. Ожидаемые эффекты: снижение уровня самообвинения и внутренней конфликтности; повышение уровня самоуверенности, самоценности и самопринятия; повышение стремления к самопознанию и развитию.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме самоотношения подростка его оптимизации методами арт-терапии.
2. Проанализировать и основать выбор методов исследования самоотношения подростков.
3. Эмпирически исследовать характеристики самоотношения современных подростков.
4. Разработать и экспериментально апробировать коррекционно-развивающую программу оптимизации самоотношения подростков методами арт-терапии.
5. На основе полученных данных сделать выводы об эффективности использования арт-терапии в качестве метода оптимизации самоотношения подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие положения:
культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, включающая общий генетический закон психического развития и социального становления личности, дополненный последователями (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский и др);
системный подход к изучению личности, в котором она рассматривается в целостности, имеющей в себе различные связанные между собой характеристики (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн и др.);
основные идеи гуманистической психологии и личностно ориентированного метода арт-терапии (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Н. Роджерс, Б. Мун, Ш. Макнифф, Д.Рин, М. Бетенски и др.);
теории отечественных и зарубежных ученых в области творческой изобразительной деятельности (Л.О. Выготский, B.C. Мухина, Ж. Пиаже и др.), арт-терапии (А.И. Копытин, Э. Крамер, М. Наумбург, Б. Мун, Ш. Макнифф, Н. Роджерс и многие другие).
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ научных
отечественных и зарубежных источников, демонстрирующих состояние изученности проблемы.
2. Эмпирические методы:
2.1. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
2.2. Психодиагностические методы, позволяющие выявить характеристики самоотношении подростков:
методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева; проективный тест «Рисунок человека» К. Маховер;
3. Методы обработки данных:
3.1. Методы математической статистики:
статистический анализ результатов исследования с использованием t- критерия для независимых выборок;
кластерный анализ (методом K-средних).
3.2. Качественный анализ и интерпретация полученных результатов.
Теоретическая значимость: проблема самоотношения подростка имеют высокую теоретическую и практическую значимость, так как современных исследований на данную тему недостаточно. В основном исследователи сосредотачиваются на исследованиях самоотношения взрослой личности. Также не существует исследований, показывающих эффективность применения методов арт-терапии для оптимизации самоотношения подростков.
Практическая значимость: большинство исследователей самоотношения подчеркивают важность и необходимость разработки программ по целенаправленной поддержке процесса формирования положительного самоотношения в подростковом возрасте. Разработанная в рамках данной работы коррекционно-развивающая программа арт- терапевтических занятий будет опробована на эффективность, и в дальнейшем может рекомендоваться для работы с подростками на базе школ и специальных студий арт-терапии.
Эмпирическое исследование проводилось на выборке126 детей в возрасте от 14 до 15 лет, поровну девочек и мальчиков. База исследования: МБОУ «Лицей № 60» г. Тольятти, учащиеся 7 и 8 классов.
Исследование проводилось в три этапа: теоретическое изучение проблемы, экспериментальное исследование и осмысление результатов исследования.
Структура магистерской диссертации построена в соответствии с логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы из 78 источников, приложения. Объем основного текста составляет 94 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе настоящего исследования мы рассмотрели методы арт-терапии для оптимизации самоотношения подростков. Нами была разработана, описана и апробирована коррекционно-развивающая программа арт-терапии, направленная на оптимизацию самоотношения подростков. Актуальность проблемы самоотношения подростков связана с особенностями процесса формирования самосознания личности, которое претерпевает самые значительные изменения именно в подростковом возрасте. По словам Л.С. Выготского, становление самосознания является целью и основным результатом развития всего переходного периода [4]. Подростковый период является сенситивным для развития и становления самоотношения, как эмоционально-оценочного компонента самосознания, содержащего интегрированный смысл «Я» субъекта.
Изучив имеющиеся научные исследования по теме, мы пришли к выводу, что положительное самоотношение обеспечивает подростку эмоциональное благополучие и способствует устойчивому формированию личности. Негативный фон самоотношения, напротив, может приводить к неблагополучию, дезадаптации и выбору антисоциальных способов поведения. В связи с тем, что ориентиры, заложенные в самоотношение в подростковом возрасте, являются наиболее устойчивыми на протяжении всей жизни, организация психологического сопровождения процесса формирования самоотношения подростков является необходимой и актуальной задачей.
Перед настоящим исследованием стояла цель изучить самоотношение современных подростков, и экспериментально проверить эффективность методов арт-терапии для оптимизации самоотношения подростков.
В ходе исследования нами были изучены методы арт-терапии в качестве основных инструментов развивающей и коррекционной работы с подростками. Арт-терапия имеет широкую область применения в работе с подростками, и может иметь терапевтическую, психокоррекционную, профилактическую, развивающую или социализирующую направленность. Она имеет преимущества перед другими методами терапии за счет возможности невербальной коммуникации, обращения к неосознаваемым процессам и свободному творческому самовыражению личности.
Эмпирическое исследование реализовано в три последовательных этапа.
Исследование самоотношения современных подростков, проведенное на констатирующем этапе эксперимента по методике исследования самоотношения МИС показало, что у большинства подростков (54% испытуемых) показатели самоотношения распределены равномерно, и имеют среднюю выраженность по всем характеристикам самоотношения (закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение). В результате проведенного кластерного анализа были выделены группы детей (кластеры), характеризующиеся схожими параметрами самоотношения.
Несмотря на то, что выявленные характеристики параметров самоотношения являются средними, нельзя трактовать это как признак однозначно позитивного самоотношения, что отчасти подтверждается наблюдением за испытуемыми, и отчасти продемонстрировано в их рисунках. Необходимо также учитывать вероятность социальной желательности ответов. Так, подростки со средними показателями самоотношения давали резко негативные выказывания в отношении себя, а их рисунки демонстрируют признаки неуверенности в собственных силах, закрытости и наличия внутренних конфликтов.
Данные факты свидетельствуют о продолжающемся процессе формирования самоотношения, неустойчивости, противоречивости и ситуативности оценок в отношении себя. Тем не менее, самоотношение подростков пластично и поддается коррекции.
На формирующем этапе эксперимента с учетом полученных результатов исследования была разработана коррекционно-развивающая программа арт-терапии. При разработке программы мы придерживались русла гуманистических методов арт-терапии, направленных
преимущественно на поддержку развития личности и укрепление ее «Я»- позиции. Целями программы является повышение уровня самоуверенности, самоценности и самопринятия подростков, снижение уровня самообвинения и внутренней конфликтности; повышение стремления к самопознанию и развитию. В программу курса были включены техники изотерапии, коллажей, фототерапии и маскотерапии.
Для апробации программы были организованы контрольная и экспериментальная группы подростков численностью по 12 человек. В ходе реализации программы арт-терапии в экспериментальной группе наблюдалось постепенное повышение открытости участников, их вовлеченности в процесс работы. Продукты художественного творчества в процессе занятий становились менее формальными и более сложными, поверхностный интерес к арт-терапии сменился стремлением к большему самовыражению, художественная экспрессия стала более свободной. Наблюдалась групповая динамика: от скрытых конфликтов и создания коалиций в начале курса, к проявленным конфликтам, и далее, к сплочению группы и формированию атмосферы взаимной эмоциональной поддержки. Свободное отреагирование негативных эмоций через рисование позволило снизить напряжение и конфликтность в группе. Интерес группы и безоценочное принятие продуктов творчества каждого участника привело к более свободному самовыражению подростков, повышению их самоуважения и самопринятия. Наблюдаемые изменения свидетельствуют о том, что цели программы развивающе-коррекционной программы достигнуты.
Повторное тестирование групп на контрольном этапе эксперимента подтвердило данные выводы. Результаты исследования по методике МИС
демонстрируют статистически значимые различия в контрольной и экспериментальной группах по шкале «Саморуководства» (t= 3,032 при p<0,01). Различия на уровне статистической тенденции имеются по шкалам «Самоуверенности» (t= 2,025 при p<0,1) и «Самоценности» 1,689 при p<0,1). Доказано, что изменения самоотношения экспериментальной группы в результате формирующего эксперимента являются значительными, и свидетельствуют о повышении таких параметров самоотношения как саморуководство, самоуверенность и самоценность.
Анализ результатов проективной методики «Рисунок человека» свидетельствует об изменениях в работах экспериментальной группы, характеризующих повышение интереса к собственному внутреннему миру, снижение тревожности и неуверенности, большую открытость. В контрольной группе изменения характеристик рисунков не наблюдалось.
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в самоотношении участников экспериментальной группы. У подростков отмечается повышение самоуважения, самоценности, снижение внутренней конфликтности. В самооценке подростков формируется представление о том, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у окружающих уважение, симпатию, одобрение и понимание. Возрос интерес к собственному «я», появилось желание дальнейшего развития и исследования себя.
Разработанная программа арт-терапии может рекомендоваться для коррекционно-развивающей работы с подростками, направленной на улучшение самоотношения подростков, профилактику отклоняющегося и асоциального поведения, развитие познавательной сферы подростков. Разработанная программа может быть реализована на базе школ специалистами, имеющими соответствующую подготовку по психологии и арт-терапии.



1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография: пер.с англ. [Текст] / Р. Бернс// Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2001.
3. Борздыко, Ю.Е. Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков [Текст]/ Ю.Е. Борздыко // Вестник Московского университета. - Серия 14: Психология. - 2007. - №2. - С.123-127.
4. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Наука. - 1931. - 300 с.
5. Вальдес Одриосола, М.С. Арттерапия в работе с подростками.Психотерапевтические виды художественной деятельности: методическое пособие [Текст] /М.С. Вальдес Одриосола. - М.: ВЛАДОС, 2007.- 61c.
6. Вальдес, М.С., Московкина, А.Г. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса [Текст] / М.С. Вальдес,
А.Г. Московкина// Наука и школа. - 2016. - №2 С. - 133-137.
7. Вартанова, И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников [Текст] / И.И. Вартанова // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 4 (24). - С. 115-121.
8. Гаджиева, К.А. Самоотношение подростков с отклоняющимся поведением [Текст] /К.А.Гаджиева // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 1 (40). - С. 129-133.
9. Головей, Л.А., Данилова, М.В., Данилова, Ю.Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков [Текст] /Л.А. Головей, М.В. Данилова, Ю.Ю.
Данилова// Социальная психология и общество. - 2017. - Т. 8. - № 1. - С. 108-125.
10. Денисова, Е.А., Воробьева, Н.А. Возможности арт-терапии в
работе с подростками [Текст] / Е.А. Денисова, Н.А. Воробьева // Человек в современном мире: возможности личностной и профессиональной
реализации в изменяющихся условиях. Региональная научно-практическая конференция. - Тольятти: Издательство ТГУ. - 2017. - С. 93-98.
11. Денисова, Е.А., Воробьева, Н.А. Гендерные различия самоотношения современных подростков [Текст] / Е.А.Денисова, Н.А. Воробьева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - Серия: педагогика, психология. - 2017. - № 3 (30). - С. 48-53.
12. Зеленкова, И.В. Изотерапия в работе с девиантными подростками [Текст] / И.В. Зеленкова // Социосфера. - 2014. - № 2. - С.108-111.
13. Иглицкая, И.М. Художественное произведение с точки зрения психоаналитической теории сновидений Фрейда — к вопросу о методе анализа[Текст] / И.М.Иглицкая // Психолог. — 2016. - № 6. - С.65-88.
14. Изотова, М.Х., Сорокин, В.М. Эмоциональная сфера детей-жертв теракта [Текст] / М.Х. Изотова, В.М. Сорокин // Вестник СПбГУ. - Серия 12. Социология. - 2009. - №2-1 - С. 216-220.
15. Еникеева, К.М., Яшкова, А.Н. Сравнительная характеристика самооценки младших и старших подростков [Текст] / К.М. Еникеева, А.Н. Яшкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2005. - С. 87-90.
16. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - С. 158.
17. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. — 336 с.
18. Кон, И.С. Категория "Я" в психологии [Текст]/ Кон И.С. // Психол. журн. - 1981. - Т. 2. - № 3. - С.25-37.
19. Копытин, А.И. Арт-терапия в России: медицина, образование, социальная сфера [Текст]/ Под общ. ред. А.И. Копытина. - СПб.: Скифия- принт, 2017. - 532 с.
20. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие [Текст]/ А.И. Копытин. - Когито-Центр, 2015. - 526 с.
21. Копытин, А. И., Свистовская, Е.Е. Арт-терапия детей и подростков [Текст]/ А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - Когито-Центр, 2017. - 196 с.
22. Кочеткова, М.Ю., Пронюшкина, Т.Г. Арт-терапия как психолого
- педагогическая технология в работе с детьми-сиротами [Текст] / М.Ю. Кочеткова, Т.Г. Пронюшкина // Инновационная наука. - 2015. - №12-3.- С.205-206.
23. Крамер, Э. Арт-терапия с детьми [Текст] / Э. Крамер // вступ. сл. и послесл. Е.Макаровой; пер. с англ. Г. Ниловой, Е. Пройдаковой. - М.: Генезис, 2014. - 319 с.
24. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] / Ч.Х. Кули. - 2000. - 320 с.
25. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
26. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /А.Н. Леонтьев. - Академия, 2005. - 87с.
27. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности [Текст]
/Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1993. - 43 с.
28. Леонтьева, Т.В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии [Текст]/ Т.В. Леонтьева // Вестник КазГУКИ. - 2014. - №2. - С.65-69.
29. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы [Текст] / И. Г. Малкина- Пых. - М.: Эксмо, 2005. - С. 894.
30. Мантикова, А.В., Шишкина, Е.С. Особенности и средства
коррекции самоотношения в старшем подростковом возрасте [Текст] /
A. В. Мантикова, Е.С. Шишкина // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. - № 4. - С. 81-91.
31. Макарычева, Т.Ф. Эффективность современных методов в коррекционной работе с подростками [Текст]/ Т.Ф. Макарычева // Студенческая наука и XXI век. - 2017. - №15. - С. 315-317.
32. Мухина, В. С. К проблеме социального развития ребенка [Текст] /
B. С. Мухина // Психол. журнал. - 1980. - Т. 1. - № 5. - С. 23-41.
33. Наумова, М.Л. Развитие личности ребёнка методами арт-терапии [Текст]/ М.Л. Наумова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №20. - С.74-93.
34. Никитин, В.Н. Арт-терапия: учебное пособие [Текст] /
В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2014.— 336 с.
35. Никитин, В.Н., Бойкова, О.А. Клиент-центрированная терапия экспрессивными искусствами в рамках гуманистической психологии [Текст]/ В.Н. Никитин, О.А. Бойкова // Сборник трудов Московского социально-педагогического института. - М.: Белый ветер, 2017. - С.172-184.
36. Орлова, А.А. Элементы лонгитюдного исследования особенностей личности в период подросткового кризиса [Текст]/ А.А.Орлова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - №2. - 2014. - С. 80-88.
37. Пантилеев, С.Р. Самоотношение. Психология самосознания. Хрестоматия [Текст]/ С.Р. Пантилеев. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. - С. 208-242.
38. Пантилеев, С. Р. Самосознание как эмоционально-оценочная система [Текст] / С. Р. Пантилеев. - М.: МГУ, 1991. - 110 с.
39. Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей
подросткового возраста [Текст] / А.М. Прихожан. - М., 2007.
40. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория,
современная практика и применение [Текст] / К. Роджерс. - М.:
Психотерапия, 2007. -560 с.
41. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Пед. академия наук СССР, 1957. - 328 с.
42. Руссо, Ж-Ж. Избр. соч. в трех томах, т. I [Текст] /Ж-Ж. Руссо. - 626 с.
43. Савонько, Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Е.И. Савонько. - М., 1972. - С. 81-111.
44. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: "Мецниереба", 1989. - 206 с.
45. Свиридова, А.Н., Басалаева, Н.В., Казакова, Т.В., Захарова, Т.В. Возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально опасном положении [Текст] / А.Н. Свиридова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова // Вестник КемГУ. - 2015. - №3-3 (63).
46. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: МГУ, 1983. - С. 288.
47. Токарева, Е.Ю. Необходимость применения методов арт-терапии для коррекции психического состояния подростков с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.Ю.Токарева // Мир педагогики и психологии. - 2018. - №3(20). - С. 122-125.
48. Ундуск, Е.Н. Негативное самоотношение и переживание проблем асоциальных подростков [Текст] / Е.Н. Ундуск // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2016. - № 1 (5). - С. 35-39.
49. Фаустова, А.Г. Теоретико-методологические основания исследований динамики самоотношения в клинической психологии [Текст] /А.Г. Фаустова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - №4 (11). - С.25-33.
50. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М., 1989.
51. Халиуллина, Л.Р., Мухлисова, Ф.Г. Фототерапия в работе с девиантными подростками [Текст] / Л.Р. Халиуллина, Ф.Г. Мухлисова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №6-1. -
С. 105.
52. Чевачина, А.В., Бабина, Т.С. Влияние материнского стиля воспитания на развитие самоотношения у младших подростков [Текст] /А.В. Чевачина, Т.С. Бабина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 662.
53. Черепкова, Н.В., Кузнецова, М.Ю. Формирование самоотношения в подростковом возрасте [Текст] / Н.В. Черепкова, М.Ю. Кузнецова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2976-2980. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53601.htm.
54. Чернобродов, Е.Р., Дутчина, О.Б., Ситникова, Е.В., Кулеш, Е.В., Кулеш, Ж.В., Колесникова, Г.Ю. Психология личности: самосознание, самоотношение, самоопределение [Текст] / Е.Р. Чернобродов, О.Б. Дутчина, Е.В. Ситникова, Е.В. Кулеш, Ж.В. Кулеш, Г.Ю. Колесникова // Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск, 2016.
55. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст]/ И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977. - 142 с.
56. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста. = Psychologie des Jugendalters [Текст]/ Э. Шпрангер // «Педология юности». — М.-Л.: Литература, 1931.
57. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Текст] / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
58. American Art therapy association. Definition of Art Therapy. [Электронный ресурс] URL:https: //www. arttherapy.org/upload/2017DefinitionofProfession.pdf(дата обращения 23.04.2018).
59. British association of art therapists. AboutArtTherapy. [Электронный
pecypc]URL: http://www.baat.org/About-Art-Therapy (дата обращения
23.04.2018).
60. Boyle, G.J., Saklofske, D.H., & Matthews, G. (Eds.). Measures of personality and social psychological constructs. London, United Kingdom: Academic Press.2015. - 824 pp.
61. Bruce L. Moon. The dynamics of art as therapy with adolescents: (2nd Ed.). 2012. Charles C Thomas Publisher. Springfield. USA. Pp. 308
62. Coopersmith, S. The antecedents of self-esteem. 1967.San Francisco: W.H.Freeman &Co.
63. Dalley, T., Case, C. (Ed.). The Handbook of Art Therapy. London: Routledge. 2014. - p.268.
64. McNiff S., Art heals: how creativity cures the soul. Shambhala, Boston, 2004. - p.315.
65. Rhyne, J. The gestalt approach to experience, art, and art therapy. American Journal of Art Therapy, 2001. 40(1), p. 109-20.
66. Rosenberg, M. Society and the adolescent self-image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965.
67. Rosenberg, М. Distur balance in the Sefl-inage at Adolescents. 1973, vol. 38, p.553-568.
68. Rubin J.A. Child Art Therapy. John Wiley & Sons. New Jersey, 2008. - p.468.
69. Lapsley D., Clark F. Self, Ego, and Identity: Integrative Approaches. Power Springer Science & Business Media, 2012. - p.294.
70. Naumburg М. Dynamically Oriented Art Therapy: Its Principles and Practice. Magnolia Street Pub, 1987. - p.168.
71. Neff K. Self-Compassion: An Alternative Conceptualization of a Healthy Attitude Toward Oneself. SelfandIdentity, 2: 85-101, 2003
72. MeadG., JoasH., HuebnerD. Mind, Self, and Society: The Definitive Edition 1st Edition. UniversityofChicagoPress. 2015, 536 pp.
73. Mruk, C. J. Self-Esteem and Positive Psychology, 4th Edition: Research, Theory, and Practice. New York: Springer. 2013. - 304pp.
74. Moon, B. L. Existential art therapy: The canvas mirror. (3rd ed.). Springfield, IL: Charles C Thomas. 2009. - 207 p.
75. KramerE. Art as Therapy: Collected Papers, Jessica Kingsley Publishers, London. 2001.p.272
76. Waller D. Group Interactive Art Therapy: Its Use in Training and Treatment. London. Routledge. 2014. Pp 176.
77. Welsby, C. Seen and unseen: school based art therapy with adolescent girls, in C. Case and T. Dalley (eds) Art Therapy with Children: From Infancy to Adolescence. London: Routledge. 2008.
78. Wilkinson, R., Chilton, G. Positive Art Therapy Theory and Practice. New York: Routledge. 2018. - p.300.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ