Защита деловой репутации корпорации (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КОРПОРАЦИЙ 10
§ 1. Общая характеристика понятия деловой репутации корпораций 10
§ 2. Правовой механизм регулирования деловой репутации корпораций 19
§ 3. Нормативно-правовое регулирование отношений по защите деловой репутации корпораций 25
ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ДЕЛОВУЮ РЕПУТАЦИЮ КОРПОРАЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ 37
§ 1. Способы защиты права на деловую репутацию корпорации: общие положения 37
§ 2. Характеристика отдельных гражданско-правовых способов защиты права на деловую репутацию корпораций 43
3. Распространение сведений как наиболее популярный вид нарушения права корпораций на деловую репутацию 51
ГЛАВА III. ЗАЩИТА ПРАВА НА ДЕЛОВУЮ РЕПУТАЦИЮ КОРПОРАЦИЙ 57
§ 1. Основные проблемы защиты права корпораций на деловую репутацию 57
§ 2. Проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушение права корпораций на деловую репутацию 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КОРПОРАЦИЙ 10
§ 1. Общая характеристика понятия деловой репутации корпораций 10
§ 2. Правовой механизм регулирования деловой репутации корпораций 19
§ 3. Нормативно-правовое регулирование отношений по защите деловой репутации корпораций 25
ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ДЕЛОВУЮ РЕПУТАЦИЮ КОРПОРАЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ 37
§ 1. Способы защиты права на деловую репутацию корпорации: общие положения 37
§ 2. Характеристика отдельных гражданско-правовых способов защиты права на деловую репутацию корпораций 43
3. Распространение сведений как наиболее популярный вид нарушения права корпораций на деловую репутацию 51
ГЛАВА III. ЗАЩИТА ПРАВА НА ДЕЛОВУЮ РЕПУТАЦИЮ КОРПОРАЦИЙ 57
§ 1. Основные проблемы защиты права корпораций на деловую репутацию 57
§ 2. Проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушение права корпораций на деловую репутацию 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
На данный момент в связи со значительным ростом роли рыночной экономики, а также высокой конкуренции, поддержание на высоте деловой репутации граждан и организаций несомненно приобретает особое значение, поскольку их экономическое благополучие практически всегда этим и определяется. Субъективная оценка контрагентами и потребителями самого производителя, являющаяся деловой репутацией корпорации, довольно сильно влияет на окончательный выбор потребителем товара, услуги, работы, не менее сильно, чем цена или потребительские свойства.
Деловая репутация организации или физического лица – это один из ключевых факторов, влияющих на осуществление предпринимательской деятельности. Для организации будет весьма затруднительным выстраивание успешного, прибыльного бизнеса при отсутствии уверенной, положительной деловой репутации, поскольку от оценки субъекта предпринимательской деятельности его контрагентами и от того, какой информационный образ он имеет в средствах массовой информации (далее – СМИ) в результате рекламы или антирекламы, а также в сети Интернет, во многих аспектах зависят результаты его экономической деятельности на рынке.
Таким образом, деловая репутация корпораций начинает играть существенную роль и активно использоваться ими в деятельности в сфере предпринимательства, причем сводится это отнюдь не только к распространению информации о собственной предпринимательской деятельности, предлагаемых товарах и услугах, различных рекламных материалов, но также в иных формах, например в форме передачи исключительных прав в рамках коммерческой концессии, предполагающей передачу средств индивидуализации, ассоциирующихся в сознании неограниченного круга потребителей и контрагентов с его деловой репутацией. Именно за счет проверенной рынком «деловой репутации» основного бизнеса появляется положительная репутация у лиц, приобретающих средства индивидуализации, намеренных привлечь клиентов основного бизнеса, которые автоматически будут ассоциировать с ним новую компанию.
Очевидно, деловая репутация играет важную роль для корпораций. Сегодня она выступает нематериальным активом организации, отображающегося на ее балансе. Вред деловой репутации корпорации (репутационный вред) может быть причине путем распространения недостоверных сведений о юридическом лице, и в связи с этим на законодательном уровне был разработан особый механизм регулирования деловой репутации.
Законодатели и ученые должны обратить пристальное внимание на особенности механизма защиты права на деловую репутацию юридических лиц в силу специфики воздействия умаления указанного нематериального блага на существование субъектов чтобы избежать ситуации, при которой юридические лица оказываются необоснованно обделёнными в средствах отстаивания своих неимущественных прав и интересов, что способно поколебать принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права.
Объектом исследования выступает совокупность общественных
отношений, складывающихся в рамках правового регулирования защиты деловой репутации корпораций.
Предметом исследования являются нормы действующего
законодательства, регулирующие порядок защиты деловой репутации корпораций.
Цель исследования заключается в осуществлении комплексного
исследования теоретических и практических аспектов защиты деловой репутации корпораций.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику понятия деловой репутации корпораций;
- осветить правовой механизм регулирования деловой репутации корпораций;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование отношений по защите деловой репутации корпораций;
- раскрыть общие положения способов защиты права на деловую репутацию корпораций;
- охарактеризовать отдельные гражданско-правовые способы защиты права на деловую репутацию корпораций;
- проанализировать распространение сведений как наиболее популярный вид нарушения права корпораций на деловую репутацию;
- охарактеризовать основные проблемы защиты права корпораций на деловую репутацию;
- рассмотреть проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушение права корпораций на деловую репутацию.
Методологической основой исследования являются диалектический, системный, сравнительно-правовой, логический и формально-юридический методы познания.
Все больше пристального внимания уделяют российские ученые-юристы в последние десятилетия как подробному изучению нематериальных благ в общем, так и деловой репутации юридических лиц в частности. Однако, несмотря на возросшее число посвящённых этой теме научных трудов и публикаций, дискуссионные вокруг данной темы не утихают, множество имеющихся проблем в этой сфере по-прежнему не имеют выработанных единообразных подходов. Все это говорит нам о необходимости дальнейшего тщательного исследования проблемы защиты права на деловую репутацию юридических лиц. Общетеоретические аспекты защиты деловой репутации юридических лиц изучались такими учеными-правоведами как: О.Ш. Аюпов, А.М. Эрделевский, Е.Н. Невзгодина, М.А. Рожкова, Н.Г. Фроловский и др.
В качестве эмпирического материала использовались постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления судов общей юрисдикции, а также информация сети Интернет, затрагивающая различные аспекты исследуемой проблематики.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ ), Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая и вторая (далее – ГК РФ ), федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и др.
Практическая и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что высказанные в ней выводы и рекомендации могут быть использованы в законотворческой деятельности в целях совершенствования законодательства, регламентирующего защиту деловой репутации корпораций и практике его применения. Результаты исследования могут быть востребованы в учебном процессе при преподавании гражданско-правовых дисциплин, в хозяйственной правоприменительной деятельности, судом при рассмотрении конкретных споров.
Положения, выносимые на защиту:
1. В диссертации обосновывается тезис о том, что деловая репутация есть ничто иное, как уникального рода характеристика, индивидуализирующая субъект предпринимательской деятельности; ей свойственна изменчивость и уникальный информационный образ, который позволяет определять отношение неограниченного круга участников рынка к субъекту предпринимательской деятельности как с положительной, так и с отрицательной стороны. Деловая репутация корпорации выступает нематериальным благом, также она обладает признаком передаваемости и отчуждаемости.
2. Предлагается дополнить ст. 152 ГК РФ пунктом 12, изложив его в следующей редакции: «Под деловой репутацией понимается приобретаемая в процессе предпринимательской деятельности общественная оценка, общее или широко распространенное мнение о деловых качествах, достоинствах юридического лица».
3. В диссертации доказывается, что в настоящее время в правовом регулировании деловой репутации корпораций имеются определенные пробелы и выявлена объективная необходимость в совершенствовании законодательства в данном направлении.
4. В диссертации обосновывается тезис о том, что деловая репутация корпораций – это одно из важнейших условий успешной деятельности организации. При вынесении решения судом об удовлетворении иска о защите деловой репутации корпорации, суду необходимо установить наличие трех условий: сведения должны носить порочащий характер, быть распространены и не соответствовать действительности. При этом заявитель обязан доказать факт распространения сведений и их порочащий характер лицом, к которому предъявлен иск. В свою очередь ответчику необходимо доказать соответствие действительности распространенных им сведений.
5. В диссертации доказывается, что в целях восстановления нарушенного права на деловую репутацию корпорации могут использоваться как специальные способы защиты деловой репутации (опубликование собственного ответа, опровержение и удаление порочащих сведений, пресечение или запрещение их дальнейшего распространения), так и общегражданский способ защиты – возмещение убытков, причиненных распространением указанных сведений.
6. Предлагается внести дополнение в ст. 152 ГК РФ, указав на то, что защита деловой репутации юридического лица при реорганизации возможна его правопреемниками.
7. В диссертации обосновывается тезис о том, что ввиду ограниченности правового регулирования деловой репутации юридического лица и малой эффективности способов защиты, позволяющим с помощью денег компенсировать возникший нематериальный вред, начал приобретать самостоятельный характер такой способ защиты, как взыскание репутационного вреда. Поэтому следует ожидать дальнейшего совершенствования способов защиты деловой репутации юридического лица, в том числе, корпорации.
8. В диссертации доказывается, что под распространением сведений, порочащих деловую репутацию корпораций, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Любое распространение сведений, причиняющих деловой репутации корпорации вред, объединяется термином «диффамация».
9. В диссертации обосновывается тезис о том, что гражданско-правовая диффамация является проблемной и сложной правовой категорией в российском праве, в связи с чем требует дальнейшего правового изучения и исследования, в том числе в рамках нового направления российского права – диффамационного права.
10. В диссертации обосновывается тезис о том, что корпорациями не может быть реализовано их право на защиту в полном объеме, поскольку в законодательстве имеются существенные пробелы, в положениях, касающихся вопросов защиты их деловой репутации. Поскольку предусмотренный статьями 12 и 152 ГК РФ перечень способов защиты не является исчерпывающим, это в свою очередь говорит о возможности удовлетворения требований о возмещении нематериального (репутационного) ущерба.
11. Предлагается внести в действующее гражданское законодательство следующие изменения: включить и раскрыть в ст. 150 ГК РФ понятие «нематериальный (репутационный) вред»; включить в ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты юридических лиц компенсацию репутационного вреда; разработать и закрепить в ГК РФ критерии определения размера нематериального (репутационного) вреда.
12. В диссертации доказывается, что наиболее сложным вопросом при рассмотрении дел о защите деловой репутации является доказывание причинно-следственной связи между заявленными истцом убытками и фактом умаления его деловой репутации. Все многообразные формы убытков, заявляемых в связи с умалением деловой репутации, можно классифицировать в две основополагающие категории: реальные расходы и упущенная выгода. Особенностью данной категории дел являются специфические формы убытков, предъявляемые ко взысканию, т.е. те конкретные расходы, которые истец полагает связанными именно с фактом умаления его деловой репутации.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Деловая репутация организации или физического лица – это один из ключевых факторов, влияющих на осуществление предпринимательской деятельности. Для организации будет весьма затруднительным выстраивание успешного, прибыльного бизнеса при отсутствии уверенной, положительной деловой репутации, поскольку от оценки субъекта предпринимательской деятельности его контрагентами и от того, какой информационный образ он имеет в средствах массовой информации (далее – СМИ) в результате рекламы или антирекламы, а также в сети Интернет, во многих аспектах зависят результаты его экономической деятельности на рынке.
Таким образом, деловая репутация корпораций начинает играть существенную роль и активно использоваться ими в деятельности в сфере предпринимательства, причем сводится это отнюдь не только к распространению информации о собственной предпринимательской деятельности, предлагаемых товарах и услугах, различных рекламных материалов, но также в иных формах, например в форме передачи исключительных прав в рамках коммерческой концессии, предполагающей передачу средств индивидуализации, ассоциирующихся в сознании неограниченного круга потребителей и контрагентов с его деловой репутацией. Именно за счет проверенной рынком «деловой репутации» основного бизнеса появляется положительная репутация у лиц, приобретающих средства индивидуализации, намеренных привлечь клиентов основного бизнеса, которые автоматически будут ассоциировать с ним новую компанию.
Очевидно, деловая репутация играет важную роль для корпораций. Сегодня она выступает нематериальным активом организации, отображающегося на ее балансе. Вред деловой репутации корпорации (репутационный вред) может быть причине путем распространения недостоверных сведений о юридическом лице, и в связи с этим на законодательном уровне был разработан особый механизм регулирования деловой репутации.
Законодатели и ученые должны обратить пристальное внимание на особенности механизма защиты права на деловую репутацию юридических лиц в силу специфики воздействия умаления указанного нематериального блага на существование субъектов чтобы избежать ситуации, при которой юридические лица оказываются необоснованно обделёнными в средствах отстаивания своих неимущественных прав и интересов, что способно поколебать принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права.
Объектом исследования выступает совокупность общественных
отношений, складывающихся в рамках правового регулирования защиты деловой репутации корпораций.
Предметом исследования являются нормы действующего
законодательства, регулирующие порядок защиты деловой репутации корпораций.
Цель исследования заключается в осуществлении комплексного
исследования теоретических и практических аспектов защиты деловой репутации корпораций.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику понятия деловой репутации корпораций;
- осветить правовой механизм регулирования деловой репутации корпораций;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование отношений по защите деловой репутации корпораций;
- раскрыть общие положения способов защиты права на деловую репутацию корпораций;
- охарактеризовать отдельные гражданско-правовые способы защиты права на деловую репутацию корпораций;
- проанализировать распространение сведений как наиболее популярный вид нарушения права корпораций на деловую репутацию;
- охарактеризовать основные проблемы защиты права корпораций на деловую репутацию;
- рассмотреть проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушение права корпораций на деловую репутацию.
Методологической основой исследования являются диалектический, системный, сравнительно-правовой, логический и формально-юридический методы познания.
Все больше пристального внимания уделяют российские ученые-юристы в последние десятилетия как подробному изучению нематериальных благ в общем, так и деловой репутации юридических лиц в частности. Однако, несмотря на возросшее число посвящённых этой теме научных трудов и публикаций, дискуссионные вокруг данной темы не утихают, множество имеющихся проблем в этой сфере по-прежнему не имеют выработанных единообразных подходов. Все это говорит нам о необходимости дальнейшего тщательного исследования проблемы защиты права на деловую репутацию юридических лиц. Общетеоретические аспекты защиты деловой репутации юридических лиц изучались такими учеными-правоведами как: О.Ш. Аюпов, А.М. Эрделевский, Е.Н. Невзгодина, М.А. Рожкова, Н.Г. Фроловский и др.
В качестве эмпирического материала использовались постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления судов общей юрисдикции, а также информация сети Интернет, затрагивающая различные аспекты исследуемой проблематики.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ ), Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая и вторая (далее – ГК РФ ), федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и др.
Практическая и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что высказанные в ней выводы и рекомендации могут быть использованы в законотворческой деятельности в целях совершенствования законодательства, регламентирующего защиту деловой репутации корпораций и практике его применения. Результаты исследования могут быть востребованы в учебном процессе при преподавании гражданско-правовых дисциплин, в хозяйственной правоприменительной деятельности, судом при рассмотрении конкретных споров.
Положения, выносимые на защиту:
1. В диссертации обосновывается тезис о том, что деловая репутация есть ничто иное, как уникального рода характеристика, индивидуализирующая субъект предпринимательской деятельности; ей свойственна изменчивость и уникальный информационный образ, который позволяет определять отношение неограниченного круга участников рынка к субъекту предпринимательской деятельности как с положительной, так и с отрицательной стороны. Деловая репутация корпорации выступает нематериальным благом, также она обладает признаком передаваемости и отчуждаемости.
2. Предлагается дополнить ст. 152 ГК РФ пунктом 12, изложив его в следующей редакции: «Под деловой репутацией понимается приобретаемая в процессе предпринимательской деятельности общественная оценка, общее или широко распространенное мнение о деловых качествах, достоинствах юридического лица».
3. В диссертации доказывается, что в настоящее время в правовом регулировании деловой репутации корпораций имеются определенные пробелы и выявлена объективная необходимость в совершенствовании законодательства в данном направлении.
4. В диссертации обосновывается тезис о том, что деловая репутация корпораций – это одно из важнейших условий успешной деятельности организации. При вынесении решения судом об удовлетворении иска о защите деловой репутации корпорации, суду необходимо установить наличие трех условий: сведения должны носить порочащий характер, быть распространены и не соответствовать действительности. При этом заявитель обязан доказать факт распространения сведений и их порочащий характер лицом, к которому предъявлен иск. В свою очередь ответчику необходимо доказать соответствие действительности распространенных им сведений.
5. В диссертации доказывается, что в целях восстановления нарушенного права на деловую репутацию корпорации могут использоваться как специальные способы защиты деловой репутации (опубликование собственного ответа, опровержение и удаление порочащих сведений, пресечение или запрещение их дальнейшего распространения), так и общегражданский способ защиты – возмещение убытков, причиненных распространением указанных сведений.
6. Предлагается внести дополнение в ст. 152 ГК РФ, указав на то, что защита деловой репутации юридического лица при реорганизации возможна его правопреемниками.
7. В диссертации обосновывается тезис о том, что ввиду ограниченности правового регулирования деловой репутации юридического лица и малой эффективности способов защиты, позволяющим с помощью денег компенсировать возникший нематериальный вред, начал приобретать самостоятельный характер такой способ защиты, как взыскание репутационного вреда. Поэтому следует ожидать дальнейшего совершенствования способов защиты деловой репутации юридического лица, в том числе, корпорации.
8. В диссертации доказывается, что под распространением сведений, порочащих деловую репутацию корпораций, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Любое распространение сведений, причиняющих деловой репутации корпорации вред, объединяется термином «диффамация».
9. В диссертации обосновывается тезис о том, что гражданско-правовая диффамация является проблемной и сложной правовой категорией в российском праве, в связи с чем требует дальнейшего правового изучения и исследования, в том числе в рамках нового направления российского права – диффамационного права.
10. В диссертации обосновывается тезис о том, что корпорациями не может быть реализовано их право на защиту в полном объеме, поскольку в законодательстве имеются существенные пробелы, в положениях, касающихся вопросов защиты их деловой репутации. Поскольку предусмотренный статьями 12 и 152 ГК РФ перечень способов защиты не является исчерпывающим, это в свою очередь говорит о возможности удовлетворения требований о возмещении нематериального (репутационного) ущерба.
11. Предлагается внести в действующее гражданское законодательство следующие изменения: включить и раскрыть в ст. 150 ГК РФ понятие «нематериальный (репутационный) вред»; включить в ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты юридических лиц компенсацию репутационного вреда; разработать и закрепить в ГК РФ критерии определения размера нематериального (репутационного) вреда.
12. В диссертации доказывается, что наиболее сложным вопросом при рассмотрении дел о защите деловой репутации является доказывание причинно-следственной связи между заявленными истцом убытками и фактом умаления его деловой репутации. Все многообразные формы убытков, заявляемых в связи с умалением деловой репутации, можно классифицировать в две основополагающие категории: реальные расходы и упущенная выгода. Особенностью данной категории дел являются специфические формы убытков, предъявляемые ко взысканию, т.е. те конкретные расходы, которые истец полагает связанными именно с фактом умаления его деловой репутации.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Деловая репутация представляет собой уникальную, индивидуализирующую субъект предпринимательской деятельности характеристику, обладающую свойством изменчивости, уникальный информационный образ, который позволяет определять отношение неограниченного круга участников рынка к субъекту предпринимательской деятельности как с положительной, так и с отрицательной стороны. Деловая репутация может пониматься как в широком смысле для характеристики профессиональных и деловых качеств субъектов предпринимательской деятельности, профессиональной деятельности и служебных отношений, так и в узком смысле как деловая репутация корпораций. Она может быть определена как складывающийся в общественном сознании, основанный на результатах его деятельности индивидуализирующий образ субъекта предпринимательской деятельности, обладающий свойством изменчивости и характеризующий его качества как позитивного, так и негативного характера. Деловая репутация корпорации является нематериальным благом; в отличие от деловой репутации гражданина она обладает признаком передаваемости. Деловая репутация обладает признаком отчуждаемости. Отчуждение деловой репутации происходит вместе с отчуждением предприятия как имущественного комплекса. Деловая репутация представляет собой оценку лица, проявляющуюся в отношении неопределенного круга субъектов к надежности, порядочности, компетентности этого лица во взаимоотношениях с контрагентами в предпринимательской деятельности. По нашему мнению, главным элементом в деловой репутации остается общественное представление о деятельности корпорации, поскольку именно общественное мнение, отзывы определяют во многом целостное представление о ней. В связи с этим необходимо дополнить ст. 152 ГК РФ п. 12, изложив его в следующей редакции: «Под деловой репутацией понимается приобретаемая в процессе предпринимательской деятельности общественная оценка, общее или широко распространенное мнение о деловых качествах, достоинствах юридического лица».
В настоящее время существуют определенные пробелы в правовом регулировании деловой репутации корпораций и выявлена объективная необходимость в совершенствовании законодательства в указанном направлении. Вместе с тем не вызывает сомнения, что деловая репутация юридического лица уже сложилась в виде совершенно новой правовой категории, которую отличает рыночное экономическое содержание, требующее соответствующего научного переосмысления.
Деловая репутация корпораций – одно из условий их успешной деятельности. Однако законодательство не содержит прямых норм о деловой репутации корпораций и способах их защиты. В п. 7 ст. 152 указано, что правила защиты деловой репутации применяются также и по отношению к юридическим лицам. Решение об удовлетворении иска о защите деловой репутации выносится судом в случае установления совокупности трех условий: сведения должны носить порочащий характер, быть распространены и не соответствовать действительности. При этом заявитель обязан доказывать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, и порочащий характер этих сведений. На ответчика же возложена обязанность доказать, что распространенные им сведения соответствуют действительности. Истец и ответчик по делам о защите деловой репутации могут использовать любые процессуальные средства защиты своих прав и законных интересов. Таким образом, в основе отечественного правового регулирования данных субъективных прав выступают, прежде всего, не действия управомоченного, а воздержание от действий неопределенного круга обязанных лиц. Наделяя юридическое лицо правом на деловую репутацию, государство призвано обеспечить систему гарантий, необходимую для его реализации и защиты, для осуществления законности в РФ, пресечения и устранения его нарушений, а также предусматривающую ответственность обязанных лиц.
В целях восстановления нарушенного права на деловую репутацию корпорации могут использовать как специальные способы защиты деловой репутации (опубликование собственного ответа, опровержение и удаление порочащих сведений, пресечение или запрещение их дальнейшего распространения), так и общегражданский способ защиты – возмещение убытков, причиненных распространением указанных сведений. Корпорация имеет обеспеченную законом возможность требовать от других лиц, чтобы оценка его деятельности опиралась на реальные обстоятельства и не искажалась распространением порочащих сведений, не соответствующих действительности. Корпорация вправе требовать по суду опровержения порочащих ее деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения или другим аналогичным способом. Сведения, порочащие деловую репутацию и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если сведения, порочащие деловую репутацию, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. В случаях, когда сведения, порочащие деловую репутацию, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, корпорация вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно. Если сведения, порочащие деловую репутацию, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», корпорация вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет». Корпорация, в отношении которой распространены сведения, порочащие ее деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков, причиненных распространением таких сведений. В случае, когда опровергнуть информацию способом, которым она была распространена, невозможно, порядок опровержения не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, устанавливается судом. В настоящее время отсутствует норма о правопреемстве в отношении деловой репутации юридических лиц. В части 1 ст. 152 ГК РФ говорится только о деловой репутации граждан после их смерти, но не юридических лиц после их реорганизации или ликвидации. В связи с этим можно встретить противоречия в судебной практике. Поэтому представляется необходимым внести дополнение в ст. 152 ГК РФ, где специально указать, что защита деловой репутации юридического лица при реорганизации возможна его правопреемниками.
Способы защиты деловой репутации корпорации разнообразны. Ограниченность правового регулирования деловой репутации юридического лица вынудила предпринимателей искать наиболее устраивающие способы ее защиты. К сожалению, не все из них являются эффективными, позволяющими с помощью денег компенсировать возникший у юридических лиц нематериальный вред. Как следствие, со временем начал приобретать самостоятельный характер такой способ защиты, как взыскание репутационного вреда. Учитывая то обстоятельство, что судебная практика отражает тенденции общественных отношений, а им присуще постоянное развитие, следует ожидать дальнейшего совершенствования способов защиты деловой репутации юридического лица, в том числе, корпорации.
Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию корпораций, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Любое распространение сведений, наносящих вред деловой репутации, объединяется термином «диффамация». Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении корпорацией действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию корпорации. Гражданско-правовая диффамация, является проблемной и сложной правовой категорией в российском праве, которая требует дальнейшего правового изучения и исследования, в том числе в рамках нового направления российского права – диффамационного права. В любом случае гражданско-правовая диффамация будет являться необходимым основанием для защиты деловой репутации корпораций при реализации способов судебной защиты деловой репутации по правилам ст. 152 ГК РФ.
На сегодняшний день действующим законодательством за корпорациями признано право на защиту своей деловой репутации. Однако ввиду существующих пробелов в вопросах защиты деловой репутации, корпорации не могут в полном объеме реализовать свое право на защиту. Перечень способов защиты, предусмотренный ст.ст 12 и 152 ГК РФ, не является исчерпывающим. Это свидетельствует о возможности удовлетворения требований о возмещении нематериального (репутационного) ущерба. Тем не менее, судебная практика в большинстве случаев идет по пути отказа в применении такого способа защиты, ссылаясь на судебные акты вышестоящих судов. Таким образом, необходимо внести в действующее гражданское законодательство следующие изменения: включить в ст. 150 ГК РФ и раскрыть понятие «нематериальный (репутационный) вред»; включить в ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты юридических лиц компенсацию репутационного вреда; разработать и закрепить в ГК РФ критерии определения размера нематериального (репутационного) вреда.
Наиболее сложным вопросом при рассмотрении дел о защите деловой репутации является доказывание причинно-следственной связи между заявленными истцом убытками и фактом умаления его деловой репутации. Этот вопрос в наибольшей степени связан с содержанием понятия деловой репутации. При исследовании вопроса об обоснованности убытков суду каждый раз необходимо решать, как подрыв деловой репутации повлиял или мог повлиять на то или иное правоотношение, в рамках которого, по утверждению истца, у него возникли убытки. Результат рассмотрения дела, таким образом, зависит в первую очередь не от того, какие именно суммы суд признает подтвержденными и обоснованными, а от того, насколько данные убытки будут увязаны с фактом распространения спорных сведений. Все многообразные формы убытков, заявляемых в связи с умалением деловой репутации, можно классифицировать в две основополагающие категории: реальные расходы и упущенная выгода. Особенностью данной категории дел являются специфические формы убытков, предъявляемые ко взысканию, т.е. те конкретные расходы, которые истец полагает связанными именно с фактом умаления его деловой репутации.
В настоящее время существуют определенные пробелы в правовом регулировании деловой репутации корпораций и выявлена объективная необходимость в совершенствовании законодательства в указанном направлении. Вместе с тем не вызывает сомнения, что деловая репутация юридического лица уже сложилась в виде совершенно новой правовой категории, которую отличает рыночное экономическое содержание, требующее соответствующего научного переосмысления.
Деловая репутация корпораций – одно из условий их успешной деятельности. Однако законодательство не содержит прямых норм о деловой репутации корпораций и способах их защиты. В п. 7 ст. 152 указано, что правила защиты деловой репутации применяются также и по отношению к юридическим лицам. Решение об удовлетворении иска о защите деловой репутации выносится судом в случае установления совокупности трех условий: сведения должны носить порочащий характер, быть распространены и не соответствовать действительности. При этом заявитель обязан доказывать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, и порочащий характер этих сведений. На ответчика же возложена обязанность доказать, что распространенные им сведения соответствуют действительности. Истец и ответчик по делам о защите деловой репутации могут использовать любые процессуальные средства защиты своих прав и законных интересов. Таким образом, в основе отечественного правового регулирования данных субъективных прав выступают, прежде всего, не действия управомоченного, а воздержание от действий неопределенного круга обязанных лиц. Наделяя юридическое лицо правом на деловую репутацию, государство призвано обеспечить систему гарантий, необходимую для его реализации и защиты, для осуществления законности в РФ, пресечения и устранения его нарушений, а также предусматривающую ответственность обязанных лиц.
В целях восстановления нарушенного права на деловую репутацию корпорации могут использовать как специальные способы защиты деловой репутации (опубликование собственного ответа, опровержение и удаление порочащих сведений, пресечение или запрещение их дальнейшего распространения), так и общегражданский способ защиты – возмещение убытков, причиненных распространением указанных сведений. Корпорация имеет обеспеченную законом возможность требовать от других лиц, чтобы оценка его деятельности опиралась на реальные обстоятельства и не искажалась распространением порочащих сведений, не соответствующих действительности. Корпорация вправе требовать по суду опровержения порочащих ее деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения или другим аналогичным способом. Сведения, порочащие деловую репутацию и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если сведения, порочащие деловую репутацию, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. В случаях, когда сведения, порочащие деловую репутацию, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, корпорация вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно. Если сведения, порочащие деловую репутацию, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», корпорация вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет». Корпорация, в отношении которой распространены сведения, порочащие ее деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков, причиненных распространением таких сведений. В случае, когда опровергнуть информацию способом, которым она была распространена, невозможно, порядок опровержения не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, устанавливается судом. В настоящее время отсутствует норма о правопреемстве в отношении деловой репутации юридических лиц. В части 1 ст. 152 ГК РФ говорится только о деловой репутации граждан после их смерти, но не юридических лиц после их реорганизации или ликвидации. В связи с этим можно встретить противоречия в судебной практике. Поэтому представляется необходимым внести дополнение в ст. 152 ГК РФ, где специально указать, что защита деловой репутации юридического лица при реорганизации возможна его правопреемниками.
Способы защиты деловой репутации корпорации разнообразны. Ограниченность правового регулирования деловой репутации юридического лица вынудила предпринимателей искать наиболее устраивающие способы ее защиты. К сожалению, не все из них являются эффективными, позволяющими с помощью денег компенсировать возникший у юридических лиц нематериальный вред. Как следствие, со временем начал приобретать самостоятельный характер такой способ защиты, как взыскание репутационного вреда. Учитывая то обстоятельство, что судебная практика отражает тенденции общественных отношений, а им присуще постоянное развитие, следует ожидать дальнейшего совершенствования способов защиты деловой репутации юридического лица, в том числе, корпорации.
Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию корпораций, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Любое распространение сведений, наносящих вред деловой репутации, объединяется термином «диффамация». Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении корпорацией действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию корпорации. Гражданско-правовая диффамация, является проблемной и сложной правовой категорией в российском праве, которая требует дальнейшего правового изучения и исследования, в том числе в рамках нового направления российского права – диффамационного права. В любом случае гражданско-правовая диффамация будет являться необходимым основанием для защиты деловой репутации корпораций при реализации способов судебной защиты деловой репутации по правилам ст. 152 ГК РФ.
На сегодняшний день действующим законодательством за корпорациями признано право на защиту своей деловой репутации. Однако ввиду существующих пробелов в вопросах защиты деловой репутации, корпорации не могут в полном объеме реализовать свое право на защиту. Перечень способов защиты, предусмотренный ст.ст 12 и 152 ГК РФ, не является исчерпывающим. Это свидетельствует о возможности удовлетворения требований о возмещении нематериального (репутационного) ущерба. Тем не менее, судебная практика в большинстве случаев идет по пути отказа в применении такого способа защиты, ссылаясь на судебные акты вышестоящих судов. Таким образом, необходимо внести в действующее гражданское законодательство следующие изменения: включить в ст. 150 ГК РФ и раскрыть понятие «нематериальный (репутационный) вред»; включить в ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты юридических лиц компенсацию репутационного вреда; разработать и закрепить в ГК РФ критерии определения размера нематериального (репутационного) вреда.
Наиболее сложным вопросом при рассмотрении дел о защите деловой репутации является доказывание причинно-следственной связи между заявленными истцом убытками и фактом умаления его деловой репутации. Этот вопрос в наибольшей степени связан с содержанием понятия деловой репутации. При исследовании вопроса об обоснованности убытков суду каждый раз необходимо решать, как подрыв деловой репутации повлиял или мог повлиять на то или иное правоотношение, в рамках которого, по утверждению истца, у него возникли убытки. Результат рассмотрения дела, таким образом, зависит в первую очередь не от того, какие именно суммы суд признает подтвержденными и обоснованными, а от того, насколько данные убытки будут увязаны с фактом распространения спорных сведений. Все многообразные формы убытков, заявляемых в связи с умалением деловой репутации, можно классифицировать в две основополагающие категории: реальные расходы и упущенная выгода. Особенностью данной категории дел являются специфические формы убытков, предъявляемые ко взысканию, т.е. те конкретные расходы, которые истец полагает связанными именно с фактом умаления его деловой репутации.
Подобные работы
- Инструменты и стандарты устойчивого развития бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовые стандарты в области регулирования защиты прав человека в сфере международного бизнеса
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Антикоррупционные стандарты поведения в образовательных организациях
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-управленческие основы организации международных спортивных мероприятий
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



