Введение 6
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме мотивационно-ценностной сферы 10
1.1 Природа мотивационно-ценностной сферы 10
1.2 Мотивация как сложная, иерархическая психологическая система 27
Выводы по первой главе 30
Глава 2 Теоретические подходы к проблеме мотивационно-ценностной сферы подросткового возраста 31
2.1 Взгляды на проблему мотивации подростков в зарубежной и
отечественной литературе 31
2.2 Классификация мотивов и ценностей в подростковом возрасте 34
Выводы по второй главе 35
Глава 3. Исследование мотивационно-ценностной сферы подростка 36
3.1 Программа исследования 36
3.2 Проведение и результаты исследования по методике М. Рокича
«Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций» 36
3.2.1 Определение степени сформированности психологического
механизма ценностных ориентаций 36
3.2.2 Выявление иерархии ценностных ориентаций 42
3.3 Проведение и результаты исследования по методике «Когнитивная
ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер) 46
3.4 Проведение и результаты исследования по методике «Изучение
направленности на приобретение знаний» (Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова) и «Направленность на отметку» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.) 48
3.5 Проведение и результаты психологического обследования с
использованием специального программного обеспечения (автоматизированного опросника программы «Сталкер») 50
3.6 Установление корреляционных связей между Локусом контроля и
направленностью на оценку/приобретение знаний методом ранговой корреляции Спирмена 51
3.7 Подсчет статистической значимости величин ценностных категорий
«здоровье», «активность», «семья» и «друзья» с применением t-критерия Стьюдента 53
3.8 Установление корреляционных связей между Локусом контроля и ценностными ориентациями методом ранговой корреляции Спирмена 54
Рекомендации 57
Заключение 58
Выводы по третьей главе 55
Список используемой литературы 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика «Изучения особенностей формирования ценностных ориентаций»65
Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер ) 66
Методика «Изучение направленности на приобретение знаний» (Е.П. Ильин и
Н.А. Курдюкова) 72
Методика «Направленность на отметку» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.)
Результаты проведения методики 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
«Изучение особенностей формирования ценностных ориентации»
М. Рокича (адаптированная А. Гоштаутасом, М.А. Семеновым, В.А. Ядовым) 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Результаты проведения методики 79
«Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер) 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Результаты проведения методики 80
«Изучение направленности на приобретение знаний» (Е.П. Ильин и Н.А.
Курдюкова) и «Направленность на отметку» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.) 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Выявление связей между Локусом контроля и направленностью на оценку/приобретение знаний методом ранговой корреляции Спирмена 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Результаты психологического обследования с использованием специального программного обеспечения (автоматизированного опросника программы «Сталкер») 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Подсчет статистической значимости величин ценностных категорий
«здоровье», «активность», «семья» и «друзья» 88
с применением t-критерия Стьюдента 88
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Выявление связей между экстернальностью и ценностными ориентациями методом ранговой корреляции Спирмена 92
Подавляющее большинство психологов, которые характеризуют этот возрастной период, отмечают наличие резких изменений, которые затрагивают практически все сферы жизни подростка и ведут к перестройке всей системы отношений с другими. Так, Ст.Холл впервые описал особенности подросткового периода и наметил круг проблем, связанных с этим возрастом, с учетом развития индивида с точки зрения теории рекапитуляции, и описал подростковый период как шторм.
Многочисленные исследования внесли свой вклад в различные факты о психическом развитии в подростковом возрасте. Основным результатом подросткового возраста является выход на новый уровень самосознания, то есть в конце этого периода индивид получает некоторое целостное представление о себе, эмоционально относится к себе, пытается изменить негативные черты, выполняет задачу развития. Знание себя означает сравнение себя с другими, поэтому общение, особенно общение со сверстниками, особенно важно в подростковом возрасте (сверстники находятся в равных позициях, что дает максимальные возможности для социального сравнения).
В ходе изучения, обработки и интерпретации данных была подтверждена гипотеза исследования относительно наличия внешней мотивации у подростков, а также важности друзей и исследований.
Менее половины подростков являются интерналами, но эта ориентация меняется с возрастом. Следовательно, локус-контроль еще не создан, и результаты диагностики не должны рассматриваться как окончательные. Эта гипотеза подтверждается распределением результатов на по шкалам интернальности и экстернальности. Средние значения (от 10 до 16 баллов) доминируют в выборе ответов подростков, что указывает на среднюю степень контроля. Другими словами, в этой группе преобладает внешняя мотивация.
Полученные данные свидетельствуют о том, что подростки осознают подчиненность, относительную важность мотивов, что приводит к созданию сознательной системы мотивации. Таким образом, создание механизма дифференциации ценностных ориентаций диагностируется у 57% респондентов по шкале терминальных значений и у 43% субъектов по шкале инструментальных ценностей. Кроме того, эти школьники характеризуются более фрагментированной и диверсифицированной системой оценки терминальных ценностей по сравнению с инструментальными ценностями. Это связано с отсутствием ценностных ориентиров для этой возрастной группы подростков, поскольку средства отбираются только в том случае, если цели достигнуты. В целом, подростки сами определяют как «значимые» следующие ценности и цели: финансово безопасную жизнь, хороших и верных друзей, интересную работу, удовольствия, уверенность в себе и активную и активную жизнь. Мотивы, которые учащиеся используют для достижения своих жизненных целей, включают радость, честность, самообладание, смелость и воспитание детей.
Согласно исследовательской гипотезе, категория «друзья» относится к сфере мотивационных ценностей подростков.
Экстернал соотносится с «материальной безопасностью». Чем больше подросток «фокусируется» на внешней стороне, тем выше ценность успешной жизни без материальных трудностей.
Полученные данные показали наличие категории «семья» у индивидов, важных для этой группы.
Следующие данные были получены из исследования о ценности обучения среди молодых индивидов из представленной группы. В целом, молодые люди больше ориентированы на хорошие оценки, чем на приобретение знаний. Полученные данные позволяют установить только положительную корреляцию между интернальностью и направленностью на оценку. Чем выше степень интернальности среди молодых индивидов в этой группе, тем больше внимания уделяется достижению хороших оценок. В результате, среди подростков не регистрируется преобладание познавательного мотива (направленность на приобретение знаний), а также интерес к способам приобретения знаний. Выявленные особенности в значимости учебы позволяют предположить и отсутствие мотива самообразования, формирование которого происходит именно в данный возрастной период.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1994.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьников. Ростов на Дону, 2000.
3. Ананьин С. А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. Киев, 1915.
4. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.
5. Аракелов Г. Г. О психологии подростка. М., 1990.
6. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
7. Баканов Е. Н. О природе побуждения // Вопросы психологии. 1983. № 2.
8. Бодалев А. А. Восприятие индивида индивидом. Л. : Изд-во ЛГУ, 1965.
9. Бодалев В. В. В мире подростка. М., 1982.
10. Блонский П. П. Психология желания // Вопросы психологии. 1965. №5.
11. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
12. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
13. Брентано Л. Опыт теории потребностей. Казань, 1921.
14. Бюллер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
15. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
16. Вайсман Р. С. Развитие мотивационной сферы индивида в старшем возрасте: Автореф, дис. ... канд. М., 1973.
17. Веденов А. В. Потребность в общении // Советская педагогика. 1967. №9.
18. Вереникина И. М. Цит. По: Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
19. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
20. Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации //А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
21. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. М., 1979.
22. Выготский Л. С. Проблемы психического развития ребенка. М., 1956.
23. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4. М., 1984.
24. Горбатков А. А. О соотношении ориентаций на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентаций личности // Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977.
25. Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взросления: Автореф. Дис. ...д-ра наук. - СПб., 1996.
26. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд. Питер, 2000.
27. Имедадзе И. В. Проблема полимотивации поведения //Вопросы психологии. М., 1984.
28. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
29. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
30. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
31. Крейг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
32. Левитов Н. Д. О психических состояниях индивида. М.,1964.
33. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М., 1983.
34. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
35. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.
36. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
37. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
38. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
39. Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1993.
40. Марисова Л. И. О мотивационно - потребностной основе общения. Берлин, 1978.
41. Марковская Н. Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 1990.
42. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.
43. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
44. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого «Я». М., 1976.
45. Морозова Н. Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития: Автореф. дис. .д-ра наук. М., 1967.
46. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы
самоопределения. М.; Знание, 1977 .
47. Нравственное воспитание школьников в коллективе. Учетные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. СПб., Т., 1970.
48. Ньюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. М., 1975.
49. Познание учащегося и формирование его личности. Вильнюс, 1975.
50. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
51. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л,А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.
52. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издат. Центр «Академия», 2000.
53. Практическая психология в тестах. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
54. Психология развивающейся личности / Под ред. Петровского А. В. М., 1987.
55. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М. 1995.
56. Розов М. А. Проблема ценностей и развитие науки // Наука и ценности. Новосибирск, 1987.
57. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
58. Собр. соч. Л. С. Выготского. Т. 1. М., 1982.
59. Стребелева Е. А., Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения. М. : Издательская фирма «Бук - мастер», 1993.
60. Судаков К. В. Биологические мотивации. М., 1971.
61. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
62. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т 1-2. М., 1986.
63. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997.
64. Шафранская К. Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982.
65. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
66. Энциклопедия психологических тестов: I-III том. 2000.
67. Эриксон Э. Ребенок и общество. М., 2000.
68. Материалы с сайта http://www.psychology-online.net/
69. Hoffman M.L. (1980) Moral development in adolescence. In J. Adelson (Ed.), Handbook of adolescent psychology. New York: Wiley.