Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Работа №117680

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме мотивационно-ценностной сферы 10
1.1 Природа мотивационно-ценностной сферы 10
1.2 Мотивация как сложная, иерархическая психологическая система 27
Выводы по первой главе 30
Глава 2 Теоретические подходы к проблеме мотивационно-ценностной сферы подросткового возраста 31
2.1 Взгляды на проблему мотивации подростков в зарубежной и
отечественной литературе 31
2.2 Классификация мотивов и ценностей в подростковом возрасте 34
Выводы по второй главе 35
Глава 3. Исследование мотивационно-ценностной сферы подростка 36
3.1 Программа исследования 36
3.2 Проведение и результаты исследования по методике М. Рокича
«Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций» 36
3.2.1 Определение степени сформированности психологического
механизма ценностных ориентаций 36
3.2.2 Выявление иерархии ценностных ориентаций 42
3.3 Проведение и результаты исследования по методике «Когнитивная
ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер) 46
3.4 Проведение и результаты исследования по методике «Изучение
направленности на приобретение знаний» (Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова) и «Направленность на отметку» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.) 48
3.5 Проведение и результаты психологического обследования с
использованием специального программного обеспечения (автоматизированного опросника программы «Сталкер») 50
3.6 Установление корреляционных связей между Локусом контроля и
направленностью на оценку/приобретение знаний методом ранговой корреляции Спирмена 51
3.7 Подсчет статистической значимости величин ценностных категорий
«здоровье», «активность», «семья» и «друзья» с применением t-критерия Стьюдента 53
3.8 Установление корреляционных связей между Локусом контроля и ценностными ориентациями методом ранговой корреляции Спирмена 54
Рекомендации 57
Заключение 58
Выводы по третьей главе 55
Список используемой литературы 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика «Изучения особенностей формирования ценностных ориентаций»65
Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер ) 66
Методика «Изучение направленности на приобретение знаний» (Е.П. Ильин и
Н.А. Курдюкова) 72
Методика «Направленность на отметку» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.)
Результаты проведения методики 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
«Изучение особенностей формирования ценностных ориентации»
М. Рокича (адаптированная А. Гоштаутасом, М.А. Семеновым, В.А. Ядовым) 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Результаты проведения методики 79
«Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер) 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Результаты проведения методики 80
«Изучение направленности на приобретение знаний» (Е.П. Ильин и Н.А.
Курдюкова) и «Направленность на отметку» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.) 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Выявление связей между Локусом контроля и направленностью на оценку/приобретение знаний методом ранговой корреляции Спирмена 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Результаты психологического обследования с использованием специального программного обеспечения (автоматизированного опросника программы «Сталкер») 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Подсчет статистической значимости величин ценностных категорий
«здоровье», «активность», «семья» и «друзья» 88
с применением t-критерия Стьюдента 88
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Выявление связей между экстернальностью и ценностными ориентациями методом ранговой корреляции Спирмена 92

Актуальность исследования:
Сколько раз родители, воспитывающие подростков, говорят: «Я не узнаю своего ребенка, как будто его заменили! Иногда кажется, что ему ничего не нужно и ему это не интересно». Учителя повторяли им: «Подростковый возраст непредсказуем, сложен. Трудно понять, что мотивирует ребенка, какова его цель. Получив ответы на свои вопросы об этой области жизни подростков, родители могли бы лучше понять своих детей. Учителя, с другой стороны, смогут более эффективно осуществлять педагогическую деятельность, выстраивая (с участием других специалистов и родителей) индивидуальный путь развития для подростка.
Характерной чертой формирования личности этого возрастного периода является то, что направления деятельности, мотивы, важные люди, ценности быстро меняются. Это связано с особенностями подросткового возраста, потому что подросток «ищет себя», исследует мир, делает выводы, устанавливает свой образ жизни.
Мы знаем, что подросток изучает и исследует то, что его интересует, что его удивляет, а также принадлежит «взрослому миру». Компульсивные действия вызывают негативные чувства и протесты.
Мотивация определяет направление, тип и навыки индивида и оказывает на него решающее влияние. Ценностные ориентации, являющиеся одной из важнейших новых форм личности, выражают осознанный подход индивида к социальной реальности. Поэтому ценности определяют общую мотивацию поведения индивида и оказывают существенное влияние на все аспекты его реальности. Отношения между ценностной ориентацией и личной ориентацией имеют особое значение. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону ориентации личности и составляет основу их представлений о мире, о других, о себе, исходя из мировоззрения, мотивационного ядра и «философии жизни». Ценностные ориентации - это способ дифференциации объектов реальности на основе их ценности (положительной или отрицательной). Направленность индивида выражает одну из его наиболее значимых черт, которая определяет социальную и моральную ценность индивида. Содержание направленности - это, в первую очередь, доминантные отношения, социально обусловленные индивидуальным окружением. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое истинное выражение в активной деятельности индивида, то есть они должны стать постоянными причинами этой активности и перерасти в убеждения.
Общественное мнение считает, что молодежь не интересуется искусством и книгами. Они заботятся только о музыке, сексе и друзьях. Большое количество монографий отечественных и зарубежных авторов посвящено ответам на эти вопросы. «Сложность здесь, - говорит Б. Ф. Ломов, - заключается в том, что системная природа ума наиболее ярко проявляется в мотивах и целях; они выступают в качестве неотъемлемых форм умственного отражения» [36].
Противоречия: между желанием преподавателей поддержать учащимся подросткового возраста и присутствием конфликтов и непонимания между учителями и подростками.
Цель работы: обнаружить особенности мотивационно-ценностной сферы подросткового возраста.
Объект изучения: мотивационно-ценностная сфера.
Предмет изучения: мотивационно-ценностная сфера подростков.
Гипотеза изучения: особенности мотивационно-ценностной сферы подростков включают в себя внешнюю мотивацию, важность учебы и товарищей.
Реализуются следующие задачи:
1. Разбор психолого-педагогической литературы по вопросу мотивационно-ценностной сферы подростков;
2. Подбор методик и организация исследования по вопросу мотивационно-ценностной сферы подросткового возраста;
3. Разработка практических рекомендаций для преподавателей.
Методологическая основа исследования:
Работы отечественных и зарубежных специалистов формируют теоретико-методологическую основу исследования. Основу составили концепции таких ученых как: А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, A В. Петровский, Л.И. Божович, А. Маслоу, В. Вайнер, Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен и других.
Методы:
В качестве методов исследования использовались общенаучные принципы знания общественных явлений, теоретический разбор литературных источников, обобщение и толкование научных данных. В эмпирическом исследовании главным методом получения данных был опрос, в котором использовались психологические методы. Результаты эмпирического исследования были обработаны с использованием методов описательной статистики. Для расчета статистической значимости средних значений использовали t-критерий Стьюдента. Достоверность корреляций определялась с использованием метода ранговой корреляции Спирмена.
Методики:
В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики:
- Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер);
- Методика «Изучение особенностей формирования ценностных ориентации» М. Рокича (адаптированная А. Гоштаутасом, М.А. Семеновым, B. А. Ядовым);
- Методика «Изучение направленности на приобретение знаний» (Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова);
- Методика «Направленность на отметку» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.).
А также использован автоматизированный опросник программного пакета «АСТ» (© ООО «НПФ Амалтея», 2003).
База исследования: Центр социально-трудовой адаптации и профориентации.
Выборка исследования: подростки 12-15 лет, в количестве 30 индивид.
Надежность, обоснованность и достоверность научных результатов обеспечивается методологическим подходом, основой которых является материал по формированию ценностей подростков, подбор методов и методик тестирования. А так же обработка и анализ полученных данных.
Новизна исследования состоит в том, что были выявлены понятия «ценностные ориентации», основные тенденции и развитие изменений ценностных структур сознания подростков. Формирования у них выбора действия на различные ситуации. То, каким образом ценности переориентируются под влиянием социума. Так же определена приоритетность ценностных ориентаций в подростковой сфере.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что бы расширить представление о ценностной сфере подростка. Об адаптации его в социуме. О влиянии социокультурной сферы на формирование ценностей личности.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что бы использовать полученные материалы в коррекции отношений между подростками и их родителями, учителями и учащимися. Так как взаимопонимание и открытость является неотъемлемой частью в формировании полноценной личности индивида.
Структура и объем магистерской диссертации. В данной работе представлены: введение, три главы, выводы, заключение, список использованной литературы. Текст с иллюстрациями таблицами и рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подавляющее большинство психологов, которые характеризуют этот возрастной период, отмечают наличие резких изменений, которые затрагивают практически все сферы жизни подростка и ведут к перестройке всей системы отношений с другими. Так, Ст.Холл впервые описал особенности подросткового периода и наметил круг проблем, связанных с этим возрастом, с учетом развития индивида с точки зрения теории рекапитуляции, и описал подростковый период как шторм.
Многочисленные исследования внесли свой вклад в различные факты о психическом развитии в подростковом возрасте. Основным результатом подросткового возраста является выход на новый уровень самосознания, то есть в конце этого периода индивид получает некоторое целостное представление о себе, эмоционально относится к себе, пытается изменить негативные черты, выполняет задачу развития. Знание себя означает сравнение себя с другими, поэтому общение, особенно общение со сверстниками, особенно важно в подростковом возрасте (сверстники находятся в равных позициях, что дает максимальные возможности для социального сравнения).
В ходе изучения, обработки и интерпретации данных была подтверждена гипотеза исследования относительно наличия внешней мотивации у подростков, а также важности друзей и исследований.
Менее половины подростков являются интерналами, но эта ориентация меняется с возрастом. Следовательно, локус-контроль еще не создан, и результаты диагностики не должны рассматриваться как окончательные. Эта гипотеза подтверждается распределением результатов на по шкалам интернальности и экстернальности. Средние значения (от 10 до 16 баллов) доминируют в выборе ответов подростков, что указывает на среднюю степень контроля. Другими словами, в этой группе преобладает внешняя мотивация.
Полученные данные свидетельствуют о том, что подростки осознают подчиненность, относительную важность мотивов, что приводит к созданию сознательной системы мотивации. Таким образом, создание механизма дифференциации ценностных ориентаций диагностируется у 57% респондентов по шкале терминальных значений и у 43% субъектов по шкале инструментальных ценностей. Кроме того, эти школьники характеризуются более фрагментированной и диверсифицированной системой оценки терминальных ценностей по сравнению с инструментальными ценностями. Это связано с отсутствием ценностных ориентиров для этой возрастной группы подростков, поскольку средства отбираются только в том случае, если цели достигнуты. В целом, подростки сами определяют как «значимые» следующие ценности и цели: финансово безопасную жизнь, хороших и верных друзей, интересную работу, удовольствия, уверенность в себе и активную и активную жизнь. Мотивы, которые учащиеся используют для достижения своих жизненных целей, включают радость, честность, самообладание, смелость и воспитание детей.
Согласно исследовательской гипотезе, категория «друзья» относится к сфере мотивационных ценностей подростков.
Экстернал соотносится с «материальной безопасностью». Чем больше подросток «фокусируется» на внешней стороне, тем выше ценность успешной жизни без материальных трудностей.
Полученные данные показали наличие категории «семья» у индивидов, важных для этой группы.
Следующие данные были получены из исследования о ценности обучения среди молодых индивидов из представленной группы. В целом, молодые люди больше ориентированы на хорошие оценки, чем на приобретение знаний. Полученные данные позволяют установить только положительную корреляцию между интернальностью и направленностью на оценку. Чем выше степень интернальности среди молодых индивидов в этой группе, тем больше внимания уделяется достижению хороших оценок. В результате, среди подростков не регистрируется преобладание познавательного мотива (направленность на приобретение знаний), а также интерес к способам приобретения знаний. Выявленные особенности в значимости учебы позволяют предположить и отсутствие мотива самообразования, формирование которого происходит именно в данный возрастной период.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1994.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьников. Ростов на Дону, 2000.
3. Ананьин С. А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. Киев, 1915.
4. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.
5. Аракелов Г. Г. О психологии подростка. М., 1990.
6. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
7. Баканов Е. Н. О природе побуждения // Вопросы психологии. 1983. № 2.
8. Бодалев А. А. Восприятие индивида индивидом. Л. : Изд-во ЛГУ, 1965.
9. Бодалев В. В. В мире подростка. М., 1982.
10. Блонский П. П. Психология желания // Вопросы психологии. 1965. №5.
11. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
12. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
13. Брентано Л. Опыт теории потребностей. Казань, 1921.
14. Бюллер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
15. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
16. Вайсман Р. С. Развитие мотивационной сферы индивида в старшем возрасте: Автореф, дис. ... канд. М., 1973.
17. Веденов А. В. Потребность в общении // Советская педагогика. 1967. №9.
18. Вереникина И. М. Цит. По: Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
19. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
20. Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации //А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
21. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. М., 1979.
22. Выготский Л. С. Проблемы психического развития ребенка. М., 1956.
23. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4. М., 1984.
24. Горбатков А. А. О соотношении ориентаций на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентаций личности // Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977.
25. Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взросления: Автореф. Дис. ...д-ра наук. - СПб., 1996.
26. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд. Питер, 2000.
27. Имедадзе И. В. Проблема полимотивации поведения //Вопросы психологии. М., 1984.
28. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
29. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
30. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
31. Крейг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
32. Левитов Н. Д. О психических состояниях индивида. М.,1964.
33. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М., 1983.
34. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
35. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.
36. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
37. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
38. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
39. Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1993.
40. Марисова Л. И. О мотивационно - потребностной основе общения. Берлин, 1978.
41. Марковская Н. Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 1990.
42. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.
43. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
44. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого «Я». М., 1976.
45. Морозова Н. Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития: Автореф. дис. .д-ра наук. М., 1967.
46. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы
самоопределения. М.; Знание, 1977 .
47. Нравственное воспитание школьников в коллективе. Учетные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. СПб., Т., 1970.
48. Ньюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. М., 1975.
49. Познание учащегося и формирование его личности. Вильнюс, 1975.
50. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
51. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л,А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.
52. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издат. Центр «Академия», 2000.
53. Практическая психология в тестах. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
54. Психология развивающейся личности / Под ред. Петровского А. В. М., 1987.
55. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М. 1995.
56. Розов М. А. Проблема ценностей и развитие науки // Наука и ценности. Новосибирск, 1987.
57. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
58. Собр. соч. Л. С. Выготского. Т. 1. М., 1982.
59. Стребелева Е. А., Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения. М. : Издательская фирма «Бук - мастер», 1993.
60. Судаков К. В. Биологические мотивации. М., 1971.
61. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
62. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т 1-2. М., 1986.
63. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997.
64. Шафранская К. Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982.
65. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
66. Энциклопедия психологических тестов: I-III том. 2000.
67. Эриксон Э. Ребенок и общество. М., 2000.
68. Материалы с сайта http://www.psychology-online.net/
69. Hoffman M.L. (1980) Moral development in adolescence. In J. Adelson (Ed.), Handbook of adolescent psychology. New York: Wiley.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ