Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №117677

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 8
1.1 Развитие нравственных качеств младших школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Условия развития нравственных качеств младших школьников 22
Выводы по 1 главе 32
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 33
2.1 Диагностика уровня развития нравственных качеств младших
школьников 33
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по развитию нравственных
качеств младших школьников на уроках литературного чтения 42
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 50
Выводы по 2 главе 61
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложение 71


Образованию отводится ключевая роль нравственного объединения российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников освящает время изменения ценностных ориентиров в образовании и российской истории. Смена ценностных ориентиров привела нашу страну к деформации моральных норм, нравственных установок, размытие жизненных установок и в целом нарушению единства общества.
Поэтому в настоящее время так велика роль общего образования, которое сможет обеспечить глубокое, системное и последовательное нравственное воспитание и развитие личности. Школа сосредотачивает в себе гражданскую, интеллектуальную жизнь, но жизнь духовную и культурную, а также является единственным социальным институтом, который пропускает через себя всех граждан России и позволяет оценить морально-нравственное, ценностное состояние современного государства и общества. [21]
Дети младшего школьного возраста больше всего восприимчивы к осуществлению гражданского, эмоционального, нравственного воспитания и развития. В тоже время можно говорить о том. что если это воспитание и развитие упущены, то восполнить эти недостатки в дальнейшем практически не получится.
Перед общеобразовательной школой согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования стоит задача подготовки гражданина ответственного, который самостоятельно строит свою деятельность, в соответствии с интересами окружающих его людей, а также оценивать происходящее. Решение этой проблемы тесно связано с развитие устойчивых нравственных качеств личности младшего школьника.
Если рассматривать функцию и значение начальной школы в системе образования, которое выступает одним из важнейших направлений образовательной деятельности, можно выделить неповторимую ценность этой ступени развития и становления личности ребёнка.
Одной из основных функций школы является формирование коммуникативных, деловых, интеллектуальных и эмоциональных способностей учащихся к активному деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Школьное обучение, решая главные задачи, должно обеспечить освоение нравственных, этических, эстетических норм, а не только формирование личностного отношения к окружающим. [57]
Проблема нашего исследования отразилась в основополагающих педагогических трудах таких известных ученых, педагогов и исследователей как Н.М.Болдырев[11], Н.К.Крупская[29], И.Ф.Харламов[60] и др., в которых определяется суть основных понятий теории нравственного воспитания, рассматриваются способы развития принципов, содержания, методов, форм развития нравственных качеств.
Многие педагоги и исследователи, в частности Л.И.Божович[10] Н.И.Болдырев[11], И.С.Марьенко[35], Л.Г.Матвеева[36], и многие другие рассматривают проблему нравственного воспитания в различных аспектах.
Нравственные качества у детей развиваются в процессе учебной деятельности. Так, например, чтение как форма деятельности школьников содержит в себе различные точки зрения на предмет развития нравственных качеств у школьников, и в связи с этим его важно считать фактором нравственного развития личности.
Эффективность учебной деятельности младших школьников заключается в том, что педагогические условия, способствующие раскрытию и развитию нравственных качеств у младших школьников, в частности справедливости, ответственности, честности, отзывчивости, любовь к ближнему, забота о старших и младших возможно реализовать на уроках литературного чтения.
Поэтому проблема исследования будет заключаться в следующем: каковы должны быть педагогические условия, обеспечивающие развитие нравственных качеств у младших школьников?
Цель исследования: научно обосновать и выявить педагогические условия развития нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс развития нравственных качеств у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: на уроках литературного чтения развитие нравственных качеств детей будет эффективным, если:
- в содержание уроков литературного чтения будут включены нравственные проблемы;
- будут созданы педагогические условия, способствующие развитию нравственных качеств младших школьников.
В ходе исследования решались следующие задачи:
5. проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе, раскрыть особенности развития нравственных качеств младших школьников;
6. выявить уровень развития нравственных качеств младших школьников;
7. разработать и реализовать систему уроков по развитию нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения;
8. проанализировать динамику уровня развития нравственных качеств у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, опросно-диагностический метод, педагогический эксперимент, анализ и обобщение результатов эксперимента.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования комплекса уроков литературного чтения в работе по развитию нравственных качеств у младших школьников.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе ГБОУ СОШ с.Нижнее Санчелеево, Ставропольского района Самарской обл.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, проведённое исследование не только изучило особенности развития нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения, а также продиагностировало, опробовало в педагогическом процессе развитие качеств эмоциональной отзывчивости, ответственности, справедливости, честности, отзывчивости, любви к ближним, заботы о старших и младших, и проследило динамику показателей.
В процессе всего исследования была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития нравственных качеств, и в результате выяснилось, что понятие «нравственные качества» имеют различные трактовки, но в самом общем понимании, это совокупность моральных норм, этических представлений, законов нравственности, установок, ценностей, которые определяют деятельность человека, осуществляют процесс нравственного становления, играют важную роль в процессе личностной саморегуляции человека, но являются не только личностным процессом самосовершенствования, но и состоят в тесной связи с нравственным становлением всего общества в целом.
Кроме того, были выяснены основные условия развития нравственных качеств у младших школьников, показана значительная роль нравственного воспитания на развитие нравственных качеств. Немаловажным в этой работе стал вывод о том, что процесс развития нравственных качеств протекает эффективно при взаимодействии воспитательных воздействий педагога и деятельности воспитуемых младших школьников.
Помимо этого, были исследованы условия развития нравственных качеств, обосновано благоприятное воздействие коллектива на это развитие, важность взаимосвязи когнитивного, эмоционального и поведенческого критериев процесса развития нравственных качеств, выделены нравственные качества которым уделялось пристальное внимание, подчёркнута особая роль влияния средств литературы на развитие этих качеств, их движущие силы и особенность воздействия на сознание младших школьников.
Переходя к исследованию развития нравственных качеств на уроках литературного чтения, был выявлен уровень развития этих качеств у младших школьников двух параллельных классов. Уровень выявлялся с помощью трёх методик, которые соответственно диагностировали показатели трёх важных компонентов развития нравственных качеств - когнитивного, эмоционального и поведенческого. Младшие школьники одного класса, выявили показатели чуть ниже по всем компонентам, чем младшие школьники другого класса, и целью педагогического эксперимента стало оказание влияния на повышение уровня определённых нравственных качеств. Поэтому был разработан и внедрён комплекс уроков, направленный на развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения. В этом комплексе использовались различные уроки литературного чтения - это и пословицы о выбранных нравственных качествах, и сказки, и рассказы, и поучительные истории, и этические беседы, которым отводилась особая роль. В процессе развития нравственных качеств основной упор делался на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Всем этим компонентам уделялось особое внимание и все они получали своё развитие на основе активной и продуктивной работы над литературными средствами. После этого была проведена диагностика по тем же четырем методикам что и ранее, для того, чтобы выявить динамику показателей и получить доказательство эффективности разработанных мероприятий и применённых литературных средств.
Диагностика динамики показателей одного класса, а также сравнение с динамикой другого класса доказали эффективность использования комплекса уроков литературного чтения на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все цели и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза исследования нашла своё подтверждение.



1. Аникин, В.П. Русская народная сказка[Текст] / В.П. Аникин. - М.: Худ. лит., 2014. - 175 с.
2. Аверина, Н.Г. О нравственном воспитании младших школьников [Текст] / Н.Г.Аверина // Начальная школа. 2015. №1. - С.68-71.
3. Архипова, И.Л. Развитие духовного мира ребёнка в начальной школе [Текст] / И.Л. Архипов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 216 с.
4. Афанасьев, А.Н. Арысь-поле [Текст] / А.Н. Афанасьев // Народные русские сказки: сборник народных сказок. - М.: Изд-во Команда А, 2013 г. - С. 320
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций [Текст] // Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 354 с.
6. Байчорова, С. Х. Гуманистическое воспитание младших школьников средствами народных сказок [Текст] / С. Х. Байчорова // Этнопедагогика и вопросы формирования личности. - Карачаевск, 2015. - С. 28-30:
7. Батищев, С.А. О честности [Текст] / С.А. Батищев // Поучительные рассказы: сборник рассказов - М.: Изд-во Просвещение, 2012 г. - С. 56.
8. Бибко, Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки [Текст] / Н.С. Бибко // Начальная школа. 2012 - №4. - С.17-21.
9. Бибко, Н.С. Сказка приходит на урок [Текст] / Н.С. Бибко // Начальная школа. 2013. - №9. - С.31-34.
10. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. — М.: Знание, 2009. — 96 с.
11. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории [Текст] / Н.И.Болдырев - М.: Педагогика, 2009. - 224 с.
12. Васев, Д.В. Чтение как фактор успешного обучения и социального становления личности [Текст] / Д.В. Васев // Воспитание школьников. -
2012. -№10. - С.18-21.
13. Васильев Г.Г. Краткий философский словарь [Текст] / А.П.Алексеев, Г.Г. Васильев; Под ред. А.П.Алексеев- М: РГ-Пресс, 2013-496с.
14. Васильева О.Н. Правило взаимности - «золотое правило нравственности» [Текст] / О.Н. Васильева // Начальная школа. - 2015. - №7. - С. 5 - 7.
15. Ведерникова, Н.М. Народная сказка [Текст] / Н.М. Ведерникова. - М.: Наука, 2013. - 133 с.
16. Голованова, Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике [Текст] / Н.Ф. Голованова. - Педагогика. - М., 2014.- № 10.- С. 38 - 47.
17. Голуб, Л.И. Этические беседы с учащимися начальной школы [Текст]: учеб. пособие, / Л.И. Голуб. - М.: Изд-во Просвещение, 2008. - 179 с.
18. Голубков, В.В. Методы преподавания литературы [Текст]: учеб. - метод, пособие / В.В. Голубков. - М.: Изд-во Академия, 2008. - 253 с.
19. Гусев, Д.А. От народных ремесел - к духовным идеалам культурного наследия [Текст] / Д.А. Гусев, М.И Зайкин // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 1. - С. 80-83.
20. Даль, В. И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль - М. : Олма Медиа Групп, 2015. - 448 с.
21. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.И. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2014. - 24 с.
22. Дьячкова, М.А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников [Текст] / М.А. Дьячкова // Вестник развития науки и образования. - 2009. - № 6. - С. 101-105
23. Жесткова, Е.А.Творческие задания как средство формирования читательской компетентности младших школьников [Текст] / Е.А. Жесткова, Л.В. Филиппова // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - 2013. - №3 (10). - С.17-20.
24. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы [Текст]: учеб. - метод, пособие / К.В. Зелинский, Т.В. Черникова; под ред. В.И. Слободчикова. - М.: Изд-во Планета, 2012. - 280 с
25. Зимина, А.И. Организация работы по направлению «Нравственность» [Текст] / И.А. Зимина // Классный руководитель. - 2013. - №6. - С. 6.
26. Калинина, Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций
младших школьников: монография [Текст]/ Л.В. Калинина, М.И.
Скоморохова - изд. 2-е, испр. и доп. - Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. - 217 с.
27. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования [Текст] / Кондаков А. М. // Педагогика. 2013. № 9. С. 13-20.
28. Крестовский, А.В. Роль народной сказки в воспитании духовно - нравственных качеств младших школьников [Текст] / А.В. Крестовский //Сибирский педагогический журнал. № 2. 2012. С. 12-22.
29. Крупская Н.К. Задачи школы 1 ступени: [Текст] / Н.К. Крупская - М: Просвящение, 1978-56с.
30. Латышина, Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа [Текст] / Д. И. Латышина. - М.: Школьная пресса, 2014. - 126 с.
31. Лихачев Б.Т. Философия воспитания [Текст] // Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, 2015. — 282 с.
32. Лузина, Л.М. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст]/ Л.М.Лузина//НМЖ зам. Директора по ВР.-2005.-№3.-С.125-129.
33. Малякова, Н.С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности школьника [Текст] / Н.С. Малякова // Классный руководитель. 2005. №5. С. 30-31
34. Манькорская, Т.Н. Роль ценностных ориентаций в формировании личности : Психологические особенности формирования личности [Текст] / Т.Н. Манькорская. - Москва : Наука, 2013. - 108 с.
35. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников [Текст] / И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 2013. — 183 с.
36. Матвеева Л. Г. Что я могу узнать о своем ребенке. [Текст] /
Л.Г.Матвеева- М: 2015- 27с.
37. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у
младших школьников [Текст]: учеб. пособие [Текст] / М.В. Матюхина. - Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1996. - 295 с.
38. Методика «Закончи предложение» [Текст] / Н.Е. Богуславская // Диагностика духовно-нравственного развития: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - СПб., 2013. - С.114
39. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» [Текст] / И.Б. Дерманова // Диагностика эмоционально-нравственного развития: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - СПб., 2002. - С.102-103.
40. Мулярчик, Н.Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо [Текст] / Н.Н. Мулярчик// Начальная школа. - 2013. - №10. - С. 8¬10.
41. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. — М.: Изд-во Ин-та практ. психол.; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2015. — 231 с.
42. Николаева, Н. Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании [Текст] / Н. Д. Николаева // Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. - Якутск, 2014. - С. 145-147.
43. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 издание [Текст] // С.И.Ожегов . М: 1995.- 53c.
44. Осеева, В.А. Волшебное слово: сборник рассказов [Текст] / В.А. Осеева. М.: Изд-во Детская литература, 2015. - 30 с.
45. Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во
внеучебной деятельности [Текст] / В.П. Проворотова// Начальная школа. -
2013. - № 1. - С . 51-53.
46. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - №6. С. 24-43.
47. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] // А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2001. - 394 с.
48. Резодубов С.П. Обучение грамоте. Руководство для учителей начальной школы. Изд. 5-е [Текст] / С.П.Резодубов. М.: Учпедгиз, 1994. - 144 с.
49. Ролз, Д. Теория справедливости [Текст]: монография / Д. Ролз. - М.: Изд-во ЛКИ, 2013. - 289 с.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — Т.11. М., 2006. — 652 с.
51. Семёнов, К. Б. Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий, проблемы, поиски решения [Текст] / К. Б. Семёнов. - Карачаевск, 2014. - 230 с.
52. Сироткина, Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении [Текст] / Е.Я. Сироткина // Начальная школа. - 2013. - №8. - С. 29 - 32.
53. Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы,
перспективы, технологии [Текст]: учеб. - метод, пособие для педагогов и студентов / И.А. Соловцова. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 160 с.
54. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] /В.А. Сухомлинский. - М: Просвещение, 1980. - 258 с.
55. Тимофеев, С.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете ФГОС второго поколения. Методические рекомендации. Часть 2 [Текст] / С.П. Тимофеев [и др.]. - Белгород : Изд-во ОГАОУ ДПО БелИПКППС, 2013. - 117 с.
56. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании [Текст] / К.Д. Ушинский // сбор. пед. соч. в 5 т. - М.: Педагогика, 1998. - Т. 2. - С. 27
57. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
58. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.Б.Фесюкова. - М.: ФОЛИО, АСТ, 2014. - 464 с.
59. Филиппова, Л.В. Сказка, как источник творчества детей [Текст] / Л.В. Филиппова, Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцева, А.М. Фирсова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. - 288 с.
60. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст] / И.Ф. Харламов. — М.: Просвещение, 2014. — 144 с.
61. Шилин, А. Л. Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов [Текст] / А. Л. Шилин // Вестник ТГПУ. 2013. № 2. С. 12-14.
62. Шилова М.И.Учителю о воспитанности школьников [Текст] / М.И. Шилова. — М.: Педагогика, 2010. — 151 с.
63. Юрченко, А.Ж. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития [Текст] / А.Ж. Юрченко // Воспитание школьников. - 2013. -№ 4. - С. 24-31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ