Проведена опытно-педагогическая работа.
База исследования – Лосихинский детский сад (Алтайский край, Косихинский р-н, с. Лосиха).
Выборка: дети старшей группы в количестве 10 человек.
Есть приложения.
Введение ………3
Глава 1. Теоретические основы развития активного словаря детей дошкольного возраста 8
1.1. Понятие и особенности развития словаря детей дошкольного возраста . 8
1.2. Задачи и содержание работы по развитию словаря детей дошкольного возраста ….14
Глава 2. Методические основы использования дидактических игр в развитии активного словаря детей дошкольного возраста 21
2.1. Характеристика дидактической игры …21
2.2. Использование различных видов дидактических игр в развитии активного словаря дошкольников 26
Глава 3. Опытно-педагогическая работа по развитию словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 34
3.1. Изучение актуального уровня сформированности словаря детей дошкольного возраста 34
3.2. Подбор и проведение дидактических игр с детьми дошкольного возраста в процессе развития словаря 37
3.3. Анализ результатов исследования 42
Заключение 45
Список использованных источников 49
Приложение 52
Актуальность данной работы заключается в том, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования приоритетным направлением работы в детском саду является речевое развитие [1; с.7].
Речь — сложная и специально организованная форма психической деятельности, принимающая участие в мыслительных процессах и являющаяся регулятором человеческого поведения.
Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство — это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Выбранная тема исследования изучалась многими учеными с разных сторон. Исследованием формирования словаря занимались такие выдающиеся ученые, психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубенштейн, А.М. Пешковский, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, В.В. Виноградов.
Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников окружающих предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Педагог расширяет словарный запас детей, учит понимать и использовать слова, которые обозначают используемые в любых объектах деятельности предметы, действия и движения. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучения их родному языку.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Успешное решение задач воспитания и обучения детей, в том числе лексическое развитие, требует также пристального внимания к проблемам детской игры. Жизнь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры. Играя почти бессознательно, ребенок осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакт с людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется или огорчается жизни.
Среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра является самым доступным, т.к. в игры играют с раннего детства, и самым сложным.
В психологическом словаре под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского «игра» определяется как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах существования предметных действий, в предметах науки и культуры [26; с.127].
Игра же способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Дидактические игры может быть широко использованы воспитателем в работе над развитием активного словаря детей дошкольного возраста, так как они способствуют повышению уровня сформированности речевых навыков, усвоению речевых норм и правил, развитию и обогащению связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его, расширяет знания детей об окружающих их предметах и явлениях.
Проблемой дидактической игры занимались такие ученые как В.Н. Аванесова, Е.Л. Агеева, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, О.Д. Дьяченко, Е.О. Смирнова, Т.С. Комарова, Л.В. Артемова, Г.Г. Григорьева.
К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что игра все реже используется педагогами. Происходит выхолащивание игры из жизни детского коллектива. Компьютеризация и телевидение заменили живое общение в игре взрослого и ребенка. Принцип игры применяется все реже. У детей возникает стихийный интерес к игре, выражающийся часто в том, что дети играют в плохие, иногда — в жестокие игры.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.
Однако, не смотря на достаточную изученность темы в теории, на практике остаются актуальными проблемы словарной работы посредством дидактических игр.
Проблема исследования заключается в поиске условий, при которых дидактическая игра будет положительно влиять на уровень развития словаря детей дошкольного возраста.
Объектом исследования данной работы является процесс развития словаря детей дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста.
Цель работы – выявление условий, при которых дидактическая игра обеспечит повышение уровня развития словаря детей дошкольного возраста.
Гипотеза – дидактическая игра действительно будет являться средством развития словаря, если:
1. Грамотно оснащать центры и зоны видов деятельности в детском саду.
2. Методически верно осуществлять руководство дидактической игрой (это касается привлечения внимания к игре, ясности и краткости речи воспитателя).
3. Осуществлять полноценную подготовку к игре (подбор игры в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей, выбор времени и места проведения, отбор дидактического материала, предварительная работа с детьми).
Задачи исследования:
- проанализировать разные подходы к определению словарной работы;
- раскрыть особенности развития словаря детей;
- опытным путём проверить справедливость гипотезы;
- разработать рекомендации по развитию словаря детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Для решения поставленных задач нами использованы теоретические и практические методы исследования:
- обобщение;
- анализ;
- математическая обработка данных;
- опытно – педагогическая работа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных учреждений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность развития словаря детей, выявлены возможности дидактической игры для ее развития.
Наше исследование было посвящено теме: «Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста»
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования речевое развитие – одно из приоритетных направлений работы дошкольной образовательной организации. Словарная работа – одна из задач речевого развития.
Целью исследования было - выявить условия, при которых дидактическая игра обеспечит повышение уровня развития словаря детей дошкольного возраста.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были:
- проанализированы разные подходы к определению словарной работы;
- раскрыты особенности развития словаря детей;
- опытным путём проверена справедливость гипотезы;
- разработаны рекомендации по развитию словаря детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Для решения задач использовались методы:
Теоретические методы: анализ, синтез, изучение педагогической, методической литературы, сравнение, обобщение.
Практическая значимость исследования: материалы работы могут быть использованы студентами при изучении темы, воспитателями при работе с детьми.
В соответствии с поставленной целью, в рамках выпускной квалификационной работы, мы изучили литературу по проблеме возможностей дидактической игры как средства развития словаря у детей дошкольного возраста и рассмотрели виды и значение дидактических игр. В процессе анализа литературы мы выяснили, что исследованием формирования словаря занимались такие выдающиеся ученые, психологи, педагоги и лингвисты как: Л.С. Выготский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин и другие. В создании современной системы дидактических игр велика роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим миром и развития речи. С.Л. Новоселова рассматривает дидактическую игру, как эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. О важном значении дидактической игры для речевого развития детей в дошкольном возрасте говорится и в трудах Н.А. Стародубовой. По ее мнению, они облегчают сложный процесс ознакомления детей с окружающей действительностью и закрепляют новую информацию с помощью слова. дидактические игры обогащают, закрепляют и активизируют словарь ребёнка, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, а также навыки изменения и образования слов.
Итак, под развитием словаря понимается целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка, развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Среди основных задач развития словаря определяются следующие: обогащение словарного запаса, уточнение и закрепление значений слов, активизация словаря, искоренение из речи детей нелитературных слов. Одним из средств решения этих задач является дидактическая игра.
Для результативного использования дидактических игр при решении задач развития словаря необходимо:
1. Грамотно оснащать центры и зоны видов деятельности в детском саду (для каждой игры подбирается соответствующее оборудование, раздаточный материал и т.д.).
2. Методически верно осуществлять руководство дидактической игрой (это касается привлечения внимания к игре, ясности и краткости речи воспитателя): При проведении дидактической игры учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому – лёгкую; застенчивого ребёнка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь.
3. Осуществлять полноценную подготовку к игре (подбор игры в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей, выбор времени и места проведения, отбор дидактического материала, предварительная работа с детьми).
Проанализировав специальную научно-методическую литературу, нами были рассмотрены с учетом возрастных особенностей детей разные виды дидактических игр, их функции, принципы, методика организации и проведения, подобраны и апробированы на практике дидактические игры, направленные на формирование словаря детей дошкольного возраста.
В дидактических играх (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагались задания в виде предложений, вопросов, загадок.
Самостоятельная игровая деятельность осуществлялась лишь в том случае, если дети проявляли интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими были усвоены. Наша задача заключалась в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, которые способствовали бы активизации и обогащению словаря каждого ребенка.
Таким образом, мы пришли к выводу, что дидактическая игра – это не только широко распространенный метод активности речевого развития дошкольников. В условиях ФГОС ДО, дидактическая игра – это средство воспитания инициативы и самостоятельности детей, так как в игровой форме ребенок обучается навыкам использования устной речи, и проявляет инициативу в распространении собственного речевого опыта среди сверстников и окружающих взрослых.
Работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Можно сделать вывод, что практическое исследование подтвердило гипотезу об эффективности использования дидактических игр при развитии словаря детей младшего дошкольного возраста. Повышение уровня формирования и обогащения словаря детей дошкольного возраста возможно при систематической организации специальных дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.
Проведенная работа по развитию словаря детей дошкольного возраста показала, что разработанная система работы с использованием дидактических игр, реализуя личный подход к детям, можно добиться положительных результатов. Но, несмотря на это развитие словаря очень сложный и трудоемкий процесс, требующий не одного года упорной работы. Необходимо вложить много труда, терпения и любви, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку и достичь высоких результатов в своей работе.
На основе полученных выводов мы сформулировали рекомендации для педагогов (Приложение В).
Дидактические игры и диагностические методики, также представленные в приложении (Приложение Г), (Приложение Д), могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций.
Работа является завершенным исследованием. Тема остается актуальной и требует дальнейшего изучения.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
2. Абдурафиева, А.Н. Педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических игр/ А.Н. Абдурафиева // Молодой ученый. – 2017.
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова// - М.: Академия. - 2013.
4. Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Теория и методика методика развития речи детей: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ М.М. Алексеева, Б.И. Яшина // - 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия». - 2017.
5. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, Яшина В.И. // - М.: Академия. - 2016.
6. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников./ Л.В. Артемова// - М.: Просвещение. - 2012.
7. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. // - Ярославль: Академия развития. - 2008.
8. Берменд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берменд // - Кемерово: Альф. - 2012.
9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет.сада.// А.К. Бондаренко// - Изд. 2-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 2007.
10. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада/ А.К. Бондаренко // - М.: Просвещение. - 2011.
11. Бородич, А.М. Методика развития речи детей/ А.М. Бородич // - М.: Просвещение. - 2015.
12. Буткене, Г., Кепалайте, А. Обучение и созревание личности. / Г. Буткене, А. Кепалайте // – V. - 1998.
13. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина // - М.: Юрайт. - 2019.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский // - Спб.: Союз. - 2014.
15. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации./ В.В. Гербова // - М.: Мозаика-Синтез. - 2013.
16. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников/А.Н. Давидчук // - М.: Сфера. -2017.
17. Деворова, Ш.Ж. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте/ Ш.Ж. Деворова // Вопросы педагогики. – 2017.
18. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование/ Е.А. Земская // - М.: Флинта. - 2013.
19. Зотова, И.В. Особенности развития словаря дошкольника/ И. В. Зотова, Л. Р. Куртлуша // Наука, техника и образование. – 2017.
20. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить./ М.М. Кольцова // - М.: Педагогика. - 2014.
21. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика/ С.А. Козлова, Т.А.Куликова // - М.: Академия. - 2019.
22. Коменский, Я. Избранные педагогические труды/ Я. Коменский // - М.: Педагогика. - 2005.
23. Мухина В.С. Психология дошкольника/ В.С. Мухина // - М.: Просвещение. - 2008.
24. Новосёлова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет.садов./ С.Л. Новосёлова // Изд. 3-е, испр. - М. «Просвещение». – 2007.
25. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже // - М: Спб. - 2014 .
26. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь./ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский// - М.: Политиздат. – 1990.
27. Развитие речи детей / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, - 2013.
28. Реформатский, А.А. Введение в языкознание/А.А. Реформатский // - М.: Наука. - 2006.
29. Серова, Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка / Л.Г. Серова // - М.: Астрель, АСТ. - 2013.
30. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. Ф.А. Сохина //- М.: Просвещение. - 2006.
31.Спиваковская А.С, Игра-это серьезно./ А.С. Спиваковская// - М.: Педагогика. – 1981.
32. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей./ Е.И. Тихеева // - М.: Юрайт. - 2019.
33. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ О.С. Ушакова // - М.: Академия. - 2011.
34. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду./ О.С. Ушакова // - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера. - 2014.
35. Эльконин, Б.Д. Психология развития/ Б.Д. Эльконин // - М.: Академия, 2014.