Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ (Государственный Университет Управления)
|
Работа сделана на примере г. Москва.
Проведен анализ деятельности по 2022 год включительно.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 6
1.1 Сущность государственно-частного партнерства 6
1.2 Правовые основы концепции государственно-частного партнерства 14
1.3 Особенности взаимодействия участников государственно-частного 20
партнерства в социальной сфере 20
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 27
2.1 Анализ развития государственно-частного партнерства в городе Москва в 27
социальной сфере 27
2.2 Анализ реализации социальных программ в городе Москва 33
2.3 Деятельность Департамента образования и науки города Москва в области 48
социальных программ 48
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 62
3.1 Основные направления развития государственно-частного партнерства в социальной сфере 62
3.2 Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере образования в г. Москве 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Проведен анализ деятельности по 2022 год включительно.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 6
1.1 Сущность государственно-частного партнерства 6
1.2 Правовые основы концепции государственно-частного партнерства 14
1.3 Особенности взаимодействия участников государственно-частного 20
партнерства в социальной сфере 20
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 27
2.1 Анализ развития государственно-частного партнерства в городе Москва в 27
социальной сфере 27
2.2 Анализ реализации социальных программ в городе Москва 33
2.3 Деятельность Департамента образования и науки города Москва в области 48
социальных программ 48
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 62
3.1 Основные направления развития государственно-частного партнерства в социальной сфере 62
3.2 Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере образования в г. Москве 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Актуальность темы исследования. Современный мировой опыт показывает важность и актуальность партнерских отношений государства и бизнеса. В таких отношениях заинтересованы обе стороны. Для бизнес- структур – это способ получения от государства комфортных условий функционирования и получения прибыли от участия в выгодных совместных проектах. Предлагаемая работа оказывает большое влияние на развитие теории государственного управления в сфере государственно-частного партнерства, а именно, расширение возможностей использования предлагаемых автором инструментов и методов государственно-частного партнерства при реализации социальных программ.
Для государства такое партнерство является способом привлечения частного капитала к финансированию национально значимых проектов. В связи с этим все большее распространение получают партнерские взаимоотношения, направленные на реализацию общественно значимых проектов. Помимо этого, развитие новых принципов сотрудничества государства и бизнеса проявляется в формировании институциональных и нормативно правовых основ таких взаимоотношений. Таким образом, в рамках социально ориентированной экономики должно проходить становление социального партнерства. Российская экономика демонстрирует устойчивый рост, улучшается социальный климат. Несомненно, одним из значимых факторов, обусловливающих позитивную динамику многих социально-экономических показателей, является социальное партнерство, ставшее важнейшим инструментом согласования интересов работников, работодателей, бизнеса и государства.
Способствовать этому явлению может применение технологий социального партнерства всех заинтересованных в стратегическом развитии государства и других субъектов управления, хозяйствования, представляющих население и его отдельные группы.
Степень разработанности проблемы. Исследование вопросов, связанных с теорией и практикой государственно-частного партнерства, содержатся в трудах таких ученых, как А.М. Беляев, И.Ю. Беляева, В.Г. Варнавский, А.П. Вихрян, М.В. Вилисов, Г.Г. Генералов, И.Л. Заика, А.А. Коноплянник, В.Э. Манжиков, В.А. Михеев, Т.А. Санников, Р. Скидельский, С.А. Смоляк, М.А.Субботин, Л.С. Черный и др. Научные разработки, связанные с развитием инновационной системы региона представлены такими учеными как О.Г. Голиченко, О.Н. Владимирова, А.М., Мухамедьяров, М.В. Палкина, Л.И. Федулова, Л.А. Яременко и так далее.
Целью дипломной работы является изучение государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ на современном этапе развития российского общества, и разработать предложения по его совершенствованию в условиях реализации социально-значимых национальных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Описать сущность государственно-частного партнерства;
Рассмотреть правовые основы концепции государственно-частного партнерства;
Выявить особенности взаимодействия участников государственно-частного партнерства в социальной сфере;
Провести анализ развития государственно-частного партнерства в городе Москва в социальной сфере;
Проанализировать реализацию социальных программ в городе Москва;
Рассмотреть деятельность Департамента образования и науки города Москва в области социальных программ;
Разработать основные направления развития государственно-частного партнерства в социальной сфере;
Выявить проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере образования в г. Москве.
Объектом исследования является государственно-частное партнерство.
Предметом исследования является возможности государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ на современном этапе развития российского общества.
Теоретической и методологической основой являются работы отечественных авторов: А.Б. Аткинсон, Э. Фаркухарсон, В.А. Кабашкин, В.В. Кнаус, В.В. Максимов, М. Портер, О. Солвелл, Дж. Э. Стиглиц, В. Г. Варнавский, Э. Р. Ескомб, А. Г. Зельднер и др. Отметим, что степень проработанности вопросов государственно-частного партнерства в целом довольно высока. Работы этих исследователей отражают теоретические аспекты, организационные формы, и практические технологии реализации государственно-частного партнерства.
Методы исследования. В данной работе используется метод анализа документации и различных источников, таких как: нормативно-правовые акты РФ, материалы деловой прессы, данные специализированных изданий и исследований, статистика государственных органов.
Информационная база выпускной квалификационной работы включает данные федеральных и региональных статистических органов о показателях социального, экономического, инновационного развития города Москвы, сведения аналитических отчетных материалов в области реализации проектов государственно-частного партнерства, монографии и статьи по всему комплексу проблем, справочная, периодическая и специализированная литература по государственно-частному партнерству.
Теоретическая значимость исследования заключается в: проведенном исследовании будут получены для дальнейшего развития, существующие в современной экономической науке теоретические и методологические основы решения проблемы государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ.
Практическая значимость исследования заключается в: предложенные в ходе исследования рекомендации могут быть внедрены в практику развития государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ в регионах России.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целью и задачами и содержит введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Для государства такое партнерство является способом привлечения частного капитала к финансированию национально значимых проектов. В связи с этим все большее распространение получают партнерские взаимоотношения, направленные на реализацию общественно значимых проектов. Помимо этого, развитие новых принципов сотрудничества государства и бизнеса проявляется в формировании институциональных и нормативно правовых основ таких взаимоотношений. Таким образом, в рамках социально ориентированной экономики должно проходить становление социального партнерства. Российская экономика демонстрирует устойчивый рост, улучшается социальный климат. Несомненно, одним из значимых факторов, обусловливающих позитивную динамику многих социально-экономических показателей, является социальное партнерство, ставшее важнейшим инструментом согласования интересов работников, работодателей, бизнеса и государства.
Способствовать этому явлению может применение технологий социального партнерства всех заинтересованных в стратегическом развитии государства и других субъектов управления, хозяйствования, представляющих население и его отдельные группы.
Степень разработанности проблемы. Исследование вопросов, связанных с теорией и практикой государственно-частного партнерства, содержатся в трудах таких ученых, как А.М. Беляев, И.Ю. Беляева, В.Г. Варнавский, А.П. Вихрян, М.В. Вилисов, Г.Г. Генералов, И.Л. Заика, А.А. Коноплянник, В.Э. Манжиков, В.А. Михеев, Т.А. Санников, Р. Скидельский, С.А. Смоляк, М.А.Субботин, Л.С. Черный и др. Научные разработки, связанные с развитием инновационной системы региона представлены такими учеными как О.Г. Голиченко, О.Н. Владимирова, А.М., Мухамедьяров, М.В. Палкина, Л.И. Федулова, Л.А. Яременко и так далее.
Целью дипломной работы является изучение государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ на современном этапе развития российского общества, и разработать предложения по его совершенствованию в условиях реализации социально-значимых национальных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Описать сущность государственно-частного партнерства;
Рассмотреть правовые основы концепции государственно-частного партнерства;
Выявить особенности взаимодействия участников государственно-частного партнерства в социальной сфере;
Провести анализ развития государственно-частного партнерства в городе Москва в социальной сфере;
Проанализировать реализацию социальных программ в городе Москва;
Рассмотреть деятельность Департамента образования и науки города Москва в области социальных программ;
Разработать основные направления развития государственно-частного партнерства в социальной сфере;
Выявить проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере образования в г. Москве.
Объектом исследования является государственно-частное партнерство.
Предметом исследования является возможности государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ на современном этапе развития российского общества.
Теоретической и методологической основой являются работы отечественных авторов: А.Б. Аткинсон, Э. Фаркухарсон, В.А. Кабашкин, В.В. Кнаус, В.В. Максимов, М. Портер, О. Солвелл, Дж. Э. Стиглиц, В. Г. Варнавский, Э. Р. Ескомб, А. Г. Зельднер и др. Отметим, что степень проработанности вопросов государственно-частного партнерства в целом довольно высока. Работы этих исследователей отражают теоретические аспекты, организационные формы, и практические технологии реализации государственно-частного партнерства.
Методы исследования. В данной работе используется метод анализа документации и различных источников, таких как: нормативно-правовые акты РФ, материалы деловой прессы, данные специализированных изданий и исследований, статистика государственных органов.
Информационная база выпускной квалификационной работы включает данные федеральных и региональных статистических органов о показателях социального, экономического, инновационного развития города Москвы, сведения аналитических отчетных материалов в области реализации проектов государственно-частного партнерства, монографии и статьи по всему комплексу проблем, справочная, периодическая и специализированная литература по государственно-частному партнерству.
Теоретическая значимость исследования заключается в: проведенном исследовании будут получены для дальнейшего развития, существующие в современной экономической науке теоретические и методологические основы решения проблемы государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ.
Практическая значимость исследования заключается в: предложенные в ходе исследования рекомендации могут быть внедрены в практику развития государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ в регионах России.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целью и задачами и содержит введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В юридической литературе понятия «частно-государственное» и «государственно-частное» партнерство широко используются: в них вкладывается различный смысл, ими охватывается многообразие видов деятельности, правовых форм их осуществления. Под ГЧП понимают: «...любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или неограниченный период времени между государственными и частными участниками. В данных отношениях обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных целей в определенной области». Предмет ГЧП составляют государственная и муниципальная собственность, а также услуги, оказываемые государством, муниципальными органами власти и организациями бюджетного сектора.
Изучив предложенные авторами определения, можно сделать вывод: 1. Каждый автор концентрирует внимание на конкретной стороне исследуемого понятия. 2. Большинство определений целью государственно-частного партнерства считает достижение целей государственного управления. 3. В большинстве экономической литературы термин государственно-частное партнерство в какой-то степени соотносят с приватизацией особо важных объектов государственной собственности.
Нормы, шаги, процедуры, институты, целый комплекс задач по созданию и развитию новых навыков внутри государственных/муниципальных органов власти – все это составляет «задачу управления» в ГЧП и определяет успех такого партнерства.
Важными факторами, влияющими на успешную реализацию проектов и использование инструментов ГЧП в целом, являются: опыт органов власти по разработке и сопровождению ГЧП-соглашений, умение частных компаний 82 сопоставить реальную цену и качество реализуемого проекта, способность всех участников нести риски и т.д.
Московская область – лидер рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП за 2022 год, подготовленного Минэкономразвития России. Первое место не является случайностью. Несколько лет подряд Подмосковье входит в топ-5 лучших в стране регионов по развитию ГЧП и занимает лидирующие позиции по многим показателям. Этот факт говорит о том, что ГЧП является для Московской области одним из важных приоритетов развития, которому руководство региона уделяет большое внимание. Достичь вершины рейтинга Подмосковье смогло за счет целого ряда факторов. Среди них – развитая нормативная правовая база и благоприятная институциональная среда в сфере ГЧП, а также наличие специализированных организаций, ответственных за привлечение инвесторов и работу с ГЧП-проектами. Немаловажным стимулом для развития ГЧП является также высокая степень прозрачности и открытости работы профильных ведомств, что выражается в размещении всей необходимой информации на Инвестиционном портале Московской области и других интернет-ресурсах.
По состоянию на январь 2023 года в Московской области реализуются 42 инфраструктурных ГЧП-проекта с общим объемом инвестиций 323 млрд руб., из которых частные — 259 млрд руб. Самым крупным областным проектом является концессионное соглашение по созданию автомобильной дороги «Солнцево – Видное – Лыткарино – Железнодорожный» стоимостью почти 103 млрд руб., из которых частные инвестиции составляют 69 млрд руб. В коммунально-энергетической сфере крупнейшим стало концессионное соглашение по реконструкции объектов теплоснабжения в Сергиево-Посадском городском округе, заключенное в 2022 году, с общим объемом инвестиций в 24 млрд руб. Менее 5% инвестиций приходится на проекты IT-инфраструктуры, социальной сферы и сферы благоустройства и сопутствующей инженерно-технической инфраструктуры. Стоит отметить, что за 2021-2022 годы было заключено 3 концессионных соглашения на муниципальном уровне по созданию и модернизации городского освещения.
У региона есть высокий потенциал к обеспечению привлечения инвестиционных ресурсов, как следствие, улучшению инвестиционного климата и имиджа, повышению привлекательности заключения соглашений о государственно-частном партнёрстве (СГЧП) и концессионных соглашений (КС) в регионе с целью не только реконструкции и модернизации уже имеющихся объектов инфраструктуры, но и создания новых, содействия продвижению на рынках конкурентоспособных продуктов, повышения их качества и доступности, а также формирования благоприятных условий для стимулирования развития частного бизнеса.
Для устранения выявленных недостатков Правительству Москвы необходимо:
обеспечить наличие в государственных программах города Москвы всех 13 ключевых индикаторов реализации Стратегии социально-экономического развития Москвы на период до 2025 года;
принять меры по повышению качества управления финансовыми ресурсами, утвержденными на реализацию государственных программ города Москвы, путем обеспечения сбалансированности объемов финансирования с конкретными значениями показателей целей государственной программы при ее формировании (изменении), а также при изменении объемов финансирования.
Для реализации политики развития регионов РФ, задач повышение уровня конкурентоспособности регионов необходимо своевременное осуществление инвестиционных проектов, направленных на развитие регионов, привлекать действенный инструмент – ГЧП. При формировании региональных стратегий развития и планов мероприятий по реализации региональных стратегий развития целесообразным будет предусматривать конкретные проекты в пределах государственно-частного партнерства. Информационно-коммуникационные мероприятия, консультационная поддержка, юридическая экспертиза, подготовка к реализации инфраструктурных проектов смогут обеспечить специальные уполномоченные региональные органы в сфере ГЧП. Помимо повышения эффективности деятельности федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие ГЧП (Минэкономразвития), и уполномоченных органов регионального/муниципального уровней необходимо рассмотреть возможность создания такого Центра ГЧП, который должен быть интегрирован в сферу развития инфраструктуры и работать как гибкий орган в рамках сильного министерства (возможно, как показывает опыт многих других стран, в составе Министерства финансов). Следует наделить его конкретными полномочиями как по развитию сферы ГЧП. Обязателен государственный мониторинг проектов, осуществляемых с помощью ГЧП, что даст возможность оценить результативность их реализации, возможности и эффективность осуществления проектов непосредственно путём государственно-частного партнерства, а это будет способствовать дальнейшему расширению сфер применения государственно-частного партнерства как инструмента регионального развития.
В результате анализа процессов развития ГЧП зарубежных странах, в регионах Российской Федерации в целом и в Москве в частности, можно предложить следующие основные направления развития ГЧП в Москве. Во-первых, выделение отдельного структурного подразделения в Департаменте экономического развития – государственного автономного учреждения «Центр ГЧП», осуществляющего консультационные услуги, поиск, инициирование, организационно-правовое сопровождение проектов ГЧП. Во-вторых, важным является участие экспертного сообщества (ВУЗов) в научно-методическом обеспечении процессов ГЧП. В-третьих, необходимо совершенствование регионального законодательства о ГЧП, поскольку для успешной реализации проектов ГЧП потребуется создание «тепличного эффекта» путем предоставления налоговых преференций. В-четвертых, перспективным источником финансирования в рамках развития ГЧП в сфере высшего образования является эндаумент-фонд – это механизм, который создается при некоммерческих организациях для финансирования их деятельности. Капитал, сформированный за счет пожертвований, инвестируется на фондовом рынке, а полученные доходы направляются на нужды получателя пожертвований. Применительно к региональным вузам можно предложить создание единого эндаумент-фонда на базе нескольких вузов города Москвы или вузов одинакового профиля из разных регионов. Модернизация отраслей социальной инфраструктуры с использованием ГЧП позволит повысить качество жизни населения региона, предпринимательскую активность, создавая тем самым базовые условия для дальнейшего социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
В юридической литературе понятия «частно-государственное» и «государственно-частное» партнерство широко используются: в них вкладывается различный смысл, ими охватывается многообразие видов деятельности, правовых форм их осуществления. Под ГЧП понимают: «...любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или неограниченный период времени между государственными и частными участниками. В данных отношениях обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных целей в определенной области». Предмет ГЧП составляют государственная и муниципальная собственность, а также услуги, оказываемые государством, муниципальными органами власти и организациями бюджетного сектора.
Изучив предложенные авторами определения, можно сделать вывод: 1. Каждый автор концентрирует внимание на конкретной стороне исследуемого понятия. 2. Большинство определений целью государственно-частного партнерства считает достижение целей государственного управления. 3. В большинстве экономической литературы термин государственно-частное партнерство в какой-то степени соотносят с приватизацией особо важных объектов государственной собственности.
Нормы, шаги, процедуры, институты, целый комплекс задач по созданию и развитию новых навыков внутри государственных/муниципальных органов власти – все это составляет «задачу управления» в ГЧП и определяет успех такого партнерства.
Важными факторами, влияющими на успешную реализацию проектов и использование инструментов ГЧП в целом, являются: опыт органов власти по разработке и сопровождению ГЧП-соглашений, умение частных компаний 82 сопоставить реальную цену и качество реализуемого проекта, способность всех участников нести риски и т.д.
Московская область – лидер рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП за 2022 год, подготовленного Минэкономразвития России. Первое место не является случайностью. Несколько лет подряд Подмосковье входит в топ-5 лучших в стране регионов по развитию ГЧП и занимает лидирующие позиции по многим показателям. Этот факт говорит о том, что ГЧП является для Московской области одним из важных приоритетов развития, которому руководство региона уделяет большое внимание. Достичь вершины рейтинга Подмосковье смогло за счет целого ряда факторов. Среди них – развитая нормативная правовая база и благоприятная институциональная среда в сфере ГЧП, а также наличие специализированных организаций, ответственных за привлечение инвесторов и работу с ГЧП-проектами. Немаловажным стимулом для развития ГЧП является также высокая степень прозрачности и открытости работы профильных ведомств, что выражается в размещении всей необходимой информации на Инвестиционном портале Московской области и других интернет-ресурсах.
По состоянию на январь 2023 года в Московской области реализуются 42 инфраструктурных ГЧП-проекта с общим объемом инвестиций 323 млрд руб., из которых частные — 259 млрд руб. Самым крупным областным проектом является концессионное соглашение по созданию автомобильной дороги «Солнцево – Видное – Лыткарино – Железнодорожный» стоимостью почти 103 млрд руб., из которых частные инвестиции составляют 69 млрд руб. В коммунально-энергетической сфере крупнейшим стало концессионное соглашение по реконструкции объектов теплоснабжения в Сергиево-Посадском городском округе, заключенное в 2022 году, с общим объемом инвестиций в 24 млрд руб. Менее 5% инвестиций приходится на проекты IT-инфраструктуры, социальной сферы и сферы благоустройства и сопутствующей инженерно-технической инфраструктуры. Стоит отметить, что за 2021-2022 годы было заключено 3 концессионных соглашения на муниципальном уровне по созданию и модернизации городского освещения.
У региона есть высокий потенциал к обеспечению привлечения инвестиционных ресурсов, как следствие, улучшению инвестиционного климата и имиджа, повышению привлекательности заключения соглашений о государственно-частном партнёрстве (СГЧП) и концессионных соглашений (КС) в регионе с целью не только реконструкции и модернизации уже имеющихся объектов инфраструктуры, но и создания новых, содействия продвижению на рынках конкурентоспособных продуктов, повышения их качества и доступности, а также формирования благоприятных условий для стимулирования развития частного бизнеса.
Для устранения выявленных недостатков Правительству Москвы необходимо:
обеспечить наличие в государственных программах города Москвы всех 13 ключевых индикаторов реализации Стратегии социально-экономического развития Москвы на период до 2025 года;
принять меры по повышению качества управления финансовыми ресурсами, утвержденными на реализацию государственных программ города Москвы, путем обеспечения сбалансированности объемов финансирования с конкретными значениями показателей целей государственной программы при ее формировании (изменении), а также при изменении объемов финансирования.
Для реализации политики развития регионов РФ, задач повышение уровня конкурентоспособности регионов необходимо своевременное осуществление инвестиционных проектов, направленных на развитие регионов, привлекать действенный инструмент – ГЧП. При формировании региональных стратегий развития и планов мероприятий по реализации региональных стратегий развития целесообразным будет предусматривать конкретные проекты в пределах государственно-частного партнерства. Информационно-коммуникационные мероприятия, консультационная поддержка, юридическая экспертиза, подготовка к реализации инфраструктурных проектов смогут обеспечить специальные уполномоченные региональные органы в сфере ГЧП. Помимо повышения эффективности деятельности федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие ГЧП (Минэкономразвития), и уполномоченных органов регионального/муниципального уровней необходимо рассмотреть возможность создания такого Центра ГЧП, который должен быть интегрирован в сферу развития инфраструктуры и работать как гибкий орган в рамках сильного министерства (возможно, как показывает опыт многих других стран, в составе Министерства финансов). Следует наделить его конкретными полномочиями как по развитию сферы ГЧП. Обязателен государственный мониторинг проектов, осуществляемых с помощью ГЧП, что даст возможность оценить результативность их реализации, возможности и эффективность осуществления проектов непосредственно путём государственно-частного партнерства, а это будет способствовать дальнейшему расширению сфер применения государственно-частного партнерства как инструмента регионального развития.
В результате анализа процессов развития ГЧП зарубежных странах, в регионах Российской Федерации в целом и в Москве в частности, можно предложить следующие основные направления развития ГЧП в Москве. Во-первых, выделение отдельного структурного подразделения в Департаменте экономического развития – государственного автономного учреждения «Центр ГЧП», осуществляющего консультационные услуги, поиск, инициирование, организационно-правовое сопровождение проектов ГЧП. Во-вторых, важным является участие экспертного сообщества (ВУЗов) в научно-методическом обеспечении процессов ГЧП. В-третьих, необходимо совершенствование регионального законодательства о ГЧП, поскольку для успешной реализации проектов ГЧП потребуется создание «тепличного эффекта» путем предоставления налоговых преференций. В-четвертых, перспективным источником финансирования в рамках развития ГЧП в сфере высшего образования является эндаумент-фонд – это механизм, который создается при некоммерческих организациях для финансирования их деятельности. Капитал, сформированный за счет пожертвований, инвестируется на фондовом рынке, а полученные доходы направляются на нужды получателя пожертвований. Применительно к региональным вузам можно предложить создание единого эндаумент-фонда на базе нескольких вузов города Москвы или вузов одинакового профиля из разных регионов. Модернизация отраслей социальной инфраструктуры с использованием ГЧП позволит повысить качество жизни населения региона, предпринимательскую активность, создавая тем самым базовые условия для дальнейшего социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Подобные работы
- Проектный подход как инструмент реализации социальной политики в муниципальном образовании (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Муниципально-частное партнерство как инструмент достижения
стратегических целей развития муниципального образования (на примере
г.Набережные Челны)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия бизнеса и власти в РФ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Государственно-частное партнерство как инструмент бюджетной безопасности региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Механизмы социального партнерства для решения социальных проблем в Республике Тыва
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Социальное партнерство в решении проблем трудоустройства подростков из неблагополучных семей (Омский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - Финансирование проектов государственно-частного партнерства на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Программа социального партнерства в решении проблем трудоустройства подростков из неблагополучных семей
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019



