Работа сделана на примере г. Москва.
Проведен анализ деятельности по 2022 год включительно.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 6
1.1 Сущность государственно-частного партнерства 6
1.2 Правовые основы концепции государственно-частного партнерства 14
1.3 Особенности взаимодействия участников государственно-частного 20
партнерства в социальной сфере 20
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 27
2.1 Анализ развития государственно-частного партнерства в городе Москва в 27
социальной сфере 27
2.2 Анализ реализации социальных программ в городе Москва 33
2.3 Деятельность Департамента образования и науки города Москва в области 48
социальных программ 48
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 62
3.1 Основные направления развития государственно-частного партнерства в социальной сфере 62
3.2 Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере образования в г. Москве 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Актуальность темы исследования. Современный мировой опыт показывает важность и актуальность партнерских отношений государства и бизнеса. В таких отношениях заинтересованы обе стороны. Для бизнес- структур – это способ получения от государства комфортных условий функционирования и получения прибыли от участия в выгодных совместных проектах. Предлагаемая работа оказывает большое влияние на развитие теории государственного управления в сфере государственно-частного партнерства, а именно, расширение возможностей использования предлагаемых автором инструментов и методов государственно-частного партнерства при реализации социальных программ.
Для государства такое партнерство является способом привлечения частного капитала к финансированию национально значимых проектов. В связи с этим все большее распространение получают партнерские взаимоотношения, направленные на реализацию общественно значимых проектов. Помимо этого, развитие новых принципов сотрудничества государства и бизнеса проявляется в формировании институциональных и нормативно правовых основ таких взаимоотношений. Таким образом, в рамках социально ориентированной экономики должно проходить становление социального партнерства. Российская экономика демонстрирует устойчивый рост, улучшается социальный климат. Несомненно, одним из значимых факторов, обусловливающих позитивную динамику многих социально-экономических показателей, является социальное партнерство, ставшее важнейшим инструментом согласования интересов работников, работодателей, бизнеса и государства.
Способствовать этому явлению может применение технологий социального партнерства всех заинтересованных в стратегическом развитии государства и других субъектов управления, хозяйствования, представляющих население и его отдельные группы.
Степень разработанности проблемы. Исследование вопросов, связанных с теорией и практикой государственно-частного партнерства, содержатся в трудах таких ученых, как А.М. Беляев, И.Ю. Беляева, В.Г. Варнавский, А.П. Вихрян, М.В. Вилисов, Г.Г. Генералов, И.Л. Заика, А.А. Коноплянник, В.Э. Манжиков, В.А. Михеев, Т.А. Санников, Р. Скидельский, С.А. Смоляк, М.А.Субботин, Л.С. Черный и др. Научные разработки, связанные с развитием инновационной системы региона представлены такими учеными как О.Г. Голиченко, О.Н. Владимирова, А.М., Мухамедьяров, М.В. Палкина, Л.И. Федулова, Л.А. Яременко и так далее.
Целью дипломной работы является изучение государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ на современном этапе развития российского общества, и разработать предложения по его совершенствованию в условиях реализации социально-значимых национальных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Описать сущность государственно-частного партнерства;
Рассмотреть правовые основы концепции государственно-частного партнерства;
Выявить особенности взаимодействия участников государственно-частного партнерства в социальной сфере;
Провести анализ развития государственно-частного партнерства в городе Москва в социальной сфере;
Проанализировать реализацию социальных программ в городе Москва;
Рассмотреть деятельность Департамента образования и науки города Москва в области социальных программ;
Разработать основные направления развития государственно-частного партнерства в социальной сфере;
Выявить проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере образования в г. Москве.
Объектом исследования является государственно-частное партнерство.
Предметом исследования является возможности государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ на современном этапе развития российского общества.
Теоретической и методологической основой являются работы отечественных авторов: А.Б. Аткинсон, Э. Фаркухарсон, В.А. Кабашкин, В.В. Кнаус, В.В. Максимов, М. Портер, О. Солвелл, Дж. Э. Стиглиц, В. Г. Варнавский, Э. Р. Ескомб, А. Г. Зельднер и др. Отметим, что степень проработанности вопросов государственно-частного партнерства в целом довольно высока. Работы этих исследователей отражают теоретические аспекты, организационные формы, и практические технологии реализации государственно-частного партнерства.
Методы исследования. В данной работе используется метод анализа документации и различных источников, таких как: нормативно-правовые акты РФ, материалы деловой прессы, данные специализированных изданий и исследований, статистика государственных органов.
Информационная база выпускной квалификационной работы включает данные федеральных и региональных статистических органов о показателях социального, экономического, инновационного развития города Москвы, сведения аналитических отчетных материалов в области реализации проектов государственно-частного партнерства, монографии и статьи по всему комплексу проблем, справочная, периодическая и специализированная литература по государственно-частному партнерству.
Теоретическая значимость исследования заключается в: проведенном исследовании будут получены для дальнейшего развития, существующие в современной экономической науке теоретические и методологические основы решения проблемы государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ.
Практическая значимость исследования заключается в: предложенные в ходе исследования рекомендации могут быть внедрены в практику развития государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ в регионах России.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целью и задачами и содержит введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В юридической литературе понятия «частно-государственное» и «государственно-частное» партнерство широко используются: в них вкладывается различный смысл, ими охватывается многообразие видов деятельности, правовых форм их осуществления. Под ГЧП понимают: «...любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или неограниченный период времени между государственными и частными участниками. В данных отношениях обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных целей в определенной области». Предмет ГЧП составляют государственная и муниципальная собственность, а также услуги, оказываемые государством, муниципальными органами власти и организациями бюджетного сектора.
Изучив предложенные авторами определения, можно сделать вывод: 1. Каждый автор концентрирует внимание на конкретной стороне исследуемого понятия. 2. Большинство определений целью государственно-частного партнерства считает достижение целей государственного управления. 3. В большинстве экономической литературы термин государственно-частное партнерство в какой-то степени соотносят с приватизацией особо важных объектов государственной собственности.
Нормы, шаги, процедуры, институты, целый комплекс задач по созданию и развитию новых навыков внутри государственных/муниципальных органов власти – все это составляет «задачу управления» в ГЧП и определяет успех такого партнерства.
Важными факторами, влияющими на успешную реализацию проектов и использование инструментов ГЧП в целом, являются: опыт органов власти по разработке и сопровождению ГЧП-соглашений, умение частных компаний 82 сопоставить реальную цену и качество реализуемого проекта, способность всех участников нести риски и т.д.
Московская область – лидер рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП за 2022 год, подготовленного Минэкономразвития России. Первое место не является случайностью. Несколько лет подряд Подмосковье входит в топ-5 лучших в стране регионов по развитию ГЧП и занимает лидирующие позиции по многим показателям. Этот факт говорит о том, что ГЧП является для Московской области одним из важных приоритетов развития, которому руководство региона уделяет большое внимание. Достичь вершины рейтинга Подмосковье смогло за счет целого ряда факторов. Среди них – развитая нормативная правовая база и благоприятная институциональная среда в сфере ГЧП, а также наличие специализированных организаций, ответственных за привлечение инвесторов и работу с ГЧП-проектами. Немаловажным стимулом для развития ГЧП является также высокая степень прозрачности и открытости работы профильных ведомств, что выражается в размещении всей необходимой информации на Инвестиционном портале Московской области и других интернет-ресурсах.
По состоянию на январь 2023 года в Московской области реализуются 42 инфраструктурных ГЧП-проекта с общим объемом инвестиций 323 млрд руб., из которых частные — 259 млрд руб. Самым крупным областным проектом является концессионное соглашение по созданию автомобильной дороги «Солнцево – Видное – Лыткарино – Железнодорожный» стоимостью почти 103 млрд руб., из которых частные инвестиции составляют 69 млрд руб. В коммунально-энергетической сфере крупнейшим стало концессионное соглашение по реконструкции объектов теплоснабжения в Сергиево-Посадском городском округе, заключенное в 2022 году, с общим объемом инвестиций в 24 млрд руб. Менее 5% инвестиций приходится на проекты IT-инфраструктуры, социальной сферы и сферы благоустройства и сопутствующей инженерно-технической инфраструктуры. Стоит отметить, что за 2021-2022 годы было заключено 3 концессионных соглашения на муниципальном уровне по созданию и модернизации городского освещения.
У региона есть высокий потенциал к обеспечению привлечения инвестиционных ресурсов, как следствие, улучшению инвестиционного климата и имиджа, повышению привлекательности заключения соглашений о государственно-частном партнёрстве (СГЧП) и концессионных соглашений (КС) в регионе с целью не только реконструкции и модернизации уже имеющихся объектов инфраструктуры, но и создания новых, содействия продвижению на рынках конкурентоспособных продуктов, повышения их качества и доступности, а также формирования благоприятных условий для стимулирования развития частного бизнеса.
Для устранения выявленных недостатков Правительству Москвы необходимо:
обеспечить наличие в государственных программах города Москвы всех 13 ключевых индикаторов реализации Стратегии социально-экономического развития Москвы на период до 2025 года;
принять меры по повышению качества управления финансовыми ресурсами, утвержденными на реализацию государственных программ города Москвы, путем обеспечения сбалансированности объемов финансирования с конкретными значениями показателей целей государственной программы при ее формировании (изменении), а также при изменении объемов финансирования.
Для реализации политики развития регионов РФ, задач повышение уровня конкурентоспособности регионов необходимо своевременное осуществление инвестиционных проектов, направленных на развитие регионов, привлекать действенный инструмент – ГЧП. При формировании региональных стратегий развития и планов мероприятий по реализации региональных стратегий развития целесообразным будет предусматривать конкретные проекты в пределах государственно-частного партнерства. Информационно-коммуникационные мероприятия, консультационная поддержка, юридическая экспертиза, подготовка к реализации инфраструктурных проектов смогут обеспечить специальные уполномоченные региональные органы в сфере ГЧП. Помимо повышения эффективности деятельности федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие ГЧП (Минэкономразвития), и уполномоченных органов регионального/муниципального уровней необходимо рассмотреть возможность создания такого Центра ГЧП, который должен быть интегрирован в сферу развития инфраструктуры и работать как гибкий орган в рамках сильного министерства (возможно, как показывает опыт многих других стран, в составе Министерства финансов). Следует наделить его конкретными полномочиями как по развитию сферы ГЧП. Обязателен государственный мониторинг проектов, осуществляемых с помощью ГЧП, что даст возможность оценить результативность их реализации, возможности и эффективность осуществления проектов непосредственно путём государственно-частного партнерства, а это будет способствовать дальнейшему расширению сфер применения государственно-частного партнерства как инструмента регионального развития.
В результате анализа процессов развития ГЧП зарубежных странах, в регионах Российской Федерации в целом и в Москве в частности, можно предложить следующие основные направления развития ГЧП в Москве. Во-первых, выделение отдельного структурного подразделения в Департаменте экономического развития – государственного автономного учреждения «Центр ГЧП», осуществляющего консультационные услуги, поиск, инициирование, организационно-правовое сопровождение проектов ГЧП. Во-вторых, важным является участие экспертного сообщества (ВУЗов) в научно-методическом обеспечении процессов ГЧП. В-третьих, необходимо совершенствование регионального законодательства о ГЧП, поскольку для успешной реализации проектов ГЧП потребуется создание «тепличного эффекта» путем предоставления налоговых преференций. В-четвертых, перспективным источником финансирования в рамках развития ГЧП в сфере высшего образования является эндаумент-фонд – это механизм, который создается при некоммерческих организациях для финансирования их деятельности. Капитал, сформированный за счет пожертвований, инвестируется на фондовом рынке, а полученные доходы направляются на нужды получателя пожертвований. Применительно к региональным вузам можно предложить создание единого эндаумент-фонда на базе нескольких вузов города Москвы или вузов одинакового профиля из разных регионов. Модернизация отраслей социальной инфраструктуры с использованием ГЧП позволит повысить качество жизни населения региона, предпринимательскую активность, создавая тем самым базовые условия для дальнейшего социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-RossijskojFederacii/ (Дата обращения 24.03.2023).
2. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О концессионных соглашениях». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-21072005-n-115-fz-o/ (Дата обращения 24.03.2023).
3. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71129190/ (Дата обращения 24.03.2023).
4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (Дата обращения 24.03.2023).
5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 15.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/11438c397a53550b06a14dd e6831a3de221a52d9/ (Дата обращения 24.03.2023).
6. Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 N 134 (ред. от 19.02.2020) «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot01032008-n-134/ (Дата обращения 24.03.2023).
7. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (ред. от
26.12.2022) <Об утверждении перечня государственных программ Российской
Федерации>. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-11112010-n-1950-r/ (Дата обращения 24.03.2023).
8. Бедняков А.С. Государственно-частное партнерство как модель развития публичной инфраструктуры// Вестник МГИМО-Университета. - 2022. - №15(1). - С. 143–173
9. Бедняков А.С., Миэринь Л.А. Национальные проекты как инструмент реализации национальных целей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://roscongress.org/materials/natsionalnye-proekty-rossii-problemy-iresheniya/ (Дата обращения 24.03.2023).
10. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: [монография] / А.В. Белицкая. – М.: Устав, 2012. – 191 с.
11. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика: [учебное пособие] / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев [и др.]; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М., 2020. – 288с.
12. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политикоправовой аспект / М.В. Вилисов // Власть. –2020. – № 7. – С. 4–6
13. Воротин В. Е. Бизнес и власть: примат экономики в обеспечении безопасности / В. Е. Воротин //Бизнес и государственная власть. Диалог / под ред. К. Ляпиной и Д. Ляпина. - М.: Ин-т конкурент. общ., 2018. - 384 с.
14. Воротин В. Е. Бизнес и государственная власть. Диалог / В. Е.
Воротин; под ред. К. Ляпиной и Д. Ляпина. - М.: Ин-т конкурент. общ. - 2019. - 384 с.
12. Гош А.А. Об экономической сущности понятий
«сотрудничество» и «партнерство» / А.А. Гош // Деньги и кредит. – 2022. – № 5. – С. 91–95.
13. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / М. Дерябина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institutiones.com/general/ (Дата обращения 24.03.2023).
14. Задорожный Г. В. Социальное партнерство - реальный путь к открытому обществу / Г. В. Задорожный, А. В. Коврига, В. В. Смоловик. - Х.: ХИБМ, 2020. - 192 с.
15. Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В.Г. Золотогоров. ; 2-е изд., Стереотип. – соч. : Книжный дом, 2022. – 720 с.
16. Иванов О.В. Государственно-частное партнёрство как инструмент развития инфраструктуры и модернизации экономики (опыт стран Азиатско-Тихоокеанско¬го региона). - М.: Издательство «МГИМОУниверситет», 2019. - 300 с.
17. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство: онлайнчтение/Н.А. Игнатюк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://thelib.ru/books/n_a_ignatyuk/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo-read-
2.html. (Дата обращения 24.03.2023).
18. Каменков В.С. О роли государственно-частного партнерства в инновационном развитии / В.С. Каменков, Д.П. Александров//Проблемы управления. – 2021. – № 4(41). – С. 44–49
19. Кластерная и корпоративная модели взаимодействия власти, бизнеса и общества /В. Ф. Уколов, Т. Г. Богатырева, С. С. Евтухов и др. - М.: Изд-во «Проспект», 2019. - 56 с.
20. Клинова М.В. Государство и частный сектор в поисках прагматичного взаимодействия: [монография] /М.В. Клиновая. – М.: РАН, 2019. – 122 с.
21. Лебеда Т.А. Государственно-частное партнерство как фактор экономического роста и проблемы его развития в России / И.И. Запатрина, Т.А. Лебеда // Экономист. – 2021. – № 3. – С. 52–58.
22. Мартусевич Г. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве / Р. Мартусевич. С. Сиваев, Д. Хомченко. – М.: Фонд Института экономики города, 2020. – 244 с.
23. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство по реализации приоритетных государственных проектов / В.А. Михеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=291211. (дата обращения 10.10.2022)
24. Молодцов А. В. Политическая сеть как технология взаимодействия субъектов территориального развития: сущность и концептуально-прикладные аспекты ее внедрения в России: монография / В. Молодцов. - М.: Наука, 2017. - 204 с.
25. Национальная Ассоциация эндаументов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ruea.ru/ (Дата обращения 24.03.2023).
26. Новикова И.О. Государственно-частное партнерство: мода или тренд / И.О. Новикова // Экономика Беларуси. – 2022. – № 1. – С. 48–53
27. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 года
Аналитический обзор Национального Центра ГЧП. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pppcenter.ru/analitika/ (Дата обращения 24.03.2023).
28. Павлюк А.П. Государственно-частное партнерство как механизм активизации инвестиционной деятельности в России /А.П. Павлюк, Д.В. Ляпин // Стратегические приоритеты. – 2022. – № 3 (24). – С. 38–45.
43. Преображенский Б.Г. Использование потенциала государственно-частного партнерства для развития вузовской научной сферы // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 11-1. – С. 94-95
44. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь/Б.А.
Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева; 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 520 с.
45. Резниченко Н.В. Модели государственно-частного партнерства / Н.В. Резниченко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия "Менеджмент". – 2020. – Вып. 4. – С. 58–83
46. Рейтинг городов по уровню развития государственно-частного партнерства. Отчет Национального Центра ГЧП. [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://pppcenter.ru/analitika/ (Дата обращения 24.03.2023).
47. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП) 2020-2021 (составлен Минэкономразвития России) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosinfra.ru/digest/rating-of-regions/2021 (Дата обращения 24.03.2023).
48. Синяк Н.Г. Перспективы развития государственно-частного партнерства в Беларуси/Н.Г. Синяк, В.В. Валетко // Земля Беларуси. – 2022. – № 3. – С. 35–42
49. Тур А.Н. Особенности формирования государственно-частного партнерства в Республике Беларусь / А.Н. Тур//Проблемы управления. – 2021. – № 2(39). – С. 31–36
50. Учайкина И.П. Анализ перспектив развития эндаумент-фондов образовательных организаций высшего образования / И.П. Учайкина, Т.В. Ковалева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №6-2. – С.14-20
51. Хлебников К.В. Государственно-частное партнерство:
экономическое содержание и институциональные границы/К.В.
Хлебников//Экономика и управление. – 2021. – № 7(80). – С. 131–135
52. Цветков В.А. Перспективы государственно-частного партнерства при строительстве и реконструкции железнодорожной инфраструктуры/В.А.
Цветков, А.А. Медков // Журнал экономической теории. – 2018. – № 1. – С. 170–182
53. Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики современной России / А. Чирикова // Общество и экономика. - 2022. - № 9. - С. 116-117.
54. Шаповал В. М. Взаимодействие государства и бизнеса как основа развития социальной ответственности /В. М. Шаповал // Государство и регион. - 2021. - Вып. 5. - С. 196-202.
55. Шаров Ю. Концептуальная модель внедрения корпоративных отношений в управлении развитием муниципальных образований / Ю. Шаров, А. Бобровская. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www//Portal/soc_gum/Dums/2009-02/Sharov,Bobrovsl / (Дата обращения 24.03.2023).
56. Шахов О.Ф. Оценка практики участия государства и бизнеса в разработке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ // Российское предпринимательство. -2021. - №5. - С. 1519-1532.
57. Шилепницкий П.И. Государственно-частное партнерство: теория и практика.: [монография] / П.И. Шилепницкий; Институт региональных исследований НАН Украины. – Черновцы, 2021. – 455 с.
58. Щербакова, Е. С. Особенности создания и развития фондов целевого капитала в РФ / Е. С. Щербакова // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2022. – № 2(9). – С. 418-435
59. Экономическая энциклопедия: в 3-х т. Т. 2 / Редкол.: С.В. Мочерный (отв. ред.) [и др.]. – М. : Академия, 2020. – 848 с.
60. Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления / В.И. Якунин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/fles/File/Socis/2022-02/Yakunin.pdf. (Дата обращения 24.03.2023).
61. Яшева Г.А. Теоретико-методологические основы и механизмы государственно-частного партнерства в инновационном развитии экономики Беларуси / Г.А. Яшева//Белорусский экономический журнал. – 2021. – № 3. – С. 4–19
62. About PPPLRC and PPPs. 2021. URL:
https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/about-us/about-publicprivate-partnerships. (Дата обращения 24.03.2023).
63. Manual for Using Public-Private Partnerships on Highway Projects / US Department of Transportation, Federal Highway Administration. 2021. URL: http://www.fhwa.dot.gov/ipd/pdfs/manual_0905.pdf. (Дата обращения 24.03.2023).
64. Public-Private Partnerships (PPPs): Definition, How They Work, and Examples 2022. URL: https://www.investopedia.com/terms/p/public-privatepartnerships.asp (Дата обращения 24.03.2023).
65. Smith J., Wiryawan A., Ray D. Public-Private Partnership. PwC. 2020. URL: https://www.pwc.com/id/en/industry-sectors/cpi/public-privatepartnerships.html (Дата обращения 24.03.2023).
66. The Basic PPP Project Structure. APMG International. URL:
https://pppcertification.com/ppp-certification-guide/61-introduction-basic-pppproject-structure (Дата обращения 24.03.2023).