Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерный статус личности и особенности самоотношения (Кубанский Государственный Университет)

Работа №117670

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы33
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50 респондентов, из которых 39 женщин и 11 мужчин в возрасте 17–31 года.
Есть приложение.

Введение…………………………………………………………………….… 3
1 Теоретические основы исследования гендерного статуса и особенностей самоотношения личности…………………………………….6
1.1 Понятие гендера в психологии…6
1.2 Психологическая характеристика основных категорий гендерного статуса: маскулинности, фемининности и андрогинности.………….…..8
1.3 Понятие самоотношения личности в психологии…….……………... 11
1.4 Гендерный контекст самоотношения личности…………….………... 15
2 Эмпирическое исследование особенностей влияния гендерного статуса на особенности самоотношения личности…………………………………..18
2.1 Методики исследования…………………………..…………………… 18
2.2 Обработка и интерпретация результатов 21
Заключение……………………………………………………………………. 29
Список использованных источников…31
Приложение А Сводная таблица первичны эмпирических данных………. 33

Актуальность исследования. Человеческая психика является одним из самых сложноустроенных явлений в природе. Ее благополучное состояние имеет особое значение для комфортной и полноценной жизни личности. Психика есть не что иное, как субъективное отражение объективной реальности, и именно этот факт во многом предопределяет всю жизнь человека, ее оттенки и звучание. Любую ситуацию извне человек воспринимает через призму собственного восприятия, что определяет не только его отношение с окружающим миром, но, в первую очередь, с самим собой.
Человек социальное существо, имеющее потребность быть частью общества, потребности общения и самопроявленности. В ходе гендерной социализации, человек усваивает информацию, исходящую от социума, и овладевает специфическими качествами, которые образуют определенный тип гендерной идентичности. Общество напрямую влияет на этот процесс, наделяя тот или иной гендерный тип определенными характеристиками, которые, впоследствии, формирует особенности личности, в том числе и особенности самоотношения.
Исследование особенностей самоотношения личности являются важным аспектом в понимании факторов и способов влияния на психологическое состояние, адаптивность и социализацию. Изучение особенностей самоотношения в контексте гендерного статуса является крайне актуальным и способствует большему расширению знаний о влиянии гендерного фактора на самоотношение, а также способствуют профилактике девиаций в межличностном общении.
Объект исследования: самоотношение личности.
Предмет исследования: особенности самоотношения личности с разным гендерным статусом.
Цель исследования состоит в изучении особенностей самоотношения личности с разным гендерным статусом.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях самоотношения личности с разным гендерным статусом.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Теоретические задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по теме гендерного статуса личности;
2) рассмотреть основные типы гендерного статуса, особенности их проявления;
3) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме самоотношения;
4) охарактеризовать психологические особенности самоотношения в соответствии с гендерным статусом.
Эмпирические задачи:
1) определить гендерный статус личности с помощью методики диагностики психологического пола личности С. Бем в модификации О.Г. Лопуховой;
2) выявить особенности самоотношения личности с помощью «тест-опросника самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева;
3) сопоставить гендерный статус личности с особенностями самоотношения.
Методы исследования.
1. Теоретический метод: анализ научной литературы.
2. Метод сбора данных: проведение опроса.
3. Организационный: сравнительный.
4. Эмпирический – психодиагностический: диагностика психологического пола личности (С. Бем в модификации О.Г. Лопуховой); «тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантелеева.
Выборка: в исследовании приняли участие 50 респондентов в возрасте 17–31 лет.
Новизна данного исследования заключается в выявлении особенностей самоотношения у личности не только с традиционным гендерным статусом (фемининный, маскулинный и андрогинный), но и учитывая склонность личности к конкретному гендеру: андрогинно-маскулинный и андрогинно-фемининный статус.
Теоретическая значимость данной работы заключается в теоретическом обосновании гипотезы о том, что существуют различия в особенностях самоотношения личности с разным гендерным статусом.
Практическая значимость исследования отражается в возможности применения полученных результатов дипломированными специалистами в непосредственной работе с проблемами самоотношения личности, учитывая гендерный статус и определяя соответствующий индивидуальный подход в терапии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования стояло изучение особенностей самоотношения личности с разным гендерным статусом. Изучив достоверную теоретическую базу, были выделены основные положения исследований, которые соответствовали заданной теме. Рассмотрены различные аспекты выбранной для исследования темы и определены основные составляющие, определившие дальнейший выбор методов и методик получения эмпирических данных.
На основе изученной литературы было определено, что самоотношение личности – это многокомпонентная динамическая система, которая показывает специфику отношения к собственному «Я» и влияет на все сферы жизни. Направленность самоотношения определяет общий эмоциональный фон отношения к себе, который может иметь позитивную и негативную окраску. В результате исследования можно сделать вывод о том, что качества, стиль поведения личности с определенным гендерным статусом во многом предопределяет степень его самопринятия, критичности и самоотношения в целом. Внутриличностный конфликт гендерной идентичности способен спровоцировать негативные изменения в ядерной структуре самоотношения личности.
Так, независимо от половой принадлежности фемининные личности более склонны к негативному самоотношению, чем маскулинные. Фемининность характеризуется пассивностью, неуверенностью в себе, эмоциональной чувствительностью, эмпатией и неустойчивостью самооценки; маскулинность – уверенностью в себе, целеустремленностью, силой и устойчивостью самооценки, что может переходить в обесценивание окружающих и меньшей толерантности к критике. Проявление полярных гендерных статусов характеризуется определенной бинарностью в самоотношении. У личности с андрогинным статусом выявлено более целостное и менее дифференцированное, адекватное самоотношение. В данном случае позитивное самоотношение определяется высоким уровнем самопринятия и самоуважения, при этом открытой позицией к критике и нормальному отношению к ней.
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования, что существуют различия в особенностях самоотношения личности с разным гендерным статусом. Данное исследование можно считать достоверным и обоснованным. Все поставленные задачи как теоретические, так и эмпирические были достигнуты и в полной мере решены. Представленная теоретическая информация, подкреплена собственным эмпирическим исследованием, посредством использования двух методик: диагностика психологического пола личности (С. Бем в модификации О.Г. Лопуховой) и «тест-опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева. Полученные результаты структурированы и интерпретированы в соответствии с теоретическими положениями.
Тема данного исследования является актуальной в сфере изучения гендерной психологии и психологии личности. Полученный результат работы может быть полезен при личной работе с клиентом в выявлении структурных нарушениий самоотношения и решении внутриличностных конфликтов. Также возможно рассмотреть прогнозирование типа самоотношения в соответствии с гендерным статусом личности, помощь в построении отношений с окружающими.
Данное исследование можно продолжить, изучив особенности самоотношения в соответствии с разным гендерным статусом на большей по числу респондентов выборке. Также возможно исследовать структурное обеспечение функционирования механизмов защиты отношения к себе у личностей с разным гендерным статусом.



1 Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2019. – 367 с.
2 Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2004. – 336 с.
3 Бендас, Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т. В. Бендас. – СПб.: Питер, 2019. – 431 с.
4 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – Москва: Прогресс, 2019. – 422 с.
5 Визгина, А. В. Гендерные особенности процессов самосознания и самоотношения [Электронный ресурс] – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-protsessov-samosoznaniya-i-samootnosheniya/viewer – Загл. с экрана.
6 Дробышевская, Н. Ю. Понятие самоотношения в современной психологии / Н. Ю. Дробышевская. – Исследования молодых ученых: материалы XXV Междунар. науч. конф. – Казань: Молодой ученый, 2021. – С. 12–16.
7 Корнеева, Н. В., Сысоева О. В. Гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте [Электронный ресурс] – Режим доступа https://psyjournals.ru/files/40843/psytel_conf_Korneeva.pdf – Загл. с экрана.
8 Лопухова, О. Г. Внутриличностный гендерный ролевой конфликт: системный подход к проблеме / О. Г. Лопухова // Современные исследования социальных проблем. 2010. – №4 (04). – 113-119 с.
9 Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантелеев / Психология самосознания. Хрестоматия – Самара: БАХРАХ-М, 2019. – 208-242 с.
10 Райгородский, Д. Я. Психология самосознания. Хрестоматия / Д. Я. Райгородский. – Наука, 2018. – 672 с.
11 Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе / Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М., 2013. – 672 с.
12 Ситников, В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых / В. И. Ситников. – СПб: Ленинградский педагогическийуниверситет, Химиздат, 2001. – 254 с.
13 Старовойтенко, Е. Б. Культурная психология личности / Е. Б. Старовойтенко. – Москва: Академический проект: Гаудеамус, 2007. – 308 с.
14 Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – Москва: Издательство Московского Университета, 1983. – 284 с.
15 Столин, В. В. Опросник самоотношения / В. В. Столин, С. Р. Пантелеев // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. – Москва: Издательство Московского Университета, 2016. – 130 с.
16 Юнг, К. Г. Архетипы и коллективное бессознатьное / К. Г. Юнг. – СПб: АСТ, 2019. – 496 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ