Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр 9
1.1 Развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема исследования 9
1.2 Возможности дидактических игр в развитии произвольного
внимания детей 6-7 лет 18
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр 27
2.1 Выявление уровня развития произвольного внимания детей
6-7 лет 27
2.2 Содержание и организация работы по развитию
произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр 38
2.3 Выявление динамики уровня развития произвольного
внимания детей 6-7 лет 52
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Тематическое планирование ОД детей 6-7 лет по
развитию произвольного внимания посредством дидактических игр 64
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 68
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 71
Приложение Г Список детей, участвующих в эксперименте 74
Актуальность исследования. С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в работу дошкольных образовательных организаций значительно изменились требования по отношению выпускников детского сада.
В характеристике выпускников дошкольных организаций большое значение придается непосредственной оценке способности искать новую информацию, концентрироваться, следовать инструкциям и поддерживать высокий уровень активности в выполнении поставленных задач.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выставляет условия по отношению к произвольности внимания детей дошкольного возраста, в плане возможностей вести деятельность, не отвлекаясь, слушать инструкции и вести самоконтроль.
По мнению ученых (Е.Д. Хомская, Л.И. Баскакова, С.В. Вахрушев), внимание определяет успехи человека в учебе, работе. В настоящее время проблема внимания вновь находится в центре исследований. Процессы мышления протекают быстрее, а действия выполняются более точно и четко при участии внимания. Также с вниманием исследователи (Н.А. Бернштейн, Л.С. Вытотский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, О.С. Вудвордс, П.Я. Гальперин, Е.Д. Хомская, Б.Д. Карвасарский и другие) связывают качественные характеристики памяти.
Внимание играет важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста, в непосредственной регуляции его практической и умственной деятельности. Оно является одним из основных психологических условий успеха дошкольников в любой деятельности. Ученые считают, что если внимание ученика недостаточно развито, то процесс обучения не может быть успешным, поэтому в дошкольной образовательной организации усилия воспитателей всегда направлены на развитие и поддержание внимания детей.
Проблема внимания традиционно является одной из самых важных и сложных в психологической науке. Некоторые теоретические подходы рассматривают внимание как побочный продукт или особенность других процессов.
Современная зарубежная и отечественная психология рассматривает проблему внимания по-разному: многие авторы, разрабатывая проблему теории внимания, изучают ее роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); другие исследователи (А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, Т. Рибо) изучали внимание с точки зрения физиологических механизмов.
Во многих работах проблема внимания рассматривается с психолого-педагогической точки зрения, то есть изучаются условия и закономерности развития внимания. Эти исследования принадлежат Н.Ф. Добрынину, П.Ю. Гальперину, Н.В. Дубровинской, С.Л. Кабыльницкой и другим.
Исследователи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин особо выделяют развитие произвольного внимания у детей, признавая его важнейшую роль в развитии личности. Но они считают, что этот вид внимания относится только к образовательной деятельности детей 6-7 лет.
Ряд исследователей, таких как И.Л. Баскакова, Г.В. Петухова, считают, что произвольное внимание должно формироваться в дошкольном возрасте, где игра, как основное занятие детей, может стать основным условием развития их произвольного внимания.
Игры учеными и педагогами рассматриваются как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, прояснения понятий. Игра является методом обучения, наряду с другими методами и приемами. Игра может привлечь внимание ребенка к теме, которая его не заинтересовала в обычных неигровых условиях.
О развивающем значении дидактических игр свидетельствуют исследования А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менжерицкой,
Д.Б. Эльконина. Однако, в этих работах развитию внимания, особенно произвольного внимания дошкольников, отводится недостаточно места.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме развития у детей дошкольного возраста произвольного внимания позволил выявить противоречие: между необходимостью развития произвольного внимания детей 6-7 лет и недостаточным использованием в данном процессе дидактических игр.
Выявленное противоречие помогло нам обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности дидактических игр в развитии произвольного внимания детей 6-7 лет?
На основе актуальности нашего исследования была сформулирована тема: «Развитие произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования дидактических игр в развитии произвольного внимания детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр будет эффективно, если:
- составлен комплекс дидактических игр с учетом развития основных свойств произвольного внимания (устойчивость и продуктивность, концентрация, объём, распределение и переключение);
- обеспечено включение в совместную деятельность взрослого и ребенка дидактических игр;
- включены родители в совместную деятельность с дошкольной образовательной организацией с целью продолжения работы по развитию произвольного внимания детей в условиях семьи.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр.
2. Выявить уровень развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
3. Разработать содержание и организовать поэтапную работу по развитию произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр.
4. Выявить динамику в развитии произвольного внимания детей 6-7 лет.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- деятельностный подход к изучению моторики и психики ребенка (Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- теоретические исследования по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста: труды Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Добрынина (исследования проблем внимания), Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т. Рибо (исследование волевых процессов), К.Д. Ушинского, Л.И. Тикуновой, В.А. Артемова (теории развития внимания), Р.С. Немова, Л.С. Выготского (психолого-педагогические исследования особенностей внимания), О.Ю. Ермолаева (исследования в области влияние индивидуальных личностных особенностей ребенка на уровень развития внимания), С.Л. Рубинштейн (осмыслении роли личности в собственном психическом развитии);
- работы Ф. Фребеля, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, Ф.Н. Блехера, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Н.Е. Вераксы о влиянии дидактической игры на познавательную деятельность детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88 г. Пенза «Светлячок». В данном исследовании испытуемыми являются 20 детей в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования: выявлено конкретное содержание процесса развития произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом подтверждении возможности развития произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр может быть использовано в работе воспитателей и других специалистов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 6 таблиц, 13 рисунок. Основной текст работы изложен на 63 страницах.
Внимание - это некое формальное психическое состояние, которое сопровождается определённым физиологическим состоянием, придающим вниманию плоть; если это физиологическое состояние лишено, то внимание становится чисто абстрактным понятием, призрачной сущностью. Основные особенности развития внимания детей 6-7 лет: базовое увеличение концентрации, количества и устойчивости внимания; появление произвольных элементов регуляции внимания на основе развития языка и интеллектуального развития, появление опосредованного внимания и возникновение фактора послепроизвольного внимания. Показателями развития произвольного внимания детей 6-7 лет являются его признаки: количество, устойчивость, распределение и продуктивность произвольного внимания.
Дидактические игры является наиболее доступным и увлекательным для детей 6-7 лет и способствуют развитию таких психических процессов, как память и мышление, а также оказывают значительное влияние на развитие внимания. Дидактическую игру по праву можно рассматривать как эффективное средство развития произвольного внимания детей в возрасте 6-7 лет.
Цель экспериментального исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность дидактических игр в развитии произвольного внимания детей 6-7 лет.
Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего этапа исследования, показал следующие уровни развития произвольного внимания испытуемых: высокий уровень примерно у 14 % детей, средний уровень у 51 % детей, а низкий уровень - у 35 % детей. Был сделан вывод, что в данной группе большинство детей 6-7 лет имеют средний уровень развития произвольного внимания, для которого характерно слабое развитие всех его свойств: легкость отвлечения, сниженный объем внимания, сложность в удержании внимания на большом количестве предметов одновременно. Можно сказать, что такие свойства внимания как объем, продуктивность, устойчивость, переключаемость и распределение не соответствуют возрастной норме развития.
Опираясь на полученные результаты и теоретический анализ исследований О.О. Кузнецовой, было разработано содержание работы по развитию произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр. Игровая деятельность (включение дидактических игр) осуществлялась в процессе непосредственно образовательной деятельности детей. Занятия подобраны таким образом, чтобы качественно и со всех сторон развить все свойства произвольного внимания детей 6-7 лет. Также были разработаны рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания у детей.
С целью выявления динамики развития произвольного внимания детей 6-7 лет нами было проведено повторное диагностическое исследование. Анализ результатов, показал следующие изменения: детей с высоким уровнем стало 40 %, что на 26 % выше, чем на констатирующем этапе. Детей со средним уровнем уменьшилось на 3%, а детей с низким уровнем стало 12 %, что на 23 % меньше, чем на констатирующем этапе.
Таким образом, в данной группе испытуемых преобладает высокий и средний уровни развития произвольного внимания. Динамика есть, она значительная, однако можно и дальше продолжить работу в данном направлении повышения уровня развития произвольного внимания детей 6-7 лет, включая не только дидактические игры, но и другие формы и методы в деятельность детей.
Можно констатировать, что выдвинутая гипотеза исследования была подтверждена, задачи решены, а цель - достигнута.
1. Айзенберг Б. И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы: Дис. . канд. психол. наук. М., 1986. 156с.
2. Акимова М. Н. Индивидуальные особенности внимания и основные свойства нервной системы: Дис. канд. психол. наук. Куйбышев, 1981. 150 с.
3. Ананьев Б. Г. Воспитание внимания ребенка 6-7 лет. М., 1964. 112 с.
4. Баскакова И. Л. Внимание детей 6-7 лет-олигофренов. М. : МГПИ, 1982. 21 с.
5. Вахрушев С. В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов: Дис. канд. психол. наук. М. 1995. 164с.
6. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2004. № 12. С. 24-30.
7. Власова М. И. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе игр // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2017. № 1 (10). С. 139-141.
8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Психология развития: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. С. 56-80.
9. Газман О. С. Каникулы: игра воспитание: о пед. руководстве игровой деятельностью детей 6-7 лет. М., 1988. С. 9.
10. Гальперин П. Я. К проблеме внимания: Хрестоматия по
вниманию. М. 1976. 221с.
11. Г оноболин Ф. Н. Внимание младшихдетей 6-7 лет // Психология младшего ребенка 6-7 лет. М., 1960. С. 46-54.
12. Добрынин Н. Ф. Интеллект и внимание // Психол. исслед. интеллектуальной деятельности. М. 1979. С. 76-82.
13. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений; под ред. И. В. Дубровиной. М. Издательский центр «Академия» 2008. 328 с.
14. Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (21.964) / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Иваново: [б. и.] 1970. 28 с.
15. Леонтьев А. Н. Ощущения восприятие и внимание детей 6-7 лет // Очерки психологии детей. М.,1950. С. 46-57.
16. Немов Р. С. Психология: в 3-х кн.. Кн. 1: Общие основы психологии. М: ВЛАДОС 2003. 688 с.
17. Ожегов С. И., Шведова Н. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М. 1999. 944 с.
18. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 9 лет. М. ТЦ Сфера. 2002. 104 с.
19. Психологи и педагогика игр дошкольника / под ред.
А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М. Просвещение. 2006. 249 с.
20. Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. М-во образования РФ, 2005. №8. С. 58-60.
21. Рибо Т. Психология внимания. СПб. 1892. 112 с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. Учпедгиз. 1946. 704с.
23. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития 1996. 192 с.
24. Узнадзе Д. Н. Общая психология / пер. с грузинского
Е. Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имедадзе. М. 2004. 413 с.
25. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. Институт практической психологии 1997. 416 с.