Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вовлеченность и активность российской молодежи в социальных Интернет-сетях

Работа №117665

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социология

Объем работы29
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СОЦИОЛОГИИ 7
§1.1 Определение социальных сетей в рамках теорий сетевого общества 7
§1.2 Теоретико-методологические подходы к определению социальных сетей как Интернет-платформ 10
ГЛАВА 2. УРОВЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ И АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СЕТЯХ 16
§2.1 Статистические показатели потребления социальных Интернет-сетей российской молодежи 16
§2.2 Современные исследования вовлеченности и активности российской молодежи в социальные Интернет-сети 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27



Актуальность. Современные информационные технологии имеют важное значение в жизни современного общества. Медиапространство охватывает различные сферы деятельности человека и способствует появлению новых форм коммуникации, одной из которых является использование социальных сетей. С каждым днем в социальные медиа внедряется все больше и больше людей, значительная часть человеческой активности переходит в онлайн-формат . Если интернет понимается как «коммуникационный медиум, который впервые сделал возможным общение многих людей со многими другими людьми в любой момент времени и в глобальном масштабе », то социальные медиа представляют собой конкретный механизм для выстраивания взаимосвязи между людьми.
Виртуальные социальные сети – это относительно новое явление в медиапространстве. Самая первая в мире виртуальная сеть «Classmates.com» появилась в США в 1995 году. Со временем социальные сети охватили абсолютно весь мир. Так, например, аудиторию в 50 млн человек радиостанции достигли за 38 лет, телевидение – за 13 лет, Интернет – спустя 4 года, а Facebook создал вокруг себя 100-миллионную сеть участников меньше чем за 9 месяцев .
Социальные Интернет-сети на сегодняшний день являются одними из самых посещаемых ресурсов в Интернете. Так, например, по результатам исследования ВЦИОМ, которое проводилось в 2021 г., было выявлено, что среди российской аудитории социальных сетей и мессенджеров почти каждый третий (29%) тратит на них более трех часов в день (72% среди 18-24-летних), 16% — от двух до трех часов, 25% — один-два часа в день, 19% — полчаса, а 9% — менее получаса. А также было выяснено, что наибольший интерес аудитории вызывают следующая информация, размещенная в социальных сетях и мессенджерах (топ-5): новости о событиях в стране и мире (49%), политика (42%), образование и саморазвитие (39%), юмор (37%), а также еда и рецепты (36%) . Тем самым, можно сказать, что социальные сети в нынешнее время являются отличной площадкой, которая способствует проявлению различных форм активности молодежи.
Проблема, связанная с социальными Интернет-сетями, стала актуальной со времени появления Интернета, так как они давно перестали являться просто Интернет-ресурсами, обеспечивающими общение между пользователями. Во многом благодаря расширению перечня предоставляемых возможностей социальные Интернет-сети стали выполнять ряд важных функций, напоминая «Интернет в миниатюре», чем и объясняется актуальность темы данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Последние десятилетия проблема вовлеченности и активности молодежи в социальные Интернет-сети находилась и в настоящее время находится во внимании различных исследователей. Неослабевающий исследовательский интерес к социальным сетям обусловлен быстрым развитием данного вида ресурсов и стремительным ростом молодой аудитории. Но стоит отметить, что до сих пор существуют вопросы по данной проблематике в России.
Существенный вклад в изучение социальных сетей как форм взаимодействия внесли Э. Дюркгейм , Г. Зиммель и Дж. Барнс .
Изучению проблемы социальных Интернет-сетей в рамках теорий сетевого общества посвящены работы М. Кастельса и Яна ван Дейка .
Работы Д.М. Бойд и Н.Б. Эллисон , К. Мюррей и Р. Уоллер , Э. Марвик , К.О. Черняевой , Д.В. Богданова и Д.В. Винника посвящены проблеме социальных сетей как Интернет-платформ.
Проблеме вовлеченности и активности молодежи в социальных Интернет-сетях посвящены работы М.В. Лифшиц и О.А. Макаровой , О.А. Кондрашихиной , С.С. и Д.С. Бразевич, Ж.С. Сафроновой и Д.В. Матюхи , Ю.М. Стаховской и С.А. Вартанов .
Объект исследования – социальные Интернет-сети.
Предмет исследования – вовлеченность и активность российской молодежи в социальных Интернет-сетях.
Цель исследования – анализ уровня вовлеченности и активности российской молодежи в социальных Интернет-сетях.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать феномен социальных сетей, представленный в рамках теории сетевого общества;
2. Изучить феномен социальных сетей как Интернет-платформ с точки зрения различных социологических концепций;
3. Сравнить показатели медиапотребления в России за последние 2 года для выявления факторов активной вовлеченности молодежи в социальные Интернет-сети;
4. Определить, как проявляется активность российской молодежи в социальных Интернет-сетях.
Эмпирическую базу исследования составляют:
 Анализ статистических данных глобальных отчетов Digital 2020: The Russian Federation, Digital 2021: The Russian Federation, Digital 2022: The Russian Federation, опубликованных в партнерстве с We Are Social и Hootsuite.
 Анализ вторичных данных исследования Исследовательской организации ВЦИОМ «Медиапотребление и активность в Интернете», проведенного в 2021 году методом телефонного интервью граждан России в возрасте от 18 лет (N=1600).
Гипотеза: представляется, что молодежи легче самореализоваться в виртуальном пространстве, нежели в реальной жизни, поэтому молодые люди являются самыми активными пользователями социальных Интернет-сетей на данный момент.
Научная новизна заключается в малоразработанности и малоизученности вовлеченности и активности молодежи в социальные Интернет-сети, потому что в основном изучение данной проблемы происходило в рамках исследований Интернет-сферы в целом, и только в последние несколько лет оно выделилось в отдельную область исследовательской практики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире в связи с развитием информационных и цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности общества активно проникают цифровые и информационные технологии, меняющие систему коммуникации и определенные механизмы деятельности людей, что становится актуальным предметом исследования социологов и многих других смежных научных направлений.
В данной работе была рассмотрена проблема вовлеченности и активности российской молодежи в социальных Интернет-сетях.
В ходе анализа теории сетевого общества, рассмотренной в первом параграфе первой главы, было показано, что некий накопленный теоретический опыт сетевого анализа закладывает основы для изучения проблемы социальных сетей как Интернет-платформ. Рассмотренные во втором параграфе первой главы зарубежные и отечественные интерпретации понимания сущности социальных Интернет-сетей, показали, что на данный момент существует достаточное количество подходов к определению понятия «социальные интернет-сети», но нет единого, ведь теория использования социальных медиа подвержена постоянной трансформации в связи с динамичным развитием медиакоммуникаций и расширением спектра предлагаемых аудитории возможностей для получения удовлетворения в процессе медиапотребления. Этим и объясняется активная дискуссия в рамках этого направления.
Анализируя во второй главе статистические данные и результаты современных исследований по проблеме вовлеченности и активности российской молодежи в социальных Интернет-сетях, было доказано, что молодежь является активным пользователем социальных медиа. Это объясняется тем, что с каждым годом показатели активной интеграции молодого поколения в процессы социальных сетей увеличиваются. Особое значение для молодежи в процессе медиапотребления приобретает именно самоактуализация и самореализация, нежели удовлетворение базовых информационных и коммуникационных потребностей. Этим может объясняться особая притягательность социальных сетей и мессенджеров для молодых людей и высокая востребованность социальных медиа у исследуемой группы.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в связи с постоянным развитием медиапространства необходимо дальнейшее изучение проблемы использования социальных Интернет-сетей молодым поколением.



1. Акопова, Т.С. Активность граждан в социальных сетях: факторы влияния / Т.С. Акопова, А.В. Тихонова // Социальные и гуманитарные знания. – 2020. – Т. 6. – № 4(24). – С. 314-323.
2. Богданов, Д.В. Социальные функции Интернета / Д.В. Богданов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2011. – № 1(21). – С. 114-120.
3. Бойд, Д. Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях. / Д. Бойд. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2020. – 326 с. – ISBN 978-5-7598-1964-6.
4. Бразевич, С.С. Исследование интересов молодежи через тематический репертуар общения в студенческой среде: кейс социальной сети «Вконтакте» / С.С. Бразевич, Ж.С. Сафронова, Д.С. Бразевич, Д.В. Матюха // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2019. – №1(149). – С. 193-211.
5. Винник, Д. В. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу / Д. В. Винник // Философия науки. – 2012. – № 4(55). – С. 110-126.
6. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М.: Канон, 1995. – 352 с. – ISBN 5-88373-037-Х.
7. Зиммель, Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. – М.: Юрист, 1996. – 607 с. – ISBN 5-7357-0175-4.
8. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. – Екб: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. – 328 с. – ISBN 5-94799-373-2.
9. Кондрашихина, О.А. Активность в социальных сетях пользователей поколений Υ и Z Крымского региона / О.А. Кондрашихина // Альманах Крым. – 2020. – №20. – С. 48-56.
10. Левин, Л.М. Социальные сети: основные понятия, характеристики и современные исследования / Л.М. Левин // Проблемы современного образования. – 2019. – №4. – С. 50-57.
11. Лифшиц, М.В. Факторы активной вовлеченности личности в использование социальных сетей / М.В. Лифшиц, О.А. Макарова // Научное мнение. – 2016. – №16. – С. 138-143.
12. Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: монография / под ред. Д. В. Дунаса. — М.: Факультет журналистики МГУ: Издательство Московского университета, 2021. — 406 с.
13. Скотт, Д. Новые правила маркетинга и PR: Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем / Д. Скотт. — М.: Альпина Паблишер, 2013. – 349 с. – ISBN 978-5-9614-4298-4.
14. Стаховская, Ю.М. Самопрезентация цифрового поколения в социальных сетях: контекстуальные и аудиторные основания выбираемых стратегий / Ю.М. Стаховская // Информационное общество. – 2020. – №1. – С. 15-20.
15. Черняева, К. О. Культурная идентификация в условиях Интернета: случай социальных сетей: автореф. дис. … канд. соц. наук / К. О. Черняева. – Саратов, 2010. – 24 с.
16. Штейнберг, И.Е. «Живые» и виртуальные сети социальной поддержки: анализ сходств и различий / И.Е. Штейнберг // Социологический журнал. – 2009. – № 4. – С. 85-103.
17. Barnes, J. A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish / J. A. Barnes // Human Relations. – 1954. – Vol. 7. – No 1. – P. 39-58. – EDN JMIUCD.
18. Boyd, D. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship / D. Boyd, N.B. Ellison // Journal of Computer-Mediated Communication. – 2007. – No. 13(1). – P. 210-230.
19. Harry Kreisler, (2001). Identity and Change in the Network Society / Manuel Castells Interview: Conversations with History; Institute of International Studies, UC Berkeley / [Электронный ресурс] – URL: https://conversations.berkeley.edu/castells_2001 (дата обращения 21.05.2022).
20. Jan van Dijk, The network society: Social Aspects of New Media / Jan van Dijk. – Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 2006. – 304 p. – ISBN 1-4129-0867-1.
21. Levina, N. Distinction and Status Production on UserGenerated Content Platforms: Using Bourdieu’s Theory of Cultural Production to Understand Social Dynamics in Online Fields / N. Levina, M. Arriaga // Information Systems Research. – 2014. – Vol. 25. – No 3. – P. 468-488.
22. Marwick, A.E. Status update: celebrity, publicity and self-branding in Web 2.0 / A.E. Marwick. – New Haven: Yale University Press, 2010. – 501 p.
23. Murray, K.E. Social networking goes abroad / K.E. Murray, R. Waller // International Educator. – 2007. – Vol. 16(3). – No. 57. – P. 56–59.
24. Murthy, D. Twitter: Social Communication In the Twitter Age / D. Murthy. – Cambridge: Polity Press, 2013. – 193 p. – ISBN-13: 978-0-7456-5238-2.
25. O’Reilly, T. «What Is Web 2.0?», 2005 / [Электронный ресурс] – URL: https://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения 17.04.2022).
26. Медиапотребление в России – 2020. Отчет Исследовательского центра компании «Deloitte». Москва, октябрь 2020. / Deloitte [Электронный ресурс] – URL: https://roscongress.org/materials/mediapotreblenie-v-rossii-2020/ (дата обращения 20.05.2022).
27. Медиапотребление в России – 2021. Отчет Исследовательского центра компании «Deloitte». Москва, сентябрь 2021. / Deloitte [Электронный ресурс] – URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/mediaconsumption-in-Russia-2021.html (дата обращения 17.05.2022).
28. Медиапотребление и активность в интернете. Аналитический обзор ВЦИОМ. Москва, сентябрь 2021. / ВЦИОМ [Электронный ресурс] – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete (дата обращения 22.05.2022).
29. Digital 2020: The Russian Federation, 18 февраля 2020. / DataReportal [Электронный ресурс] – URL: https://datareportal.com/reports/digital-2020-russian-federation (дата обращения 11.04.2022).
30. Digital 2021: The Russian Federation, 11 февраля 2021. / DataReportal [Электронный ресурс] – URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-russian-federation (дата обращения 11.04.2022).
31. Digital 2022: The Russian Federation, 15 февраля 2022. / DataReportal [Электронный ресурс] – URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-russian-federation (дата обращения 11.04.2022)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ