Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние статусного положения подростка в группе на его самооценку (Социальная психология, Ставропольский государственный педагогический институт)

Работа №117664

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы35
Год сдачи2023
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Поведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №50 (г. Ставрополь).
Выборка: 20 детей в возрасте от 13 до 15 лет .

Введение………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования влияния статусного положения подростка в группе на его самооценку 5
1.1. Статусно-ролевое положение подростка в группе, как психолого-педагогическая проблема6
1.2. Влияние оценки группы на самооценку подростков 12
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния статусного положения подростка в группе на его самооценку 19
2.1. Организация и методики диагностики статусного положения подростка в группе и его самооценки 19
2.2. Групповая программа коррекции статусного положения подростков 24
Заключение 31
Список литературы 34

Актуальность. Проблемой подросткового возраста является общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, определяют поведение, деятельность, влияют на формирование личностных качеств, социальных установок. Подростку важно занять значимое место среди сверстников, быть лидером в группе. Индивидуальные особенности, установки детей мешают им занять высокое статусное место, социализироваться в группе. Трудности также связаны с поиском стабильного набора социальных ролей.
Дети с неадекватным поведением часто агрессивны, неуравновешенны, склонны к антисоциальным поступкам, пытаются привлечь внимание одноклассников, но отдаляют их себя, отличаются высокой самооценкой, претензиями на признание, лидерскими наклонностями. Трудности в общении со сверстниками у них часто связаны с неправильным представлением об их истинном статусе в группе.
Подростки, занимающие высокое статусное место так же ориентируются на сверстников. У них адекватная самооценка, в группе их узнают, оценивают по достоинству, они обладают высоким уровнем эмпатии, они формируют положительное эмоциональное отношение к себе, выбирают друзей из разных групп общения.
Изучение влияния статусного положения подростка в группе на его самооценку и определили актуальность темы нашего исследования.
Краткий обзор литературы и эмпирических данных. Теоретическая база содержала монографии Амонашвили Ш.А., Яценко А.В. Истратова О.П., Захарова А.В., другие изучающие подробно вопросы: обучение, оценка, отметка; подростковый возраст, психология формирования самооценки, др.
Статья Боцманова М.Л., Захарова А.В., Чан Чи То Оань изучала вопрос: самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте,
Теоретическая разработанность проблемы. Данная тема является хорошо изученной в психологии, вопросам, связанным с изучением влияния статусного положения подростка в группе на его самооценку посвящено немалое количество статей, монографий, например таких учёных, как: Кузьмин Е.С., Кондратьева С.В., Крылов А.А., Кобазева Ю. А., др.
Анализ существующих противоречий в рамках исследования. Противоречия возникли между: потребностью общества и не разработанностью в науке вопроса влияния статусного положения подростка в группе на его самооценку; активным формированием на практике влияния статусного положения подростка в группе на его самооценку; активным использованием в практике и не разработанностью методического аппарата влияния статусного положения подростка в группе на его самооценку; изучением в науке и недостаточностью подобных исследований в контексте определённой возрастной группы.
Тема исследования недостаточно изучена и требует дальнейшего исследования. Вопросы особенности статуса в группе подростков, особенности самооценки в подростковом возрасте требуют дальнейшей проработки.
Цель исследования – изучить влияния статусного положения подростка в группе на его самооценку.
Объект исследования – самооценка подростка в группе
Предмет исследования - влияния статусного положения подростка в группе на его самооценку.
Исходя из этого возникает наша гипотеза о том, что в подростком возрасте статусное положение в группе сверстников влияет на уровень самооценки школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности статуса в группе и самооценки подростков в научной литературе.
2. Подобрать и апробировать методики диагностики статусного положения подростка в группе и его самооценки.
3. Проанализировать влияние статусного положения подростка в группе на его самооценку.
Методы исследования.
Основными методами исследования были следующие: социометрия; опросники; проективные методики.
1.Теоретические: сравнение научных точек зрения по проблеме исследования; обобщение знаний по влиянию статусного положения подростка в группе на его самооценку.
2.Диагностические: методика Куна «Кто я?» (модификация Т.В. Румянцевой), методика Я.Л. Коломинского «Выбор в действии».
3.Эмпирические: изучение научно-методической литературы по проблеме исследования; конструирование методического обеспечения темы «влияние статусного положения подростка в группе на его самооценку».
Теоретическо-методологическую основу исследования составили:
- системный подход (В.А. Сластёнин, Р.С.Немов, др.), рассматривающий исследуемые явления как целостные сложные системы, образуемые комплексом взаимосвязанных и взаимообусловливающих компонентов;
- деятельностный подход (Г.Крайг, Е.О.Смирнова), рассматривающий научение как деятельность обучающихся, управляемую педагогом;
- положения школьной психологии об особенностях школьного возраста (Т.Д.Марцинковская, Е.О. Смирнова, др.);
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №50, города Ставрополь. В роли респондентов выступили подростки 13-15 лет в количестве 20 человек.
Структура работы соответствует логике исследований и включает введение, основную часть, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие – наоборот. Данная работа призвана рассмотреть влияние самооценки подростка на социометрический статус личности в группе. По нашему мнению, эта тема – тема первостепенной важности в социальной психологии, так как ее актуальность для современников велика.
Изучение самооценки, ее влияния на развитие личности, приобретает все большую актуальность.
От самооценки во многом зависят взаимоотношения подростка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Уровень самооценки влияет на уровень притязаний личности, на выбираемый круг трудности жизненных целей, на соотношение удач и неудач на жизненном пути человека. Самооценка влияет на эффективность деятельности подростка и дальнейшую социализацию его личности.
Изучение самооценки личности в подростковом возрасте является значимым и актуальным для дальнейшего совершенствования педагогического процесса в современной школьной практике.
В процессе эмпирического исследования получены следующие результаты:
- Изучены теоретико-методологическое обоснование влияния статусного положения подростка в группе на его самооценку. Составлена методика диагностирования диагностики статусного положения подростка в группе и его самооценки содержащая: методику М. Куна, Я.Л. Коломинского «Выбор в действии».
- Исследован потенциал индивидуальных занятий как педагогического средства по исследованию влияния статусного положения подростка в группе на его самооценку. Он связан с индивидуальными способностями, качествами личности учеников, др. Конкретизировано содержание занятий для детей, занимающихся с преподавателем по авторской методике.
Уровень статусного положения подростка в группе и самооценки не был низким. Показатели, полученные в экспериментальной группе, были немного ниже, чем в контрольной группе, так как группа была немного слабее в связи с таковым школьным отбором, произведённым в своё время.
По результатам педагогического эксперимента нами была разработана групповая программа коррекции статусного положения подростков.
Целью программы являлось повышение самооценки подростков путем коррекции их статусного положения в группе.
Общеизвестно, что положение среди сверстников оказывает существенное влияние на развитие личности, причем это влияние тем выше, чем старше ребенок. Наибольшее значение общение со сверстниками приобретает в подростковом возрасте, становясь одним из ведущих факторов развития. Поэтому психологи, практически единодушно рассматривают неблагополучие подростка среди сверстников, как фактор, оказывающий отрицательное влияние на его личностные особенности, деятельность и на дальнейшее формирование личности.
Так же, необходимо помнить о наличии такого фактора, как осознание дисбаланса психосоциальных контактов. Этот фактор проявляется в недостатке развития социальных навыков, коммуникативных умений, отсутствием навыков становления продуктивных связей с окружающими. Возможно, подросток просто не умеет общаться, а неумение общаться следует рассматривать как стержневую причину одиночества.
Так же следует учитывать специфику подросткового возраста. Подростковый возраст является периодом становления характера – в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы «акцентуации характера» выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.



1. Агафонов, А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем.//Автореф. дне. канд. психологич. наук. Казань, 2018. - 159 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - Аспект Пресс, 2018. - 363 с.
3. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 2017. -с. 63.
4. Будасси, С.А. Защитные механизмы личности. М., 2015. - 105 с.
5. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 2018. - С. 45.
6. Головин, С.Ю Словарь практической психологии. - СПб.: Свет, 2017-45 с.
7. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. - СПб, Питер, 2018. –384с.
8. Захарова, А.В. Психология формировали самооценки. - Минск, 2016. - 89 с.
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология – 2-е изд., доп., испр. и перераб. / И. А Зимняя - М.: Логос, 2017. - 346 с.
10. Карпенко, Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2018. - 79 с.
11. Кобазева, Ю. А. Влияние качеств личности на статус подростка в группе. М., 2015. - 150 с.
12. Крылов, А. А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. - Л.: Издательство Ленинградского Университета, 2017. - 201 с.
13. Кондратьева, С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское,2018. – 109с.
14. Кузьмин, Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 2017. - 168 с.
15. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение,2014. - 411 с.
16. Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л.,2012.-93 с.
17. Липкина, А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание,2016. - 64 с.
18. Носенко, Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияние самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка // Психологический журнал. - 2018. т. 19 - №1- 41 с.
19. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной; М., 2019. - 96 с.
20. Петровский, А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение,2017. - 265 с.
21. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2018. - 656 с.
22. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир,2016. - 163 с.
23. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. - Киев : Наук, думка, 2016. - 365 с.
24. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов-н/Д., 2017. -201 с. 39.
25. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2016. - 114 с.
26. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАД ОС, 2018. - 508 с.
27. Фомина, Л. Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л.Ю Фомина.- //Начальная школа плюс До и После, 2015.– №10. - 99-102 с.
28. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин под ред. Ю.П. Фролова // Психология подростка. - Хрестоматия. - Российское педагогическое агентство. - М.: 2018. -286-312 с.
29. Якунин, В. А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб., 2015. -74 с.
30. Яншин, П.В. Клиническая психодиагностика личности. / Спб: Речь, 2017. -76 с.
31. Яницкий, М.С. Ценностное измерение массового сознания: монография / М.С. Яницкий. - Новосибирск, 2018. - 235 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ