Развитие пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком 8
1.1 Особенности развития пространственной ориентировки
у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 8
1.2 Потенциальные возможности игр с песком в развитии пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком 21
2.1 Выявление уровня развития пространственной ориентировки
у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 21
2.2 Содержание и организация работы по развитию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком 31
2.3 Оценка динамики уровня развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 39
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком 8
1.1 Особенности развития пространственной ориентировки
у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 8
1.2 Потенциальные возможности игр с песком в развитии пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком 21
2.1 Выявление уровня развития пространственной ориентировки
у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 21
2.2 Содержание и организация работы по развитию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком 31
2.3 Оценка динамики уровня развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 39
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Актуальность проблемы заключается в том, что дети с нарушениями зрения при поступлении в дошкольную образовательную организацию иногда оказываются беспомощными из-за проблем с пространственной ориентировкой.
«Исследованием пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения занимались такие ученные, как Л.А. Дружинина, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, В.С. Сверлов, Ф.Н. Шемякин» [14]. «Л.И. Солнцева и В.А. Феоктистова полагают, что своеобразие психофизического развития дошкольников с нарушениями зрения проявляется в их недостаточной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности» [20, с. 127].
«Обучение дошкольников с нарушенным зрением пространственной ориентировке является одним из основных условий подготовки их к школе» [13] и одной из главных задач дошкольной образовательной организации. Решение данной проблемы возможно посредством использования игр с песком.
Игры с песком полезны для развития тактильных ощущений и координации движений. Использование игр с песком позволяет развивать зрительные функции, пространственную ориентировку. Именно дошкольники с нарушениями зрения имеют необходимость в развитии пространственной ориентировки посредством игр с песком, так как тактильная чувствительность пальцев компенсируют недостаточность зрения. Также игры с песком применяются для развития мотивации дошкольников и эмоционально положительного фона.
Анализ специальной литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития пространственной ориентировки у детей 6¬7 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием игр с песком для реализации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности игр с песком в развитии пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения?
Отталкиваясь от актуальности данной проблемы, мы сформулировали тему исследования: «Развитие пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития пространственной ориентировки у детей 6¬7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком.
Объект исследования: процесс развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: игры с песком как средство развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами и материалами для игр с песком;
- подобраны игры с песком в соответствии с показателями развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения;
- включены игры с песком в совместную деятельность учителя- дефектолога и детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
2. Выявить уровень развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, специальной и методической литературы; эмпирические методы исследования - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки данных (анализ и интерпретация эмпирических данных, методы качественной и количественной обработки данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концепция воспринимаемого пространства и его формирования в процессе развития ребенка (А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова);
- положения исследований об особенностях развития пространственной ориентировки на протяжении дошкольного детства (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ж. Пиаже);
- теории о развитии пространственной ориентации у дошкольников с нарушениями зрения (М.И. Земцова, А.И. Зотов, Т.П. Головина, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, С.М. Хорош);
- результаты исследований о возможностях игр с песком в психическом развитии детей с нарушениями зрения (Т.М. Грабенко, М. Зейц, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Штейнхард, Г.Н. Эль).
Экспериментальной базой исследования является АНО ДО «Планета детства «Лада»» детский сад № 173 «Василёк» г. о. Тольятти. В эксперименте принимало участие 20 детей с нарушениями зрения.
Новизна исследования состоит в подборе игр с песком в соответствии с показателями развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием игр с песком, которое может составить основу для расширения научных представлений о средствах развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что игры с песком могут быть использованы в практической деятельности тифлопедагогами дошкольной образовательной организации для развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы (25 наименований). Текст работы проиллюстрирован 12 таблицами и 3 рисунками. Объём бакалаврской работы - 47 страниц.
«Исследованием пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения занимались такие ученные, как Л.А. Дружинина, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, В.С. Сверлов, Ф.Н. Шемякин» [14]. «Л.И. Солнцева и В.А. Феоктистова полагают, что своеобразие психофизического развития дошкольников с нарушениями зрения проявляется в их недостаточной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности» [20, с. 127].
«Обучение дошкольников с нарушенным зрением пространственной ориентировке является одним из основных условий подготовки их к школе» [13] и одной из главных задач дошкольной образовательной организации. Решение данной проблемы возможно посредством использования игр с песком.
Игры с песком полезны для развития тактильных ощущений и координации движений. Использование игр с песком позволяет развивать зрительные функции, пространственную ориентировку. Именно дошкольники с нарушениями зрения имеют необходимость в развитии пространственной ориентировки посредством игр с песком, так как тактильная чувствительность пальцев компенсируют недостаточность зрения. Также игры с песком применяются для развития мотивации дошкольников и эмоционально положительного фона.
Анализ специальной литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития пространственной ориентировки у детей 6¬7 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием игр с песком для реализации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности игр с песком в развитии пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения?
Отталкиваясь от актуальности данной проблемы, мы сформулировали тему исследования: «Развитие пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития пространственной ориентировки у детей 6¬7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком.
Объект исследования: процесс развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: игры с песком как средство развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами и материалами для игр с песком;
- подобраны игры с песком в соответствии с показателями развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения;
- включены игры с песком в совместную деятельность учителя- дефектолога и детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
2. Выявить уровень развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством игр с песком.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, специальной и методической литературы; эмпирические методы исследования - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки данных (анализ и интерпретация эмпирических данных, методы качественной и количественной обработки данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концепция воспринимаемого пространства и его формирования в процессе развития ребенка (А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова);
- положения исследований об особенностях развития пространственной ориентировки на протяжении дошкольного детства (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ж. Пиаже);
- теории о развитии пространственной ориентации у дошкольников с нарушениями зрения (М.И. Земцова, А.И. Зотов, Т.П. Головина, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, С.М. Хорош);
- результаты исследований о возможностях игр с песком в психическом развитии детей с нарушениями зрения (Т.М. Грабенко, М. Зейц, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Штейнхард, Г.Н. Эль).
Экспериментальной базой исследования является АНО ДО «Планета детства «Лада»» детский сад № 173 «Василёк» г. о. Тольятти. В эксперименте принимало участие 20 детей с нарушениями зрения.
Новизна исследования состоит в подборе игр с песком в соответствии с показателями развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием игр с песком, которое может составить основу для расширения научных представлений о средствах развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что игры с песком могут быть использованы в практической деятельности тифлопедагогами дошкольной образовательной организации для развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы (25 наименований). Текст работы проиллюстрирован 12 таблицами и 3 рисунками. Объём бакалаврской работы - 47 страниц.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения дало возможность определить, что данный вопрос считается актуальным в теории и практике дошкольной дефектологии и продвинуться в поисках путей решения данного вопроса.
Анализ понятия «пространственная ориентировка» позволил заключить, что «уметь ориентироваться в пространстве это значит уметь распознавать размер и форму этого пространства, размер и форму предметов, его заполняющих, пространственное их расположение и собственное положение относительно каждого из них» [13]. Дети 6-7 лет с нарушением зрения зачастую плохо ориентируются в пространстве. Анализ исследований Л.Б. Осиповой позволяет выделить следующие критерии развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения: ориентировка на себе, ориентировка от себя, ориентировка с помощью слуха и обоняния, ориентировка с точкой отсчета «от предмета», ориентировка на плоскости.
Итоги сравнения констатирующего и контрольного этапов исследования показали, что уровень развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в экспериментальной группе повысился. 20% детей изменили свои результаты, выявленные на констатирующем этапе, и перешли с низкого уровня на средний, также, 20% детей перешли со среднего уровня развития пространственной ориентировки на высокий. Следовательно, можно утверждать, что для развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушением зрения, необходимо использовать игры с песком, и содержание работы выбрано верно. Гипотеза, по итогам работы, подтвердилась, задачи, которые были установлены, выполнены полностью.
Анализ понятия «пространственная ориентировка» позволил заключить, что «уметь ориентироваться в пространстве это значит уметь распознавать размер и форму этого пространства, размер и форму предметов, его заполняющих, пространственное их расположение и собственное положение относительно каждого из них» [13]. Дети 6-7 лет с нарушением зрения зачастую плохо ориентируются в пространстве. Анализ исследований Л.Б. Осиповой позволяет выделить следующие критерии развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения: ориентировка на себе, ориентировка от себя, ориентировка с помощью слуха и обоняния, ориентировка с точкой отсчета «от предмета», ориентировка на плоскости.
Итоги сравнения констатирующего и контрольного этапов исследования показали, что уровень развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в экспериментальной группе повысился. 20% детей изменили свои результаты, выявленные на констатирующем этапе, и перешли с низкого уровня на средний, также, 20% детей перешли со среднего уровня развития пространственной ориентировки на высокий. Следовательно, можно утверждать, что для развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушением зрения, необходимо использовать игры с песком, и содержание работы выбрано верно. Гипотеза, по итогам работы, подтвердилась, задачи, которые были установлены, выполнены полностью.



