Аннотация 4
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Обзор иностранных источников по теме бакалаврской работы 8
2 Тепловой расчет двигателя 17
3 Тепловой баланс двигателя 28
4 Расчет кинематики двигателя 30
5 Динамический расчет 32
6 Двухзонные модели сгорания в дизеле 37
6.1 Моделирование динамики струй топлива и процесса сгорания 37
6.2 Наложение на конечно-элементную сетку величин коэффициента теплообмена 39
6.3 Осреднение результатов 41
6.4 Выводы по разделу 41
7 Безопасность и экологичность проекта 43
7.1 Описание проектируемого двигателя 43
7.2 Выводы по главе безопасность и экологичность проекта 48
Заключение 49
Список использованных источников 50
Приложение А 52
Приложение Б 70
Смесеобразование в дизельных двигателях протекает за очень короткий промежуток времени, примерно в раз меньший, чем в карбюраторных. Поэтому получение однородной смеси в камере сгорания таких двигателей представляет значительно более трудную задачу, чем в карбюраторных. Для обеспечения своевременного и полного сгорания топлива необходимо вводить значительный избыток воздуха (а = 1,2 - 1,75) и применять ряд других мер, обеспечивающих хорошее перемешивание воздуха и топлива.
Чтобы уменьшить коэффициент избытка воздуха, а следовательно, повысить среднее эффективное давление и литровую мощность, необходимо улучшить качество смесеобразования за счет: - согласования формы камеры сгорания с формой топливного факела, выбрасываемого из форсунки при подаче топлива; - создания в камере сгорания интенсивных воздушных потоков вихрей, которые способствуют перемешиванию топлива с воздухом; - осуществления тонкого и однородного распыливания топлива.
Выполнение первых двух условий обеспечивается применением камер сгорания специальных форм. Тонкость и однородность распыливания топлива улучшается с увеличением давления впрыска, уменьшением диаметра соплового отверстия форсунки и вязкости топлива.
По способу смесеобразования дизельные двигатели бывают с неразделенными и разделенными камерами сгорания.
Неразделенные камеры представляют собой единый объем, ограниченный днищем поршня и поверхностями головки и стенок цилиндра. В этот объем через форсунку впрыскивается топливо в виде одной или нескольких струй, и в нем происходят процессы смесеобразования и сгорания. Для улучшения смесеобразования форму камеры сгорания стремятся согласовать с формой струи топлива, подаваемого форсункой, а воздушный поток заставляют вращаться вокруг вертикальной оси цилиндра и образовывать дополнительно кольцевой вихрь.
В дипломной работе спроектирован дизельный двигатель с неразделенной камерой сгорания. В качестве базового взят дизельный двигатель для легкового автомобиля ВАЗ-341. Проведены основные расчеты двигателя, а именно, тепловой, кинематический, динамический, основных деталей и систем двигателя и расчет электромагнитной форсунки.
Получено в двигателе с расслоением ТВС:
• минимальный удельный эффективный расход топлива 220 г/кВт*ч, в среднем его снижение по сравнению с базовым составило 7 %;
• максимальную мощность при номинальных оборотах n=5600 мин-1 кВт, по сравнению с базовым увеличение составило 10 %;
В разделе «Безопасность и экологичность проекта» показано что, спроектированный двигатель выполняет нормы по ограничению токсичности отработавших газов автотранспортных ДВС ОСТ 37.001.234-84 согласно правилам ЕЭК ООН (N 24 , N 49 , N 83 , N 96), а также ГОСТ Р 52231-04 «Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения» согласно правилам ЕЭК ООН №51.
1. Колчин, А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей [Текст]/ Колчин, А.И. Демидов В.П. // Учебное пособие для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Высшая школа 1980.
2. AVL BOOST Manual, AVL LIST GmblI, Graz, Austria, (2002)
3. AVL FIRE™ User's Manual Version 7, AVL LIST Gmbl I, Graz, Austria, (2000)
4. Eiglmeier, C., Merker, G. P.: Neue Ansatze zur phanomenologischen Modellierung des gasseiiigen Wandwarmeuberganges im Dieselmotor [Текст]/. In MTZ 61 (2000).
5. Ennemoser, A., Mahmoud, K., Winklhofer, E.: Kombinierte Fluid- und Strukturberechnung zur thermischen Analyse in Zylinderktipfen von Verbrennung- skraftmaschinen [Текст]/. In MTZ 60, (1999).
6. I fan, R. and Rcitz, R. (1997) A Temperature Wall Function Formulation for Variable-density Turbulent Flows with Application to Engine Convective Heat Transfer Modelling; Int. Journal Heat Mass Transfer [Текст]/, Vol.40, No. 3, pp613- 625.
7. Heywood, J. В.: Internal Combustion Engine Fundamentals [Текст]/. McGraw- Hill International Editions, New York, 1988.
8. Huber, K. (1992) Der Warm cube rgang schnelllaufend, direkteinspritzender Dieselmotoren [Текст]/. Dissertation, TU Munich.
9. Launder, B.E and Spalding, D.B. Lectures in Mathematical Models of Turbulence [Текст]/ Academic Press, London and New York, 1972, page 46-70
10. Mahmoud, K., Bachler, G., Ennemoser, A.: Fluid-Structure Coupling for Thermal Analysis h Internal Combustion Engines [Текст]/, ABAQUS Users' Conference May 30-June I, 2001, Maastricht, The Netherlands
11. Nefischer, P., Ennemoser, A.,Wimmcr, A., and Pfliigl, M., Rechnerische Bes- timmung der Bautcilctcmperaturen mit Hilfe verbesserter Modellierung des Warmeiiberganges in Zylinderkopfen [Текст]/ 23rd International Vienna Engine Symposium. 2002
12. Reitz, R. I, and Diwakar, R., 1987, Structure of high-pressure fuel sprays [Текст]/ SAE 870598.
13. Reitz, R D., 1987, Modeling Atomization Processes in High-Pressure Vaporizing Sprays [Текст]/ Atomization and Spray Technology 3 (1987) 309-337.
14. Versacvel, P., Motte, P. and Wieser, K., (2000) A new 3D Model for Vaporizing Diesel Sprays based on Mixing- Limited Vaporization [Текст]/ SAE 2000-01-0949.
15. Wimmer, A. Analyse und Simulation des Arbeitsprozesses von Verbren- nungsmotoren - Modellbildung und messtechnische Verifizierung. Habilita- tionsschrift [Текст]/ Technische Universitat Graz, Mai 2000.
...