Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование учебной мотивации у младших школьников

Работа №117626

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации
у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Понятие «учебная мотивация» в отечественной и зарубежной
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности учебной мотивации младших школьников 13
1.3 Способы формирования учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной
мотивации младших школьников 29
2.1 Диагностика уровня сформированности учебной мотивации у
младших школьников 29
2.2 Работа по формированию учебной мотивации у младших
школьников 39
2.3 Анализ и обобщение полученных результатов 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Первичные результаты по диагностическим методикам 56
Приложение Б Тематический план занятий по формированию учебной мотивации у младших школьников 60

Актуальность исследования. Учебная мотивация является частью мотивации в целом, выступающей связующим звеном между формированием замысла и осуществлением деятельности.
Мотивация характеризуется сложностью своей структуры, основу которой составляют определенные движущие мотивы. Фактически мотивация - это то, что побуждает обучающегося учиться.
Учебная деятельность младших школьников также регулируется многоуровневой системой мотивов, которые отражают значимость школьного обучения.
Многоаспектность данного понятия обуславливает перечень факторов, которые оказывают непосредственное влияние на формирование учебной мотивации.
Необходимость создания условий для развития учебной мотивации отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В стандарте второго поколения изменен подход к учебной деятельности.
Так при системно-деятельностном подходе в обучении младший школьник из объекта обучения превращается в субъект, осознающий необходимость знаний, и заинтересованный в их получении.
Изучением проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников занимались такие исследователи, как А. Н. Леонтьев, А. Ф. Лазурский, Е. И. Головаха, В. Ф. Моргун, В. В. Давыдов, Т. А. Дворецкая, B. C. Ильин, Н. Ф. Добрынин, А. К. Маркова и В. А. Пальмирин. В исследованиях Р. А. Ждановой, В. Ф. Моргун, Ю. М. Орлова и А. В. Савченко представлены практические аспекты данной проблемы, в частности - предложены конкретные способы развития учебной мотивации у младших школьников.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена важностью самого периода младшего школьного возраста и преобладающей в нем ведущей учебной деятельности. Именно на этапе обучения детей в начальной школе важно создать условия формирования учебной мотивации, чтобы к окончанию начальной школы сделать ее устойчивым образованием.
Исследование проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников позволяет выделить основные противоречия:
- между необходимостью формирования положительной учебной мотивации в начальной школе, обусловленной важностью данного компонента в учебной деятельности, и отсутствием четко сформированной мотивационной модели;
- между необходимостью формирования учебной мотивации у младших школьников и недостаточным использованием имеющегося потенциала урочных и внеурочных занятий.
Соответственно возникает проблема исследования - каким должно быть содержание работы, направленной на формирование достаточного уровня мотивации к учебной деятельности.
Цель работы: разработать комплекс занятий, направленный на формирование учебной мотивации у младших школьников и экспериментально проверить его эффективность.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: формирование учебной мотивации у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование учебной мотивации у младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
- выявить уровень сформированности учебной мотивации у младших школьников;
- разработать комплекс занятий, способствующий формированию учебной мотивации младших школьников;
- организовать проведение групповых внеурочных занятий, направленных на формирование учебной мотивации младших школьников;
- создать благоприятный психологический климат для формирования учебной мотивации младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть понятие «учебная мотивация» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе;
- выявить особенности учебной мотивации младших школьников;
- определить способы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста;
- реализовать опытно-экспериментальную работу посредством проведения диагностики уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников, разработки и реализации занятий по ее формированию с оценкой эффективности проведенной работы.
Методы исследования: теоретические методы - описательный, аналитический, сравнительный; эмпирические методы - тестирование, педагогический эксперимент.
Новизна исследования состоит в том, что в работе представлены эффективные способы как формирования и развития учебной мотивации у младших школьников в целом, так и способы видоизменения структуры ведущих мотивов обучения на более осознанные.
Теоретическая значимость: выявленные теоретико-методологические аспекты психолого-педагогической проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников и полученные в ходе анализа выводы могут быть использованы в качестве научной базы в подобных исследовательских работах.
Практическая значимость: состоит в возможности использования полученных результатов исследования и апробированного комплекса занятий в работе с младшими школьниками.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Выборка исследования: 40 человек из двух классов МБОУ «Гимназия №1» - обучающиеся ЗА класса (контрольная группа) и 3В класса (экспериментальная группа), в каждой из которых по 20 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из аннотации, введения, двух основных глав, каждая из которых содержит по три раздела, заключения, списка используемой литературы из 51 источника и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мотивация является связующим звеном между формированием замысла и осуществлением деятельности. Учебная деятельность обучающихся начальной школы регулируется многоуровневой системой мотивов, отражающих значимость школьного обучения. Именно от того, какие мотивы обучения преобладают в структуре мотивационной сферы младших школьников, зависит эффективность школьного обучения.
В результате проведенного анализа научной литературы по проблеме учебной мотивации у младших школьников было выявлено следующее:
- учебную мотивацию следует рассматривать как один из видов мотивации в целом, изучаемой в контексте учебной деятельности. Такая мотивация, в силу того, что она образуется за счет многоуровневой системы мотивов, является достаточно сложным и комплексным образованием;
- учебная мотивация формируется за счет двух основных мотивов - познавательных и социальных. Однако отдельные их категории варьируются в зависимости от года обучения и могут изменяться;
- для формирования мотивации учения важно использовать комплекс методов, учитывающих индивидуальные особенности детей.
Исследовательский этап работы включал в себя проведение педагогического эксперимента, на констатирующем этапе которого были получены следующие результаты:
- основная часть исследовательских групп имеет средний уровень сформированности эмоционального компонента мотивации учения, высокий уровень имеют 25 % и 5 % детей контрольной и экспериментальной группы соответственно, а низкий - 20 % и 45 %;
- для преобладающей части контрольной группы свойственен высокий уровень сформированности личностного компонента учебной мотивации, а экспериментальной - средний, где также у 30 % выявлен низкий уровень;
- для преобладающей части контрольной группы свойственен высокий уровень сформированности когнитивного компонента учебной мотивации, а экспериментальной - средний, где также у четверти выявлен низкий уровень;
- для преобладающей части контрольной группы свойственен высокий уровень сформированности деятельностного компонента учебной мотивации, а для экспериментальной - средний и низкий;
- половина контрольной группы имеет высокий уровень сформированности учебной мотивации, а в экспериментальной - 48 % детей имеют средний, где также у 36 % выявлен низкий уровень.
На формирующем этапе был разработан и апробирован комплекс занятий по формированию учебной мотивации у младших школьников. Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили эффективность комплекса занятий, а также и положения исходной гипотезы исследования, а значит, формирование учебной мотивации у младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
- выявить уровень сформированности учебной мотивации у младших школьников;
- разработать комплекс занятий, способствующий формированию учебной мотивации младших школьников;
- организовать проведение групповых внеурочных занятий, направленных на формирование учебной мотивации младших школьников;
- создать благоприятный психологический климат для формирования учебной мотивации младших школьников.
По итогу тема бакалаврской работы изучена полностью. Полученные выводы могут быть использованы в работе с младшими школьниками.



1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. : Прогресс, 2007. 239 с.
2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
3. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2016. 203 с.
4. Басина Е. З. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. М. : Педагогика, 1988. 135 с.
5. Блонский П. П. Психология младшего школьника. Воронеж : Издательство Московского психолого-социального института, 2016. 575 с.
6. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Просвещение, 2016. 352 с.
7. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у школьников. М. : Просвещение, 2016. 284 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2017. 509 с.
9. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Эксмо, 2015. 1136 с.
10. Головаха Е. И., Кроник А. А. К исследованию мотивации жизненного пути. М. : ВЛАДОС, 2002. 289 с.
11. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск : «Пеленг», 2014. 112 с.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.
13. Дворецкая Т. А., Ахмадиева Л. Р. Подходы к классификации учебных мотивов в трудах отечественных и зарубежных психологов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. С. 58-68.
14. Добрынин Н. Ф. О повышении успеваемости школьников и принципе значимости в психологии. М. : [б. и.], 2015. 213 с.
15. Евдокимова М. М., Арапова П. И. Формирование познавательной мотивации младших школьников // E-Scio. 2021. С. 52-57.
16. Жданова Р. А. Формирование мотивации учения у младших школьников. М. : [б. и.], 2018. 217 с.
17. Зайцев Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. СПб. : Питер, 2008. 248 с.
18. Захарова А. В. Генезис самооценки. М. : АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии, 1989. 44 с.
19. Изучение познавательной активности младшего школьника. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2022/01/30/poznavatelnaya-aktivnost- mladshego-shkolnika(дата обращения: 02.12.2021).
20. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2012. 512 с.
21. Кичатинов Л. П. Формирование мотивов деятельности школьников: учеб. пособие. Иркутск: Иркут. ГПИ, 1989. 191 с.
22. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М. : Смысл, 2005. 352 с.
23. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. 400 с.
24. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М. : Прогресс, 1970. 685 с
25. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: метод. рекомендации. М. : Фолиум, 1993. 64 с.
26. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. : Педагогика, 1983. 64 с.
27. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М. : Просвещение, 1990. 192 с.
28. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М. : Просвещение, 1983. 96 с.
29. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2011. 352 с.
30. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М. : Педагогика, 2018. 154 с.
31. Матюхина М. В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Мотивация учения. 1976. С. 5-15.
32. Методика Изучение школьной мотивации М. Р. Гинзбурга. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2021/12/28/metodika- izuchenie-shkolnoy-motivatsii-m-r-ginzburga(дата обращения: 24.01.2022).
33. Методика школьной мотивации (Н. Г. Лусканова). URL: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2020/01/11/metodika-shkolnoy- motivatsii-n-g-luskanova(дата обращения: 24.01.2022).
34. Моргун В. Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. 1976. С. 54-69.
35. Мухина В. С. Возрастная психология. М. : ИЦ «Академия», 2016. 456 с.
36. Николаева Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности // Образование в современной школе. 2015. № 7/8. С. 44-45.
37. Орлов Ю. М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И., Стимулирование побуждения к учению. М. : ММИ, 1988. 118 с
38. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников // Лучшие страницы педагогической прессы. 2004. № 1. С. 76-78.
39. Пальмирин В. А. Влияние поощрений и порицаний на умственную работу учащихся начальной школы. М. : [б. и.], 2011. 15 с.
40. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. : АСТ, 2020. 526 с.
41. Роботова А. С., Леонтьева Т. В.,. Шапошникова И. Г. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2012. 208 с.
42. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М. : Смысл, 2002. 527 с.
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студентов вузов. СПб. : Питер, 2014. 720 с.
44. Семаго Н. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб. : Речь, 2010. 385 с.
45. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М. : Академия, 2001. 283 с.
46. Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент. М. : Экнос, 2017. 235 с.
47. ФГОС Начальное общее образование. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos- noo/(дата обращения: 02.02.2022).
48. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
49. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учеб.-метод. пособие. 2005. С. 215-228.
50. Юсупова Р. Я., Булуева Ш. И. Формирование познавательной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2021. С. 373-375.
51. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. : Просвещение, 1969. 317 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ