Формирование учебной мотивации у младших школьников
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации
у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Понятие «учебная мотивация» в отечественной и зарубежной
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности учебной мотивации младших школьников 13
1.3 Способы формирования учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной
мотивации младших школьников 29
2.1 Диагностика уровня сформированности учебной мотивации у
младших школьников 29
2.2 Работа по формированию учебной мотивации у младших
школьников 39
2.3 Анализ и обобщение полученных результатов 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Первичные результаты по диагностическим методикам 56
Приложение Б Тематический план занятий по формированию учебной мотивации у младших школьников 60
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации
у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Понятие «учебная мотивация» в отечественной и зарубежной
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности учебной мотивации младших школьников 13
1.3 Способы формирования учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной
мотивации младших школьников 29
2.1 Диагностика уровня сформированности учебной мотивации у
младших школьников 29
2.2 Работа по формированию учебной мотивации у младших
школьников 39
2.3 Анализ и обобщение полученных результатов 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Первичные результаты по диагностическим методикам 56
Приложение Б Тематический план занятий по формированию учебной мотивации у младших школьников 60
Актуальность исследования. Учебная мотивация является частью мотивации в целом, выступающей связующим звеном между формированием замысла и осуществлением деятельности.
Мотивация характеризуется сложностью своей структуры, основу которой составляют определенные движущие мотивы. Фактически мотивация - это то, что побуждает обучающегося учиться.
Учебная деятельность младших школьников также регулируется многоуровневой системой мотивов, которые отражают значимость школьного обучения.
Многоаспектность данного понятия обуславливает перечень факторов, которые оказывают непосредственное влияние на формирование учебной мотивации.
Необходимость создания условий для развития учебной мотивации отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В стандарте второго поколения изменен подход к учебной деятельности.
Так при системно-деятельностном подходе в обучении младший школьник из объекта обучения превращается в субъект, осознающий необходимость знаний, и заинтересованный в их получении.
Изучением проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников занимались такие исследователи, как А. Н. Леонтьев, А. Ф. Лазурский, Е. И. Головаха, В. Ф. Моргун, В. В. Давыдов, Т. А. Дворецкая, B. C. Ильин, Н. Ф. Добрынин, А. К. Маркова и В. А. Пальмирин. В исследованиях Р. А. Ждановой, В. Ф. Моргун, Ю. М. Орлова и А. В. Савченко представлены практические аспекты данной проблемы, в частности - предложены конкретные способы развития учебной мотивации у младших школьников.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена важностью самого периода младшего школьного возраста и преобладающей в нем ведущей учебной деятельности. Именно на этапе обучения детей в начальной школе важно создать условия формирования учебной мотивации, чтобы к окончанию начальной школы сделать ее устойчивым образованием.
Исследование проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников позволяет выделить основные противоречия:
- между необходимостью формирования положительной учебной мотивации в начальной школе, обусловленной важностью данного компонента в учебной деятельности, и отсутствием четко сформированной мотивационной модели;
- между необходимостью формирования учебной мотивации у младших школьников и недостаточным использованием имеющегося потенциала урочных и внеурочных занятий.
Соответственно возникает проблема исследования - каким должно быть содержание работы, направленной на формирование достаточного уровня мотивации к учебной деятельности.
Цель работы: разработать комплекс занятий, направленный на формирование учебной мотивации у младших школьников и экспериментально проверить его эффективность.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: формирование учебной мотивации у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование учебной мотивации у младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
- выявить уровень сформированности учебной мотивации у младших школьников;
- разработать комплекс занятий, способствующий формированию учебной мотивации младших школьников;
- организовать проведение групповых внеурочных занятий, направленных на формирование учебной мотивации младших школьников;
- создать благоприятный психологический климат для формирования учебной мотивации младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть понятие «учебная мотивация» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе;
- выявить особенности учебной мотивации младших школьников;
- определить способы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста;
- реализовать опытно-экспериментальную работу посредством проведения диагностики уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников, разработки и реализации занятий по ее формированию с оценкой эффективности проведенной работы.
Методы исследования: теоретические методы - описательный, аналитический, сравнительный; эмпирические методы - тестирование, педагогический эксперимент.
Новизна исследования состоит в том, что в работе представлены эффективные способы как формирования и развития учебной мотивации у младших школьников в целом, так и способы видоизменения структуры ведущих мотивов обучения на более осознанные.
Теоретическая значимость: выявленные теоретико-методологические аспекты психолого-педагогической проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников и полученные в ходе анализа выводы могут быть использованы в качестве научной базы в подобных исследовательских работах.
Практическая значимость: состоит в возможности использования полученных результатов исследования и апробированного комплекса занятий в работе с младшими школьниками.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Выборка исследования: 40 человек из двух классов МБОУ «Гимназия №1» - обучающиеся ЗА класса (контрольная группа) и 3В класса (экспериментальная группа), в каждой из которых по 20 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из аннотации, введения, двух основных глав, каждая из которых содержит по три раздела, заключения, списка используемой литературы из 51 источника и двух приложений.
Мотивация характеризуется сложностью своей структуры, основу которой составляют определенные движущие мотивы. Фактически мотивация - это то, что побуждает обучающегося учиться.
Учебная деятельность младших школьников также регулируется многоуровневой системой мотивов, которые отражают значимость школьного обучения.
Многоаспектность данного понятия обуславливает перечень факторов, которые оказывают непосредственное влияние на формирование учебной мотивации.
Необходимость создания условий для развития учебной мотивации отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В стандарте второго поколения изменен подход к учебной деятельности.
Так при системно-деятельностном подходе в обучении младший школьник из объекта обучения превращается в субъект, осознающий необходимость знаний, и заинтересованный в их получении.
Изучением проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников занимались такие исследователи, как А. Н. Леонтьев, А. Ф. Лазурский, Е. И. Головаха, В. Ф. Моргун, В. В. Давыдов, Т. А. Дворецкая, B. C. Ильин, Н. Ф. Добрынин, А. К. Маркова и В. А. Пальмирин. В исследованиях Р. А. Ждановой, В. Ф. Моргун, Ю. М. Орлова и А. В. Савченко представлены практические аспекты данной проблемы, в частности - предложены конкретные способы развития учебной мотивации у младших школьников.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена важностью самого периода младшего школьного возраста и преобладающей в нем ведущей учебной деятельности. Именно на этапе обучения детей в начальной школе важно создать условия формирования учебной мотивации, чтобы к окончанию начальной школы сделать ее устойчивым образованием.
Исследование проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников позволяет выделить основные противоречия:
- между необходимостью формирования положительной учебной мотивации в начальной школе, обусловленной важностью данного компонента в учебной деятельности, и отсутствием четко сформированной мотивационной модели;
- между необходимостью формирования учебной мотивации у младших школьников и недостаточным использованием имеющегося потенциала урочных и внеурочных занятий.
Соответственно возникает проблема исследования - каким должно быть содержание работы, направленной на формирование достаточного уровня мотивации к учебной деятельности.
Цель работы: разработать комплекс занятий, направленный на формирование учебной мотивации у младших школьников и экспериментально проверить его эффективность.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: формирование учебной мотивации у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование учебной мотивации у младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
- выявить уровень сформированности учебной мотивации у младших школьников;
- разработать комплекс занятий, способствующий формированию учебной мотивации младших школьников;
- организовать проведение групповых внеурочных занятий, направленных на формирование учебной мотивации младших школьников;
- создать благоприятный психологический климат для формирования учебной мотивации младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть понятие «учебная мотивация» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе;
- выявить особенности учебной мотивации младших школьников;
- определить способы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста;
- реализовать опытно-экспериментальную работу посредством проведения диагностики уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников, разработки и реализации занятий по ее формированию с оценкой эффективности проведенной работы.
Методы исследования: теоретические методы - описательный, аналитический, сравнительный; эмпирические методы - тестирование, педагогический эксперимент.
Новизна исследования состоит в том, что в работе представлены эффективные способы как формирования и развития учебной мотивации у младших школьников в целом, так и способы видоизменения структуры ведущих мотивов обучения на более осознанные.
Теоретическая значимость: выявленные теоретико-методологические аспекты психолого-педагогической проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников и полученные в ходе анализа выводы могут быть использованы в качестве научной базы в подобных исследовательских работах.
Практическая значимость: состоит в возможности использования полученных результатов исследования и апробированного комплекса занятий в работе с младшими школьниками.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Выборка исследования: 40 человек из двух классов МБОУ «Гимназия №1» - обучающиеся ЗА класса (контрольная группа) и 3В класса (экспериментальная группа), в каждой из которых по 20 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из аннотации, введения, двух основных глав, каждая из которых содержит по три раздела, заключения, списка используемой литературы из 51 источника и двух приложений.
Мотивация является связующим звеном между формированием замысла и осуществлением деятельности. Учебная деятельность обучающихся начальной школы регулируется многоуровневой системой мотивов, отражающих значимость школьного обучения. Именно от того, какие мотивы обучения преобладают в структуре мотивационной сферы младших школьников, зависит эффективность школьного обучения.
В результате проведенного анализа научной литературы по проблеме учебной мотивации у младших школьников было выявлено следующее:
- учебную мотивацию следует рассматривать как один из видов мотивации в целом, изучаемой в контексте учебной деятельности. Такая мотивация, в силу того, что она образуется за счет многоуровневой системы мотивов, является достаточно сложным и комплексным образованием;
- учебная мотивация формируется за счет двух основных мотивов - познавательных и социальных. Однако отдельные их категории варьируются в зависимости от года обучения и могут изменяться;
- для формирования мотивации учения важно использовать комплекс методов, учитывающих индивидуальные особенности детей.
Исследовательский этап работы включал в себя проведение педагогического эксперимента, на констатирующем этапе которого были получены следующие результаты:
- основная часть исследовательских групп имеет средний уровень сформированности эмоционального компонента мотивации учения, высокий уровень имеют 25 % и 5 % детей контрольной и экспериментальной группы соответственно, а низкий - 20 % и 45 %;
- для преобладающей части контрольной группы свойственен высокий уровень сформированности личностного компонента учебной мотивации, а экспериментальной - средний, где также у 30 % выявлен низкий уровень;
- для преобладающей части контрольной группы свойственен высокий уровень сформированности когнитивного компонента учебной мотивации, а экспериментальной - средний, где также у четверти выявлен низкий уровень;
- для преобладающей части контрольной группы свойственен высокий уровень сформированности деятельностного компонента учебной мотивации, а для экспериментальной - средний и низкий;
- половина контрольной группы имеет высокий уровень сформированности учебной мотивации, а в экспериментальной - 48 % детей имеют средний, где также у 36 % выявлен низкий уровень.
На формирующем этапе был разработан и апробирован комплекс занятий по формированию учебной мотивации у младших школьников. Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили эффективность комплекса занятий, а также и положения исходной гипотезы исследования, а значит, формирование учебной мотивации у младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
- выявить уровень сформированности учебной мотивации у младших школьников;
- разработать комплекс занятий, способствующий формированию учебной мотивации младших школьников;
- организовать проведение групповых внеурочных занятий, направленных на формирование учебной мотивации младших школьников;
- создать благоприятный психологический климат для формирования учебной мотивации младших школьников.
По итогу тема бакалаврской работы изучена полностью. Полученные выводы могут быть использованы в работе с младшими школьниками.
В результате проведенного анализа научной литературы по проблеме учебной мотивации у младших школьников было выявлено следующее:
- учебную мотивацию следует рассматривать как один из видов мотивации в целом, изучаемой в контексте учебной деятельности. Такая мотивация, в силу того, что она образуется за счет многоуровневой системы мотивов, является достаточно сложным и комплексным образованием;
- учебная мотивация формируется за счет двух основных мотивов - познавательных и социальных. Однако отдельные их категории варьируются в зависимости от года обучения и могут изменяться;
- для формирования мотивации учения важно использовать комплекс методов, учитывающих индивидуальные особенности детей.
Исследовательский этап работы включал в себя проведение педагогического эксперимента, на констатирующем этапе которого были получены следующие результаты:
- основная часть исследовательских групп имеет средний уровень сформированности эмоционального компонента мотивации учения, высокий уровень имеют 25 % и 5 % детей контрольной и экспериментальной группы соответственно, а низкий - 20 % и 45 %;
- для преобладающей части контрольной группы свойственен высокий уровень сформированности личностного компонента учебной мотивации, а экспериментальной - средний, где также у 30 % выявлен низкий уровень;
- для преобладающей части контрольной группы свойственен высокий уровень сформированности когнитивного компонента учебной мотивации, а экспериментальной - средний, где также у четверти выявлен низкий уровень;
- для преобладающей части контрольной группы свойственен высокий уровень сформированности деятельностного компонента учебной мотивации, а для экспериментальной - средний и низкий;
- половина контрольной группы имеет высокий уровень сформированности учебной мотивации, а в экспериментальной - 48 % детей имеют средний, где также у 36 % выявлен низкий уровень.
На формирующем этапе был разработан и апробирован комплекс занятий по формированию учебной мотивации у младших школьников. Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили эффективность комплекса занятий, а также и положения исходной гипотезы исследования, а значит, формирование учебной мотивации у младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
- выявить уровень сформированности учебной мотивации у младших школьников;
- разработать комплекс занятий, способствующий формированию учебной мотивации младших школьников;
- организовать проведение групповых внеурочных занятий, направленных на формирование учебной мотивации младших школьников;
- создать благоприятный психологический климат для формирования учебной мотивации младших школьников.
По итогу тема бакалаврской работы изучена полностью. Полученные выводы могут быть использованы в работе с младшими школьниками.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование положительной учебной мотивации у младшего школьника средствами использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мир в условиях инклюзивного образования (Московский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Формирование учебного самоконтроля у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка программы внеурочных занятий для формирования учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста при переходе на уровень основного общего образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



