Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучения творчества писателя Арсена Титова в школе

Работа №117606

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 6
1.1. Художественный мир как категориальное понятие 6
1.2. Поэтика художественного мира А.Б. Титова 14
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ АРСЕНА ТИТОВА 29
2.1. Специфика раннего творчества Арсена Титова 29
2.2. Особенности поздних произведений писателя 42
ГЛАВА 3. ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А.Б. ТИТОВА В ШКОЛЕ 52
3.1. Особенности изучения биографии и творчества писателя в общеобразовательной школе 52
3.2. Изучение творчества А.Б. Титова старшеклассниками 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЯ 74

Исследование произведение писателя предполагает глубокий анализ элементов творчества, составляющих целостную систему, которую в литературоведении понимают как «художественный мир». Дефиниция данного понятия представляется сложной. Она подразумевает выявление границ, особенностей и основных признаков данного мира. На современном этапе проблема художественного мира недостаточно раскрыта, является сложной, в связи с тем, что нет единого мнения и подходов к его изучению. Анализ произведений писателя является недостаточным для выявления особенностей творчества отдельного писателя, так как художественный мир требует нахождения автора в литературных поисках, его писательских стремлений и намерений, жизненного и творческого опыта.
Осмысление понятия «художественный мир» дает возможность глубже раскрыть универсальную природу произведения, понять закономерности его построения, основную авторскую идею, что предопределяет тему, мотивы, образы, их внешнюю и эмоционально-чувственную экспликацию (приемы, тропы), идейно-смысловую логичность и, возможно, алогизм, законы гармонии и дисгармонии составляющих текста, определить наименьшую идейную и смыслообразующую единицу, которая является первоосновой создания текста. Художественный мир глобальнее, чем творчество, и поэтому художественный мир Арсена Борисовича Титова, как явление современной русской литературы, требует именно такого широкого исследования.
В отечественном литературоведении немногочисленные статьи о творчестве Арсена Титова написаны А. Водатурской, Л. Звонаревой, К. Комаровым, О. Славниковой, К. Стрельниковым.
Актуальность выбранной темы обусловлена малоизученностью в отечественном литературоведении художественного мира Арсена Титова и особенностей его поэтики, а также отсутствием разработок уроков в общеобразовательной школе при изучении творчества писателя – нашего современника, уральца.
Объект исследования – прозаическое творчество и публицистика Арсена Титова.
Предмет исследования – отражение исторических событий рубежа веков в творчестве А.Б. Титова.
Цель исследования – проанализировать эволюцию мировоззрения Арсена Титова в тесной взаимосвязи с историческими изменениями эпохи рубежа веков и разработать подходы по изучению творчеству писателя в общеобразовательной школе.
Цель реализовывается в задачах исследования:
1) описать поэтику прозы А.Б. Титова исходя из категориального понятия «художественный мир»;
2) выделить особенности языкового оформления произведений А.Титова;
3) выявить способы отражения ключевых моментов истории в творчестве Арсена Титова;
4) разработать серию уроков по изучению творчества А.Б. Титова в общеобразовательной школе.
Методы исследования: анализ научной литературы, который использовался для изучения теоретических аспектов исследования художественного мира А.Б. Титова; описательный метод, представивший собой сбор, анализ и изложение полученных характеристик стилистических средств и ритмической организации текстов писателя; дедуктивный метод для заключения логического вывода из общего понятия.
¬Научная новизна полученных результатов заключается в том, что творчество современного писателя рассматривается комплексно, исходя из практической цели: формирование подходов к изучению творчества А.Б. Титова в современной школе.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в обобщении теоретических подходов к изучению художественного мира и поэтики прозы в целом, а также изучения эволюции мировоззрения Арсена Титова на рубеже ХХ - ХХI веков.
Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью использования материалов исследования в понимании художественного мира Арсена Борисовича Титова, а также изучения творчества писателя в общеобразовательной школе на уроках литературы.
Структура исследования. Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников, включающего 55 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Художественный мир Арсена Борисовича Титова представлен образной системой, имеющей собственные закономерности, символы, идеалы. Такая система отражает устройство мира через мировоззрение автора, его субъективный взгляд. Отличительной чертой поэтики А.Б. Титова является уровень психологизма, выраженный в произведениях автора. Особое значение в стилевой структуре поэтики прозы А.Б. Титова приобретают такие черты как музыкальность, лиризм, особенно пластичность, живописность и драматизм. Живой пластический рисунок и яркий колорит языка наблюдается не в одном из произведений писателя. Художественные эффекты автор достигает благодаря умелому оперированию светотенью, скупостью и насыщенностью красок, которые сближают произведения Титова с живописью.
В художественном мире А.Б. Титова освоение внешнего мира возможно посредством художественного слова и образа, определенной символики, традиционных и индивидуально-авторских средств художественной изобразительности. Среди особенностей языкового оформления произведения можно назвать следующие: основными тропами и стилистическими фигурами речи в произведениях А.Б. Титова являются метафоры, сравнения, инверсия, анафора, эпифора, которые определяют основные черты поэтики; особое место занимает в тексте произведений передача смысла событий в одном контексте с помощью перифраза: часто описываются повторяющиеся ситуации, аналогичные действия или эмоциональные состояния; образный строй прозаических произведений формируется за счет лексических, синтаксических и фразовых повторов, которые замедляют определенные отрывки текста и формируют оценочные характеристики героев произведений и событий в них происходящих; эмоциональные переживания героев, лирические зарисовки и размышления выражаются в ритмической структуре текста с помощью простых и сложных предложений.
Среди способов отражения ключевых моментов истории в творчестве Арсена Титова выявлены следующие:
‒ автор интерпретирует события прошлого через призму человеческих судеб и стремится тем самым донести историческую информацию через собственное субъективное видение ключевых моментов истории (событий военных и послевоенных лет), которое он вкладывает в уста своих героев;
‒ его произведения выражают преклонение перед мужеством рядовых солдат, защищавших интересы своего государства во время афганской, грузинской и первой чеченской войн. Писатель старается избегать однолинейности повествования, создаёт сложные, неоднозначные характеры, показывает их в эволюции и внутренней динамике;
‒ наблюдается философичность произведений, вызванная стремлением писателя выйти за пределы изображаемого периода, стремлением постичь действительность в единстве прошлого, настоящего и будущего;
‒ язык поэтики Титова обретает определенные качества: лаконизм, емкость, отточенность, что является особенностью художественного мира автора.
В рамках настоящего исследования нами были разработаны три урока по биографии и творчеству А.Б. Титова. При составлении серии уроков мы ориентировались на требования ФГОС, среди которых: личностно-ориентированный, индивидуальный характер каждого урока; приоритет самостоятельной работы учеников; ориентация на практический, деятельностный подход; помощь в освоении новых знаний.
Во время составления и проведения уроков по биографии и творчеству А.Б. Титова акцентировано внимание на автобиографических данных о писателе, особенностях характера, ценностях, гражданской позиции, интересах и стремлениях, творчестве как составной части жизненного пути, особенностях восприятия другого человека, тематике произведений и их языковых особенностях, которые помогают А.Б. Титову сохранять свой индивидуально-авторский стиль. Кроме этого подчеркивались особенности поэтики А.Б. Титова, определены особенности языкового оформления произведений, проведено наблюдение за эволюцией взглядов писателя в контексте исторической эпохи.
Учащиеся с интересом отнеслись к творчеству А.Б. Титова, творчески выполняли задания на уроках, отвечали на большинство поставленных вопросов, вели активную дискуссию по проблемным ситуациям. Немаловажную роль сыграли выбранные интерактивные методы и приемы на уроках по творчеству А.Б. Титова.
Изучение произведений современных писателей в школе крайне необходимо для расширения представлений школьников о литературном процессе вообще и современном его состоянии в частности. Художественный мир Арсена Титова, во многом специфический, оригинальный, самодостаточный и богатый как в стилистическом, так и в изобразительном планах, продолжающий традиции классической русской литературы



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – 232 с.
2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. Учебник для вузов, 4-е изд., испр. и доп. / И.В. Арнольд. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.
3. Ахметова Г.Д. Художественный текст как явление культуры / Г.Д. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – С. 89-94.
4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста: практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 400 с.
5. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою / M.М. Бахтин. – Режим доступа: http://museum.philosophy.pu.ru/books/
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин – М.: Искусство, 1986. – 445 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1979. – 355 с.
8. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. - 3-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 400 с.
9. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н.С. Болотнова. – 4-е изд. – М.: Флинта, 2009. – 520 с.
10. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Политиздат, 1988. – С. 255–262.
11. Валгина Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 280 с.
12. Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины. Учебное пособие / ред. Л.В. Чернец. — М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 1999. — 556 с.
13. Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе / В.В. Виноградов // О теории художественной речи – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с.
14. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. – М., 1981. – 158 с.
15. Гаспаров M.JI. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987. – С.295-296.
16. Звонарев Л.У. Цари и философы против бунтарей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mameluc-arsen.narod.ru/zvonareva.htm.
17. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. – М.: Intrada, 2000. – 384 c.
18. Каплан И. Е. Изучение биографии писателя. Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы: пособ. для учит. нац. школ союз. респ. / под ред. К.В. Мальцевой, И.Е. Каплана. – Л.: Просвещение, 1979. – 198 с.
19. Комаров К. «Самостоянье человека – залог величия его»: О трагизме и комизме самоопределения личности в прозе Арсена Титова - [Электронный ресурс] // Большая медведица. – 2009. – № 2. – Режим доступа: http://www.ayac.narod.ru/ursa/Ursa21web.pdf
20. Комаров К. На минных полях мирного времени. Арсен Титов. Маленькие повести о войне и мире / К. Комаров // Урал. – 2016. – № 10.
21. Литература. Особенности развития литературы на рубеже XX —XXI веков [Электронный ресурс] / Под ред. Г.А. Обернихиной. – Режим доступа: https://scribble.su/work/lit-prof-oberhinina/39.html
22. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопр. литературы. – 1968. – № 8. – С. 74-87.
23. Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля / А.Ф. Лосев. – К.: Сollegium, 1994. – 288 с.
24. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. – Таллинн: Александра, 1993. – Т. 3. – 496 с.
25. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы / А.Р. Лурия. – М.: Педагогика, 1970. – Т. 2. – 495 с.
26. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособ. / В.А. Маслова. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 256 с.
27. Михайлова Ю.А. Научно-методические подходы к изучению писательских биографий на уроках литературы в основной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.А. Михайлова. – М., 2003. – 24 с.
28. Мосунова Л.А. Анализ художественных текстов: учебник и практикум для вузов / Л.А. мосунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 228 с.
29. Николаева О.В. Анализ произведения в контексте творчества писателя на уроках литературы в старших классах / О.В. Николаева // Наука и школа. – 2010. – С. 70-73.
30. Островская Г.А. Основные подходы к изучению биографий писателей в подготовке учителей литературы / Г.А. Островская // Актуальные вопросы русской филологии в поликультурном пространстве: сб. статей. – Эрзурум: Ататюркский университет, 2013. – С. 182-184.
31. Островская Г.А. Работа с текстом в профессиональной подготовке студентов к изучению с учениками биографии писателя / Г.А. Островская // Чтение как искусство: герменевтический аспект. – Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. – С. 58-65.
32. Полосухин В. Проблема изучения взаимосвязи бытийной и творческой биографии автора в условиях повышения профессионального мастерства учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Полосухин. – М., 2006. – 24 с.
33. Рабинович В. Я ждал этого романа. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mameluc-arsen.narod.ru/rabinovich.htm.
34. Рассказы Арсена Титова [Союз писателей России]. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.chitalnya.ru/work/921127/
35. Родионова О.А. Изучение биографии писателей в 5-11 классах с привлечением краеведческого материала: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / О.А. Родионова. – Оренбургский гос. пед. ун-т, Оренбург, 2006. – 239 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 488 с.
37. Славинский Я. К теории поэтического языка. Структурализм: «за» и «против» / Я. Славинский. – М.: Прогресс, 1975. – С. 258-263.
38. Славникова О. Шерше мужик / О. Славникова // Урал. – Екатеринбург, 1998. № 1. – С. 180-183.
39. Старший сержант дед Михаил: Повести и рассказы. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1989. – 320 с.
40. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.Н. Сковородников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 696 с.
41. Татару Л.В. Точка зрения и ритм композиции нарративного текста (на материале произведений Дж. Джойса и В. Вулф): дисс. докт. фил. наук: 10.02.19 / Л.В. Татару. – Саратов, 2009. – 419 с.
42. Тимофеева Е.Н. Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Е.Н. Тимофеева. - Санкт-Петербург, 2011. - 315 с.
43. Типы и виды уроков по ФГОС [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchutrudu.ru/tipyi-i-vidyi-urokov-po-fgos/
44. Титов А. Женщина Эн [Электронный ресурс] // Звезда. – 2019. – № 10. – Режим доступа: https://magazines.gorky.media/zvezda/2019/10/zhenshhina-en.html.
45. Титов А.Б. Новеллы / А.Б. Титов. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 207 с.
46. Титов А.Б. Одинокое мое счастье. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mameluc-arsen.narod.ru/schastie.htm
47. Титов Арсен: биобиблиографическое издание / А.И. Водатурская, Г.П. Гурбич. – 3-е изд., доп. – Екатеринбург, 2013. – 19 с.
48. Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы) / В.И. Тюпа. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. – 80 с.
49. Хализев В.Е. Теория литературы: учеб. для студентов вузов / В.Е. Хализев. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. – 404 c.
50. Шалацкая Т.П. Содержание и структура понятия «художественный мир» в литературоведении / Т.П. Шалацкая, Н.А. Осадчая // Социально-гуманиатрные аспекты благополучия человека. – Уфа: АнтроВита, 2018. – С. 58-64.
51. Щирова И.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие / И.А. Щирова, Е.А. Гончарова. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. – 472 с.
52. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе: Учеб. пособие для студ. вузов / М.Н. Эпштейн. – М.: Высшая школа, 2005. – 495с.
53. Якобсон Р.О. Грамматический параллелизм и его русские аспекты: (Работы по поэтике) / Р.О. Якобсон. - М.: Прогресс, 1987. – С. 99–132.
54. Якобсон Р.О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии / Р.О. Якобсон // Семиотика. – М., 1983. – С. 258-268.
55. Якобсон Р.О. Работы по поэтике / Р.О. Якобсон. – М.: Прогресс, 1987. – 464 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ