Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы проблемы развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте
1.1 Понятие «эмоциональный интеллект» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 16
2 Экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте
2.1 Выявление уровня развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 27
2.2 Формирующий этап экспериментальной работы 36
2.3 Изучение динамики развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 43
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Сводные таблицы результатов констатирующего этапа 61
Приложение Б Стимульный материал 62
Приложение В Сводные таблицы результатов контрольного этапа 63
Изменения, происходящие в России последние годы, постоянное усложнение и ускорение социальных процессов, предъявляют повышенные требования к способностям человека. Высокий динамизм развития общества актуализирует проблему развития личности, в том числе и эмоционального интеллекта. Для успешной социализации личности младшим школьникам необходимо иметь достаточную компетентность в сфере эмоционального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта в современном обществе необходимо для умения понимать себя и других людей и управлять эмоциями.
Л.С. Выготский в своё время указал на совместную работу интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности человека с целью обеспечения эффективного функционирования и адаптации человека в окружающей среде. В психологии принцип единства аффекта и интеллекта лучше всего выражается концепцией эмоционального интеллекта [6].
В современном мире темп жизни непрерывно ускоряется. В связи с этим эмоциональный интеллект занимает одно из важнейших мест в жизни человека. Умение распознавать эмоциональное состояние окружающих людей и проявлять свои эмоции в определенной ситуации является одним из важнейших аспектов общения. Начинать развивать эмоциональный интеллект в младшем школьном возрасте нужно, потому что это позволит детям в будущем лучше управлять собственными чувствами и адекватно реагировать на различные ситуации, происходящие в их жизни. Также это позволит школьникам лучше выстраивать коммуникацию, что позволит конструктивно разрешать возникающие конфликты, успешно общаться со сверстниками.
Изучали данную проблему многие ученные такие как А.В. Алешина, Е.П. Ильин, П. Сэловей, Д.В. Ушаков, Д.Б. Эльконин и другие.
Особый интерес представляют работы И.С. Степанова, И.Н. Мещеряковой, в них рассматриваются педагогические проблемы развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте.
Актуальность данной темы обусловлена имеющимися противоречиями между необходимостью развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте и недостаточной разработанностью системы применения методов по развитию данного процесса.
Отсюда вытекает проблема: каково содержание работы по развитию эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте?
В связи с актуальностью проблемы, целью исследования выступает изучение эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте и возможности его развития при условии реализации программы, с применением методов арт-терапии.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте посредством методов арт-терапии.
Гипотеза исследования: развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте возможно если:
• педагог использует разнообразные методы арт-терапии по развитию эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности;
• учитель реализует личностно-ориентированный подход при проведении внеурочной деятельности посредством методов арт- терапии;
• учитель учитывает индивидуальные особенности развития детей.
Для достижения нами поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать проблему развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте.
2. Определить уровень развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте.
3. Разработать и внедрить программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте посредством методов арт-терапии.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте.
2. Эмпирические методы: «Словарь эмоций» (Е.С. Иванова); «Тест лицевой экспрессии» (Е.С. Иванова); «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский и Б.А. Федоришин); «Тест эмоционального интеллекта» Д.В. Люсина; «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой; «Три желания» (Л.И. Божович).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологическая база выпускной квалификационной работы представлена исследованиями в области эмоционального интеллекта исследователей и ученых (Д. Гоулман, Д.В. Люсин., Дж. Мэйер, Р. Торндайк и др.).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что экспериментально выявлен уровень развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. На основании результатов исследования разработан и апробирован комплекс методов по развитию эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. Итоги диагностического исследования могут применять в своей работе педагоги, психологи и родители.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 1 РП Кузоватово с учащимися 3 класса.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проблемой развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте рассматривали как зарубежные, так и отечественные ученые и исследователи. Особый вклад в изучение проблемы развития эмоционального интеллекта внесла педагог-исследователь М.А. Манойлова. В данном исследовании опирались на ее определение понятия эмоциональный интеллект: умение понимать и возможность регулировать проявления собственных эмоций и чувств, а также эмоций и чувств других людей
На констатирующем этапе определены показатели уровня развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте, а также подобраны диагностические методики. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 1 РП Кузоватово. В исследование приняли участие учащиеся 3 класса в количестве 28 человек, которые составили экспериментальную (14 учащихся) и контрольную (14 учащихся) группу. В экспериментальной группе высокий уровень показали 14% детей, в контрольной группе 14% детей, средний уровень в экспериментальной группе показали 50%, в контрольной 72%, низкий уровень в экспериментальной группе показали 36%, в контрольной группе 14%.
Результаты констатирующего этапа говорят о недостаточном уровне развития эмоционального интеллекта детей как экспериментальной, так и контрольной группы. Так как у детей экспериментальной группы результаты немного ниже, специальная работа на формирующем этапе проведена именно с этой группой детей.
На формирующем этапе разработана программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. В данную программу вошли внеурочные занятия с применением методов арт- терапии таких как изотерапия, музыкатерапия, сказкотерапия, игротерапия. Программа реализована с учетом выделенных принципов работы с детьми младшего школьного возраста.
На контрольном этапе были проведены те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе исследования. В результате контрольного этапа исследования выявлена положительная динамика в уровне развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Данные изменения произошли за счет перехода 4 детей (28%) - Даши Б., Матвея Е., Данила Ж., Ани Л. с низкого уровня на средний уровень. Детей с высоким уровнем стало больше за счет перехода 3 детей (21%) - Алины В., Жени К. Полины О. со среднего уровня.
Результаты контрольного этапа исследования уровня развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте говорят об эффективности проведенной работы на формирующем этапе исследования.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, задачи реализованы в полном объеме.
1. Андерсон М. Н. Актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта в рамках приоритетных задач ФГОС дошкольного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. №2. С. 204-210.
2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 57-65.
3. Андреева И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 2. С. 104109.
4. Балаклеец В. В. Об особенностях компонентов эмоционального интеллекта у представителей разных народов. Молодой ученый. 2017. №4. С. 315-318.
5. Барышникова Е. В. Психология детей младшего школьного возраста: учеб. Пособие. Челябинск : Изд-во Южно-Урал. Гос. Гуманитар.- пед. ун-та, 2018. 174 с.
6. Бегиева Б.М. Средства интеллектуального развития младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. - 2020. № 25 (109). С. 19-22. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-intellektualnogo-razvitiya-mladshih- shkolnikov (дата обращения: 26.03.2021).
7. Брязгина В. А. Психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта младших школьников // Цели и ценности современного образования : сб. науч. Тр. 2019. С. 212-216. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37240596.
8. Волокитин А. П. К вопросу об особенностях эмоционального интеллекта младших школьников // Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования : сб. науч. Тр. 2019. С. 45-49. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41390937 (дата обращения: 20.02.2022).
9. Геращенко, Т. А. Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников // Педагогика и психология как основа развития современного общества: сб. науч. Тр. 2019. С. 39-42. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=39219461 (дата обращения: 20.02.2022).
10. Гоулмэн Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Москва : Изд-во Иванов и Фербер, 2017. 544 с.
11. Данилова Н. А. Формы психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта младших школьников. // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире : сб. науч. Тр. 2015. С. 229-232. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25259239.
12. Дворак В. Н., Петелина А. А. Развитие представлений об эмоциональном интеллекте в XX - XXI веке // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2020. №2. С. 10-13.
13. Добрин А. В. Особенности управления эмоциями младших школьников как компонент эмоционального интеллекта // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : сб. науч. Тр. / Под ред. Т. М. Сигитова. Пермь, 2017. С. 135-136. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32457032
14. Доброва Ю. С. Безгодова С. А. Проблема понимания эмоционального интеллекта в психологии // Психология в современном мире : сб. науч. Тр. / Под ред. О. В. Кащеева, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкого. 2017. С. 61-63. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32785776 (дата обращения: 20.02.2022).
15. Карева С. В. Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников // Славянские чтения-9 : сб. науч. Тр. 2015. С. 163-165. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23443715 (дата обращения: 20.02.2022).
...