Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа продаж 6
1.1. Сущность и нормативная база учета продаж 6
1.2 Теоретические основы анализа объемов производства и продаж 12
2 Бухгалтерский учет продажи продукции и товаров на примере ООО «Ветеран» 15
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Ветеран» 15
2.2 Бухгалтерский учет продаж товаров в ООО «Ветеран» 27
3 Рекомендации по увеличению объема продаж на основе проведенного анализа 33
3.1 Анализ основных показателей продаж в ООО «Ветеран» 33
3.2 Рекомендации по увеличению объема продаж через снижение себестоимости продукции 42
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложение А Отчет о финансовых результатах 2020г-2021г 52
Приложение Б Бухгалтерский баланс 2019г-2021г 53
В условиях перехода России к рыночной экономике у предприятий возрастает необходимость активнее использовать бухгалтерский учет, чтобы контролировать и совершенствовать свою работу.
Продажа товаров является важнейшим экономическим показателем работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации.
Процесс продажи завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.
Кроме того, от объема продажи товаров зависит и величина прибыли предприятия - одного из важнейших показателей его деятельности.
Систематическое увеличение продаж - одно из основных условий повышения эффективности любого производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет.
Составной частью и одним из новых видов экономического контроля является независимый контроль - аудит. Независимый контроль, или аудит, осуществляется аудиторами, аудиторскими организациями на независимой договорной основе за счет проверяемого экономического субъекта.
Анализ продаж дает возможность контролировать расходы, не будут ли они чрезмерными, подскажет, на каком уровне установить цены, как применять сведения о затратах на ближнюю и дальнюю перспективу, как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровень прибыли.
Вышеизложенные аргументы свидетельствуют, что проблема учета, анализа продаж является актуальной и важной для каждого предприятия, что и обусловило выбор темы настоящей бакалаврской работы.
Целью бакалаврской работы является изучение методики учета, аудита и анализа продаж и себестоимости товаров.
Для реализации цели нами поставлены следующие задачи:
• рассмотреть сущность и нормативную базу учета продаж и себестоимости товаров,
• изучить методику бухгалтерского учета продажи товаров;
• рассмотреть формирование себестоимости товаров;
• провести аудит продаж и себестоимости товаров;
• провести анализ основных показателей продаж и себестоимости;
• дать рекомендации по снижению себестоимости товаров.
Объектом исследования бакалаврской работы является ООО «Ветеран».
Предмет исследования - учет, аудит и анализ продаж и себестоимости товаров.
В первом разделе бакалаврской работы раскрывается сущность и нормативная база учета продаж и себестоимости товаров.
Второй раздел бакалаврской работы носит практический характер и посвящена изучению методики бухгалтерского учета продаж товаров и формированию себестоимости товаров в ООО «Ветеран».
В третьем разделе проведен анализ продаж и себестоимости товаров и даны рекомендации по снижению себестоимости товаров.
В заключении подводится общий итог всей проделанной работы.
Отгрузка покупателям товаров должна быть подтверждена оплатой. Поэтому продажа товаров предполагает смену собственника.
Продажа товаров, работ или услуг организацией, или индивидуальным предпринимателем - передача на возмездной основе (в том числе обмен) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, а в ряде случаев - и на безвозмездной основе.
Продажа товаров осуществляется в соответствии с заключенными договорами или в порядке свободной продажи непосредственно населению по рыночным ценам, под которыми понимаются цены, сложившиеся в Ветеране в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке идентичной товаров, а при отсутствии ее - в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Себестоимость товаров - емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, показывая, во что обходится предприятию производство и сбыт товаров. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства [35].
Себестоимость товаров - выраженные в денежной форме затраты на ее производство и продажу. В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость товаров является важнейшим показателем производственно - хозяйственной деятельности организаций [34].
Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов товаров; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости товаров; определения цен на продукцию; обоснования решения о производстве новых видов товаров и снятия с производства устаревших.
Сумма выручки от продажи товаров в ООО «Ветеран» отражается:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Кредит счета 90 «Продажи» субсчета 1 «Выручка».
Одновременно себестоимость проданной товаров списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу» в дебет субсчета 2 «Себестоимость продаж» счета 90 «Продажи».
Начисленные по проданной товаров суммы НДС в ООО «Ветеран» отражают:
Дебет счета 90 «Продажи» субсчета 3 «Налог на добавленную стоимость».
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Учет расходов на производство в ООО «Ветеран» ведется с подразделением на прямые, собираемые по дебету счета 20 «Основное производство», и косвенные, отражаемые по дебету счета 25 «Общезаводские расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». В конце отчетного периода косвенные расходы списываются в качестве условно - постоянных в дебет счета 90 «Продажи».
В ходе аудиторской проверки ООО «Ветеран» нарушений законодательства и методологии ведения бухгалтерского учета продаж и себестоимости товаров не выявлено.
ООО «Ветеран» на протяжении 2020-2021гг. получало прибыль по результатам хозяйственной деятельности. В 2020г. этот показатель составил 595 тыс. руб., а в 2021г. повысился на 261,68% и составил 2152 тыс. руб. Увеличение коэффициента обуславливается более высоким темпом роста показателя выручки от продажи по отношению к показателю себестоимости товаров. Если в 2020г. рентабельность составляла 2,62%, то в 2021г.-5,66%;
Учет затрат и калькулирование себестоимости товаров в ООО «Ветеран» осуществляется в соответствии с нормативной и законодательной базой по бухгалтерскому учету. [33]
При анализе общей суммы затрат и ее элементов в ООО «Ветеран» выявилось следующее: полная себестоимость товаров в 2021г. возросла на 11,6%. Данный рост показателя полной себестоимости сложился из роста показателей всех элементов себестоимости;
При анализе показателей постоянных и переменных затрат выявилось, что в 2021г. сумма переменных затрат на предприятии уменьшилась (на 10,1%), а сумма постоянных затрат увеличилась на 38% и составила 22558,8 тыс. руб.[32]
Анализ структуры себестоимости товаров ООО «Ветеран» показал, что наибольший удельный вес в общей сумме затрат занимают затраты на материалы, используемые в производстве товаров;
План выпуска товаров в ООО «Ветеран» за 2021г. недовыполнен по прессу ИТ-2000/НР на 1,04%, а по прессу ИТ-1000/ТР на 1,41%. Однако вместе с уменьшением объема выпуска увеличились затраты на производство: по прессу ИТ-2000/НР на 2,06%, а по прессу ИТ-1000/ТР на 2,14%.
Проанализировав возможные резервы снижения производственных затрат в ООО «Ветеран», было рекомендовано заменить дорогостоящие материалы в составе выпускаемой товаров более дешевыми аналогами.
Расчет годовой эффективности предложенного мероприятия показал, что в результате только смены поставщика ООО «Ветеран» дополнительно получит прибыли в размере 537,5 тыс. руб. при объеме продаж на уровне 2021г. Данное увеличение произойдет под влиянием снижения затрат на приобретение материалов на 570,0 тыс. руб.