Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного 9 искусства в системе дополнительного образования
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
творческого воображения у детей дошкольного возраста 9
1.2 Потенциальные возможности декоративно-прикладного искусства в
развитии у детей 6-7 лет творческого воображения в системе 21 дополнительного образования
Вывод по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования 34
2.1. Выявление уровня развития у детей 6-7 лет творческого воображения 34
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 6-7 лет
творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства 47
2.3 Оценка эффективности содержания работы по развитию у детей 6-7
лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства 77
Вывод по второй главе 88
Заключение 90
Список используемой литературы 92
Приложения 97
Актуальность данного исследования заключается в необходимости воспитания творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями встает важная задача формирования творческого потенциала подрастающего поколения, что в свой черед требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса.
Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и декоративно-прикладное искусство.
Детское декоративно-прикладное искусство из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.
Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, является творческое воображение. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Изучение развития творческого воображения в онтогенезе отражено в трудах Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, А.И. Леонтьева, Р.С. Немова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В исследованиях Л.А. Парамоновой, О. Сафоновой, Г. Урадовских изучался процесс изучения возможностей декоративно-прикладного искусства в развитии творческого воображения дошкольников.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречия:
- между требованиями общества к формированию личности, с развитым активным творческим воображением и недостаточным развитием у детей 6-7 лет творческого воображения;
- между необходимостью развития у детей 6-7 лет творческого воображения и недостаточным использованием возможностей декоративно-прикладного искусства;
- между необходимостью оптимизации организационно-педагогических условий развития у детей 6-7 лет творческого воображения и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения реализации данного процесса.
На основании выделенных противоречий определена проблема исследования: каковы возможности декоративно-прикладного искусства в развитии у детей 6-7 лет творческого воображения?
Необходимость разрешения выделенных противоречий и актуальность рассмотренной проблемы определили тему исследования: «Развитие у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: декоративно-прикладное искусство как средство развития у детей 6-7 лет творческого воображения в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования будет эффективным, если:
- разработана комплексная программа дополнительного образования «Калейдоскоп» для развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством декоративно-прикладного искусства;
- подобрана и включена в программу картотека презентаций и видеофильмов о видах и техниках декоративно-прикладного искусства;
- применены театрализованные игры для повышения мотивации дошкольников в процессе реализации комплексной программы дополнительного образования;
- привлечены родители в работу по развитию у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1) провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме развития у детей дошкольного возраста творческого воображения и выявить степень ее разработанности в теории и практике;
2) выявить уровень развития у детей 6-7 лет творческого воображения;
3) разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования;
4) оценить эффективность содержания работы по развитию у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства.
Теоретической основой исследования послужили:
- психолого-педагогические концепции воображения (Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорда, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, В.А. Крутецкого, Р.С. Немова, К.Д. Ушинского);
- теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская);
- деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению (П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина);
- исследования возможностей декоративно-прикладного искусства в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста (Л.А. Парамонова, О. Сафонова, Г. Урадовских).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ работ психологов, философов, педагогов по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста; изучение работ специалистов по методике декоративно-прикладного искусства; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по декоративно - прикладному искусству);
- эмпирические (беседы с детьми, анализ ситуаций; наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 206 «Сударушка» г.о. Тольятти. Выборка состояла из 32 детей в возрасте 6-7лет.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 2017 по 2019 гг.
На первом этапе (сентябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия экспериментальной работы.
На втором этапе (февраль 2017 г. - февраль 2018 г.) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалась и апробировалась образовательная программа во внеурочной деятельности, направленная на развитие творческого воображения детей 6-7 лет; осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
На третьем этапе (февраль 2018г. - май 2018 г.) проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации; подготовка публикаций по теме исследования.
Научная новизна исследования: выявлена возможность развития у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития у детей 6-7 лет творческого воображения; теоретически обоснованы методы, упражнения и задания, используемые на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования, способные влиять на развитие творческого воображения дошкольников.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» в ТГУ» (10 апреля 2019 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческое воображение дошкольника - это самостоятельный созидательный процесс, предполагающий гибкость и экспериментирование ребенка с образами воображения, воплощение на практике, а не на уровне подражания оригинального продукта деятельности.
2. Комплексная программа дополнительного образования «Калейдоскоп», направленная на развитие у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования, включает: картотеку презентаций и видеофильмов о видах и техниках декоративно-прикладного искусства; театрализованные игры для повышения мотивации дошкольников в процессе реализации комплексной программы дополнительного образования; привлечение родителей в работу по развитию у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства.
3. Показателями развития творческого воображения у детей 6-7 лет
являются: 1) оригинальность при создании образов воображения; 2)
детализированность в создании образов воображения; 3) способность к экспериментированию с преобразующимися фигурами; 4) вариативность в создании образов воображения; 5) гибкость в создании образов воображения.
Структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (63 источников), 14 приложений. Текст иллюстрирован 2 рисунками, 15 таблицами.
В ходе исследования проблемы развития творческого воображения у детей 6-7 лет была изучена психолого-педагогическая литература; рассмотрены содержание, сущность и основные понятия творческого воображения; характеристики старшего дошкольного возраста; изучены методы, формы и приемы развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством декоративно-прикладного искусства.
В процессе изучения данной проблемы сделаны следующие выводы:
1. В результате теоретического исследования было выявлено, что проблема развития у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования является актуальной. Нами были изучены различные подходы к определению понятия «творческое воображение у детей 6-7 лет». В нашем исследовании творческое воображение дошкольника рассматривалось как самостоятельный созидательный процесс, предполагающий гибкость и экспериментирование ребенка с образами воображения, воплощение на практике, а не на уровне подражания оригинального продукта деятельности.
2. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень развития творческого воображения у детей 6-7 лет. В обследованной выборке преобладал средний уровень развития творческого воображения 62% детей в ЭГ, 69% в КГ и низкий уровень развития творческого воображения у 25% детей в ЭГ и КГ.
3. Развитие творческого воображения у детей 6-7 лет посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования проходило поэтапно и включало:
- разработку и реализацию комплексной программы дополнительного образования «Калейдоскоп» для развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством декоративно-прикладного искусства;
- подбор и включение в программу картотеки презентаций и видеофильмов о видах и техниках декоративно-прикладного искусства;
- применение театрализованных игр для повышения мотивации дошкольников в процессе реализации комплексной программы дополнительного образования;
- работу с родителями по развитию творческого воображения у детей 6-7 лет посредством декоративно-прикладного искусства.
Программа включала три этапа: мотивационный этап - модуль «Введение в декоративно-прикладное искусство»; когнитивный этап включал 5 модулей - «Сказочный мир бумаги», «Роспись», «Нитяная графика», «Мозаика», «Выдувание через трубочку»; деятельностный этап - модуль: «Итоговая выставка детских работ».
4. В результате проведенной работы по развитию у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования произошли качественные изменения.
Полученные данные показывают, что количественные показатели уровней творческого воображения изменились. Количество детей с низким уровнем развития творческого воображения не выявлено. Количество детей со средним уровнем развития творческого воображения снизилось на 18%. Количество детей с высоким уровнем развития творческого воображения повысилось на 43%.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию у детей 6-7 лет творческого воображения посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования. Следовательно, цель, задачи и гипотеза исследования нашли свое подтверждение. Тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Логос, 2012. - 224 с.
2. Авдеева, Т.Г. ТРИЗ как средство развития творческой личности [Текст] / Т.Г. Авдеева // Инновации в науке. - 2013. - №19. - С.57-61.
3. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: природа и диагностика [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М.: ЦНПРО, 2013. - 208 с.
4. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / А.И. Божович. - М.: АСТ, 2012. - 298 с.
5. Боровик, О. Развиваем воображение [Текст] / О. Боровик // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 14-17.
6. Белкина, В.Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 256 с.
7. Быстрицкая, А. «Бумажная филигрань» [Текст] / А. Быстрицкая. - М.: Айрис пресс, 2014. - 195 с.
8. Волгуснова, Е.А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников [Текст] / Е.А. Волгуснова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, №3. - С. 44-47.
9. Воронов, В.А. Энциклопедия прикладного творчества [Текст] / В.А. Воронов - М.: Олма - пресс, 2012. - 362 с.
10. Вундт, В.М. Очерк психологии [Текст] / В.М. Вундт. - М.: Терра, 2015. - 464 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2002. - 504 с.
12. Вяткина, А.Г. Воображение как основа творческого процесса [Текст] / А.Г. Вяткина // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - №6. - С. 250-255.
13. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент [Текст] / Д. Джекинс. - И.: Контэнт, 2010. - 48 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
15. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий. - Смоленск, 2004. - 153 с.
16. Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст] / О.М. Дьяченко // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 8-12.
17. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]: книга для воспитателей / О.М. Дьяченко. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 254 с.
18. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2012. - №6. - С. 62¬68.
19. Евсеев, Г.А. Бумажный мир [Текст] / Г.А. Евсеев. - М.: АРТ, 2006. - 107 с.
20. Жейнова, С.С. Формирование творческих качеств личности: теоретический аспект [Текст] / С.С. Жейнова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - С. 107.
21. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. - 2014. - №8. - С. 68-73.
22. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [Текст] / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - СПб.: Питер, 2013. - 214 с.
23. Зайцева А. Искусство квилинга [Текст] / А. Зайцева. - И.: Эксмо - Пресс, 2012. - 64 с.
24. Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека [Текст] / Е.И. Игнатьев. - М.: Знание, 1968. - 32 с.
25. Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] / Э.В. Ильенков. - М.: МПСИ, 2010. - 807 с.
26. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с.
Т1. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших
школьников [Текст] / Л.Г. Карпова // ОНВ. - 2015. - №2 (136). - С. 131-139.
28. Кириллова, Г. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст] / Г. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 24-28.
29. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Чебоксары: Альфа, 2012. - 291 с.
30. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]: книга для воспит. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 258 с.
31. Комарова, Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: «Мозаикака-Синтез», 2008. - 213 с.
32. Концов, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное [Текст] / В.П. Концов - Ярославль: Академия развития, 2010. - 213 с.
33. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 426 с.
34. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 289с.
35. Незайкина, Е.В. Примерная образовательная программа
дошкольного образования «Вдохновение» [Электронный ресурс] / под ред. И.Е. Федосовой. - М.: «Национальное образование», 2015. - 368 с. URL: http: //firo. ru/content/uploads/2014/02/vdohnovenie 1. pdf. (дата обращения:
13.05.2011).
36. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1: общие основы психологии [Текст]: Учебник для студентов пед.вузов / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995. - 576 с.
31. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учебник для вузов / Р.С. Немов. - М.: Инкос, 2010. - 606 с.
38. Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст] / Н.Н. Палагина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7.
- С. 3-9.
39. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] / Л.А. Парамонова. - М.: Наука, 2002. - 192 с.
40. Платонов, К.К. О системе психологим [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Мысль, 1972. - 216 с.
41. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Академия, 2006. - 512 с.
42. Рибо, Т.А. Творческое воображение [Текст] / Т.А. Рибо - М.: Книга по требованию, 2013. - 328 с.
43. Рондели, Л.Р. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст] / Л.Р. Рондели - М.: Логос, 2007. - 427 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2008 - 712 с.
45. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: «Просвешение», 1973 - 431 с.
46. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / Е. Синицина. - М.: Наука, 1998. - 349 с.
47. Славина, Л.С. Трудные дети: избранные психологические труды [Текст] / Л.С. Славина. - Воронеж: МОДЭК, 2006. - 496 с.
48. Сорокина, А.И. Дидактические игры в д/саду [Текст] / А.И. Сорокина. - М.: Логос, 2011. - 106 с.
49. Степанова, Н.И. Поделки из природных материалов [Текст] / Н.И. Степанова. - Кишинёв: «Тимпул», 1988. - 342 с.
50. Стефарова, К.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сувенир» [Электронный ресурс] / Стефарова К.В. - М.: «Айрис пресс», 2016. - 607 с. URL:https://ocrtdin.3dn.ru/2016ZDOKIZtvorchestvo4.pdf.(дата обращения: 13.05.2017).
51. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 208 с.
52. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: МПСИ, 2010. - 388 с.
53. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] : пособие для воспитателей и родителей / Л.Ф. Тихомирова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 40 с.
54. Хелен, У. Популярный квилинг [Текст] / У. Хелен. - И.: Ниола - пресс, 2008. - 104 с.
55. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги [Текст] / Д. Чиотти. - И.: Мир книги, 2008. - 96 с.
56. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по воображения [Текст] : пособие для практических работников ДОУ/Г.С. Швайко; под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
57. Шквыря, Ж.Ю. 3D объемный квиллинг [Текст] / Ж.Ю. Шквыря. - Ростов на Дону, 2016. - 163 с.
58. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2011. - 384 с.
59. Becker, G. The association of creativity and psychopathology: Its cultural- historical origins / G. Becker // Creativity Research Journal. - 2011. Vol.
12. - №.1. - Р. 45-53.
60. Csikszentmihalyi, M. Creativity and problem finding in art / M. Csikszentmihalyi, J.W. Getzels // The foundations of aesthetics, art & art educa-tion Journal. - 2008. Vol. 6. - №.3. - Р. 91-116.
61. Pancha, G. Imagination: Meaning, Nature and Types / G. Pancha // Journal of psychology. - 2012. Vol. 24. - №.5. - Р. 21-32.
62. Ribot, T.A. Essay on the creative imagination / T.A. Ribot. - Chicago.: The Open Court Publishing Company; [etc., etc.], 2011. - 370 p.
63. Sawyer, R.K. Explaining Creativity The Science of Human Innovation / R.K. Sawyer. - Oxford Universiti press. - 2006. - 354 p.